Контрольные вопросы к зачету ДИСЦИПЛИНЫ
ПАТОЛОГИЯ И ТЕРАТОЛОГИЯ
Определение понятия «болезнь». Ее основные признаки.
Классификация, формы и стадии болезни.
Определение понятий «патологическая реакция», «патологический процесс», «патологическое состояние».
Определение понятий «этиология» и «патогенез».
Внешние и внутренние причины заболеваний.
Основное звено и «порочный круг» в механизме развития болезни.
Роль наследственности в развитии человека.
Понятия «наследственная предрасположенность» и «генетическая индивидуальность».
Мутации. Виды мутаций.
Основные классы и группы наследственной патологии. Различия между наследственной и врожденной патологией.
Связь типов конституции и болезни. Роль конституции в развитии болезни. Влияние возраста на развитие болезни.
Иммунная система, ее состав и функции.
Виды иммунитета. Подвиды приобретенного иммунитета.
.Механизм невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.
Определение понятия «аллергия». Классификация аллергенов.
Общий патогенез аллергических реакций (основные стадии).
Краткая характеристика поллиноза и крапивницы.
Краткая характеристика отека Квинке и анафилактического шока.
Механизм проявления лекарственной аллергии.
Определение понятия аутоиммунизации. Патогенез аутоиммунных реакций.
Определение понятия «воспаление». Основные этиологические факторы воспаления.
Патогенез воспалительного процесса. Клинические проявления воспаления.
Краткая характеристика фаз развития воспаления. Возможные варианты исхода воспалительного процесса.
Определение понятия «лихорадка». Причины и механизмы развития лихорадки.
Виды нарушений патологии тканевого роста. Их характеристика.
Определение понятий «гипертрофия» и «гиперплазия». Виды гипертрофии (гиперплазии). Их значение для организма.
Определение понятия «регенерация». Основные виды регенерации.
Определение и общая характеристика новообразований. Биохимические и физико-химические особенности опухоли.
Проявления функциональной анаплазии опухоли. Морфологические особенности опухолевой ткани (строение, расположение, размеры, внешний вид, форма, консистенция, цвет).
Канцерогенные факторы и их влияние на развитие опухоли.
Основные отличия доброкачественной опухоли от злокачественной. Опухоли с местнодеструирующим ростом.
Понятия «метастазирование», «метастазы», «кахексия» и «рецидивы» опухоли.
Определение понятия «стресс». Основные причины возникновения стресса. Характеристика стадий стресса. Понятия «болезни адаптации» или стресс-болезни.
Определение понятия «шок». Основные формы шока. Характеристика стадий травматического шока.
Механизмы регуляции обмена веществ. Нарушения энергетического обмена.
Кислотно-щелочное равновесие и его нарушения.
Краткая характеристика основного обмена и его нарушений.
Водно-электролитный обмен и его нарушения.
Основные нарушения углеводного и липидного обмена.
Эндокринные нарушения при гипер- и гипофункции эндокринных желез.
Причины и основные проявления острой и хронической недостаточности кровообращения.
Основные отличия между острой дыхательной недостаточностью и хронической дыхательной недостаточностью.
Классификация врожденных пороков развития по этиологическому фактору.
Пороки развития: гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии и фетопатии.
Основное отличие между первичными и вторичными пороками развития.
Отличия генных, геномных и хромосомных мутаций.
Критические периоды внутриутробного развития.
Понятие «тератогенный терминационный период». Его значение для формирования врожденных пороков развития.
Краткая характеристика клинических, морфологических и генетических методов исследования, применяемых в тератологии.
Особенности метода исследования «дерматоглифика».
Наиболее распространенные пороки развития центральной нервной системы.
Основные врожденные пороки развития сердечно-сосудистой системы.
Наиболее распространенные пороки развития органов пищеварения.
Наиболее распространенные пороки развития органов дыхания.
Изолированные и системные пороки развития опорно-двигательного аппарата.
Определение понятия «множественные пороки развития».
Отличие хромосомных болезней от других наследственных болезней.
Определение и краткая характеристика генных синдромов.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
1. Основная литература:
1. Общая патология и тератология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Жук, Е.В. Карякина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
2. Ходасевич Л. С. Конспекты лекций по курсу общей патологии и тератологии для студентов специальности адаптивная физическая культура/ Л. С. Ходасевич. - М.: Физическая культура, 2005.- 240 с.
3. Ходасевич Л. С. Сборник тестовых заданий по курсу общей патологии и тератологии / Л. С. Ходасевич, С.М. Рябцев. - М.: Физическая культура, 2006.- 95 с.
2. Дополнительная литература:
1. Бочков Н. П. Клиническая генетика: учебник / Н. П. Бочков. - М.: Медицина, 1997. - 288 с., ил.
2. Брин В. Б. Физиология человека в схемах и таблицах / В. Б. Брин. - Ростов-н/Д: Феникс, 1999. – 253 с.
3. Вихрук Т. И. Основы тератологии и наследственной патологии / Т. И. Вихрук, В. А. Лисовский, Е. Б. Сологуб. - М.: Советский спорт, 2001. – 208 c.
4. Желтова Н. А. Патологическая физиология / Н. А. Желтова. - М.: Владос - пресс, 2005. – 215с.
5. Калмин О. В. Аномалии развития органов и частей тела человека: Справ, пособие / О. В. Калмин, О. А. Калмина. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та. 2004. — 404 с.
6. Ландцман М. Н. Краткий толковый словарь медицинских терминов и понятий / М. Н. Ландцман, С. В. Нижний. - М.: Литас, 1998. – 226 с.
7. Общая патология: учеб. Пособ./под ред. В.П. Михайлова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007.- 224 с.
8. Патологическая физиология: учебник для медицинских вузов; под ред. А. Д. Адо. - М.: Триада -X, 2000 – 234 с.
9. Тератология человека: руководство для врачей ; под ред. Г. И. Лазюк. - М.: Медицина, 1991.- 480 с.
10. Черешков В. А. Патофизиология / В. А. Черешков, Б. Г. Юшков. - М.: ВЕЧЕ, 2001.- 248 с. 3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
www.elibrary.ru
| Научная электронная библиотека
| |