Скачать 146.18 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» Факультет гуманитарных наук Кафедра классической и современной литературы УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической деятельности __________________Г.А.Папуткова «___»_____________20___г. рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ Ф.04 Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературыСпециальность: 050301 Русский язык и литература Квалификация (степень): специалист Форма обучения: заочная, 5,5 лет Н. Новгород 2013 Рабочая программа составлена на основе:
Рабочая программа по дисциплине «Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол № от «___» ___________ 20____ г. Разработчик: к.ф.н. А.Л.Латухина СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой классической и современной литературы _________________/Н.М. Ильченко/ «____»_______________20__г. СОГЛАСОВАНО Декан факультета «_________________» ____________________/ ________________/ «____»_______________20__г.
Цель данной дисциплины - формирование у студентов информационной культуры, практических навыков работы в распределенной информационной учебной среде и умений создавать аудиовизуальные средства обучения; знакомство с особенностями функционирования средств информатизации обучения, дидактическими принципами применения в обучении технических и аудиовизуальных средств. Задачи дисциплины: 1) сформировать практические навыки работы в распределенной информационной учебной среде; 2) познакомить с особенностями функционирования средств информатизации обучения; 4) способствовать формированию умений самостоятельного освоения научно-методической литературы, опыта учителей и применения на практике достижений современной методики. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Для освоения курса студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении дисциплин «Методика обучения и воспитания (русский язык)», «Методика обучения и воспитания (литература)», «Техническое сопровождение учебного процесса». Изучение данной дисциплины является необходимой основой для прохождения производственной (педагогической) практики, а также для усвоения дисциплин «Методика обучения и воспитания. Методика жанрового анализа», Intel. 3.В результате освоения дисциплины студент должен знать: - современные приемы и методы использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий по русскому языку и литературе, в различных видах учебной и воспитательной деятельности; - возможности практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности ученика в условиях использования технологий мультимедиа, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией; уметь: - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся; - проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; - анализировать и проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных образовательных ресурсов и программно-технологического обеспечения для их внедрения в учебно-образовательный процесс; - создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; - организовывать внеучебную деятельность обучающихся; владеть: - способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.); - способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; - способами проектной и инновационной деятельности в образовании; - различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности; - способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины Раздел 1. Аудиовизуальная информация и аудиовизуальная культура. 1.1. Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Новые информационные технологии обучения. Место дисциплины в структуре педагогического образования. Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители звуковой и визуальной информации; понятия, определения. Информация и ее виды. Взаимоналожение различных способов представления информации в зависимости от рассмотрения конкретных целей изучения той или иной информации. Источники и носители аудиовизуальной информации. 1.2. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Компоненты аудиовизуальной культуры. Современное понятие иллюстрации. Психофизиологические особенности восприятия аудио и видео информации учащимися различного возраста. Представление информации как совокупности зрительных образов и идей в сознании человека. Ассоциативная информация как информация, действие которой основано на ассоциациях, которые возникают под действием раннее усвоенной информации. Прямая информация — информация, поступающая непосредственно от объекта к органам чувств. Эргономические аспекты использования технических и аудиовизуальных средств в обучении. Раздел 2. Аудиовизуальные технологии: фотографирование, звукозапись и видеозапись. 2.1. Фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая). Общие принципы фотографии. Цифровая фотография. Коллаж. Оптическая проекция. Устройства и средства статической проекции. Принципы динамической проекции. 2.2. Звукозапись (аналоговая и цифровая). Телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая) Общие характеристики звука. Понятие «звуковые колебания», инфразвук и ультразвук. Звукозапись (аналоговая и цифровая). Влияние звука на психофизиологические процессы организма человека. Средства записи и воспроизведения звука (проигрыватели, магнитофоны, диктофоны, аудиоплееры). История возникновения и эволюция звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств. Детское радиовещание. Аналоговые носители аудиоинформации (пластинки, пленки, магнитные ленты, кассеты). Принципы устройства и функционирования. Достоинства и недостатки. Способы записи звука. Электромеханическая звукозапись. Магнитная запись и воспроизведение звука. Оптическая (CD и DVD) звукозапись. Телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая). Общие принципы телевидения. Магнитная и оптическая запись изображения. Появление фотографии (камера обскура, дагеротип, автохром). Развитие фототехники, художественная и репортажная фотография, законы фотокомпозиции. Аналоговые и цифровые фотоаппараты. Возможности применения фототехники в учебном процессе. Достоинства и недостатки. Проекционная техника (диапроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы). Оптические основы проекции. Оптическая проекция (статическая и динамическая). История возникновения кино, понятие о игровом, документальном и учебном кинофильме. Носители визуальной информации для проекционной техники (слайды, диафильмы, кинофильмы). Принципы устройства и функционирования. Достоинства и недостатки. Телевизионная и видеотехника. Возникновение и развитие телевидения. Телевизоры и мониторы. Видеокамеры, видеомагнитофоны и видеоплееры. Запись видео на магнитную ленту. Видеокассеты и их форматы. Видеопрекционная техника. Принципы устройства и функционирования. Учебное телевидение, развивающие и обучающие телевизионные программы. Достоинства и недостатки. 2.3. Компьютеры и мультимедийные средства. Компьютер: программное обеспечение и интерфейс. Мультимедиа как средство и технология обучения. Раздел 3. Аудиовизуальные технологии обучения.
Раздел 4. Интерактивные технологии обучения. 4.1. Дистанционное обучение. Компьютеры и мультимедийные средства. Локальные и глобальные компьютерные сети. Ресурсы компьютерных сетей как средство обучения. Глобальная сеть Интернет. Ресурсы Интернет, целесообразные к использованию в учебном процессе. Особенности воспроизведения получаемой через Интернет аудио и видеоинформации. Телекоммуникационные средства, применяемые в образовании. Использование средств коммуникаций для межличностного общения в процессе обучения. Электронная почта. Телеконференции. Использование средств коммуникаций для межличностного общения в процессе обучения. 4.2. Интерактивная доска: принципы работы. Интерактивные технологии обучения. Разработка и использование электронных мультимедийных учебников, их типы, особенности, требования. Правовые вопросы создания и использования электронных учебников. Программное обеспечение разработки и демонстрации электронных учебных материалов. Программные средства для записи и воспроизведения звука и видеоизображения. Форматы аудио, видео и графических файлов. 6. Образовательные технологии При изучении дисциплины рекомендуется применение развивающих технологий, проектных технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения. При проведении аудиторных занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся используются следующие образовательные технологии: 1) технология обучения в сотрудничестве (работа в парах, малых группах, коллективная мыследеятельность); 2) компьютерные (и медиа) технологии (работа в Едином образовательном окне; работа с ЭОР; создание Банка медиаматериалов для проведения уроков литературы, внеклассного чтения, развития речи, занятий элективного курса; создание презентации). Эффективности самостоятельной работы студентов будет способствовать использование: 1) технологий организации самостоятельной работы обучающихся, в основе которой – технология поиска и сбора новой информации; технология анализа новой информации; технология представления информации. Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах: 1. Фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая) 2. Банк аудио-, видео-, компьютерных материалов. 3. Дидактические принципы построения аудио-, видео, компьютерных учебных пособий Интерактивная доска: принципы работы. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1. ОСНОВНАЯ
7.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории, оснащенной мультимедийным оборудованием, с выходом в Интернет; инструментальных средств разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности технологии Мультимедиа. Электронные средства образовательного назначения, реализованные на CD - ROM, по различным общеобразовательным предметам. Программные средства автоматизации создания учебно-методических материалов для реализации дистанционного обучения. (Microft FrontPage, Microsoft Publisher) Технические средства обучения: мультимедийное оборудование. 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, конспектов, рефератов, проектов.Контрольные вопросы к зачету
|
О преподавании русского языка и литературы в 2012/2013 учебном году Т. Н. Полтавская, методист русского языка научно-методической лаборатории языков и литератур национальных меньшинств ооиуу |
Заседание мо : -анализ работы шмо учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год «а» классе «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка»; его анализ |
||
Самоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом... |
План декады олимпийских знаний Учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, технологии, географии, английского языка, изо искусства, мхк, физкультуры,... |
||
Урок русского языка в 9 классе Применяемые методики, технологии: проблемное обучение, интегрированный подход к процессу обучения, элементы технологии воспитательной... |
О преподавании русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году Основная цель филологического образования, в том числе обучения русскому языку и преподавания литературы,– формирование компетентного... |
||
О преподавании русского языка и литературы в 2014/2015 учебном году Напоминаем, что основная стратегическая цель обучения русскому языку — формирование коммуникативной компетентности на основе речевой,... |
Сайты педагогов русского языка и литературы Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Р. М. Леонтьевой (разработки уроков, презентации, интерактивные тесты) |
||
«Современные образовательные технологии» Учителей русского языка, литературы, истории, обществознания иностранных языков. Май 2010 год |
Справка по итогам проведения декады русского языка и литературы в мкоу «Чиркейский лицей» С 27 ноября по 5 декабря 2013 года в лицее прошла декада русского языка и литературы |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |