Выступление на стажерской площадке по фгос ООО кирш Д. А., учителя русского языка и литературы, по теме




Скачать 73.52 Kb.
НазваниеВыступление на стажерской площадке по фгос ООО кирш Д. А., учителя русского языка и литературы, по теме
Дата публикации13.05.2014
Размер73.52 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Выступление на стажерской площадке по ФГОС ООО

Кирш Д.А., учителя русского языка и литературы, по теме

«Формирование УУД через технологию продуктивного чтения»

 

 Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего подростка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у подростков заметно снижается. (Слайд)  Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное.

В образовательной системе существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности  (технология продуктивного чтения),  (слайд) которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию

прочитать книгу.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

(истолкования, оценки). Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с

авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

(Слайд) Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к роли «режиссера» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

1 этап. Работа с текстом до чтения. 

Фрагмент урока № 1.

- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

 Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах) (Слайд)

1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.

 2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

(Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит.

2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)

- Отгадайте, о ком будем читать?

        С ветки на ветку быстрый, как мяч,

        Скачет по лесу рыжий циркач.

        Вот на лету он шишку сорвал,

        Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

           Серовато, зубовато,

           По полю рыщет,

           Телят, ягнят ищет. (Волк)

- Прочитайте ключевые слова.

- Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло)

Проверим наши прогнозы.

(Слайд) Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности. Читая, учащиеся снова комментируют текст, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Фрагмент урока №2

Прочитайте текст про себя. (Слайд)

- А теперь прочитаем вслух по частям.

Вопросы по ходу чтения:

1ч. - Что делала белка? А волк? (Слайд)

2ч. – О чём стала просить белка? (Слайд)

      - Отпустил волк? С каким условием?

      - Как ответила белка на вопрос волка?

3ч. – Отчего же белки так веселы?

     - Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт). Что означают эти слова?

(В 5 классе можно назвать этот приём - Метафора – перенос действия с одного предмета на другой.)

 

(Слайд) Много времени на уроке отвожу и самостоятельному чтению: «Читай самому себе». С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребёнку увидеть, что ещё непонятно (тогда он задаёт вопрос классу или учителю), найти, что ему близко, и поделиться мыслями со всеми. В литературе главное – не информация, не знания, которые содержатся в художественном произведении, а эмоции, в которых уже заложено желание подражать тому, что нравится, и не делать того, что не нравится. В чувстве есть воля к поступку, а поступок всегда выше знаний и эмоций.

 

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Фрагмент урока №3

- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.) Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)

- Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)

- Кого осуждает автор?

1)- Составим модель – описание героев басни.

Работа в группах. 1 группа – Белка. Какая она?

2 группа – Волк. Какой он? Проверим ваши работы

 

(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)

- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?

- А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях)

- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро))

2)- Что же такое добро? Работа в группах

1группа – записать ассоциации. Что такое добро?

2 группа – нарисовать. Что для вас добро?

Из наших ответов выросло Дерево доброты.

- Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре.

(Добро – 1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.

2) Хорошее доброе дело.)

3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства»

- Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.

- Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)

4. Рефлексия. Работа с коллегами

Подведём итог нашей работы.

Какие универсальные учебные действия формировались на разных этапах работы над текстом?

- До чтения текста? Во время чтения текста? После чтения текста? Проверим ваши ответы.

- Я хочу, чтобы сегодня и всегда вам помогало наше дерево доброты. Человек должен

творить доброе вокруг себя. Ведь светлые мысли делают душу радостной. А значит, счастливой.

Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Как результат – высокий интерес учащихся к самостоятельному чтению книг из разных областей знаний.

 Для детей чтение должно стать и трудом, и творчеством, и новым открытием, и удовольствием.

Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».

Лев Николаевич Толстой

«Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там, наверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Лев Николаевич Толстой

«Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там, наверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выступление на стажерской площадке по фгос ООО кирш Д. А., учителя русского языка и литературы, по теме iconСамоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...

Выступление на стажерской площадке по фгос ООО кирш Д. А., учителя русского языка и литературы, по теме iconСайты педагогов русского языка и литературы
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Р. М. Леонтьевой (разработки уроков, презентации, интерактивные тесты)

Выступление на стажерской площадке по фгос ООО кирш Д. А., учителя русского языка и литературы, по теме iconСправка о проведении недели русского языка и литературы в мбоу «сош с. Чишки»
С 20 по 25 февраля 2013 уч г учителя Сулейманова З. И., Солсаева С. С и Идалова К. С проводили неделю русского языка и литературы....

Выступление на стажерской площадке по фгос ООО кирш Д. А., учителя русского языка и литературы, по теме iconИнформационная карта образовательного учреждения
Данные об образовательном учреждении – пилотной площадке опережающего введения фгос ООО

Выступление на стажерской площадке по фгос ООО кирш Д. А., учителя русского языка и литературы, по теме iconУрок русского языка и литературы в соответствии с требованиями фгос» в мбоу «Гимназии №37»
Семинар: «Современный урок русского языка и литературы в соответствии с требованиями фгос»

Выступление на стажерской площадке по фгос ООО кирш Д. А., учителя русского языка и литературы, по теме iconТезисы научно-исследовательской работы по теме: «Вклад Пушкина в...
Научный Афанасьева В. Н. учительница русского языка и литературы бсош №1

Выступление на стажерской площадке по фгос ООО кирш Д. А., учителя русского языка и литературы, по теме iconПлан работы шмо учителей русского языка и литературы моу верхнетимерсянской...
Методическая тема шмо: «Использование технологий системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое...

Выступление на стажерской площадке по фгос ООО кирш Д. А., учителя русского языка и литературы, по теме iconУроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»

Выступление на стажерской площадке по фгос ООО кирш Д. А., учителя русского языка и литературы, по теме iconПлан декады олимпийских знаний
Учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, технологии, географии, английского языка, изо искусства, мхк, физкультуры,...

Выступление на стажерской площадке по фгос ООО кирш Д. А., учителя русского языка и литературы, по теме iconИнститут развития образования республики башкортостан
Путина, Институт развития образования при поддержке Министерства образования Республики Башкортостан проводит республиканский профессиональный...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции