Скачать 178.69 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 95» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «ООШ № 95» МКОУ «ООШ № 95» МКОУ «ООШ № 95» Протокол № _____ __________ Т.Е. Сарычева __________ А.С. Кистаев от «____»_______ 20__ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Обучение грамоте» для 1 класса на 2013-2014 учебный год. Ступень начального общего образования 180 часов, базовый уровень УМК «Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Академкнига/Учебник.- 2009». Составитель: учитель начальных классов Гладких Наталия Андреевна Мундыбаш 2013 Пояснительная записка Учебник «Азбука», 1 класс (авторы Агаркова Н. Г. и Агарков Ю. А.), является составной частью завершенной предметной линии «Русский язык» комплекта «Перспективная начальная школа», направленной на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цели и задачи обучения Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста. Цель обучения: обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления обучающихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений. Задачи: 1. Овладение графическим действием в период усвоения грамоты. 2. Формирование первоначальных представлений об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развитие фонематического слуха. 3. Усвоение форм печатных и письменных буквенных знаков. Общая характеристика курса Методический аппарат учебно-методического комплекта «Азбука. Обучение грамоте и чтению» способствует постоянному повышению самостоятельности первоклассников, степени участия в обмене мнениями и в коллективной работе. Организация таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание в период обучения грамоте, нацелена на языковой анализ устной и письменной формы речи. Умение слышать и различать звуки разного качества является ведущим основанием для формирования орфографической зоркости в процессе овладения письменной речью. Письменная речь представляет собой процесс воссоздания звуковой формы слов в графической (буквенной) форме. Освоение фонетической системы языка в «Азбуке» построено на деятельностной основе, формирующей исследовательский интерес младших школьников к явлениям языковой действительности. Этому способствует лингвистический принцип изучения звуков и обозначающих их букв. Вся по выявлению существенных для смыслоразличительной функции характеристик звуков основана на использовании моделей звуков, позволяющих в материализованной форме провести с детьми опыты – исследования. Эта деятельность учит детей исследовать и контролировать слово как продукт речи и письма, создает ориентировочную основу для деятельности правописания. Модели, используемые в «Азбуке», позволяют использовать исследование языковых единиц, являясь их материализованной формой, осваивать их основные характеристики. Для того, чтобы письмо было грамотным, звуковой образ слова строится не по произносимым, а по орфографическим нормам. Начальный этап обучения чтению организуется в «Азбуке» в громкой речи по столбикам слогов и слов. Эффект громкого проговаривания заключается в том, что оно способствует формированию внутренних артикуляторных схем, является основой формирования внутренней речи. В рамках чтения вслух вначале воспринимается и узнается какой-то мелкий элемент речевой цепи (буква, слог, слово). Читая слова в словарно-слоговых столбцах, ученики сравнивают звучание слов, которые сопровождаются голубыми дугами (символами слогов), со звучанием произносимых звательной интонацией слов, над которыми стоит знак ударения. Звательная интонация становится ориентиром для освоения смыслоразличительной роли ударения в русском языке. Чтение слов в столбцах обеспечивает лексическую подготовку чтения и понимания текстов. При работе с текстами «Азбуки» формируются временные представления и понятия: «Заюшкина избушка», «Доброе дело», «Зимние заботы», «Данила», «Соседи Кондрата» (времена года); «Барбос на рыбалке», «Моя семья», «Капризы природы» (дни недели); «Зайка», «Сон Фомы», «Мишка и лужи» (бытовое время) и др. Тексты чистоговорок и скороговорок способствует постановке речевого аппарата: совершенствуют произношение, правильное дыхание, голос. Тексты «Азбуки», иллюстрированный и словарный материал позволяет системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Контроль и учёт достижений обучающихся ведётся по безотметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы. Используются следующие формы контроля и учёта учебных достижений обучающимися: индивидуальная работа по карточкам, устный опрос, пересказ текста, тесты, анализ произведения, проверка техники чтения, зрительные, выборочные и предупредительные диктанты. Содержание курса Подготовительный период (19 ч)
Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки. Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-первых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели. Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть. Первичное представление о словах как структурных единицах языка. Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв (анализ поэлементного состава букв).
Правила посадки и использования письменными принадлежностями во время письма. Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках. Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов – линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы. Основной звукобуквенный период (156 ч)
Гласные звуки Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух. Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг. Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем – знака транскрипции. Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком. Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква – это лишь знак («одежда») для звука, речи. Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста. Согласные сонорные звуки (непарные по глухости-звонкости и парные по твердости-мягкости) Согласные звуки [м, м`, н, н`, л, л`, р, р`, й`] как ртосмыкатели. Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык). Противопоставление сонорных (звонких) согласных звуков по твердости-мягкости; обозначение их твердости-мягкости на письме при помощи букв гласных – «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов фиксируются мягкие, другим твердые звонкие звуки. Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл – мил, Нил – ныл. Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки. Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й`] на конце и в середине слова (май, майка). Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым. Звук [й`] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь» «Работа» букв «я, ё, ю, е» - обозначение два звука [й`а], [й`о], [й`у], [й`э] в начале слова и после гласных звуков в середине и на конце слова. Обозначение мягкости согласных в слоге – слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е». Мягкий знак, указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слова, например: линь, руль, мыльный пузырь. Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком. Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова. Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь. Парные звонкие и глухие согласные звуки Отличие звонких и глухих звуков: по признаку твердости – мягкости. Соотнесение парных по звонкости – глухости звуков на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости – мягкости). Например: Дима – Тима, Даня – Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков. Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш. Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар-шар, Луша – лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш]. Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи-ши. Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов. Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки. Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте. Звук [й`] после разделительных «ь» и «ъ» знаков Обозначение на письме звука [й`] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв ( ь+е, ё, ю, я, и; ъ+е, ё, ю, я). Звуковой анализ слов со звуком [й`], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й`], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем – орфоэпически. Конструирование печатных знаков «ь», «ъ», усвоение их форм. Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х`, ч`, щ`, ц] Отработка артикуляции звуков [х, х`, ч`, щ`, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше, (жесть, шесть); шо, шё (шорох, щёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, чёлка);ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной)Я, чт (мечта, почта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ. Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв: ч Ч, ч Ч, щ Щ, ц Ц.
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями. Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов – шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв. Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента. Формирование в памяти обучающихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших – заглавных и малых – строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет. Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов трех видов соединения букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными. Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, т. е. письма букв под счет. Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами. Чтение образов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма. Заключительный период (5 ч)
Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания, как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации; повествовательной, вопросительной, побудительной. Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название. Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все началось; б) главная часть: что произошло с героями; в) заключение: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования). Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости. Формирование графической грамотности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа. Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку. Календарно – тематический план по обучению грамоте для 1 класса (20 недель, 180 часов, 9 ч/нед.)
Требования к уровню подготовки Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Азбука. Обучение грамоте и чтению» к концу подготовительного периода Обучающиеся научатся:
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Азбука. Обучение грамоте и чтению» к концу основного периода Обучающиеся научатся:
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Азбука. Обучение грамоте и чтению» к концу заключительного периода Обучающиеся научатся:
Универсальные учебные действия обучающихся (УУД) Тексты «Азбуки», иллюстрированный и словарный материал, специально разработанные задания позволяют системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий, что является приоритетным направлением содержания начального образования. 1. Личностные:
2. Познавательные:
3. Регулятивные:
4. Коммуникативные:
умение адекватно учитывать позицию собеседника. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по обучению грамоте для 1 класса
|
Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь |
Утвержден Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь |
||
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. 1 класс Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь. 1 класс. – М.: Баласс |
Учебников для 1 класса Бунеев Р. Н. Бунеева Е. В., Пронина О. В. Учебник по обучению грамоте и чтению. Букварь |
||
Агаркова Н. Г, Агарков Ю. А. Азбука. 1 класс: Учебник. Под ред. М. Л. Каленчук Программа(государственная, авторская, год издания, авторская – где и кем утверждена) |
Приказ от 17. 07. 2013 г. №130 Список учебников для использования... Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. М.: Баласс; Школьный дом, 2012 |
||
Перечень учебников используемых в образовательном процессе мкоу сош... Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь |
Программа разработана на основе Приказ Министерства образования и... На основе авторской программы по обучению грамоте Н. Г. Агарковой, Ю. А. Агаркова и программы по литературному чтению Н. А. Чураковой,... |
||
Программа по «Обучению грамоте и развитию речи». Приложение №3 Муниципальное казенное образовательное учреждение «Краснооктябрьская сош им. Р. Гамзатова» |
Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |