Скачать 92.44 Kb.
|
Творческий отчет о прочитанном. Студента первого курса, заочного отделения, семинар «проза» (проф. Толкачев С.П) Андрея Вискалина «Урок литературы на закате эпохи» Вспоминаю, как лет эдак двадцать назад, довелось мне посетить один из уроков в одной из Московских школ с углубленным изучением русского языка и литературы. В основном, литературы конечно. Да, да! В советские времена существовали и такие школы. Это сейчас специальные школы углубленно изучают совсем другие предметы; английский язык, иврит, а пуще того, так вообще, углубленно пляшут и поют – поют да пляшут. Весело. Я тогда писал кандидатскую диссертацию на тему «Русская литературная жизнь в эмиграции». Много времени проводил в литинституте им. Горького. Вот от института меня и направили в школу на «открытый» урок. Как сказали – «Почувствовать нерв, и ощутить, чем дышит современная литературно образованная молодежь». Это был первый урок литературы в выпускном десятом классе, после каникул. Встретила меня замечательный преподаватель и педагог Валентина Ивановна. Посадила в класс, представила ученикам. Я должен был только сидеть и слушать, больше ничего. Ах! Как приятно было смотреть на эти одухотворенные, умные лица ребят! Взгляни на любого и сразу читается в глазах; образованность, ум, эстетическая культура. Одним словом – подрастающая духовно-гуманитарная элита страны. Урок начался…
Мы его посвятим тому, что я вас буду – не всех конечно, кого успею – спрашивать, и вы должны вкратце рассказать о том, что вы прочли во время каникул. Нужно выделить какое-либо одно произведение и объяснить, почему вы выделяете именно его. Что вам запомнилось, и свое отношение к проблеме поставленной автором. Как вы понимаете, мной была дана определенная программа к прочтению на каникулы. Всем должно быть понятно что, выделяемое вами произведение, не должно входить в список задания. Читаете вы все много, я в этом не сомневаюсь. Так что думаю, вам будет не сложно. Давайте начнем. Кто первый? Пусть будет Игорь… Парень встал. - Я хотел бы выделить прочитанный мной рассказ Гария Немченко «Хоккей в сибирском городе». В рассказе говорится о хоккейной команде одного из сибирских городов – Сталегорска - «Сталеплавильщик» и ее лидере и капитане Викторе Данилове – «Дане». И не только о них. О том, как много значила для людей этого города их родная команда. Как долго шла она к успеху, в споре с Московскими командами. «Сталеплавильщик» и болельщики были как одно целое. Хоккеисты из «народа» работали на сталеплавильном комбинате рядом с простыми людьми и были в лице этих людей, героями. Прославлявших комбинат, город и их простых жителей Сталегорска своими победами. Как говорит сам автор – «Нет, нет, забавное было время, в одночасье сделавшее героями не только самих хоккеистов, но даже многих других, не заимевших, правда, имен собственных, а ставших как бы приложением к знаменитым теперь на всю округу фамилиям: «сосед Спицына», «дядька Зюзюкина», «теща Прохоряка». И в едином порыве с болельщиками «Сталеплавильщик» стал громить всех подряд, и Москвичей тоже. Подниматься на самый верх. Бессменным лидером и капитаном у них был Витя Данилов – «Даня». Истинный капитан от бога – всегда в каждом матче выкладывался он до конца. Играл прекрасно! Как бы из рук вон плохо не играли остальные. Закладывал виражи, распасовывал, помогал, почти ложился на лед в виражах, летал молнией всю игру и непременно забивал. Идет ли он с достоинством по центральной улице Сталегорска с женой, ребятишками своими выходной день, и каждый встречный здоровается – «Здравствуй Витя! Как дела?». И каждому кивнет он, и собой горд и женой, и за город, и за комбинат. Но, взлетев на самый верх, команда там не удержалась. Растащили по игроку ее Московские дельцы и тренеры. Заманив деньгами, квартирами, столичной жизнью… Стала скатываться команда вниз. Данилов не уехал, не смотря ни на что. Кто бы ему чего не обещал - а звать его в Москву стали первым. Оставался в команде и великолепно играл – один играл. Остальные, так - «отбывали номер». Болельщик ходил смотреть уже не на «Сталеплавильщик», а на «Даню». И какой бы провальной игра не была, Витя всегда забивал свою «дежурную» шайбу, ее так и называли – «Данина шайба». Но и «Даня» сломался. Перестал играть. Сломали. Вот ведь! Жена ушла к другому. Да ушла бы к достойному, а то так, к Хоменко – дрянной человек, мелкий. Хотя, от достоинств или недостатков Хоменко, не легче то, Вите. Перестал забивать Витя Данилов. Что там забивать – играть перестал. Катается по площадке столбом, с пустыми глазами. Ничего не осталось ни от команды, ни от капитана. Самый преданный зритель перестал на хоккей ходить, даже что б спокойно «поллитру» на трибунах выпить, не опасаясь работников милиции. Но в один день, на игре с очередным соперником, приехавшим в Сталегорск за «легкими очками» вдруг все изменилось. Вновь «Даня» вылетел на площадку стрелой. Вновь закладывал немыслимые виражи в атаке, распасовывал, подстраховывал. Вновь стал капитаном. Вколотил шайбу, затем еще, затем еще, затем еще две. И те несколько красноносых болельщиков, которые стояли на трибунах спиной к площадке – повернулись. Отставили в сторону налитые стаканы. Какие там стаканы! Наши выигрывают! Трибуны вдруг начали заполняться. Кто то услышал победные крики прогуливаясь мимо, кто то позвонил на стадион узнать о счете, и тут же постучал соседу, позвонил. И концу игры на стадионе «давились» так же, как тогда, в дни славы и успеха. Говорят, что люди прибегали в пальто, накинутом на пижаму. Игра закончилась со счетом 9 : 0 в пользу «Сталеплавильщика» А все потому, что «Дане», к капитану, вернулась его Вика, - Игорь закончил.
- Ну, автор об этом прямо в конце говорит - «Родные города не выбирают, как не выбирают мать и отца». А для себя я вынес то, что, если у человека здесь, - парень дотронулся ладонью до груди в области сердца, - Боль, если сердце опустело, если не живет там любовь, а в душе нет осознания что, ты любим самым близким тебе человеком и необходим ему. То, не нужны тебе ни богатство, ни слава, ни хоккей, ни комбинат, ни город твой родной. Все это «прилагательные» - любовь в сердце, только это, «существительное». - Спасибо Игорь. Мы тебя услышали. Молодец. Так! Следующей будет Лена. Пожалуйста, Лена, тебе слово. - Я хочу выделить прочитанный мной рассказ Георгия Баженова «Варежка». Рассказ с простым сюжетом, но не с простым концом и не простой моралью. В рассказе говорится о встречи двух друзей. Одного из них направили в командировку из Москвы в его родной город, другой, там всю жизнь так и жил. Двадцать лет не виделись друзья; встретились, выпили, закусили. Жизнь у друзей сложилась по-разному. Не то чтобы, один министр, а другой дворник – нет. Оба закончили техникумы и оба работали младшими инженерами. Только характеры иные. Константин – москвич, издерганный, запиленный за пустяки женой. Вечно нервы, скандалы, все то, ей мало, все не так. Самый плохой, неудачник, он у нее. А чуть с запахом придет, так, и домой ни в какую не пускает. «Иди, туда, где пил» - говорит. И скандалит, и скандалит. А куда пойдешь? К друзьям – стыдно. Так и бродишь по городу, или в подъезде ночуешь. Вечно простужен, не проходящий кашель. А все терпит Константин. Зачем? Для чего? Не понятно. «Пройдет», - думает. « Вон, Вовка у него растет – скоро три года. Потерпим». Петр – другой. Звезд с неба не хватает. Но все у него ладно, все в порядке. Щеки уверенно-розовые, дубленка на животе еле-еле застегивается. Все у него ловко, жить, ему раздольно, жена «свое» место знает. И рыбалка, у него с приятелями, и банька, и девчонок он знает добрых и ласковых. Там у него знакомые, там, товарищи дорогие и любимые. Дом - полная чаша, тишь да гладь. Сын, тоже Вовка – девяти лет. Смеется Петр беззаботно, Константина только по плечу похлопывает, да наливает по полненькой. Петр пригласил в ресторан – развеяться. В ресторане познакомились с двумя девушками. Знакомая Петра – официантка, подмигнув, как бы случайно к ним подсадила. Петр быстро нашел общий язык с одной из них, такой же румяной, заводной и искрометной Алей. А Константин все сидел виновато за столиком, простужено покашливал, да помалкивал, вместе с тихой и кроткой Маргаритой. У которой была такая же кроткая улыбка. Погуляли, повеселились, мужики поехали провожать женщин. Константин, уже прощаясь, предложил сам точно не зная зачем, зайти к Маргарите в гости. Она робко согласилась. Петр с Алей поехали к Петру домой. Жена и сын у него как раз, были в доме отдыха. Сидели Константин с Маргаритой, пили чай у нее на кухне, он рассказывал о своей жизни, она молчала. В комнате, в кроватке спала маленькая дочь Маргариты, совсем еще малышка. И была так приятна, так уютна эта атмосфера Константину, как-то даже, нежностью к этой совсем ему чужой женщине и к ее ребенку проникся он. Хотелось ему такой же милой и спокойной жизни. Ну, вот как двум рукам – мужской и женской - тепло и уютно вдвоем в одной пуховой варежке. Проникшись чувствами, смотрел он на спящую чужую девочку, поправлял сбившееся одеяльце, стоя на коленях в изголовье ее кроватки. А когда Маргарита попросила его уйти, так как час поздний совсем, он не настаивал, попрощался и ушел. Уехал вскоре в Москву. Дома все то же. Жена пилит. Сын коклюшем переболел. Сам Константин все ходил, кашлял, не мог вылечиться. А когда пошел все же к врачу, то выяснилось что у него никакое не ОРЗ, а редкая форма детской болезни – коклюша. Бывает и у взрослых, но редко. Все по старому; не удобно, не спокойно, нервно. А через месяц позвонил Петр. Как дела? Так себе. Как здоровье? Пойдет. Как Жена, сын? Хорошо. А помнишь Костя, ту девушку, Маргариту? Вот ведь не везет человеку, и так жизнь - не в пень колоду, а тут представляешь? Дочка ее маленькая, заболела коклюшем, и умерла. Задохнулась во сне. Вот такие у нас Костя пироги…. И заканчивает автор свой рассказ такими словами – «Долго сидел Константин как в столбняке. Посидим и мы с ним рядом. Может, скажем, друг другу что-нибудь?» - И что же ты Лена, нам скажешь по этому поводу? – спросила Валентина Ивановна. - То, что, по мнению автора, как я думаю, люди мы все очень разные и к жизни приспособлены по разному. Радости встречаем с широкими объятьями мы все, а вот от бед и горестей, пытаемся стеной отгородиться. И у каждого эта стена - СВОЯ. У кого-то она каменная, добротная – не прошибешь. Как у Петра вот, например. Все ему нипочем, не взять его крепости-стены – крепка. У других послабее, как будто из дерева. Сломать трудно, но и надежности не внушает. Надави посильней, да подольше, раскачай, и рассыплется. Как у того же Константина. А есть люди, ничем перед миром почти не защищены, и стены то у них, бумажные. Пальцем только ткни, и порвется вся стена за мгновение снизу до верху. И не жалеет судьба никого. Судьба слепа. Страдаешь? – Страдай еще. Плохого ничего не делаешь людям? – Не аргумент – получи… А у Маргариты, у нее стены то, и нет почти никакой, так – паутиночка. Дунь на нее только, и улетела как пух от дыхания. И не вспомнит никто. - Молодец Лена. Мы поняли твою точку зрения. Садись. Валентина Ивановна спросила еще нескольких ребят. Смутно помню их ответы. Запомнился только, еще мне один парень отвечавший последним. - Так ну теперь послушаем Николая. Пожалуйста. Встал высокий красивый парень, с большой уверенностью во взгляде. - Я буду краток. Меня заинтересовал и был мной прочитан рассказ Сергея Есина «Текущий день». На мой взгляд, автору удалось переложить на современный лад Пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». В характерной Есину манере изложения. Рассказ о том, как некая дама, долго создавала и создала себе призрачный мирок. Мирок «вещизма» и ложных ценностей. Ей всю жизнь хотелось жить в роскоши, среди дорогих вещей и нужных связей. Все по знакомству, все из под полы, вверх, вверх, по головам, любые средства хороши. Мирок интриг, блата и заграничных командировок. Только так и только это. Какие там моральные ценности? Это для голодных инженеришек и слабаков, прикрывающихся всякими там, «совестями», и этическим благородством. Есть только одна у нее аксиома – «Что же ты такой бедный, раз ты такой умный?». И совершенно не понять ей и, не доказать ей, что роскошь, богатство и нужные связи, это всего лишь «фантик» пестрый «фантик» от конфеты которая называется – «истинное духовное счастье». Главным инструментом в достижении ее целей является ее «загнанный» муж. Тот самый «дед», который тащит для нее невод. Осознавая, однако, незавидность своего положения и тупиковость пути, по которому они идут. И Есин точно сравнивает и показывает мысли этого человека с дрессировщиком и тиграми. И горько от своих мыслей этому Алексею – «…он-то знает, что этот смердящий и ненавидящий его ковер, всегда готов с ревом подняться на дыбы и устроить потасовку». И когда Алексей умирает, загнанный таким сумасшедшим, рваческим образом жизни. Только тогда его жена понимает убожество своего положения и фальшивость ее ценностей. Оставшись у разбитого корыта. - Хорошо Коля. А ты нам скажи, вот у тебя прозвучала фраза – «В характерной Есину манере…» Что ты вкладываешь в эти слова? - Пушкин не Есин. Есин не Пушкин. Пушкин своего деда оставляет в живых. Есин своего - убивает. Почему? Я читал и другие его произведения. Писатель Сергей Есин. Один из тех, которые не сюсюкают с читателем, не давят ему на жалость и не синтиментальничают с ним. Но в то же время, Есин не выливает читателем проблему – нате – жрите! Нет. А максимально жестко и радикально, без всякого морального конформизма, ставит проблему и дает решение. Не брожение предлагает неустойчивым умам, а решение. Порой довольно жесткое. Это в духе времени. Урок вскоре закончился. Я пошел домой. Не скажу что подавленным,, но все же с большими сомнениями в нужности моей диссертации о литературной жизни русской эмиграции. С ее вечно стонущими по России меланхоличными авторами. Или пытающихся совсем в другой манере опорочить все происходящее в Советском Союзе, осмеять, как тогда было принято говорить – «лая из за океана». Нужна ли будет моя работа вот таким, уверенным в себе, молодым, энергичным, а самое главное умным и ищущим истину советским молодым ребятам? Тогда я был не уверен в этом. К чему я вам все это рассказал? Да вспомнилось, сегодня. Когда получил отказ от известного, богатого издательства и лично от его главного редактора, опубликовать мои очерки. Собранные в течении десяти лет от поездок по Забайкалью. О жизни и природе Бурятского края. Об их искусстве, творчестве, о душе бурята и о душе его земли. Отказали. Довольно уверенно и неоспоримо аргументировав. Молодой успешный главный редактор. Сказав что – «… не интересно и не выгодно, дорогой вы наш товарищ, заслуженный писатель России, читателю о бурятах. А я не смогу издавать. Убытки потерплю. Мне деньги то приносят; «Лягушки Баскервилей», «Месть слепого», «Ярость бешенного» да «Круглосуточные дозоры». Так что ничем вас не обрадую. Попробуйте напечататься в Улан-Удэ» И не узнал то, он меня, этот Коля-редактор. Который двадцать лет назад, так умно рассуждал о писателе Сергее Есине. Да и кто я такой, что бы меня узнавать. Январь 2009 |
Программа дисциплины История зарубежной литературы Средневековья, во многом повлиявших на последующее культурное развитие, раскрыть многогранность литературы эпохи Ренессанса, эпохи... |
Урок по теме: «Мироощущение человека эпохи рубежа XIX xx веков» Вводный урок по теме: «Мироощущение человека эпохи рубежа XIX – XX веков» (2 часа) |
||
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
Тематическое планирование уроков литературы в 10-м классе Составлять схемы: «Значение литературы в жизни общества», «Исторические эпохи русской культуры» |
||
Билет – Проблема периодизации русской литературы советской эпохи Принято считать датой рождения советской литературы 1917 год, но некоторые критики считаю, что старые традиции литературы рухнули... |
Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся... Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения... |
||
Урока литературы в 10 классе. Тема: Творчество А. С. Пушкина. Своеобразие... А. С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской духовной... |
Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий.... В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей |
||
Урок литературы в 5 классе Урок – игра Цели: -познакомить учащихся первым произведением Н. В. Гоголя, принесшем ему большую славу |
Литература первой половины XIX века Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи.... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |