Рабочая программа по дисциплине «Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы»




Скачать 146.18 Kb.
Название Рабочая программа по дисциплине «Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы»
Дата публикации 23.09.2014
Размер 146.18 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

им. Козьмы Минина»


Факультет гуманитарных наук

Кафедра классической и современной литературы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической

деятельности
__________________Г.А.Папуткова

«___»_____________20___г.


рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

Ф.04 Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы



Специальность: 050301 Русский язык и литература

Квалификация (степень): специалист

Форма обучения: заочная, 5,5 лет

Н. Новгород

2013

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению _________________ , утвержденного _____________, номер государственной регистрации ______.

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050301 Русский язык и литература, утвержденного «__» __________20__г.

Рабочая программа по дисциплине «Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол № от «___» ___________ 20____ г.


Разработчик: к.ф.н. А.Л.Латухина

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой классической и современной литературы

_________________/Н.М. Ильченко/

«____»_______________20__г.


СОГЛАСОВАНО

Декан факультета «_________________»
____________________/ ________________/

«____»_______________20__г.



  1. Цели и задачи дисциплины

Цель данной дисциплины - формирование у студентов информационной культуры, практических навыков работы в распределенной информационной учебной среде и умений создавать аудиовизуальные средства обучения; знакомство с особенностями функционирования средств информатизации обучения, дидактическими принципами применения в обучении технических и аудиовизуальных средств.

Задачи дисциплины:

1) сформировать практические навыки работы в распределенной информационной учебной среде;

2) познакомить с особенностями функционирования средств информатизации обучения;

4) способствовать формированию умений самостоятельного освоения научно-методической литературы, опыта учителей и применения на практике достижений современной методики.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Для освоения курса студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении дисциплин «Методика обучения и воспитания (русский язык)», «Методика обучения и воспитания (литература)», «Техническое сопровождение учебного процесса».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для прохождения производственной (педагогической) практики, а также для усвоения дисциплин «Методика обучения и воспитания. Методика жанрового анализа», Intel.
3.В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

- современные приемы и методы использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий по русскому языку и литературе, в различных видах учебной и воспитательной деятельности;

- возможности практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности ученика в условиях использования технологий мультимедиа, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;

уметь:

- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

- анализировать и проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных образовательных ресурсов и программно-технологического обеспечения для их внедрения в учебно-образовательный процесс;

- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

- организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

владеть:

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

8

8

Аудиторные занятия

8




Лекционные занятия

0




Практические занятия

8




Самостоятельная работа

0




Вид итогового контроля

зачет






5. Содержание дисциплины
Раздел 1. Аудиовизуальная информация и аудиовизуальная культура.

1.1. Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Новые информационные технологии обучения. Место дисциплины в структуре педагогического образования. Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители звуковой и визуальной информации; понятия, определения. Информация и ее виды. Взаимоналожение различных способов представления информации в зависимости от рассмотрения конкретных целей изучения той или иной информации. Источники и носители аудиовизуальной информации.

1.2. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Компоненты аудиовизуальной культуры. Современное понятие иллюстрации. Психофизиологические особенности восприятия аудио и видео информации учащимися различного возраста. Представление информации как совокупности зрительных образов и идей в сознании человека. Ассоциативная информация как информация, действие которой основано на ассоциациях, которые возникают под действием раннее усвоенной

информации. Прямая информация — информация, поступающая непосредственно от объекта к органам чувств. Эргономические аспекты использования технических и аудиовизуальных

средств в обучении.
Раздел 2. Аудиовизуальные технологии: фотографирование, звукозапись и видеозапись.

2.1. Фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая). Общие принципы фотографии. Цифровая фотография. Коллаж. Оптическая проекция. Устройства и средства статической проекции. Принципы динамической проекции.

2.2. Звукозапись (аналоговая и цифровая). Телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая) Общие характеристики звука. Понятие «звуковые колебания», инфразвук и ультразвук. Звукозапись (аналоговая и цифровая). Влияние звука на психофизиологические процессы организма человека. Средства записи и воспроизведения звука (проигрыватели, магнитофоны, диктофоны, аудиоплееры). История возникновения и эволюция звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств. Детское радиовещание. Аналоговые носители аудиоинформации (пластинки, пленки, магнитные ленты, кассеты). Принципы устройства и функционирования. Достоинства и недостатки. Способы записи звука. Электромеханическая звукозапись. Магнитная запись и воспроизведение звука. Оптическая (CD и DVD) звукозапись. Телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая). Общие принципы телевидения. Магнитная и оптическая запись изображения. Появление фотографии (камера обскура, дагеротип, автохром). Развитие фототехники, художественная и репортажная фотография, законы фотокомпозиции. Аналоговые и цифровые фотоаппараты. Возможности применения фототехники в учебном процессе. Достоинства и недостатки. Проекционная техника (диапроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы). Оптические основы проекции. Оптическая проекция (статическая и динамическая). История возникновения кино, понятие о игровом, документальном и учебном кинофильме. Носители визуальной информации для проекционной техники (слайды, диафильмы, кинофильмы). Принципы устройства и функционирования. Достоинства и недостатки. Телевизионная и видеотехника. Возникновение и развитие телевидения. Телевизоры и мониторы. Видеокамеры, видеомагнитофоны и видеоплееры. Запись видео на магнитную ленту. Видеокассеты и их форматы. Видеопрекционная техника. Принципы устройства и функционирования. Учебное телевидение, развивающие и обучающие телевизионные программы. Достоинства и недостатки.

2.3. Компьютеры и мультимедийные средства. Компьютер: программное обеспечение и интерфейс. Мультимедиа как средство и технология обучения.
Раздел 3. Аудиовизуальные технологии обучения.

  1. Типология аудио-, видео, компьютерных учебных пособий. Проникновение технических средств информатизации в образование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Компьютеры и их виды. Периферийное оборудование. Средства новых информационных технологий, их видовой состав и классификация. Современная проекционная техника, мультимедийные проекторы. Миникомпьютеры для индивидуального обучения. Специальные компьютерные средства, применяемые в образовании (интерактивная доска). Средства новых информационных и коммуникационных технологий во внеучебной деятельности и управлении учебным процессом в начальной школе. Понятие образовательных электронных изданий. Автоматизированные обучающие системы. Электронные учебники и пособия. Экспертные обучающие системы. Учебные базы данных и базы знаний. Электронные справочники и энциклопедии. Электронные тренажеры. Системы виртуальной реальности. Учебно-игровые и игровые обучающие программы. Технологии и средства мультимедиа. Средства «виртуальной реальности». Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Классификация средств обучения. Электронные учебные пособия, аудиохрестоматии. Тренажёры.

  2. Банк аудио-, видео-, компьютерных материалов. Дидактические принципы построения аудио-, видео, компьютерных учебных пособий. Источники формирования банка учебных материалов. Оформление и хранение учебных материалов. Краткая характеристика основных дидактических принципов. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий, методика их применения. Телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая).


Раздел 4. Интерактивные технологии обучения.

4.1. Дистанционное обучение. Компьютеры и мультимедийные средства. Локальные и глобальные компьютерные сети. Ресурсы компьютерных сетей как средство обучения. Глобальная сеть Интернет. Ресурсы Интернет, целесообразные к использованию в учебном процессе. Особенности воспроизведения получаемой через Интернет аудио и видеоинформации. Телекоммуникационные средства, применяемые в образовании. Использование средств коммуникаций для межличностного общения в процессе обучения. Электронная почта. Телеконференции. Использование средств коммуникаций для межличностного общения в процессе обучения.

4.2. Интерактивная доска: принципы работы. Интерактивные технологии обучения. Разработка и использование электронных мультимедийных учебников, их типы, особенности, требования. Правовые вопросы создания и использования электронных учебников. Программное обеспечение разработки и демонстрации электронных учебных материалов. Программные средства для записи и воспроизведения звука и видеоизображения. Форматы аудио, видео и графических файлов.
6. Образовательные технологии

При изучении дисциплины рекомендуется применение развивающих технологий, проектных технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения. При проведении аудиторных занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся используются следующие образовательные технологии:

1) технология обучения в сотрудничестве (работа в парах, малых группах, коллективная мыследеятельность);

2) компьютерные (и медиа) технологии (работа в Едином образовательном окне; работа с ЭОР; создание Банка медиаматериалов для проведения уроков литературы, внеклассного чтения, развития речи, занятий элективного курса; создание презентации).

Эффективности самостоятельной работы студентов будет способствовать использование:

1) технологий организации самостоятельной работы обучающихся, в основе которой – технология поиска и сбора новой информации; технология анализа новой информации; технология представления информации.

Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах:

1. Фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая)

2. Банк аудио-, видео-, компьютерных материалов.

3. Дидактические принципы построения аудио-, видео, компьютерных учебных пособий Интерактивная доска: принципы работы.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. ОСНОВНАЯ


  1. Гребенюк Е.И. Технические средства информатизации: Учебник для студентов среднего профессионального образования /Е.И. Гребенюк, Н.А. Гребенюк – М.: Академия, 2007

  2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  3. Коджаспирова Г.М, Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. – М.:Издательский центр «Академия», 2007.

  4. Красильников В.В., Тоискин В.С. Информатизация общества и образования: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2007.

  5. Красильников В.В., Тоискин В.С. Основы разработки педагогических тестов: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2005.

  6. Латухина А.Л. Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы. Методическое пособие. – Н. Новгород, 2010.

  7. Симонович С.В. Информатика: Базовый курс. – СПб.: Питер, 2001.


7.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского общества. // Сб. науч. трудов «Системы и средства информатики». М.: Наука, 1996, вып. 8.

  2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. – М., 1987.

  3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

  4. Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура. Кодирование информации. Информационные модели. - М.: Дрофа, 1997.

  5. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать//Информатика и образование. – 2004. – № 3.

  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеев, А.Е Петров; Под ред Е.С. Полат. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  8. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  9. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

  10. Урсул А.Д. Информатизация общества (Введение в социальную информатику): Учебное пособие. - М.: 1990.

  11. Хохлова Н.М. Информационные технологии (конспект лекций) – М.: Приор-издат., 2004.




  1. Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы




  1. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения – www.iet.mesi.ru/broshur/broshur.html

  2. В помощь учителю информатики. - http://public.tsu.ru/~wawlasov/start.htm

  3. Все для программиста. - http://www.codenet.ru/

  4. Информационное образовательное пространство системы открытого образования - http://www.ido.edu.ru/open/ikt/5.htm

  5. Информационно-справочный портал. - http://www.morepc.ru/

  6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании - http://wiki.irkutsk.ru/index.php

  7. Информационные технологии в образовании. - http://www.ito.su/

  8. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании - http://www.humanities.edu.ru/db/msg/80297

  9. Лаборатория информационных технологий. - http://iit.metodist.ru/

  10. Мультимедиа – курсы: методология и технология разработки - http//www.ict.edu.ru/ft/003622//index.html

  11. Наука и образование в России. - http://sciedu.city.ru/

  12. Образовательный портал. - http://www.5ballov.ru/

  13. Сайт Государственного научно-исследо¬вательского института информационных технологий и телекоммуника¬ций.- http://www.informika.ru/

  14. Сайт Министерства образования Россий¬ской Федерации. - http://www.ed.gov.ru/

  15. Статьи по информационным тех¬нологиям. - http://www.inftech.webservis.ru/

  16. Тесты из области информационных тех¬нологий. - http://tests.academy.ru/

  17. Федерация Интернет-образования. - http://www.fio.ru/

  18. Центр информационных технологий. - http://www.citforam.ru/


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории, оснащенной мультимедийным оборудованием, с выходом в Интернет; инструментальных средств разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности технологии Мультимедиа.

Электронные средства образовательного назначения, реализованные на CD - ROM, по различным общеобразовательным предметам.

Программные средства автоматизации создания учебно-методических материалов для реализации дистанционного обучения. (Microft FrontPage, Microsoft Publisher)

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, конспектов, рефератов, проектов.



Контрольные вопросы к зачету


  1. Вопросы для подготовки к зачету

  2. Требования государственного образовательного стандарта к аудиовизуальным и техническим средствам обучения.

  3. Методическая система и место в ней средств обучения.

  4. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения.

  5. Эволюция средств обучения.

  6. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в обучение. Информатизация образования.

  7. Примеры применения современных технических и аудиовизуальных средств в учебном процессе.

  8. Информация и ее виды. Природа аудиовизуальной информации.

  9. Взаимоналожение различных способов представления информации в зависимости от рас-смотрения конкретных целей изучения той или иной информации.

  10. Источники и носители аудиовизуальной информации.

  11. Аудиовизуальная культура. Компоненты аудиовизуальной культуры.

  12. Психофизиологические особенности восприятия аудио и видео информации учащимися различного возраста.

  13. Эргономические аспекты использования технических и аудиовизуальных средств в обучении.

  14. Средства записи и воспроизведения звука (проигрыватели, магнитофоны, диктофоны, аудиоплееры).

  15. Появление фотографии (камера обскура, дагеротип, автохром). Развитие фототехники, художественная и репортажная фотография, законы фотокомпозиции.

  16. Возможности применения фототехники в учебном процессе. Достоинства и недостатки.

  17. Проекционная техника (диапроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы). Оптические основы проекции.

  18. Носители визуальной информации для проекционной техники (слайды, диафильмы, кинофильмы). Принципы устройства и функционирования. Достоинства и недостатки.

  19. Телевизионная и видеотехника. Возникновение и развитие телевидения.

  20. Учебное телевидение, развивающие и обучающие телевизионные программы. Детские телевизионные каналы (Бибигон, Теленяня и др.). Достоинства и недостатки.

  21. Компьютеры и их виды. Миникомпьютеры для индивидуального обучения.

  22. Средства новых информационных технологий, их видовой состав и классификация.

  23. Современная проекционная техника, мультимедийные проекторы.

  24. Специальные компьютерные средства, применяемые в образовании (интерактивная доска).

  25. Средства новых информационных и коммуникационных технологий во внеучебной деятельности и управлении учебным процессом в начальной школе.

  26. Ресурсы Интернет, целесообразные к использованию в учебном процессе.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы» icon О преподавании русского языка и литературы в 2012/2013 учебном году
Т. Н. Полтавская, методист русского языка научно-методической лаборатории языков и литератур национальных меньшинств ооиуу
Рабочая программа по дисциплине «Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы» icon Заседание мо : -анализ работы шмо учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год
«а» классе «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка»; его анализ
Рабочая программа по дисциплине «Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы» icon Самоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...
Рабочая программа по дисциплине «Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы» icon План декады олимпийских знаний
Учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, технологии, географии, английского языка, изо искусства, мхк, физкультуры,...
Рабочая программа по дисциплине «Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы» icon Урок русского языка в 9 классе
Применяемые методики, технологии: проблемное обучение, интегрированный подход к процессу обучения, элементы технологии воспитательной...
Рабочая программа по дисциплине «Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы» icon О преподавании русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году
Основная цель филологического образования, в том числе обучения русскому языку и преподавания литературы,– формирование компетентного...
Рабочая программа по дисциплине «Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы» icon О преподавании русского языка и литературы в 2014/2015 учебном году
Напоминаем, что основная стратегическая цель обучения русскому языку — формирование коммуникативной компетентности на основе речевой,...
Рабочая программа по дисциплине «Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы» icon Сайты педагогов русского языка и литературы
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Р. М. Леонтьевой (разработки уроков, презентации, интерактивные тесты)
Рабочая программа по дисциплине «Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы» icon «Современные образовательные технологии»
Учителей русского языка, литературы, истории, обществознания иностранных языков. Май 2010 год
Рабочая программа по дисциплине «Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы» icon Справка по итогам проведения декады русского языка и литературы в мкоу «Чиркейский лицей»
С 27 ноября по 5 декабря 2013 года в лицее прошла декада русского языка и литературы
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции