Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе




Скачать 156.25 Kb.
НазваниеПрограмма работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Дата публикации09.06.2014
Размер156.25 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская

средняя общеобразовательная школа» Кизлярского района Республики Дагестан




Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_________Аскеров Ш.А.

Фамилия И. О.

«___» _______ 201__г.


Утверждаю

Директор школы
_______Завзанов С.З.

Фамилия И. О.

«___» _______ 201__г.










Программа

работы с одаренными детьми

по русскому языку и литературе

на 2013-2015 годы

Составила: Аскерова Р.К. учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

С. Красный Восход 2013 год


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



Наименование программы

Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2013-2015 годы

Основной разработчик программы

Аскерова Роза Кулиевна – учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория


Цель программы

Создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.

Задачи программы

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.

  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.

  3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.

  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым детям 5-9 классов.

Основные направления программы

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

Основные исполнители программы

- учитель русского языка и литературы Аскерова Р.К.


Ожидаемые результаты программы

-положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и научно практических конференциях, интеллектуальных конкурсах;

-рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности.


Сроки и этапы реализации программы

  1. Организационный этап (сентябрь 2013-декабрь 2013г.)

  2. Практический этап (сентябрь 2013 -март 2015 г.)

  3. Обобщающий этап (апрель 2015 – май 2015г)






Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми в условиях гимназического образования. Анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, региональном уровнях показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми в области филологии.

Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.

Задачи:

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.

  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.

  3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.

  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым детям 5-9 классов..

Основные направления программы

Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

4) клубная деятельность

Этапы реализации:

I. Организационный этап (сентябрь 2013-декабрь 2013г.)

Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование.

II. Практический этап (сентябрь 2013 -март 2015 г.)

Данный этап предполагает: реализацию индивидуальной программы педагога по работе с одаренными детьми; прохождение курсов повышения квалификации педагога по вопросам подготовки обучающихся к олимпиадам, участие педагога в работе экспериментальной площадки по теме «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса в гимназии, направленного на выявление и развитие одарённых детей», расширение форм работы с одарёнными детьми.

III. Обобщающий этап (апрель 2015 – май 2015г)

На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей.

Результатом реализации программы должно стать:

  • положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;

  • рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах.



Направление 1 - «Научно-методическое сопровождение одаренных детей»

Задачи:

  1. Повысить компетенцию педагога в работе с одарёнными детьми.




№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат



Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад

2013год

Аскерова Р.К.

Банк электронных материалов



Создание банка нестандартных заданий по русскому языку и литературе












Разработка индивидуальных программ сопровождения победителей и призеров предметных олимпиад

Сентябрь- декабрь 2010 года

Аскерова Р.К.

Индивидуальные программы



Разработка мониторинга результативности работы с одаренными детьми

2013-2015г.

Аскерова Р.К.

мониторинг



Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке детей к предметным олимпиадам

2014-2015 г.

Аскерова Р.К.

Сборник методических материалов, рекомендаций



Участие педагога в работе экспериментальной площадки по теме «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса в гимназии, направленного на выявление и развитие одаренных детей»

2013-2015 г.

Аскерова Р.К.

Программа работы с одаренными детьми



Проведение заседаний методического объединения по работе с одаренными детьми

ежегодно

Аскерова Р.К.

Решение МО



Изучение, анализ школьных программ по работе с одаренными детьми











Направление 2 - «Организационно-методическое сопровождение одаренных детей»
Задачи:

1.Разработать систему мероприятий, направленных на развитие одарённости.


№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат



Участие обучающихся во Всероссийских олимпиадах школьников

ноябрь

Руководитель МО


Приказы о проведении олимпиад, о направлении учащихся на городские, региональные олимпиады



Организация участия обучающихся в:

  • Эвристических школьных олимпиадах,

  • Дистанционных всероссийских олимпиадах,

  • Всероссийских молодежных чемпионатах,

  • Интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок»)

2013-2015 гг.

Руководитель МО



Индивидуальные занятия с обучающимися по индивидуальной образовательной траектории

2010-2013 г.

Аскерова Р.К.



Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление












Направление 3 - «Аналитическое сопровождение одаренных детей»
Задачи: 1. Создание условий, обеспечивающих открытость информационного пространства по работе с одаренными детьми


№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат



Анализ результатов работы с одаренными детьми на предметных МО.

2013-2015 гг

Руководитель МО

Аналитические материалы


Направление 4 - «Стимулирование одаренных детей школы к участию в предметных олимпиадах»
Задачи:

1. Совершенствовать систему поощрения одарённых детей.


№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат



Создание портфолио одаренных детей

2013-2015 г.

Классные руководители,

Аскерова Р.К.

Портфолио



Награждение родителей благодарственными письмами, благодарностями

Декабрь, май

Классные руководители,

Аскерова Р.К.






При реализации направлений программы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся такие, как: разработка индивидуальных планов и составление индивидуальных программ обучения; использование современных информационных технологий; занятия по свободному выбору; дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников; использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения.

Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.
1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку и литературе
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;

  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;

  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;

  • предоставить ученику:

  • название темы;

  • план изучения темы;

  • основные вопросы;

  • понятия и термины, которые он должен усвоить;

  • практические работы;

  • список необходимой литературы;

  • формы контроля;

  • задания для самопроверки.

  • Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • Предмет;

  • Дата и время консультаций;

  • Главные рассматриваемые вопросы;

  • Время работы с темой по программе;

  • Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;

  • Невыясненные вопросы.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы учитель может пользоваться доступными сборниками олимпиадных задач, среди которых:

  1. Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004

  2. Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.

  3. Сборники «Русский медвежонок».

  4. Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005

  5. Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.

  6. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует много адресов, где публикуются олимпиадные задания.

И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;

  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;

  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;

  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);

  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);

  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);

  • морфемики и словообразования (этимология морфем);

  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);

  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.
2. Исследовательская деятельность учащихся.
Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;

  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;

  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

  • определение темы и цели исследования;

  • формулирование и отбор полезных гипотез;

  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;

  • разграничение допущений и доказанных положений;

  • планирование проверки гипотезы;

  • планирование результата;

  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;

  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой;

  • систематизация фактов, явлений;

  • интерпретация данных;

  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;

  • установление аналогий;

  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;

  • решение задачи в новой ситуации;

  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности школьников можно представить следующим образом:


Название

раздела, тема

Практическая

часть

Форма

контроля

1

3

4

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.

  1. Особенности научного стиля.

  2. Подготовка доклада.

  3. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.

  4. Реферат.

  5. Оформление стенда.


Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.


Проверка работ.

Исследовательские умения.

  1. Исследовательские умения: анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи.

  2. Исследовательские умения: выдвижение и обоснование гипотезы.

  3. Исследовательские умения: оценка собственной деятельности, рецензирование работ.


Выполнение упражнений, заданий.
Решение исследовательских задач.
Написание рецензии


Проверка упражнений, заданий.
Проверка решений задач.
Проверка рецензии.

Работа с литературными источниками.

  1. Работа с каталогом.

  2. Работа со справочной литературой.

  3. Компьютерные энциклопедии по лингвистике и литературе.

  4. Интернет как источник информации.

  5. Этапы работы с литературными источниками.



Практическая работа в школьной библиотеке.

Практическая работа в компьютерном классе.




Этапы выполнения научно – исследовательской работы.

  1. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.

  2. Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы

  3. Изучение научной литературы по теме исследования.

  4. Выполнение практической части исследовательской работы.

  5. Анализ результатов. Выводы.




Проверка выполнения работы.

Проверка выполнения работы.

Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ

  1. Правила оформления исследовательской работы.

  2. Оформление титульного листа и «Содержания»

  3. Разделы «Введение» и «Заключение».

  4. Оформление списка литературы.

  5. Оформление ссылок.

  6. Оформление приложения.


Оформление «Содержания»

Написание разделов.

Оформление списка литературы.

Оформление приложения


Проверка выполнения работы


Научный доклад – итог исследовательской работы школьника.

1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада.

2. Оформление к докладу.






Защита реферата на НПК

Подведение итогов.

1. Обсуждения. Рефлексия.

2. Планирование на будущий год.





Рефлексия



3. Интеллектуальные и творческие конкурсы
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • игра-конкурс «Русский медвежонок»;

  • филологический чемпионат;

  • конкурс «Проба пера»;

  • интернет-конкурс «Карусель»;

  • интеллектуальный марафон.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе iconСеминар ответственных по работе с одарёнными детьми
Практический опыт работы проектирования системы работы с одаренными детьми отражен в единой районной программе «Одаренные дети»,...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе iconПояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической...
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи самая важная в сфере образования

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе iconОтчёт о работе с одарёнными детьми Русский язык и литература как...
Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Это внеурочная деятельность: предметные...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе iconОтчет по работе с одаренными детьми ммсош – интернат 2012-2013 г
За минувший учебный год в ммсош – интернат проделана определенная работа с одаренными детьми

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе iconРабочая программа по русскому языку 6 класс на
Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г №1089, примерной программы по русскому языку,...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе iconУчебники. Русский язык
Цели: повышение качества образования, качества обучения русскому языку и литературе; совершенствование форм и методов обучения русскому...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе iconРабочая программа по русскому языку представляет
Авт сост.: С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С. Русина; Программы основной школы по русскому языку...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе iconИсследовательская деятельность как средство развития личности ребенка....
Одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе iconРабочая программа II вида по русскому языку
Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений: основной курс...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе iconКруглый стол учителей русского языка и литературы
Какие формы и методы работы с одаренными детьми можно использовать в рамках городского методического сообщества и ресурсного центра...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции