243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82




Скачать 0.49 Mb.
Название 243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82
страница 1/6
Дата публикации 23.09.2014
Размер 0.49 Mb.
Тип Рабочая учебная программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6
Российская Федерация

МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа №2

243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82

Рассмотрено Утверждена

на заседании методического приказом директора

Совета школы МБОУ ССОШ №2

Протокол № 1 № 178 от 02.09.2013

От « 30 » 08 2013г. ____________Бурая Е.М.
Рабочая учебная программа

по литературе

6 класс

для базового уровня

Составлена на основе

программы по литературе

для классов с базовым уровнем

(В.Коровина) 68 часов, 2 часа в неделю

( наименование программы, авторы программы)

Срок реализации программы: 2013 – 2014 г.

Решетнева Т.В., Грибанова А.А., Верещако П.Н.

(Ф.И.О. педагога, составившего рабочую учебную программу)

г. Стародуб

2013 год

Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по литературе для 6 класса создана на основе Федерального Компонента Государственного стандарта основного общего образования, а также программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение, 2009 год (учебник литературы для 6 класса под редакцией В.Я.Коровиной, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Феде­рации 2012 года.)

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно Государственному образовательному стандарту изучение литературы в

6 классе направлено на достижение следующих целей:

■ воспитание духовно-развитой личности, патриотизма, любви к русской литературе и культуре, уважения к культурам других народов, обогащение духовного мира школьников;

■ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

■ освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русской и зарубежной классики;

■ овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), из них на развитие речи - 10 часов, на внеклассное чтение - 4 часа.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Содержание
Раздел 1.
Введение (1 ч.)
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Раздел 2.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч.)
Обрядовый фольклор (1 ч.) Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки,

масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового

фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества (1 ч.)

Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.

Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Раздел 3.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч.)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе» (1 ч.)

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)
Раздел 4.
Русская литература XYIII века (1 ч.)
И.И.Дмитриев. «Муха».
Раздел 5.



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (23 ч. + 11 ч.)
Иван Андреевич Крылов (2 ч.) Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин (8 ч. + 3 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч. + 1 ч.) Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сравнения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные

(дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая

интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев (1 ч. + 1 ч.) Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья». «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет (2 ч. + 1 ч.) Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов (2ч. + 1ч.) Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков (2 ч. + 2 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов (1 ч. + 1 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов (1 ч.)

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»;

Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»;

А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).
Раздел 6.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (17 ч. + 5 ч.)
Андрей Платонович Платонов (1 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин (1 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота

главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин (3 ч. + 2 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне (1 ч.)

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин (3 ч. + 2 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов (1 ч.) Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века (1 ч.)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и

дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе, родине в стихотворных

произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным

состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Писатели улыбаются (2 ч. + 1ч.)

В.М.Шукшин. Рассказы «Срезал» и «Критики». Образ «странного» героя в литературе.

Раздел 7.



Из литературы народов России (обзор) (1 ч.)
Габдулла Тукай. «Родная деревня», «Книга».

Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ».

Раздел 8.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 ч. + 1 ч.)
Мифы Древней Греции (1 ч.) Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
М. Сервантес Сааведра (1 ч.) Рассказ о писателе. «Дон Кихот».
Фридрих Шиллер (1 ч.) Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме (1 ч.) Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен (1 ч.) Рассказ о писателе.

«Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери (1 ч.) Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82 icon 243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел.: 2-26-67,...
Составлена на основе программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной по литературному чтению
243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82 icon Рабочая учебная программа по основам православной религии класс
Российская Федерация мбоу стародубская средняя общеобразовательная школа №2 243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого...
243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82 icon Программа по предмету «Музыка» для 3 класса на­чальной школы составлена...
Российская Федерация мбоу стародубская средняя общеобразовательная школа №2 243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого...
243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82 icon Детская общественная организация
В солнечном городе есть 10 улиц: улица Первоклассников, улица Российская, улица Олимпийская, улица Мастеров, улица Книголюбов, улица...
243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82 icon Отчет о результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Адрес: 665709,Российская Федерация, Иркутская область, город Братск, жилой район Энергетик, улица Приморская, 47
243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82 icon Публичный отчёт
Юридический адрес 368220, Республика Дагестан, город Буйнакск, улица Ленина, 62
243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82 icon Интерпретация стихотворения А. Ю. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…»
Московская область, Раменский муниципальный район, посёлок Дружба, улица Ленина, школа; телефон 8(496)4-19-95
243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82 icon Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №41»
Кемеровская область, г. Новокузнецк улица Кутузова дом 4 Телефоны:(3843) 74-42-08, (3843) 74-37-62
243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82 icon Публичный отчет директора муниципального бюджетного общеобразовательного...
Кемеровская область, г. Новокузнецк улица Кутузова дом 4 Телефоны/ факс 74-42-08, вахта 74-37-62, e-mail
243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82 icon Образовательного учреждения казённого дошкольного детского сада №12 «пчёлка»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 находится в здании, построенном по типовому проекту,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции