Рабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа




Скачать 0.92 Mb.
Название Рабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа
страница 1/8
Дата публикации 23.09.2014
Размер 0.92 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8

Составила: Ильина Надежда Вячеславовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОНАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АДМИНИСТРАЦИИ ЦИВИЛЬСКОГО РАЙОНА

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Рассмотрено: Утверждаю:

Зам.директора по УВР___________/Никитина Н.Н../ Директор школы: /А.Я.Иванов/
Приказ № 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русской литературе для общеобразовательных учреждений

8 класс, 102 часа

Базовый уровень
Образовательная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы Черкезова М.В. и др.) «Русская литература: Программа для национальных общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы для школ с русским (неродным) языком обучения» и по учебнику :Черкезова М.В. и др. Русская литература 8 классы.- Дрофа. Москва 2007 «Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ».
СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «КОНАРСКАЯ СОШ» ИЛЬИНА Н.В.

2013 год


Пояснительная записка

Цели обучения

Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

  • развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

  • постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Общая характеристика учебного предмета.

Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения). Наряду с русской литературой в школе с родным (нерусским) языком обучения изучается родная литература, т. е. литературное образование осуществляется на бикультурной основе; русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.

Рабочая программа по русской литературе 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы Черкезова М.В. и др.) «Русская литература: Программа для национальных общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы для школ с русским (неродным) языком обучения» и по учебнику :Черкезова М.В. и др. Русская литература 8 классы.- Дрофа.- Москва, 2010, «Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ».

Рабочая программа продолжает начатую в 5-7 классах работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, воспитанию интереса к чтению и книге. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.

Специфику усвоения русской литературы нерус­скими определяют такие факторы, как неодинаковый уровень языковой подготовки учащихся разных на­циональных регионов, своеобразие социальных, эт­нографических, историко-культурных особенностей, национально-художественная специфика родной для жителей данного региона литературы и устного на­родного творчества, своеобразие восприятия русской литературы учащимися разных национальностей.

Учет названных факторов находит отражение прежде всего в отборе программных литературных произведений, в расширении межпредметных связей с дисциплинами гуманитарного цикла, прежде всего с родной литературой, в условиях «диалога культур».

При отборе произведений одним из важнейших можно назвать также принцип доступности художе­ственного текста по таким критериям, как содержа­ние, язык, объем.

В программу внесены изменения. По данной программе класс учится с 5 класса, но в учебнике для 8 класса под редакцией Черкезовой М.В. , 2010 года издания, повторно помещён материал по следующим темам: «И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе», «В.Распутин «Уроки французского», изученные учащимися в 6 и 7 классах. Вместо них включены темы: «Н.А.Некрасов. «Железная дорога». «Тройка», Л.Н.Толстой Повесть «После бала» (фрагменты).

Литературный материал организован на историко-хронологической основе.

Цель изучения литературы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Учащиеся 8 класса должны владеть техникой чтения, и поэтому в программе по литературе больше времени отводится на истолкование прочитанного. Основные формы работы на уроке – это активное чтение вслух и углубление толкования художественных произведений.

Главной идеей программы является системная направленность, т.е. изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Место предмета «Литература » в базисном учебном плане МБОУ «Конарская СОШ»

Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю. Программой предусмотрено проведение уроков:

-внеклассного чтения – 11 ч.

- уроков развития речи – 15 ч
Результаты изучения предмета:

Цель изучения литературы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры

Личностными результатами выпускников средней школы с русским (неродным) и родным (нерусским) язы­ком обучения, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

-осознание себя и представителями своего народа, и гражданами многонационального

Российского государства;

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства

любви к многонациональ­ному Отечеству, уважительного отношения к русской ли­тературе

(культуре), культурам других народов;

-использование для решения познавательных и ком­муникативных задач различных

источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и другие базы данных).

Метапредметные проявляются в:

-умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причин­но-

следственные связи в устных и письменных высказы­ваниях, формулировать выводы;

-овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать

ее, определять сфе­ру своих интересов;

-использовании в самостоятельной деятельности при­емов сопоставления и сравнения;

-умении работать с разными источниками информа­ции, находить ее, анализировать,

использовать в самосто­ятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников состоят:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведе­ний русского фольклора и фольклора

других народов Рос­сии, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., произведений литературы народов России и зарубежной литературы; способность грамотно формулировать эти проблемы;

• понимание связи литературных произведений с эпо­хой их написания, выявление заложенных в них вневре­менных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение определять его принадлежность к одному из литератур­ных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, а также произведений русской и родной литературы;

• определение в произведении элементов сюжета, ком­позиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терми­нологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями своего народа;

• формулирование собственного отношения к произве­дениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях)изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и умение выразить свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений раз­ных жанров на русском языке, осмысленное чтение их и адекватное восприятие;

  • умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств рус­ского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

  • создавать на русском языке устные монологические речевые высказы­вания разного типа; вести диалог на русском языке при соблюдении норм русского речевого этикета;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений, классных и домашних творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы;

  1. в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений русской литературы, выраженных в образной системе иной национальной культуры; формирование эстетического вкуса на основе освоения русских художественных текстов;

  • умение при сопоставлении произведений русской и родной литературы выявлять их сходство и национальное своеобразие, обусловленное особенностями образных систем русской и родной литературы, структурными особенностями русского и родного языка.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Уроки литературы призваны обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественной литературы. Надо уделить выработке навыков беглого, выразительного чтения большое внимание.
Содержание тем учебного курса
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа icon Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена...
Г. И. Беленького (М. «Мнемозина», 2012 г.) и учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа icon Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для V класса...
Изменения,внесённые в авторскую учебную программу и их обосновании. В авторской программе по литературе для 5-9 классов рассчитана...
Рабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа icon Рабочая программа по литературе ( 11 класс)
Место предмета в базисном учебном плане федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит...
Рабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа icon Рабочая программа по русскому языку 10 класс
«Русская литература XIX века. 10 класс» для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ю. В. Лебедева, программы по литературе...
Рабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа icon Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (5-11) М. «Просвещение», 2007. Рабочая программа соответствует учебнику литературы под...
Рабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа icon Рабочая программа по литературе 5 класс
В данном пособии представлена рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику-хрестоматии: Коровина В. Я., Журавлёв В. П.,...
Рабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа icon Рабочая программа по литературе 9 класс
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа icon Рабочая программа по литературе 9 класс (102 часа) пояснительная записка
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендованной...
Рабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. Рабочая программа по литературе для 8 класса...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции