Скачать 106.83 Kb.
|
Планы практических занятий Занятие №1. Литература Петровской эпохи. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском»: жанр повести и его эволюция (2 часа). План: 1.Характеристика Петровского периода развития русской литературы: основные процессы, темы, жанры этого периода. Идея внесословной ценности человека – ведущая идея времени. 2. Чем отличается решение вечных проблем (отцы и дети, выбор пути, становление молодого человека, человек и судьба, любовь) в повести петровской эпохи по сравнению с повестью XVII века («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне»). 3.Причины популярности жанра повести в русской литературе. Почему русские писатели петровской эпохи охотнее используют термин «гистория» вместо традиционного «повесть»? 4.Жанровое своеобразие «Гистории» (черты авантюрно-плутовского романа, сказки, путевых заметок). 5.Специфика сюжетно-композиционного решения (антитеза, повтор мотивов, типы связей между частями текста). Текст: Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли (хрестоматия). Литература:
План 1.Причины обращения А.Кантемира к жанру стихотворной сатиры. Что защищает и что обличает автор в текстах первой и второй сатиры. Какие насущные проблемы послепетровского времени здесь представлены. 2. Образная система сатир Кантемира: типология персонажей сатир Кантемира. Основные приемы создания сатирического образа: саморазоблачение героя, портретная характеристика, «говорящая деталь» 3. Особенности реализации «я» автора в сатирах Кантемира. В чем видятся особенности авторского стиля: черты предклассицизма и классицизма в стихах Кантемира. Лиро-эпический характер сатир Кантемира, элементы драматизации повествования. Роль Предисловий и примечаний к сатирам 4. Развитие тем сатирического творчества А. Кантемира в русской литературе. Проблема «ума» в стихотоврении Д. И. Фонвизина «К уму моему» и в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Сравните редакции первой сатиры Кантемира. 5. Силлабическая поэзия в современной литературе. Образ Кантемира. Тексты Кантемир А. Д. Собрание стихотворений. Л., 1956; Л., 1981 Кантемир А. Д. Хрестоматия 1700–1775 / Сост. В. А. Западов, М., 1979 Литература 1.Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. – Л., 1985. 2. Ольшевская Л. А., Травников С. Н. Стихотворная сатира Русская литература XVIII века. Словарь-справочник. Под ред В. И. Федорова. М., 1997. С.103–106. 3. Николаев С. И. Трудный Кантемир (Стилистическая структура и критика текста)// XVIII век. Сб.1 9.СПб.,1995.С.3 –14. Занятие №3-4. Становление классицизма русской литературе 30-50-х годов XVIII века. Специфика художественно-эстетической системы (4 часа) План
( следующее занятие)
Литература
1)По теории классицизма можно законспектировать любую из трех предложенных работ. 2) По итогам дидактической единицы Классицизм предполагается контрольная работа. Необходимо прочитать « Эпистолу о стихотворстве А. П. Сумарокова ( Эпистола II)»,трагедии А. П. Сумарокова « Хорев», « Синав и Трувор», «Димитрий Самозванец». Познакомиться с анализом пьесы можно в « Словаре-справочнике» « Русская литература 18 века» ( на кафедре русской литературы). Занятие № 5. Эволюция образа автора в поэзии Г.Р. Державина. План
А) автобиографические черты в стихотворениях поэта; Б) философская позиция автора и особенности ее проявления в творчестве поэта («К первому соседу», «Храповицкому»); В) своеобразие лирики – многообразие живых форм (одическая, сатирическая, элегическая, исповедальная традиция).
Литература Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. С.367-417. Дарвин М.Н. Державин и Тютчев // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Вып.1., Л., 1974. С.149-157. Западов В.А. Державин и поэтика русского классицизма // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1984. С.26-49; 1985. С.45-61. Травников С.Н. Ода Г.Р.Державина «Фелица» // Русская литература XVIII-XIX веков: справочные материалы. М., 1995. С.55-71. Мейор А.Г. Пространство и время: Державин и Пушкин (стихотворение Державина «Евгению. Жизнь Званская») // XVIII век. Сб.20. СПб., 1996. С.79-87. Статью М. Н. Дарвина смотрите в приложении к файлу с заданиями по лирике Державина Практическое занятие №6 Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»: поэтика жанра План
Литература В.О. Ключевский «Недоросль Фонвизина (опыт исторического объяснения учебной пьесы) Можно использовать любой электронный источник Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. – Л., 1985. С.313–337. Степанов В.П. Полемика вокруг Д. И. Фонвизина в период создания «Недоросля»//XVIII век. Сб. 15, Л., 1986. С.204 – 228. Бухаркин П.Е. О философской проблематике «Недоросля» Д.И. Фонвизина // Вестник ЛГУ, Сер.2: История, языкознание, литературоведение. 1986. Вып.3. С.32-38. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977. С.212-241. Практическое занятие №7 «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева: поэтика жанра и образной системы (2 часа) 1. Определите жаровые характеристики, содержащиеся в тексте книги А. Н. Радищева (укажите генетические истоки жанровых характеристик текста). 2.Выявите специфические особенности изображения Путешественника в книге. Сколько путешественников вы найдете в книге? 3. Кто такие герои -«сочувствтвенники» центрального персонажа ( Ч., АМК, господин Крестьянкикин)? 4.Назовите основные принципы, использованные Радищевым при создании образов крестьян в книге ( гл. « Любани», « Едрово, «Городня» идр.»). 5. Особенности изображения придворных и правителя в тексте (художественная функция сна в тексте книги). 6. Проблема типа художественного сознания автора «Путешествия из Петербурга в Москву» ( вопрос для индивидуальной работы). Литература 1.Андреас Шенле Подлинность и вымысел в авторском самосознании русской литературы путешествий. 1790– 1840. СПб., 2004. С.21-71. 2.Бегунов Ю. К. Путешествие из Петербурга в Москву А. Н. Радищева, М. , 1983. 3.Кулакова Л. И., Западов А. В. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. Л., 1974. 4. Радищев и литература его времени.// Сб. XVIII век. Л., 1977. 5. Федоров В. И. литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979. С. 146-155. Практическое занятие №8 Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»: поэтика жанра 1. Укажите признаки сентиментализма, нашедшие свое выражение в повести писателя. Прокомментируйте их, опираясь на примеры из текста повести. 2. Выявите характерные жанровые признаки сентиментальной повести. Сопоставьте жанровые характеристики древнерусской повести о судьбе молодого героя («Повесть о Савве Грудцыне». « Повесть о Фроле Скобееве») и повести Карамзина. Какие общие черты им присущи? В чем различие? При ответе опирайтесь на материалы статьи В. И. Тюпы «Новелла и аполог». 3. Охарактеризуйте систему образов повести Карамзина: повествователь, Эраст, Лиза; центральные и второстепенные образы. Идея внесословной ценности человека. Отношение автора к героям, способы реализация авторской идеи ценности человеческой личности. 4. Тип пейзажа в повести: его роль в реализации авторского замысла. 5. Развитие темы «Бедной Лизы» в русской литературе и искусстве XIX – XX вв. ( индивидуальное задание). Литература 1. Бухаркин П. Е. О « Бедной Лизе» Н. М. Карамзина ( Эраст и проблема типологии литературного героя)//XVIIIвек. Сб., 21. СПб., 1999. С. 318–326. 2. Тюпа В. И. Новелла и аполог// Русская новелла: Проблемы теории и истории.Сп., 1993. С.13 –24. 3.Топоров В. Н. О «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина .Нарративная структура// Русская новелла: Проблемы теории и истории.Сп., 1993. С .26–63. 4. Топоров В. Н. « бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. М., 1995. С.80–151. Контрольные вопросы к экзамену
|
Литература двинулась на Русь массивным потоком (из Византии). Переводились... Идеи, темы, образы и сюжеты древнерусской литературы необычайно связаны с исторической жизнью народа и оказали влияние на литературу... |
Художественная литература Абрамов Повести и рассказы. Астафьев В.... |
||
Литература эпохи Просвещения. Связь с другими искусствами: «Фауст» Учителем определено количество часов по разделам программы. В соответствии с государственным стандартом по литературе отведены 2... |
Литература (жанр) Оптимистическая трагедия («Как закалялась сталь» |
||
Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка»... Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить... |
Календарно тематическое планирование 1о класс учебник Ю. В. Лебедева... Введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII – начало XIX века) |
||
Петровская эпоха в русской литературе, творчество Ростовского и Яворского Ведущим направлением является классицизм, он приобретает гражданский характер., появляется сентиментализм 90 гг18 в, предромантизм,... |
Урок по теме: «Мироощущение человека эпохи рубежа XIX xx веков» Вводный урок по теме: «Мироощущение человека эпохи рубежа XIX – XX веков» (2 часа) |
||
Урок (литература + математика). Технологии Тема: Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» |
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе... «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (5-11) М. «Просвещение», 2007. Рабочая программа соответствует учебнику литературы под... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |