Золотарева И. В., Аникина С. М.
Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005, 368 с. — (В помощь школьному учителю)
Содержание
От авторов…………………………………………………………………………………………………….5
Сравнительная характеристика программ литературного
образования для 7 класса общеобразовательной школы…………………………………………5
Программа литературного образования под редакцией
Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого. VII класс (102 часа)……………………………………………11
Распределение материала по программам 68 и 102 часа…………………………………………………13
РАЗДЕЛ I.
ПЛАНЫ УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 ЧАСОВ
Урок 1. Вводный……………………………………………………………………………………………13
Урок 2. «Вольга и Микула Селянинович»……………………………………………………………… 16
Урок 3. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»………………………………………………………….18
Урок 4. Развитие речи………………………………………………………………………………………22
Урок 5. Пословицы и поговорки………………………………………………………………………… 25
Урок 6. Древнерусская литература. «Повесть временных лет»…………………………………………27
Урок 7. Повесть о Петре и Февронии…………………………………………………………………… 30
Урок 8. М. В. Ломоносов. Оды…………………………………………………………………………… 34
Урок 9. Г. Р. Державин…………………………………………………………………………………… 36
Уроки 10-(11). В. А. Жуковский. «Лесной царь»……………………………………………………… 37
Урок 11. А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»)………………..41
Урок 12. «Медный всадник». (Вступление «На берегу пустынных волн...»)……………………… ….44
Урок 13. «Песнь о вещем Олеге»………………………………………………………………………… 50
Урок 14. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)……………………………………………….55
Урок 15. «Станционный смотритель»…………………………………………………………………… 59
Урок 16. М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте……………………………………………………62
Урок 17. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»………………………………………… 65
Вариант урока 17. Игра по «Песне про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова»………………………………………………………………… 70
Урок 18. «Когда волнуется желтеющая нива…» «Молитва», Ангел»………………………………… 73
Урок 19. Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе…………………………………………………… 75
Уроки 20-(21). «Тарас Бульба»…………………………………………………………………………… 79
Урок 21. Отец и сыновья. Характеры главных героев………………………………………………… 82
Урок 22. Развитие речи…………………………………………………………………………………… 83
Вариант уроков 20-22. «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя…………………………………………………… 84
Урок 23. И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Знакомство с рассказом……… 94
Урок 24. Природа в рассказе «Бежин луг»……………………………………………………………… 97
Урок 25. «Бежин луг». Анализ рассказов детей…………………………………………………………101
Вариант урока 25. Ночной рассказ «Бежин луг»……………………………………………………… 104
Урок 26. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»………………………………………………… 110
Вариант проведения уроков по творчеству Тургенева
(уроки внеклассного чтения) «Бирюк» И. С. Тургенева……………………………………… 113
Урок 27. Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе………………………………………………… 118
Урок 28. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая»………………………………………………… 120
Урок 29. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом»……………… 122
Урок 30. М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»……………………………… 127
Урок 31. Продолжение темы предыдущего урока………………………………………………………130
Урок внеклассного чтения. «Дикий помещик»………………………………………………………….134
Урок 32. Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе.
Главы из повести «Детство»: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др………………140
Урок 33. Продолжение знакомства с повестью «Детство»…………………………………………… 142
Урок 34. Развитие речи……………………………………………………………………………………145
Урок 35. А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон»……………………………………....145
Уроки 36-37. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»………………………………………………..151
Вариант 3-х уроков по творчеству А.П. Чехова
Урок 1. Понятие о комическом. Анализ рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»………………………… 152
Урок 2. Приемы создания комического эффекта в сатирических рассказах………………………… 154
Урок 3. Развитие речи…………………………………………………………………………………… 155
Урок 38. И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры»…………………………………………156
Урок 39. Стихотворения И. А. Бунина. Рассказ «Лапти»………………………………………………158
Вариант урока 39. Поэзия И. А. Бунина…………………………………………………………………159
Урок 40. «Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов ХIХ века о родной природе………………………………… 162
Урок 41. Максим Горький. Краткий рассказ о писателе……………………………………………… 164
Урок 42. М. Горький. «Детство»…………………………………………………………………………166
Урок 43. М. Горький. «Данко»………………………………………………………………………… ..169
Урок 44. В. В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»……… 174
Урок 45. «Хорошее отношение к лошадям»…………………………………………………………… 179
Урок 46. Л. Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака»……………………………………… 181
Уроки 47-48. А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Юшка»………………………………………… 182
Урок 49. «Неизвестный цветок»………………………………………………………………………… 184
Вариант уроков 48-49. Цветок доброты…………………………………………………………………184
Уроки 50-51. Урок развития речи по рассказам А. Платонова и Л. Андреева……………………… 187
Уроки 52-53. Ф. А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади»……………… 189
Урок 54. Е. И. Носов «Кукла». «Радуга» — сюжет, завязка, развязка……………………………… 191
Урок 55. Носов «Живое пламя». «Радуга»………………………………………………………………193
Урок 56. Ю. П. Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро»……………………………… 194
Уроки 57-58. А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. Лирические стихотворения поэта…… 195
Урок 59. На дорогах войны. Стихи А. Твардовского, А.Суркова, Н. Тихонова и др…………….......197
Урок 60. А. Вампилов. Свидание. Сценка из нерыцарских времен…………………………………...203
Уроки 61-(62). «Тихая моя родина...»……………………………………………………………………205
Урок 62. «Кто честным кормится трудом — таких зову я знатью!» (Р. Бернс. «Честная бедность)..207
Урок 63. «Властитель наших дум». (Д. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..»)…………… 209
Урок 64. Японские хокку (хайку) (трехстишия)……………………………………………………… 211
Вариант урока 64. Японские хокку (трехстишия)………………………………………………………214
Урок 65. Д. Олдридж. «Отец и сын»…………………………………………………………………… 217
Урок 66. О. Генри. «Дары волхвов»…………………………………………………………………… 218
Урок 67. В чем измеряется счастье?..........................................................................................................220
Урок 68. Итоговый урок………………………………………………………………………………… 221
РАЗДЕЛ II.
ПЛАНЫ УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 ЧАСА
Урок 1. Вводный………………………………………………………………………………………… 222
Урок 2. Русские былины и их герои…………………………………………………………………… 223
Урок 3. Микула Селянинович — эпический герой…………………………………………………… 224
Урок 4. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»………………………………………………225
Урок 5. Былина «Садко».
Подготовка устного сочинения (по картине М. Васнецова «Богатыри»)……………………226
Урок 6. Развитие речи. Устное сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»……………… 227
Урок 7. Устное народное творчество. Русские пословицы и поговорки………………………………227
Урок 8. Пословицы и поговорки народов мира…………………………………………………………228
Урок 9. Отражение библейской мудрости в устном народном творчестве………………………… 229
Урок 10. Владимир Мономах — государь и писатель. Знакомство с его «Поучением»…………… 229
Урок 11. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». История создания…………………………… 230
Уроки 12-13. Подготовка и написание итоговой работы.
Сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе»…………… 231
Урок 14. М. В. Ломоносов……………………………………………………………………………… 232
Урок 15. «Ода на день восшествия...»……………………………………………………………………232
Урок 16. Знакомство с творчеством Г. Р. Державина………………………………………………… 233
Урок 17. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина. Урок-беседа………………………… 233
Урок 18. А. С. Пушкин. Этапы творческого пути………………………………………………………234
Урок 19. Романтические мотивы в поэме «Полтава»………………………………………………… 235
Урок 20. Образ Петра I в поэме Пушкина «Полтава»………………………………………………… 235
Урок 21. Повесть А. С. Пушкина «Медный всадник»………………………………………………… 236
Урок 22. Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина………………………………………………236
Урок 23. «Песнь о Вещем Олеге»……………………………………………………………………… 236
Урок 24. Своеобразие жанра баллады………………………………………………………………… 237
Урок 25. Развитие речи. Урок-беседа по балладе……………………………………………………… 237
Урок 26. А. С. Пушкин. «Борис Годунов»……………………………………………………………… 238
Урок 27. Урок внеклассного чтения по творчеству А. С. Пушкина………………………………… 238
Урок 28. Развитие речи. Урок анализа школьных сочинений………………………………………… 239
Урок 29. М. Ю. Лермонтов……………………………………………………………………………… 239
Урок 30. Поэма «Песня про купца Калашникова»……………………………………………………...240
Урок 31. «Песня...» (2, 3 часть)………………………………………………………………………… 240
Урок 32. Кулачный бой на Москве-реке………………………………………………………………....240
Уроки 33-34. Развитие речи.
Подготовка к сочинению по поэме «Песня про купца Калашникова...»…………………… 241
Урок 35. Внеклассное чтение. А. К. Толстой «Князь Серебряный». Урок-беседа………………… 241
Урок 36-37. Природа в поэзии и живописи. Письменная работа по творчеству Лермонтова………242
Урок 38. Н. В. Гоголь…………………………………………………………………………………… 242
Урок 39. История создания повести «Тарас Бульба»………………………………………………… 243
Урок 40. Тарас Бульба и его сыновья……………………………………………………………………244
Уроки 41-42. Изображение Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба»………………………… 244
Урок 43-44. Трагедия Тараса Бульбы…………………………………………………………………....245
Уроки 45-46. Работа над сочинением по повести «Тарас Бульба»
и анализ написанных сочинений……………………………………………………………… 246
Урок 47. И. С. Тургенев. Жизнь и творчество………………………………………………………… 247
Урок 48. Художественное своеобразие рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»………………………… 247
Урок 49. Красота и богатство русского языка в цикле «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева…248
Урок 50. Образ человека и природы в стихотворениях в прозе И. С. Тургенева…………………… 248
Урок 51. Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»………………………………………………… 249
Урок 52. Подготовка к написанию сочинения. Сравнительный анализ
«Записок княгини Волконской» и поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины»……………250
Урок 53. Своеобразие поэзии Н. А. Некрасова………………………………………………………… 251
Урок 54. М. Е. Салтыков-Щедрин. Урок-лекция ……………………………………………………… 252
Уроки 55-56. Знакомство с сатирической сказкой
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»……………………………… 252
Урок 57-58. Урок-беседа. Сказка «Дикий помещик».
Письменная работа по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина ………………………………253
Урок 59. Л. Н. Толстой и Ясная Поляна…………………………………………………………………253
Урок 60-61. Повесть «Детство». История создания…………………………………………………… 254
Урок 62-63. Глава «Наталья Савишна»………………………………………………………………… 255
Урок 64-65. Подготовка и написание сочинения по повести Л. Н. Толстого «Детство»…………… 256
Урок 66. А. П. Чехов………………………………………………………………………………………256
Урок 67. Рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник»…………………………………………………… 257
Урок 68. И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». История одной ссоры………………………………………257
Урок 69. Рассказ И. А. Бунина «Лапти»…………………………………………………………………258
Урок 70. «Край ты мой, родимый край...». Стихотворения о родной природе……………………… 259
Урок 71. Урок-лекция. Автобиографическая повесть Максима Горького «Детство»……………… 260
Урок 72. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести «Детство». Гуманизм Горького...260
Уроки 73-74. Урок-беседа по творчеству М. Горького…………………………………………………261
Урок 75. Сочинение-характеристика литературного героя………………………………………….....261
Урок 76. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко»…………………………… 262
Урок 77. Рассказ Л. Андреева «Кусака»…………………………………………………………………262
Урок 78. Рассказ Л. Андреева «Петька на даче»……………………………………………………… 263
Урок 79. Ранняя поэзия В. В. Маяковского…………………………………………………………… 264
Урок 80. А. П. Платонов Рассказ «Юшка»………………………………………………………………264
Урок 81. Сказка-быль А. Платонова «Неизвестный цветок»………………………………………… 265
Урок 82. Поэзия А. Твардовского……………………………………………………………………… 266
Уроки 83-84. Песни военных лет.
Литературно-музыкальная композиция по стихам и песням военных лет………………… 266
Урок 85. Рассказ Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»……………………………………………… 267
Урок 86. Красота родной земли. Рассказ Е. И. Носова «Кукла»……………………………………… 267
Урок 87. Рассказ Е. Носова «Живое пламя»…………………………………………………………… 268
Урок 88. Урок внеклассного чтения. «Искренность и доброта» театра А. Вампилова»…………… 269
Урок 89. Рассказ Ю. Казакова «Тихое утро» ………………………………………………………… 269
Урок 90. Рассказ В. Мирнева «Ночью»………………………………………………………………… 270
Урок 91. Д.С. Лихачёв. Главы из книги «Земля родная». Своеобразие публицистического жанра...270
Урок 92. «Тихая моя родина...»………………………………………………………………………… 271
Урок 93. Поэзия Роберта Бернса………………………………………………………………………....272
Урок 94. Лирика Байрона…………………………………………………………………………………273
Урок 95. Своеобразие японской поэзии. Урок-лекция………………………………………………… 273
Урок 96. «Последняя шутка» Лягушонка……………………………………………………………… 274
Уроки 97-98. Джеймс Олдридж. «Последний дюйм»………………………………………………… 274
Урок 99. «Я верю в благородства и достоинство человека»………………………………………… 275
Урок 100. О’Генри. «Дары волхвов»…………………………………………………………………… 275
|