«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века»




Скачать 57.26 Kb.
Название«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века»
Дата публикации22.09.2014
Размер57.26 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа № 12 города Волжска Республики Марий Эл

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 9 А КЛАССЕ
«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века»

Выполнила

учитель русского языка и литературы Медведева Н.Ю.
г. Волжск
ТЕМА: Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века.
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

  • создать условия для осознания уже изученного материала и получение новой учебной информации;

  • способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного.


ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: обобщение и усвоение нового материала.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: семинар - беседа с делением учащихся на группы.
ТЕХНОЛОГИЯ: развитие критического мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского; выставка произведений этих писателей; иллюстрации к изученным произведениям; выставка творческих работ учащихся по данной теме.

ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. Образовательный аспект: анализ содержания произведений; углубление
    изучаемой темы.

  2. Развивающий аспект: способствовать формированию аналитических и
    интеллектуальных навыков, развитию исследовательских умений учащихся.

  3. Воспитательный аспект: способствовать воспитанию культуры умственного
    труда, коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение
    высказывать свою точку зрения).

ХОД УРОКА.


Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы работы

  1. Вызов

Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение интереса к теме.

Создаёт условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации.

Актуализируют знания по содержанию изученных произведений: А.С.Пушки- на «Станционный смотрит-

ритель», «Медный всад-

ник»; Н.В.Гоголя «Шинель»; Ф.М.Достоев-

ского «Бедные люди».

Называют главных героев, вспоминают понятие «тема маленького человека» в литературе.

Конкретизируют цели работы на уроке, заполняя таблицу:


В группах
Фронта-

льно

Индиви-

дуально


Знаю

Хочу узнать

Узнал









II. Осмысление

Обобщение

Изученного

Получение новой

информации

Создаёт условия

для обобщения

изученных про-

изведений, обо-

значая проблемные вопросы

Создаёт условия

дополнительной

мотивации, предлагая сравнить

произведения и

действия главных героев

Работают с текстами

произведений и вопросами, записанными на доске:

1.Краткая характеристика героя, его место в жизни.

2. Что ему нужно для счастья?

3. Событие, изменившее жизнь героя.

4. Как он пытается защитить себя?

5. Кто, по мнению героя, виноват в том, что с ним происходит?

6. Как автор заканчивает своё произведение?

Обсуждают полученную информацию.

Отмечают градацию в изображении главных героев: Самсон Вырин и Евгений отступают перед высшими силами почти без сопротивления; дух Акакия Акакиевича мстит своим обидчикам; Макар Алексеевич Девушкин уже личность, нашедшая в жизни своё место, свою опору.


В группах

В группах


Фронта-

льно



III. Рефлексия

Целостное осмысление и обобщение полученной информации

Создаёт условия для обобщения полученной информации, для личного осмысления


Объясняют понятие «эволюция», т.е. медленное, постепенное изменение.

Доказывают, что присутствует эволюция в раскрытии темы «маленького человека» в данных произведениях, которая заключается в том, что С.Вырин, Евгений, А.А.Башмачкин не обладают чертами личности, они показаны авторами как скорее как бессловесные существа, молча переживающие своё горе. А М.А.Девушкин – уже личность, со своим богатым внутренним миром, с глубокими чувствами любви и собственного достоин-

ства. Это человек с литературными способностями. Можно предположить, что он в будущем, ещё более окрепнув в социальном плане, сумеет бороться за себя.

Фронта-

льно

Индивиду-

ально

IV. Повторная проблематизация

Акцентирует внимание на связи литерату-

ры с жизнью

Работают со статьёй в газете «Комсомольская правда» от 22.03.2002г. «С днём рождения, Акакий Акакиевич!». Приходят к выводу о том, что «маленький человек» - это не только литературный тип, но и образ жизни многих людей в современном обществе.

Учащиеся заполняют последнюю колонку таблицы «ЗХУ» и говорят о том, что они узнали на уроке.

Индивиду-

ально

Индивиду-

ально

V. Домашнее

задание

Предлагает домашнее задание: написать сочи-

нение-миниатю-

ру на одну из тем:

1. В какой жизненной ситу-

ации я почувст-

вовал себя «ма-

леньким челове-

ком»?

2. «Маленький человек», живу-

щий рядом со мной.

Выбирают и записывают домашнее задание

Индивиду-

ально

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconЗачет по литературе в 10-а классе (февраль 2013-2014 уч год)
Основные темы и проблемы русской литературы 19-го века Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе...

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconЛитература первой половины XIX века
Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи....

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconПрограмма учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» icon1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное...
Гофман Е. Т. А. Эликсиры сатаны. Житейские воззрения кота Мурра. Золотой горшок. Кавалер Глюк

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconПрограмма учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской...
Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы)

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconКол-во часов
Знать об историческом развитии России в XIX веке. Уметь давать общую характеристику литературе I половины XIX века, выявлять основные...

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconВопросы к экзамену по истории русской литературы первой половины XIX века
Жуковский В. А. Лирика. Баллады. Поэмы, повести и сцены в стихах («Аббадона», «Овсяный кисель», «Красный карбункул», «Пери и ангел»,...

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» icon1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской и европейской...
Соотнесите произведения, жанры и авторов русской и европейской литературы, философских и публицистических произведений второй половины...

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconАннотация к рабочей программе по Литературе
Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской...

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconМетатекстовые повествовательные структуры в русской прозе конца XVIII первой трети XIX века
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы филологического факультета Томского государственного университета

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции