Скачать 2.65 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ:
3. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).
Программа: Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Авторы: В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина. Сб. общеобразовательных программ - М., «Просвещение», 2008 год. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по литературе для основного общего образования на базовом уровне, составленной на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), авторской программы: Авторы программы по литература для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина. Сб. общеобразовательных программ - М., «Просвещение», 2008 год. Общая характеристика учебного предмета Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА: Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 7 КЛАССА К концу 7 класса I. Учащиеся должны знать:
II. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Устное народное творчество Предания. Поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник». Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость пословиц и поговорок. Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений). Из древнерусской литературы «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности «Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений). Из русской литературы XVIII века М.В.Ломоносов. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества Теория литературы. Ода (начальные представления). Из русской литературы XIX века А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка Теория литературы. Баллада (развитие представлений). «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие представлений). М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХYIвека и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений). Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия). И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Особенности жанра Теория литературы. Стихотворения в прозе Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья. СМЕХ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ, или «УРОКИ ЩЕДРИНА» М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения. Теория литературы. Гротеск (начальное представление). Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный смысл рассказа.. СМЕШНОЕ и ГРУСТНОЕ РЯДОМ, или «УРОКИ ЧЕХОВА» А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (для чтения и обсуждения) Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений) «КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ!» Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…». И.А.Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ века М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»). Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя. В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление). Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения А.П.Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.. «В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского и др Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа Теория литературы. Литературные традиции Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА» Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальное представление). ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ, или СМЕХ Михаила Зощенко М.М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ века Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ Расул Гамзатов. «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку) О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра. Произведения для заучивания наизусть:
Произведения для самостоятельного чтения Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира. Из древнерусской литературы Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена. Из русской литературы XVIII века A. П. Сумароков. Эпиграмма. B. В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина. Из русской литературы XIX века И. А. Крылов. Басни (на выбор). А. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...». В. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург. Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Р ы л е е в. Петр Великий в Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н.М.Языков. Пловец. М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского. H.A. Некрасов. Саша. И. С. Тургенев. Бурмистр. Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...». А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...». А. Н. Майков. Гроза. Я.П.Полонский. Дорога. Л. Н.Толстой. Детство. А. П. Чехов. Размазня. Из русской литературы XX века И. А. Бунин. Лапти. A. И. Куприн. Изумруд. B. Я. Брюсов. Нить Ариадны. А. А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...». C. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор. А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын. A. Т. Аверченко. Вечером. Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон-Аминадо. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида. B. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке. В. М. Шукшин. Критики. A. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка). Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...». Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви. B. С. Высоцкий. Песня о друге. A. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше. B. С. Розов. В добрый час! Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку или хайку) Г.У. Лонгфелло. Песнь о Гайвате. Э.По. Лягушонок. В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери. Все лето в один день. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии: Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе. Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Оценка сочинений. Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются: а) умение раскрыть тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; в) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл. 2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях. 3. Оценка тестовых работ. При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %; «3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %. Учебно-тематическое планирование
|
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании мо Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру на 2013-2014 уч год |
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира.... Под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2011 г |
||
Пояснительная записка 6 класс Цели учебного предмета рабочая программа В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения немецкого языка на ступени основного общего образования |
Пояснительная записка к рабочей программе по географии России 8 класс... Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности,... |
||
Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета «Изобразительное... «Изобразительное искусство» (1-7 кл.), разработанной авторским коллективом под руководством члена-корреспондента ран в. С. Кузина... |
Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета «Изобразительное... «Изобразительное искусство» (1-7 кл.), разработанной авторским коллективом под руководством члена-корреспондента ран в. С. Кузина... |
||
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса «Литература» Рабочая программа учебного курса «Литература» для 11 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе следующих нормативных... |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Нормативные документы... |
||
К дипломной работе студента 3 курса На тему «Разработка системы дистанционного обучения. Подсистема инспектора. Нормативные документы» |
Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству.... Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |