Скачать 170.08 Kb.
|
ПРОГРАММА КУРСА Актуальные проблемы современной португалистики Магистратура по направлению 520300 – «Филология»Магистерская программа – «Иберо-романистика» Квалификация (степень) «магистр» I. Цели и задачи курса: Основная цель курса «Актуальные проблемы современной португалистики» – дать представление о португальской филологии как области гуманитарного знания, комплексе научных исследований языка и литературы стран португальской речи; определить место этой науки в ряду других дисциплин, разрабатывающих проблемы мира «лузофонии»; познакомить с историей отечественной португалистики, трудами выдающихся португалистов- филологов, а также с зарубежными школами португалистики ( лузитанистики, бразилистики, африканистики) и с трудами виднейших филологов-португалистов за рубежом; дать представление об ареале распространения португальского языка, его национальных, региональных и территориальных вариантах, о языковых разновидностях, возникших на основе португальской речи (креольских языках на базе португальского); дать представление об основных этапах истории страны и периодах развития португальского языка и литературы; познакомить со спецификой фонетической и грамматической системы португальского языка, дать представление о некоторых особенностях португальской лексики и фразеологии; представить этно-культурную специфику стран португальской речи, дать представление об основных составляющих языковой картины мира лузофонов; дать представление о развитии русско-португальских культурных связей и деятельности переводчиков. . Конкретными задачами практики являются:
II. Место курса в структуре ООП ВПО по направлению подготовки магистров «Филология»: Вариативная часть магистерской программы «Португальский язык и культура в современном мире». Для прохождения курса «Актуальные проблемы современной португалистики» необходимы: знания, умения и компетенции, сформированные в результате освоения образовательной программы бакалавриата «Филология» и др. и формируемые в процессе обучения в магистратуре по направлению подготовки «Филология» (магистерская программа «Португальский язык и культура в современном мире»). «Актуальные проблемы современной португалистики» проводится в первом семестре I курса магистратуры. Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы 108 часов. Форма промежуточной аттестации: зачет. III. Формы проведения: Форма занятий: лекции (20 часов), самостоятельная работа магистрантов (88 часов). IV. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации: Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 семестр: 3 зачетных единицы, 108 часов.
V. Содержание курса В курсе «Актуальные проблемы современной португалистики» дается представление о португалистике - области гуманитарного знания, комплексе научных исследований языка, литературы, культуры, искусства, истории, философии и экономики стран португальской речи. Страны португальского языка называют также «миром лузофонии». Португалист – специалист-исследователь в одной из названных сфер. В португалистике выделяются такие разделы, как лузитанистика – группа наук о континентальной пиренейской Португалии, бразилистика – исследования бразильского варианта португальского языка и культуры Бразилии, афролузитанистика – область изучения языка и культуры португалоговорящих стран Африки. С португалистикой связана креолистика, объектом исследования в которой являются разнообразные креольские языки, в том числе и возникшие на португальской основе, и культуры соответствующих стран в Африке и в Азии. В англоговорящих странах для обозначения названных сфер науки используются такие термины, как: Portuguese Studies, Lusitanistics, Brasilianistics. В Германии приняты такие названия, как: Lusitanistik, Brasilianistik, Afrolusitanistik, Galicistik, Kreolistik. Ключевым концептом португалистики является португальский язык. Португальский язык имеет статус государственного и официального в Португалии и в тех странах, которые с XVI века входили в состав португальской колониальной империи – в Бразилии, Мозамбике, Анголе, Гвинеи Бисау, Кабо Верде, Сан Томе и Принсипе, а также в Восточном Тиморе. В начале XXI века в этих ныне самостоятельных государствах проживает ок. 250 млн. человек. Португальский язык прошел сложный путь развития: в XII-XIII веках в Португальском королевстве диалектную основу языка составляли галисийско-португальские говоры, восходящие к старогалисийскому языку. На основе галисийско-португальского койне возник поэтический язык трубадуров – особая разновидность литературного языка эпохи. В XIV веке диалектная основа языка в Португалии изменилась – место базового занял центральный диалект. Отделившись от галисийского, португальский язык вступил в новую фазу развития – собственно португальскую. В истории португальского языка выделяются такие периоды, как старопортугальский, среднепортугальский и новый. С середины XX века принято говорить о современном португальском языке. В XVI веке началась широкая экспансия португальского языка за пределы европейского континента: он распространился на завоеванных и осваиваемых Португалией территориях. Перенесенный на новую почву португальский язык стал развиваться в контакте с местными языками и диалектами. Литературная норма португальского языка определялась в метрополии. Португалистика в СССР и в России. У истоков португалистики в России и в СССР высится фигура акад. В.Ф.Шишмарёва. Значительный вклад в изучение португальского языка и культуры внесла О.К.Васильева-Шведе, под началом которой сложилась ленинградская (санкт-петербургская) школа ученых-португалистов. В Москве португалистика возникла в 60-е годы XX века и сейчас имеет несколько крупных научных и учебных центров (в МГУ им. М.В.Ломоносова, МГЛУ, МГИМО и др.) VI. Перечень компетенций, формируемый в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Универсальные компетенции: а) общенаучные:
б) инструментальные:
в) системные:
Профессиональные компетенции: Общепрофессиональные:
Специализированные М-СПК:? В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
VII. Используемые образовательные технологии: личностной ориентированности, интенсивности, диалогичности, модульности, межпредметности, креативности, метод свернутых информационных структур; курс предполагает использование студентами в рамках самостоятельной работы сети Интернет и иных информационных технологий для поиска и анализа информации, работы с базами данных. Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. . VIII. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: Текущий контроль успеваемости проводится в форме письменных заданий. Промежуточный аттестация по итогам освоения дисциплины – зачет. IX. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы www.linguateca.pt www.instituto-camoes.pt www.cvc.instituto-camoes.pt X. Материально-техническое обеспечение дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает доступ к интернету. Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ направлению подготовки «Иберо-романистика» Разработчик: Докт. филол. наук, профессор кафедры иберо-романского языкознания филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова О.А.Сапрыкина |
Программа учебной дисциплины Испанская разговорная речь Магистратура... Магистерская программа «Иберо-романская филология // Функционально-коммуникативные и социолингвистические аспекты изучения и преподавания... |
Программа практики текстологическая практика Магистратура по направлению... Место практики в структуре ооп впо по направлению подготовки магистров «Филология» |
||
Программа учебной дисциплины церковнославянский язык русской редакции... Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории» |
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской... Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы) |
||
Программа учебной дисциплины историческая фонетика русского языка... Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории» |
Программа учебной дисциплины Историческая морфология русского языка... Магистерская программа «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории» |
||
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской... Актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI века |
Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской... «Основные тенденции в развитии русской литературы рубежа xix–xx веков»; «Проза И. А. Бунина»; «Своеобразие лирики А. А. Блока» |
||
Программа «Актуальные проблемы перевода (иберо-романистика)» Квалификация (степень) Интернет, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное... |
Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика... Образовательная программа магистратуры «Русский язык и культура в современном мире» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |