Скачать 32.01 Kb.
|
Яловец Н.Д. Совершенствование орфографической грамотности учащихся. (Методист кафедры русского языка и литературы СОИПиПКК Маслова В.А.) Яловец Нелли Даниловна – учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №5 г. Охи. Тема опыта: «совершенствование орфографической грамотности учащихся» Педагогический стаж - 39 лет Категория – высшая Раннее обобщение опыта: школьное МО, районное МО, 20003 год, из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Опыт представлен научно-исследовательской разработкой Задача формирования орфографической грамотности учащихся была и остается одной из главных задач предмет «русский язык», поэтому избранная учителем тема исследования особенно актуальна. Обычно обучение орфографии строится на изучении орфографических правил, но общеизвестен факт, что знание правила не всегда приводит к правильному письму. Порой не обеспечивают орфографическую грамотность ни чтение, ни многократное написание одних и тех же слов. Многое зависит от психологического склада людей, от их природной, врожденной наблюдательности, от того, что одни больше видят общее в явлениях, а другие частное , от типа памяти. Автор данного опыта применяет в своей работе метод нейролингвистического программирования, который помогает выявить, какой способ получения и переработки информации доминирует у учащихся. Психологи различают визуалов (преимущественно опирающихся на зрительный канал восприятия – именно они чаще всего являются отличниками), аудиалов (ориентированных на слух) и кинестетиков (предпочитающих ощущение тела и движения). Им труднее всего: развитие центра речи у них формируется только к 12 годам, поэтому процесс чтения представляет значительные трудности. Не видя слово целиком, такие учащиеся допускают при чтении множество ошибок, то есть зрительный образ слова – главное условие грамотного письма – не формируется. Исходя из этого автор ставит задачи :
Решение этих задач помогает автору исследования добиваться хороших результатов при изучении слов с непроверяемым написанием. По мнению автора опыта, самым эффективным приемом овладения написанием является орфографическое (послоговое) проговаривание слов учащимися, т. к. при этом усваивается код перехода от слышимых и произносимых слов к видимым и написанным. При орфографическом проговаривании включаются все виды памяти: зрительная (для визуалов), слуховая (для аудиалов) и речедвигательная (для кинестетиков). Слова должны проговариваться вслух отчетливо, так, как пишется слово. Затем, - советуют психологи, - нужно закрыть глаза и представить слово целиком, еще раз прочитать орфоэпически и только потом записать, диктуя себе, - так включается рукодвигательная память. Уровень запоминания зависит от временного этапа урока. Знакомство со словом следует вводить в начале урока – тогда усваивается 30% информации; затем необходимо вернуться к нему в конце урока – информация последних 10 минут запоминается на 60%. Послоговое проговаривание и орфоэпическое чтение развивают речевой слух учащихся, что приводит к выработке крепкого механического навыка письма. Для развития речевого слуха и тренировки различных видов памяти учитель использует прием письма наизусть: подбираются легко запоминающиеся предложения с различными видами орфограмм из детских стихов, считалочек. Морфемный анализ слова, подбор родственных слов, запоминание корневых гнезд помогают научить учащихся слышать фонему в слабой позиции, видеть ошибкоопасное место. По мнению автора опыта, необходимым условием повышения грамотности учащихся является ежедневная работа над ошибками в рабочих тетрадях с графическим объяснением орфограммы. Такая работа приучает к самоконтролю, стимулирует запоминание. Используемые автором методы не только обеспечивают повышение орфографической грамотности учащихся, но и способствуют улучшению успеваемости детей по другим предметам. Н.Д. Яловец использует данные методы совершенствования орфографической грамотности с 1999 г. Результаты контрольных и проверочных диктантов в наблюдаемых классах стабильно высокие. Опыт Яловец Нелли Даниловны изучался на школьном методическом объединении и активно используется в практике школы; в 2003 г. опыт учителя обобщен на районном методическом объединении. |
![]() | Психологические закономерности формирования орфографической грамотности у учащихся | ![]() | Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения всегда была и остается одной из главных в педагогике воспитание призвано... |
![]() | Мбоу сош №4 г. Сальска, направленной на формирование образовательной среды способствующей нравственному, духовному, физическому развитию... | ![]() | Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов... |
![]() | Мой красивый русский подруга/ весна и осень/ часто/ переводить/русская литература/с русский язык/ на немецский язык/ без словарь./... | ![]() | Для успешного решения задач, поставленных перед школой, необходимо, с одной стороны, обеспечить прочное овладение школьниками программным... |
![]() | Сборник рабочих программ «Школа России», составитель А. А. Плешаков, Просвешение, 2011 Русский язык, Канакина В. П., Горецкий В.... | ![]() | ... |
![]() | Одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное... | ![]() | Русский язык- предмет достаточно трудный. Даётся многим детям тяжело, и, как правило, теряется интерес |
Поиск на сайте Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции   |