Андрея Вискалина «Урок литературы на закате эпохи»




Скачать 92.44 Kb.
НазваниеАндрея Вискалина «Урок литературы на закате эпохи»
Дата публикации21.09.2014
Размер92.44 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Творческий отчет о прочитанном.

Студента первого курса, заочного отделения, семинар «проза» (проф. Толкачев С.П) Андрея Вискалина
«Урок литературы на закате эпохи»

Вспоминаю, как лет эдак двадцать назад, довелось мне посетить один из уроков в одной из Московских школ с углубленным изучением русского языка и литературы. В основном, литературы конечно. Да, да! В советские времена существовали и такие школы. Это сейчас специальные школы углубленно изучают совсем другие предметы; английский язык, иврит, а пуще того, так вообще, углубленно пляшут и поют – поют да пляшут. Весело.

Я тогда писал кандидатскую диссертацию на тему «Русская литературная жизнь в эмиграции». Много времени проводил в литинституте им. Горького. Вот от института меня и направили в школу на «открытый» урок. Как сказали – «Почувствовать нерв, и ощутить, чем дышит современная литературно образованная молодежь».

Это был первый урок литературы в выпускном десятом классе, после каникул. Встретила меня замечательный преподаватель и педагог Валентина Ивановна. Посадила в класс, представила ученикам. Я должен был только сидеть и слушать, больше ничего. Ах! Как приятно было смотреть на эти одухотворенные, умные лица ребят! Взгляни на любого и сразу читается в глазах; образованность, ум, эстетическая культура. Одним словом – подрастающая духовно-гуманитарная элита страны. Урок начался…

  • Ребята! Сегодня у нас первый урок после каникул, - начала Валентина Ивановна.

Мы его посвятим тому, что я вас буду – не всех конечно, кого успею – спрашивать, и вы должны вкратце рассказать о том, что вы прочли во время каникул. Нужно выделить какое-либо одно произведение и объяснить, почему вы выделяете именно его. Что вам запомнилось, и свое отношение к проблеме поставленной автором. Как вы понимаете, мной была дана определенная программа к прочтению на каникулы. Всем должно быть понятно что, выделяемое вами произведение, не должно входить в список задания. Читаете вы все много, я в этом не сомневаюсь. Так что думаю, вам будет не сложно. Давайте начнем. Кто первый? Пусть будет Игорь…

Парень встал.

- Я хотел бы выделить прочитанный мной рассказ Гария Немченко «Хоккей в сибирском городе». В рассказе говорится о хоккейной команде одного из сибирских городов – Сталегорска - «Сталеплавильщик» и ее лидере и капитане Викторе Данилове – «Дане». И не только о них. О том, как много значила для людей этого города их родная команда. Как долго шла она к успеху, в споре с Московскими командами. «Сталеплавильщик» и болельщики были как одно целое. Хоккеисты из «народа» работали на сталеплавильном комбинате рядом с простыми людьми и были в лице этих людей, героями. Прославлявших комбинат, город и их простых жителей Сталегорска своими победами. Как говорит сам автор – «Нет, нет, забавное было время, в одночасье сделавшее героями не только самих хоккеистов, но даже многих других, не заимевших, правда, имен собственных, а ставших как бы приложением к знаменитым теперь на всю округу фамилиям: «сосед Спицына», «дядька Зюзюкина», «теща Прохоряка». И в едином порыве с болельщиками «Сталеплавильщик» стал громить всех подряд, и Москвичей тоже. Подниматься на самый верх.

Бессменным лидером и капитаном у них был Витя Данилов – «Даня». Истинный капитан от бога – всегда в каждом матче выкладывался он до конца. Играл прекрасно! Как бы из рук вон плохо не играли остальные. Закладывал виражи, распасовывал, помогал, почти ложился на лед в виражах, летал молнией всю игру и непременно забивал.

Идет ли он с достоинством по центральной улице Сталегорска с женой, ребятишками своими выходной день, и каждый встречный здоровается – «Здравствуй Витя! Как дела?». И каждому кивнет он, и собой горд и женой, и за город, и за комбинат.

Но, взлетев на самый верх, команда там не удержалась. Растащили по игроку ее Московские дельцы и тренеры. Заманив деньгами, квартирами, столичной жизнью…

Стала скатываться команда вниз.

Данилов не уехал, не смотря ни на что. Кто бы ему чего не обещал - а звать его в Москву стали первым. Оставался в команде и великолепно играл – один играл. Остальные, так - «отбывали номер». Болельщик ходил смотреть уже не на «Сталеплавильщик», а на «Даню». И какой бы провальной игра не была, Витя всегда забивал свою «дежурную» шайбу, ее так и называли – «Данина шайба».

Но и «Даня» сломался. Перестал играть. Сломали. Вот ведь! Жена ушла к другому.

Да ушла бы к достойному, а то так, к Хоменко – дрянной человек, мелкий.

Хотя, от достоинств или недостатков Хоменко, не легче то, Вите.

Перестал забивать Витя Данилов. Что там забивать – играть перестал. Катается по площадке столбом, с пустыми глазами. Ничего не осталось ни от команды, ни от капитана. Самый преданный зритель перестал на хоккей ходить, даже что б спокойно «поллитру» на трибунах выпить, не опасаясь работников милиции.

Но в один день, на игре с очередным соперником, приехавшим в Сталегорск за «легкими очками» вдруг все изменилось. Вновь «Даня» вылетел на площадку стрелой. Вновь закладывал немыслимые виражи в атаке, распасовывал, подстраховывал. Вновь стал капитаном. Вколотил шайбу, затем еще, затем еще, затем еще две. И те несколько красноносых болельщиков, которые стояли на трибунах спиной к площадке – повернулись. Отставили в сторону налитые стаканы. Какие там стаканы! Наши выигрывают! Трибуны вдруг начали заполняться. Кто то услышал победные крики прогуливаясь мимо, кто то позвонил на стадион узнать о счете, и тут же постучал соседу, позвонил. И концу игры на стадионе «давились» так же, как тогда, в дни славы и успеха. Говорят, что люди прибегали в пальто, накинутом на пижаму. Игра закончилась со счетом 9 : 0 в пользу «Сталеплавильщика» А все потому, что «Дане», к капитану, вернулась его Вика, - Игорь закончил.

  • А скажи Игорек, что ты для себя понял? Стержень, по мнению автора каков в этом рассказе?

- Ну, автор об этом прямо в конце говорит - «Родные города не выбирают, как не выбирают мать и отца». А для себя я вынес то, что, если у человека здесь, - парень дотронулся ладонью до груди в области сердца, - Боль, если сердце опустело, если не живет там любовь, а в душе нет осознания что, ты любим самым близким тебе человеком и необходим ему. То, не нужны тебе ни богатство, ни слава, ни хоккей, ни комбинат, ни город твой родной. Все это «прилагательные» - любовь в сердце, только это, «существительное».

- Спасибо Игорь. Мы тебя услышали. Молодец. Так! Следующей будет Лена. Пожалуйста, Лена, тебе слово.

- Я хочу выделить прочитанный мной рассказ Георгия Баженова «Варежка». Рассказ с простым сюжетом, но не с простым концом и не простой моралью.

В рассказе говорится о встречи двух друзей. Одного из них направили в командировку из Москвы в его родной город, другой, там всю жизнь так и жил. Двадцать лет не виделись друзья; встретились, выпили, закусили. Жизнь у друзей сложилась по-разному. Не то чтобы, один министр, а другой дворник – нет. Оба закончили техникумы и оба работали младшими инженерами. Только характеры иные. Константин – москвич, издерганный, запиленный за пустяки женой. Вечно нервы, скандалы, все то, ей мало, все не так. Самый плохой, неудачник, он у нее. А чуть с запахом придет, так, и домой ни в какую не пускает. «Иди, туда, где пил» - говорит. И скандалит, и скандалит. А куда пойдешь? К друзьям – стыдно. Так и бродишь по городу, или в подъезде ночуешь. Вечно простужен, не проходящий кашель. А все терпит Константин. Зачем? Для чего? Не понятно. «Пройдет», - думает. « Вон, Вовка у него растет – скоро три года. Потерпим».

Петр – другой. Звезд с неба не хватает. Но все у него ладно, все в порядке. Щеки уверенно-розовые, дубленка на животе еле-еле застегивается. Все у него ловко, жить, ему раздольно, жена «свое» место знает. И рыбалка, у него с приятелями, и банька, и девчонок он знает добрых и ласковых. Там у него знакомые, там, товарищи дорогие и любимые. Дом - полная чаша, тишь да гладь. Сын, тоже Вовка – девяти лет. Смеется Петр беззаботно, Константина только по плечу похлопывает, да наливает по полненькой.

Петр пригласил в ресторан – развеяться. В ресторане познакомились с двумя девушками. Знакомая Петра – официантка, подмигнув, как бы случайно к ним подсадила. Петр быстро нашел общий язык с одной из них, такой же румяной, заводной и искрометной Алей. А Константин все сидел виновато за столиком, простужено покашливал, да помалкивал, вместе с тихой и кроткой Маргаритой. У которой была такая же кроткая улыбка.

Погуляли, повеселились, мужики поехали провожать женщин. Константин, уже прощаясь, предложил сам точно не зная зачем, зайти к Маргарите в гости. Она робко согласилась. Петр с Алей поехали к Петру домой. Жена и сын у него как раз, были в доме отдыха.

Сидели Константин с Маргаритой, пили чай у нее на кухне, он рассказывал о своей жизни, она молчала. В комнате, в кроватке спала маленькая дочь Маргариты, совсем еще малышка. И была так приятна, так уютна эта атмосфера Константину, как-то даже, нежностью к этой совсем ему чужой женщине и к ее ребенку проникся он. Хотелось ему такой же милой и спокойной жизни. Ну, вот как двум рукам – мужской и женской - тепло и уютно вдвоем в одной пуховой варежке. Проникшись чувствами, смотрел он на спящую чужую девочку, поправлял сбившееся одеяльце, стоя на коленях в изголовье ее кроватки. А когда Маргарита попросила его уйти, так как час поздний совсем, он не настаивал, попрощался и ушел. Уехал вскоре в Москву.

Дома все то же. Жена пилит. Сын коклюшем переболел. Сам Константин все ходил, кашлял, не мог вылечиться. А когда пошел все же к врачу, то выяснилось что у него никакое не ОРЗ, а редкая форма детской болезни – коклюша. Бывает и у взрослых, но редко. Все по старому; не удобно, не спокойно, нервно.

А через месяц позвонил Петр. Как дела? Так себе. Как здоровье? Пойдет. Как Жена, сын? Хорошо. А помнишь Костя, ту девушку, Маргариту? Вот ведь не везет человеку, и так жизнь - не в пень колоду, а тут представляешь? Дочка ее маленькая, заболела коклюшем, и умерла. Задохнулась во сне. Вот такие у нас Костя пироги….

И заканчивает автор свой рассказ такими словами – «Долго сидел Константин как в столбняке. Посидим и мы с ним рядом. Может, скажем, друг другу что-нибудь?»

- И что же ты Лена, нам скажешь по этому поводу? – спросила Валентина Ивановна.

- То, что, по мнению автора, как я думаю, люди мы все очень разные и к жизни приспособлены по разному. Радости встречаем с широкими объятьями мы все, а вот от бед и горестей, пытаемся стеной отгородиться. И у каждого эта стена - СВОЯ. У кого-то она каменная, добротная – не прошибешь. Как у Петра вот, например. Все ему нипочем, не взять его крепости-стены – крепка. У других послабее, как будто из дерева. Сломать трудно, но и надежности не внушает. Надави посильней, да подольше, раскачай, и рассыплется. Как у того же Константина. А есть люди, ничем перед миром почти не защищены, и стены то у них, бумажные. Пальцем только ткни, и порвется вся стена за мгновение снизу до верху. И не жалеет судьба никого. Судьба слепа. Страдаешь? – Страдай еще. Плохого ничего не делаешь людям? – Не аргумент – получи… А у Маргариты, у нее стены то, и нет почти никакой, так – паутиночка. Дунь на нее только, и улетела как пух от дыхания. И не вспомнит никто.

- Молодец Лена. Мы поняли твою точку зрения. Садись.

Валентина Ивановна спросила еще нескольких ребят. Смутно помню их ответы. Запомнился только, еще мне один парень отвечавший последним.

- Так ну теперь послушаем Николая. Пожалуйста.

Встал высокий красивый парень, с большой уверенностью во взгляде.

- Я буду краток. Меня заинтересовал и был мной прочитан рассказ Сергея Есина «Текущий день». На мой взгляд, автору удалось переложить на современный лад Пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». В характерной Есину манере изложения.

Рассказ о том, как некая дама, долго создавала и создала себе призрачный мирок. Мирок «вещизма» и ложных ценностей. Ей всю жизнь хотелось жить в роскоши, среди дорогих вещей и нужных связей. Все по знакомству, все из под полы, вверх, вверх, по головам, любые средства хороши. Мирок интриг, блата и заграничных командировок. Только так и только это. Какие там моральные ценности? Это для голодных инженеришек и слабаков, прикрывающихся всякими там, «совестями», и этическим благородством. Есть только одна у нее аксиома – «Что же ты такой бедный, раз ты такой умный?». И совершенно не понять ей и, не доказать ей, что роскошь, богатство и нужные связи, это всего лишь «фантик» пестрый «фантик» от конфеты которая называется – «истинное духовное счастье». Главным инструментом в достижении ее целей является ее «загнанный» муж. Тот самый «дед», который тащит для нее невод. Осознавая, однако, незавидность своего положения и тупиковость пути, по которому они идут. И Есин точно сравнивает и показывает мысли этого человека с дрессировщиком и тиграми. И горько от своих мыслей этому Алексею – «…он-то знает, что этот смердящий и ненавидящий его ковер, всегда готов с ревом подняться на дыбы и устроить потасовку».

И когда Алексей умирает, загнанный таким сумасшедшим, рваческим образом жизни. Только тогда его жена понимает убожество своего положения и фальшивость ее ценностей. Оставшись у разбитого корыта.

- Хорошо Коля. А ты нам скажи, вот у тебя прозвучала фраза – «В характерной Есину манере…» Что ты вкладываешь в эти слова?

- Пушкин не Есин. Есин не Пушкин. Пушкин своего деда оставляет в живых. Есин своего - убивает. Почему? Я читал и другие его произведения. Писатель Сергей Есин. Один из тех, которые не сюсюкают с читателем, не давят ему на жалость и не синтиментальничают с ним. Но в то же время, Есин не выливает читателем проблему – нате – жрите! Нет. А максимально жестко и радикально, без всякого морального конформизма, ставит проблему и дает решение. Не брожение предлагает неустойчивым умам, а решение. Порой довольно жесткое. Это в духе времени.

Урок вскоре закончился. Я пошел домой. Не скажу что подавленным,, но все же с большими сомнениями в нужности моей диссертации о литературной жизни русской эмиграции. С ее вечно стонущими по России меланхоличными авторами. Или пытающихся совсем в другой манере опорочить все происходящее в Советском Союзе, осмеять, как тогда было принято говорить – «лая из за океана». Нужна ли будет моя работа вот таким, уверенным в себе, молодым, энергичным, а самое главное умным и ищущим истину советским молодым ребятам? Тогда я был не уверен в этом.

К чему я вам все это рассказал? Да вспомнилось, сегодня. Когда получил отказ от известного, богатого издательства и лично от его главного редактора, опубликовать мои очерки. Собранные в течении десяти лет от поездок по Забайкалью. О жизни и природе Бурятского края. Об их искусстве, творчестве, о душе бурята и о душе его земли.

Отказали. Довольно уверенно и неоспоримо аргументировав. Молодой успешный главный редактор. Сказав что – «… не интересно и не выгодно, дорогой вы наш товарищ, заслуженный писатель России, читателю о бурятах. А я не смогу издавать. Убытки потерплю. Мне деньги то приносят; «Лягушки Баскервилей», «Месть слепого», «Ярость бешенного» да «Круглосуточные дозоры». Так что ничем вас не обрадую. Попробуйте напечататься в Улан-Удэ»

И не узнал то, он меня, этот Коля-редактор. Который двадцать лет назад, так умно рассуждал о писателе Сергее Есине. Да и кто я такой, что бы меня узнавать.


Январь 2009






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Андрея Вискалина «Урок литературы на закате эпохи» iconПрограмма дисциплины История зарубежной литературы
Средневековья, во многом повлиявших на последующее культурное развитие, раскрыть многогранность литературы эпохи Ренессанса, эпохи...

Андрея Вискалина «Урок литературы на закате эпохи» iconУрок по теме: «Мироощущение человека эпохи рубежа XIX xx веков»
Вводный урок по теме: «Мироощущение человека эпохи рубежа XIX – XX веков» (2 часа)

Андрея Вискалина «Урок литературы на закате эпохи» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Андрея Вискалина «Урок литературы на закате эпохи» iconТематическое планирование уроков литературы в 10-м классе
Составлять схемы: «Значение литературы в жизни общества», «Исторические эпохи русской культуры»

Андрея Вискалина «Урок литературы на закате эпохи» iconБилет – Проблема периодизации русской литературы советской эпохи
Принято считать датой рождения советской литературы 1917 год, но некоторые критики считаю, что старые традиции литературы рухнули...

Андрея Вискалина «Урок литературы на закате эпохи» iconУрок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся...
Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения...

Андрея Вискалина «Урок литературы на закате эпохи» iconУрока литературы в 10 классе. Тема: Творчество А. С. Пушкина. Своеобразие...
А. С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской духовной...

Андрея Вискалина «Урок литературы на закате эпохи» iconЛитература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий....
В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей

Андрея Вискалина «Урок литературы на закате эпохи» iconУрок литературы в 5 классе Урок – игра
Цели: -познакомить учащихся первым произведением Н. В. Гоголя, принесшем ему большую славу

Андрея Вискалина «Урок литературы на закате эпохи» iconЛитература первой половины XIX века
Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции