Элективный курс (34 часа) «Разрешите пригласить Вас…» или Речевой этикет




Скачать 76.47 Kb.
НазваниеЭлективный курс (34 часа) «Разрешите пригласить Вас…» или Речевой этикет
Дата публикации08.06.2014
Размер76.47 Kb.
ТипЭлективный курс
literature-edu.ru > Лекции > Элективный курс
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная

школа № 12 города Волжска Республики Марий Эл

Элективный курс (34 часа)
«Разрешите пригласить Вас…» или Речевой этикет

Разработала: учитель русского языка и литературы Медведева Н.Ю.

Утверждаю:

Директор школы (Барсегян Т.В.)

Рассмотрено на заседании НМС школы

(Протокол № 2 от 13.09.2012)

Согласовано:

Зам. директора по УВР (Голуб Н.В.)

г. Волжск

2012 год

Пояснительная записка

Программа злективного курса «Речевой этикет» основана на авторской концепции, согласно которой учащиеся знакомятся с основными правилами современного русского речевого этикета, с этикетной ролью интонации, несловесных средств общения (жестов, мимики, телодвижений), разнообразными языковыми средствами, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения. Данные умения играют большую роль в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений.

Элективный курс «Речевой этикет» имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусств и литературы. В основу элективного курса «Речевой этикет» положено понятие о речевом этикете в узком смысле слова, что может быть охарактеризовано как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях:

  • на уровне лексики и фразеологии: специальные слова и устойчивые выражения, а также специализированные формы обращения

  • на грамматическом уровне: использование для вежливого обращения множественного числа, в том числе местоимения Вы; использование вопросительных предложений вместо повелительных

  • на стилистическом уровне: требование грамотной, культурной речи; отказ от употребления слов, прямо называющих непристойные и шокирующие объекты и явления, использование вместо этих слов эвфемизмов.

  • на интонационном уровне: использование вежливой интонации

  • на уровне орфоэпии: использование «Здравствуйте» вместо «Здрасте»

  • на организационно-коммуникативном уровне: запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т.д.

Актуальность элективного курса «Речевой этикет» определяется тем, что он характеризует как повседневную языковую практику, так и языковую норму. Элементы речевого этикета усваиваются настолько глубоко, что они воспринимаются «наивным» языковым сознанием как часть повседневного, естественного и закономерного поведения людей. Незнание же требований речевого этикета и, как следствие, их невыполнение (например, обращение к взрослому незнакомому человеку на Ты) воспринимается как желание оскорбить или как невоспитанность.

Цели и задачи курса

Цель элективного курса: формирование у учащихся представлений о современном русском речевом этикете, о правильной, культурной, нормированной речи как норме в области речевого этикета; знакомство с этикетной ролью интонации, несловесных средств общения (жестов, мимики, телодвижений), с разнообразными языковыми средствами, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.

Задачи элективного курса:

  1. Ввести понятие «речевой этикет», познакомить с его происхождением

  2. Показать современный русский речевой этикет как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.

  3. Дать представление о нормах русского речевого этикета в соотнесённости с традициями европейской и мировой культуры.

  4. На материале конкретных произведений литературы и других видов искусства раскрыть особенности русского речевого этикета

  5. Доказать, что к сфере речевого этикета относятся принятые в нашей культуре способы выражения сочувствия, жалобы, вины, горя и т.д.

  6. Показать, что элементы речевого этикета могут реализовываться на разных языковых уровнях.

  7. Убедить в том, что практическое применение речевого этикета всегда несколько отличается от нормативных моделей и требует корректировки в зависимости от конкретной жизненной ситуации.


Основные умения и навыки учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. Понятие «речевой этикет».

  2. Нормы русского речевого этикета

  3. Раскрывать особенности русского речевого этикета.

  4. Элементы речевого этикета и способы их реализации на разных языковых уровнях.

  5. Основные понятия, определения, термины, связанные с современным русским речевым этикетом.

Учащиеся должны уметь:

  1. Практически применять нормы речевого этикета.

  2. Отличать и анализировать различные этикетные средства.

  3. Давать самостоятельную оценку языковому поведению окружающих людей и литературных героев.

  4. Объяснять роль и значение русского речевого этикета

  5. Пользоваться словарной и справочной литературой по данной теме.


Учебно-тематический план



урока

Тема урока

Кол-

во

часов

Дата


1.

Что такое речевой этикет, его правила


1

04.09.12

2.

Зачем нужны правила речевого этикета?


1

11.09.12

3.

Что такое речевая ситуация?


1

18.09.12

4-5.

Формулы речевого этикета


2

25.09.12,

02.10.12

6-7.

Приёмы, помогающие расположить к себе собеседника

2

09.10.12,

16.10.12

8.

Этикетная формула выражения согласия


1

23.10.12

9.

Этикетная формула выражения несогласия


1

06.11.12

10.

Как выразить просьбу?


1

13.11.12

11.

Речевой этикет в переписке 19 века


1

20.11.12

12.

Современное письмо


1

27.11.12

13-14.

Как обратиться к собеседнику?

2

04.12.12,

11.12.12

15.

Личные имена


1

18.12.12

16.

ТЫ и ВЫ в русском речевом этикете


1

25.12.12

17-18.

Этикетная роль мимики

2




19-20.

Этикетная роль жестов

2




21-22.

Этикетная роль позы

2




23-24.

Этикетная роль телодвижений

2




25.

«Манеризмы», мешающие слушать


1




26-27.

Не верь речам, верь глазам своим

2




28-29.

Роль интонации в речевом общении

2




30.

Эмфатическое ударение


1




31-32.

Общение людей разных национальностей

2




33.

Зачётное занятие. Итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся

1




34.

Заключительный урок. Подведение итогов


1




Содержание программы элективного курса

«Речевой этикет»

Введение

Цели и задачи элективного курса «Речевой этикет». Знакомство с понятием «речевой этикет», его значением в культурологическом образовании.

Раздел 1.

Речевая ситуация
Формулы речевого этикета, приёмы, помогающие расположить к себе собеседника. Этикетная формула выражения согласия и несогласия. Как выразить просьбу.
Раздел 2.

Речевой этикет в переписке и общении
Современное письмо и этикетные нормы 19 века. Как обратиться к собеседнику. Личные имена ТЫ и ВЫ в русском речевом этикете

Раздел 3.

Этикетные отношения
Этикетная роль мимики, жестов, позы, телодвижений, интонации в речевом общении. Эмфатическое ударение.

Учебно-педагогическое обеспечение элективного курса

«Разрешите пригласить Вас…» или Речевой этикет


  1. CD-ROM «Страна Лингвиния»,

  2. CD-ROM «Фраза» - обучающая программа- тренажёр по русскому языку,

  3. CD-ROM Т.М.Чачина, А.А.Денисова, А.Д.Гарцов «Лингвокультурологическое учебное пособие по русскому речевому этикету»

  4. Иллюстративный материал: Колокольцев Е.Н. Развитие речи. 10-11 класс. Произведения изобразительного искусства. Москва, Дрофа, 2007.

  5. Тест для проведения итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся по элективному курсу «Речевой этикет»

Список литературы

  1. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет. М., Дрофа, 2010.

  2. Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 1998г.

  3. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 – 1994г.

  4. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет // Русский язык в школе. № 5 – 1993г.

  5. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. М., Просвещение, 2008г.

  6. Чертов В.С., Виноградов В.М. и другие. Образ. Слово. Смысл. Филологический анализ литературного произведения. 10-11 класс. Москва , Дрофа, 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс (34 часа) «Разрешите пригласить Вас…» или Речевой этикет iconПрограмма «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку. Учитель:...
Элективный курс «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку». Предназначен для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа учебной...

Элективный курс (34 часа) «Разрешите пригласить Вас…» или Речевой этикет iconНаши духовные ценности Элективный курс по литературе для 10 класса (34 часа)
«Наши духовные ценности» основана на авторской концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства...

Элективный курс (34 часа) «Разрешите пригласить Вас…» или Речевой этикет iconРечь, речевая деятельность
А. А. Леонтьев знакомит читателей с теорией речевой деятельности, с принципами исследования речевой деятельности, психолингвистикой...

Элективный курс (34 часа) «Разрешите пригласить Вас…» или Речевой этикет iconУважаемые коллеги!
Таврического национального университета им. В. И. Вернадского (г. Симферополь) и философско-литературный журнал «арго» имеют честь...

Элективный курс (34 часа) «Разрешите пригласить Вас…» или Речевой этикет iconЭлективный курс «Культурный аспект российской истории»
Становление общекультурной идентичности старшеклассников средствами продуктивного обучения

Элективный курс (34 часа) «Разрешите пригласить Вас…» или Речевой этикет iconПрограмма элективного курса «развитие речи»
Элективный курс предназначен для занятий во 2-ом классе четырёхлетней школы

Элективный курс (34 часа) «Разрешите пригласить Вас…» или Речевой этикет iconЭлективный курс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен...
Рех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении),...

Элективный курс (34 часа) «Разрешите пригласить Вас…» или Речевой этикет iconЭлективный курс анализ текста
...

Элективный курс (34 часа) «Разрешите пригласить Вас…» или Речевой этикет iconЭлективный курс «От слова к образу»
...

Элективный курс (34 часа) «Разрешите пригласить Вас…» или Речевой этикет iconПояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии...
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции