Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»




Скачать 100.53 Kb.
Название Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Дата публикации 07.06.2014
Размер 100.53 Kb.
Тип Методические рекомендации
literature-edu.ru > Лекции > Методические рекомендации
Приложение 3

Методические рекомендации

по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Классный час «Счастливая семья»
Форма проведения: устный журнал.

Оборудование

  1. Высказывание: «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убежде­ниями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, на­до уметь уступать друг другу» (В.А. Сухомлинский).

  2. Листы - страницы устного журнала.

  3. Чистые листы ватмана на каждую группу.


Ход занятия

(Обучающиеся садятся по группам)

1. Вступительное слово классного руководителя.

Я не случайно выбрал(а) тему классного часа «Счастливая семья». Вы взрослые юноши и девушки, пройдёт немного времени, и каждый из вас создаст свою семью. Вашим родителям и мне очень хочется, чтобы вы ответственно отнеслись к данно­му поступку, чтобы ваша семья была дружной, счастливой.

Что значит счастливая семья? Как вести себя, чтобы сделать семейную жизнь более счастливой? На эти вопросы мы постараемся сегодня найти ответы.

Классный час пройдёт в форме устного журнала. Страницы журнала размещены на доске (на доске размещены листы с названием страниц, с обратной сто­роны каждого листа записаны вопросы).

  1. Рефлексия настроения: «Дерево чувств».

Первая страница устного журнала. «Дерево чувств». С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

  • красный - восторженный;

  • оранжевый - радостное, тёплое;

  • жёлтый - светлое, приятное;

  • зелёный - спокойное;

  • синий - неудовлетворённое, грустное;

  • фиолетовый - тревожное, напряжённое;

  • чёрный - упадок, уныние.

(Обучающиеся прикрепляют листочки к дереву)
3. Какая семья считается счастливой?

Вторая страница устного журнала. «Какая семья считается счастливой?»

Работаете в группах. Методом «мозгового штурма» необходимо ответить на поставленный вопрос. На ватмане каждой группе надо записать основные критерии счастливой семьи. А затем представить свою позицию. (Вот критерии, которые предложили мои обучающиеся: взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материаль­ный достаток, уважение интересов другого, разрешение конфликтных ситуаций, наличие детей, доброта, нежность и т.д.)

  1. Семейное счастье.

Перелистываем следующую страницу нашего журнала. Она называется «Семейное счастье».

(Выступления обучающихся с краткими сообщениями по книге Джона Готтмана «Семейное счастье»)

1-й выступающий. Принцип дружбы.

Оказывается, основы построения счастливой семьи очень просты. Счастливые супруги сумели разработать в своей повседневной жизни определённый стиль отношений, когда отрицательные мысли и чувства - свойственные всем - не преобладают над положительными. Джон Готтман такие отношения называет эмо­ционально интеллигентными. В центре его теории находится одна простая истина - счастье супружеских пар базируется на дружбе. Чаще всего они знают друг друга очень хорошо, каждый из них постоянно оказывает внимание своему спутнику Миши, и это проявляется в любых самых незначительных мелочах.

2-й выступающий. Знать о партнёре все.

Очень часто супруги имеют лишь смутное представление о радостях, пред­почтениях, антипатиях или страхах другого. Но в семьях, где поддерживаются «ду­бинные» отношения, каждому партнёру хорошо знаком внутренний мир другого. И это относится к любой мелочи. Например, если жена готовит салат, она точно знает, какой соус предпочитает её супруг. В то же время, если она задерживается на работе, он не забудет записать для неё очередную серию её любимого телесериала. Скажите, мелочи? Но из них складывается вся наша жизнь.

3-й выступающий. Задушевный разговор как лекарство от стресса

Многие семьи, члены которых не выдерживают ежедневной нагрузки, приводящей к постоянным стрессам, распадаются. Зато те, где супруги в состоянии освободить друг друга от бремени психологических и физических нагрузок, становятся только крепче. Вечерняя беседа на тему «Как прошёл день?» позволяет расслабиться и одновременно даёт заряд бодрости на следующее утро. Джон Готтман реко­мендует уделять такому времяпрепровождению от 20 до 30 минут. При этом каждый из супругов должен демонстрировать свою готовность разделить чувства другого. В конфликтах с окружающими всегда принимайте сторону своего спутника жизни - даже в тех случаях, когда он не прав. Если вы поступите наоборот, это вы зовет чувство обиды, так как он рассчитывал на вашу поддержку. Мужчины в таких случаях это воспринимают как предательство, и последствия могут быть очень серьёзными. Позже в спокойной обстановке можно разобрать суть конфликта и в мягкой форме указать ему на его неправоту. Но первоначальной реакцией должен быть принцип «Мы с тобой вместе против всего света».

4-й выступающий. Разделение власти.

Многочисленные исследования Джона Готтмана показали, что семьи, в которых мужчина считается главой и не хочет делить власть со своей половиной, распадаются в четыре раза чаще, чем те, где муж ведёт себя более толерантно. А семья, где муж с уважением относится к жене, делит с ней управление семьёй и принимает решение вместе с ней, способна устоять в любой жизненной буре.

5-й выступающий. О ссорах.

На 40% брак распадается из-за непрекращающихся ссор между супругами. Более чем в 80% случаев именно женщины являются инициаторами обсуждения острых тем, тогда как супруг обычно уклоняется от этого. Но это еще не кризис — такое случается в любых семьях. Готтман подразделяет конфликты на две категории те, которые можно решить мирным путём, и те, которые стали привычны ми, превратившись в образ жизни. II тогда происходит одно из двух: либо супруги понимают, какой вид конфликтов происходит, и вместе вырабатывают стратегии их решения, либо расходятся, чтобы не отравлять друг другу жизнь.

6-й выступающий. Не решаемые и плохо решаемые проблемы.

По наблюдению Джона, к сожалению, 69% всех споров в семье относится ко второй категории. Главная проблема таких семей в том, что у супругов изначально были совершенно разные взгляды на стиль и смысл жизни, разное понимание значения личности и системы ценностей. В своё время данные супруги не потрудились лучше узнать друг друга, а теперь они только напрасно тратят время и разрушают свой брак. Если они хотят спасти свой брак, надо обратиться к специалисту и с его помощью определить основные причины возникновения конфликтов и научиться уважать мнение друг друга. Человеку свойственно больше обращать внимание на отрицательные черты своего партнёра. А вот достоинства воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Поэтому надо более критично относиться не к партнёру, а к своим претензиям в его адрес. Лучше больше обращать внимания на положительные стороны личности. К сожалению, в нашей стране услуги психотерапевта не имеют такого распространения как в США и других странах. Чаще всего супруги бегут за помощью к друзьям и подругам, а более слабые — к мамам. Однако любой конфликт можно решит между собой, и главное - не затягивать решение проблемы, не накапливать обиды, а высказать свои претензии друг другу сразу, но в корректной форме.

7-й выступающий. Решаемые проблемы.

Если вы раздражаетесь и сразу накидываетесь с упреками на своего спутника жизни, то ваше общение и закончится на той же ноте. Но если вы сумеете обуздать первый порыв и обойдётесь без критики, то дискуссия окажется более продуктив­ной для вас обоих. Ведь существует явное различие между фразами: «Боже, ну что ты за человек. Не мог бы ты ехать помедленнее, пока мы не перевернулись?!» и «Я знаю, как тебе нравится быстрая езда, но я так боюсь, когда ты превышаешь скорость. Будь добр, езжай помедленней». Возможно, реакция на вто­рую фразу и не последует немедленно, но она поможет вам сохранить добрые от­ношения. Дело в том, что люди способны меняться только тогда, когда чувствуют, что они любимы. Каждая из сторон несёт ответственность за отношения и семье.

Мы приведём некоторые правила, которые следует соблюдать при возникновении конфликтной ситуации:

- Начинайте свои высказывания со слова «я», а не «ты». Постарайтесь, как можно спокойнее описать, что происходит. Не давайте оценок и не обвиняйте своего партнёра.

- Выражайте свои мысли отчетливо и будьте предельно вежливы. Используйте такие выражения, как «пожалуйста» и «мне кажется, было бы неплохо, если бы».

- Ваша речь должна носить позитивный характер.

- Не отвергайте никаких предложений вашего партнёра. Постарайтесь не медлить с ответом, иначе его настроение может измениться в худшую сторону.

8-й выступающий. Попытки спасения.

Например, супруги ссорятся по какому-то поводу и уже не первый раз. И каждый раз дело доходит до грандиозного скандала. Наконец, в какой-то момент дело уже готово дойти до полного разрыва, и тут жена вдруг упирает руки в бёдра, затем резким движением разводит их в стороны и высовывает язык, идеально подражая их пятилетнему сыну. После чего супруги разражаются диким хохотом. Обстановка напряжена. Так супруги предпринимают попытку спасения, когда в самый напря­женный момент вдруг поступают неожиданным образом. Обычно этот метод используют пары, обладающие «эмоциональной интеллигентностью».

9-й выступающий. Полезные ритуалы.

Брак - это не только рождение и воспитание детей, исполнение обязанностей по дому. Брак - это и определённая духовная связь в рамках особых отношений, богатых символами и ритуалами. Если есть возможность, вы можете ввести их и в вашей семье. И это послужит её укреплению.

  • Назначьте свидание в каком-нибудь приятном месте и без детей.

  • Устраивайте праздники, встречи с друзьями.

  • Отмечайте самые незначительные успехи членов своей семьи.




  1. Упражнение «Импульс».

Чтобы восстановить силы, мысли, рабочее состояние, выполним упражнение «Импульс». Давайте встанем в круг. Возьмёмся за руки. Передавать «импульс» будем сжатием руки друг другу. «Импульс» отправлять буду я. Итак, начинаем. Я передаю «импульс» тепла. (Каждый участник сжимает правой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом «импульс», когда импульс вернётся к ведуще­му, он вновь его отправляет). Я передаю импульс добра... Я передаю импульс ра­достного настроения... Я передаю импульс счастья...

Отдохнули, восстановили силы. Перелистаем страницу журнала.


  1. Распределение обязанностей в семье.

Последняя страница журнала «Распределение обязанностей в семье». Рабо­таете в группах. Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи. На­клеить словосочетания на ватман и ознакомить с ними нас. Словосочетания (зара­нее заготовленные на полосках бумаги): мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вы­тирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, сходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.


  1. Рефлексия настроения «Дерево чувств».

Вернёмся к «Дереву чувств», с помощью листочков сообщите: как измени­лось у вас настроение и эмоциональное состояние? (Обучающиеся на кроне дерева пе­ревешивают свои листочки.)

Я хочу закончить классный час словами В.А. Сухомлинского «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимо­го человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу». Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!

Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.

Литература:

  1. Научно-методический журнал «Классный руководитель», №2, 2009, стр.44

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Методические рекомендации по проведению молодёжных дебатов
Департамент по молодёжной политике Министерства образования Ульяновской области
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Modern Russia: a transitional society the transitional forms of family relationships
В статье рассматривается процесс освобождения человека от давления социального и природного окружения, последствия этого процесса...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Методические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина»
Скворцова Ирина Викторовна, к п н., заведующая центром гражданского образования огбоудпоуипкпро
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Методические рекомендации по проведению открытого урока, посвященного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №68
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Пояснительная записка Цель проведения трёх циклов семинаров: получение...
Учебно-методические материалы для курсов повышения квалификации «Народная художественная культура как фактор сохранения и развития...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Методические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы. Тема 4
Содержание коррупции как социально-правового явления. Отношение к коррупции в обществе
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»
Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Методические рекомендации по проведению практик и дипломного проектирования...
Спбгэту "лэти" / Сост.: Н. В. Лысенко, Ю. Д. Ульяницкий, С. С. Соколов, А. М. Мончак, Л. Я. Новосельцев, В. С. Алексеев, А. А. Погодин,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции