Пояснительная записка Обоснование необходимости внедрения программы воспитательной работы с использованием долгосрочного проекта в начальной школе происходит своеобразная «закладка»




НазваниеПояснительная записка Обоснование необходимости внедрения программы воспитательной работы с использованием долгосрочного проекта в начальной школе происходит своеобразная «закладка»
Дата публикации06.06.2014
Размер156 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Лекции > Пояснительная записка


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ МО

«Ладушкинский городской округ»

______________Н.В. Юркина

«___» ________________

Воспитательная работа

1 – 4 класс
ПРОЕКТ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»

Пояснительная записка
Обоснование необходимости внедрения программы

воспитательной работы с использованием долгосрочного проекта
В начальной школе происходит своеобразная «закладка» как положительных, так и негативных последствий самых первых отношений учителя с учениками. К наиболее специфическим особенностям младшего школьного возраста многие исследователи относят впечатлительность, восприимчивость, доверчивость, личную тягу к учителю, готовность к действию, послушание, подражательность, тщательность в выполнении заданий, направленность на внешний мир, легкомыслие, наивность. Эти особенности сочетаются с такими особенностями данного возраста, как отсутствие стремления проникнуть в сущность явления, отсутствие претензий на самостоятельность.

В мотивационной сфере сознания младших школьников появляется ориентация на процесс, его главное значение в присвоении знаний и опыта поведения, начинается своеобразная «закладка» мотивов самосовершенствования и самоопределения. В этом возрасте обозначается ещё слабо выраженное стремление к осознанию причин, смыслов, их поиск в учебном материале и в воспитательной деятельности учителя. И тогда возникает потребность в самооценке, как в основе формирования самопознания и внутренней позиции личности, правда ещё с ориентацией на авторитет внешней оценки.

В сфере общения (в коммуникативной сфере), сохраняется потребность в общении с учителем, как с непререкаемым авторитетом, ориентация на игровую и творческую деятельность как основное средство общения.

Воспитание в начальной школе становится личностным, когда ученики пытаются вырабатывать собственные смыслы в предлагаемых им мероприятиях, когда они дополняют их содержание личными переживаниями и пониманиями, учатся подчиняться не только объективным законам, но и нравственным повелениям.
Рассматривая психологические условия начального образования, Д. Б. Эльконин отмечал, что большинство детей, приходя в школу, находятся на уровне наглядного мышления. Казалось бы, это утверждение должно повлечь ориентацию учителя на действия по прямой передаче учащимся знаний и опыта поведения. Однако учёный приходит к выводу, что простое указание на то или иное свойство явления, простое сообщение готового знания не приводит к развитию мышления ребёнка (и уж конечно не приводит к развитию сознания). Передаточный способ, репродуктивное воспитание, которые как бы логически и закономерно вытекают из особенностей младшего школьного возраста, не могут рассматриваться как нормальное средство воспитания, развивающего личность.
В программе воспитания учащихся определены целевые установки, задачи воспитания и социализации школьников, транспарируя которые на младший школьный возраст, можно утверждать, что задачами воспитания младших школьников являются формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно – игровой, предметно – продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно – нравственной компетенции – «становиться лучше», развития трудолюбия, способности к преодолению трудностей.
Необходимость «закладки» фундамента эмоциональной направленности личности на познавательный интерес уже в младшем школьном возрасте, как тенденции личностного отношения к образованию, отмечал В. В. Давыдов, он считал, что ребёнок должен испытывать наслаждение от самого процесса анализа вещей и их происхождения: «если ещё в младшем школьном возрасте такое стремление не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическими источниками радостного и эффективного учения».
По мнению Л.М. Фридмана, в младшем школьном возрасте ученик с охотой и желанием принимает цели, предложенные учителем, но с переходом в более старший класс у него возникает потребность стать субъектом своей деятельности, т.е. иметь право и осуществлять его в порождении частных целей своих конкретных деятельностей.
Огромное значение в гуманистической педагогике придаётся самосознанию. Оно определяется как «изначальный и непосредственный факт душевной жизни» (В.В. Зеньковский). Самосознание признаётся как важнейшая сущностная характеристика личности, являющаяся одновременно механизмом и продуктом саморазвития. Это также свидетельствует в пользу возможности применения личностно – ориентированного подхода к воспитанию в начальной школе.
С точки зрения И. С. Кона, самосознание – это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта деятельности, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный образ «Я». Таким образом, можно утверждать, что уже в младшем школьном возрасте существуют предпосылки для развития и становления самосознания как одной из базовых функций личности. Её развитие связано с использованием личностных технологий, помогающих «включить» рефлексию, как основу для конструирования и удержания образа «Я» в контексте переживаемого события, как предварительную установку по отношению к самому себе в плане своих способностей, социальной значимости, самоуважения, самосознания.

К наиболее сложной задаче личностно – ориентированного воспитания относится выработка у учащихся младших классов понимания смысла происходящего, стремления к высказыванию собственной точки зрения, выработка умения соотносить свойственную детям мотивацию самоутверждения с определением жизненных перспектив, творческим самовоплощением, внутренней свободой (Г. Г. Лаптиева).
В Концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей, одной из главных и основополагающих являются: труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, бережливость), а также искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие).
Конструирование воспитательной (личностно утверждающей) ситуации предполагает использование технологий задачного подхода, проектного метода, внутреннего диалога и имитационных творческо – ролевых игр, требующих включения личностных структур сознания учащихся. Когда деятельность имеет смысл, то познавательное действие ребёнка также обретает смысл и новую, более сильную мотивацию. Смысл имитационно – игровых ситуаций, творческих конкурсов состоит в возможности применять свои знания, помощь группы поддержки в лице родителей, учащихся класса, решать предлагаемые задания и свободно выражать свои творческие силы. Это особенно актуально для учащихся начальных классов, поскольку потребность в самореализации с приходом в школу остаётся по – прежнему достаточно сильной.
Педагогический коллектив уверен, что становление ребёнка субъектом – это не момент воспитания, а его суть. Детство – особая социальная реальность, имеющая самостоятельную ценность, а не только временной отрезок подготовки к чему – то. Развивающийся человек – сложный биосоциальный феномен, в котором два начала – природное и общественное – обуславливают индивидуальное для каждого ребёнка развитие. Педагогическая цель воспитания в начальной школе должна быть развитие того, что заложено природой, к чему человек индивидуально предрасположен.
Исходя из требований стандартов образования, в современном процессе развития начальной школы можно выделить главное: создание наиболее оптимальных условий для эффективного функционирования начальной школы. К наиболее общим требованиям следует отнести: методологические, материальные, методические, организационно – управленческие. К частным условиям – создание нормального микроклимата в коллективе, организация деятельности и положительного отношения к ней у воспитанников, учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Необходимость разработки и внедрения программы воспитательной работы с детьми начальной школы в форме проекта объясняется объективными обстоятельствами, которые складываются в образовательном учреждении в настоящий момент:

  • Перегрузкой учителей и учащихся учебной работой;

  • Отсутствием согласованных между собой программ воспитания у классных руководителей;

  • Отсутствием чёткой координации и слаженности в работе, незнанием того, что делается в соседнем классе;

  • Излишней перегрузкой мероприятиями воспитательного характера.


Целесообразность обращения к изучению проблем воспитания и поисками новых форм обусловлена следующими причинами:

  • Наличием заинтересованного данной проблемой педагогического коллектива;

  • Согласием родителей оказывать посильную помощь в решении поставленных задач;

  • Заинтересованностью учащихся;

  • Наличием связи школы с внешкольными учреждениями.



Цель воспитательной системы начальной школы

формирование личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей.

В современном обществе, где фактически потеряны многие гуманистические ценности (при их провозглашении), становится наиболее важным пробудить в детях "доброе сердце", научить чувствовать чужую боль, воспитать патриотизм. Основное внимание в нашей воспитательной системе направлено на нравственное воспитание, охватывающее все стороны нашей жизни.

Но перед педагогами стоит задача отойти от традиционного пути, где осуществляется ревностный контроль над поведением и проработка в случае отклонения от образца. "Единицу" нравственности образует вовсе не усвоение моральных норм, а поступок, то есть решение задачи на выбор между добром и злом. В процессе ее решения и происходит усвоение, а вернее - открытие, созидание моральных норм. Отсюда следует, что воспитание должно быть проблемным. В трудах Я. Корчака, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского обозначены контуры проблемного воспитания, разработка содержания и методов стоит перед нами в ходе эксперимента.
        Специфика бытия человека такова, что в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания - самовоспитание, в основе сознания - самосознание. Все это немыслимо без творческой активности субъекта. Исходя из этого, не менее важным для системообразования воспитательного процесса является цель самого ребенка, связанная с удовлетворением его актуальных потребностей.
"Детская" цель проекта: "открыть" в себе "маленького принца" и стать заботливыми хозяевами «своей планеты».

Содержательным системообразующим компонентом проекта является сказка А. Экзюпери «Маленький принц».
Проект "Маленький принц" развивается в единстве с целями и задачами развивающей системы, дополняя и развивая положения, регулирующие учебный процесс. Только единство учебной и воспитательной классной и внеклассной работы дает возможность в полной мере достигнуть развития ребенка. Невозможно отделить воспитание и обучение. Это два взаимопроникающих и взаимодополняющих процесса. Если учебная система направлена на развитие учащихся, то в ней с необходимостью ставятся и соответствующие воспитательные задачи.
При разработке проекта ставятся следующие задачи:
       - развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов общечеловеческой культуры;
       - формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков гуманного отношения к окружающей среде;
       - формирование активной нравственной позиции личности по отношению к окружающему.


В ходе реализации задач проекта детям предстоит научиться соизмерять каждый свой шаг с понятием "право". Проект дает членам коллектива конкретные права и обязанности, при этом сохраняя за личностью ту долю самобытности, которая и делает ее личностью. Умение подчинить свое поведение общим правилам необходимо каждому члену общества. Человек, не принимающий основ договора как сущности общественной жизни, способен нарушить свои социальные обязанности.
Воспитательная деятельность учителей начальной школы

организуется в соответствии со следующими принципами:


  • Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы;

  • Взаимодействие трёх факторов: семьи, школы, общества;

  • Воспитание есть целенаправленный процесс развития личности путём создания благоприятных для этого условий;

  • Творческое начало воспитания;

  • Обеспечение разнообразных потребностей личности ученика (создание предметной развивающей среды, функционирование кружков по интересам);

  • Снижение негативного влияния социума на личность ребёнка;

  • Культуросообразность – соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры;

  • Использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности, который предоставляет город.


Процесс воспитания опирается на следующие виды деятельности:

  • Познавательную;

  • Игровую;

  • Коммуникативную;

  • Творческую;

  • Спортивную;

  • Досуговую.


Этапы и содержание проекта
Законы "Маленького принца" строятся на основе гуманистических идей сказки А. Экзюпери:


Искать надо сердцем, самого главного глазами не увидишь.
Судить надо не по словам, а по делам.
Ты всегда в ответе за всех, кого приручил.
Помни, что все дороги ведут к людям.



Помимо общих законов на каждой планете дети составляют законы своей планеты. Эти законы составляются детьми, учитель только корректирует работу детей. Законы вытекают из философии прочитанной сказки. Они составляются конкретно для каждого класса, соответствуя уровню развития коллектива, контингенту, сложившимся отношениям между членами класса.
Главным функциональным узлом системы является общий сбор.

Сбор проходит во время проведения ключевого мероприятия школы – праздника чести школы.
Особым этапом в жизни "Маленького принца" должен стать период выбора символов. Вся школа будет участвовать в конкурсе на лучший герб, гимн и эскиз флага. На сборе общим голосованием будут выбраны символы проекта.
  Все школьные традиции направлены на создание в школе особой атмосферы единства. Так, в сентябре вся школа готовится к празднованию Дня учителя. Концерт, выставка поделок, конкурс осенних букетов являются как бы кульминацией месячной работы. Октябрь-ноябрь традиционно посвящены изучению родной природы. Результатом этой работы является праздник Осени и посвящение первоклассников в "друзья Маленького принца". Декабрь-январь посвящены празднованию Нового года. Проводятся конкурсы новогодних игрушек, святочные вечера. Все завершается игрой-путешествием "Новогодние приключения". Февраль-март традиционно заняты подготовкой к празднику чести школы - кульминационной точке годового цикла воспитательной работы. Такое построение воспитательной работы в школе способствует включению в творческую деятельность всех членов детского коллектива.
  Идея гуманизации стала ведущей концептуальной идеей при создании воспитательной системы в школе. Важной также стала идея интеграции, предполагающая, во-первых, целевое, деятельностное, эмоциональное единство субъектов школы, во-вторых, гармонизацию учебной и внеучебной деятельности в целом воспитательном процессе.
 

Важной составляющей воспитательной системы в школе является и кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей, их общения и самоопределения.

      

Создание воспитательной системы начальной школы рассматривается как особая цель деятельности коллектива. Важно, что в основе организации воспитательной работы лежит гуманистическая идея свободы выбора, добровольности, ответственности. Не только педагоги, но и школьники чувствуют себя творцами школьной жизни. Серьезную роль в воспитательной системе школы играют внешние связи с самым широким кругом учреждений, культурными, спортивными объектами города.


От года к году меняются дети, меняются формы воспитательной работы с ними, меняется и статус детей в рамках проекта. Первоклассники, которые только переступили порог школы, становятся гостями "Маленького принца», выбирают свою планету, составляют ее законы. В ноябре проходит традиционный праздник "Посвящение в друзей Маленького принца". Это означает, что дети становятся друзьями "Маленького принца".
  В конце обучения в начальной школе ученики покидают планету маленького принца и отправляются в путешествие по миру, продолжая нести дальше законы Добра, Красоты, Чести, Достоинства.

Каждый год обучения имеет своё название, главное направление и содержание воспитательной работы:

1 класс – «Моя планета»

2 класс – «Что такое – хорошо, что такое – плохо»;

3 класс – «Мир на моей планете и вокруг её»;

4 класс – «Жизнь – это…»

План реализации проекта


сроки

мероприятия

классы

сентябрь (2012)

прогностический этап, переходящий в практико - ориентированный

Ш. запуск проекта: сбор – агитбригада, объявление о конкурсе на герб, гимн, эскиз флага проекта, принятие классами законов жизни учащихся класса на планете «Маленького принца»

ст. кл. для

2 - 4

октябрь

(ежегодно)

Ш. день учителя: выставка поделок, конкурс осенних букетов.

2 - 4

ноябрь

(ежегодно)

Ш. праздник осени

Ш. посвящение 1- классников в друзья маленького принца

1 – 4


декабрь - январь

(ежегодно)

Ш. подготовка и проведение новогодних праздников

1 - 4

февраль – март

(ежегодно)

мероприятия классные, по параллелям по всем направлениям воспитательной системы

1 - 4

апрель

Ш. сбор – праздник чести школы, подведение итогов конкурса герба, гимна, эскиза флага проекта (2013)

1 - 4

апрель – май

(ежегодно)

классные мероприятия

Диагностика выпускника начальной школы по уровню воспитанности

1 - 4

4

С 2013 года начинается практико – содержательный этап

2016 год – аналитический этап проекта.
Все указанные мероприятия проекта проводятся совместно с родителями.

Кроме указанных выше мероприятий в начальной школе систематически осуществляется работа классного руководителя по всем направлениям воспитательной системы школы (смотри программу).
Ожидаемые результаты
Работа школы, направленная на развитие, воспитание и обучение решает многоплановые задачи:

Во-первых, создается единая целевая комплексная программа воспитания и обучения как важнейший интегрирующий фактор успешной работы, ориентированной на личность ребенка, на ее полноценное развитие.

Во-вторых, формируется сама структура школы и структура управления ею, основанного на системно-целевом подходе.

В-третьих, коллективная творческая деятельность стимулирует развитие познавательной деятельности от приоритетной к системообразующей через эффективное решение задач и целей, выдвинутых педагогами, родителями и учениками.

Данный опыт позволит определить условия успешной реализации учебно-воспитательной системы, направленной на общее развитие школьников:
       - гуманистическая направленность учебно-воспитательной системы школы;
       - сориентированность всех субъектов деятельности на разностороннее развитие учащихся;
       - единство воспитательной и учебной концепций школы;
       - создание отношений сотрудничества, диалога, доброжелательности;
       - предоставление детям свободы выбора видов деятельности;
       - использование воспитательных возможностей среды;
       - организация взаимодействия между коллективом школы и родителями.


  Интеграция усилий, направленная на создание воспитательной среды в форме проекта, где ядром воспитательной системы является единство разнотипных коллективов, - это активный вариант совершенствования самой среды. Выражая идею консолидации всех сил в деле воспитания, интегрируя воспитательный потенциал среды, школы, семьи, опираясь на развивающиеся внутренние силы растущего человека, формируется такая учебно-воспитательная среда, которая обеспечивает детям возможность стать активными членами общества. В конечном счете, результат воспитания определяется теми действиями, теми усилиями, которые сам ученик прилагает в деле своего воспитания и развития. В. А. Сухомлинский писал: "Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, - это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание".
Показатели эффективности деятельности по проекту


В ходе проведения итогового эксперимента будет внедрена в практику оценка уровня воспитанности ученика. Для этого было необходимо определиться, что же мы будем понимать под воспитанностью. В ходе эксперимента предполагается принять следующие

показатели воспитанности ученика.
Поведение в семье: проявляет ли интерес к делам семьи, к ее проблемам, переживает ли совместно с другими ее невзгоды и радости, учится ли самообслуживанию, имеет ли постоянные обязанности в семье, проявляет ли заботу о младших и старших членах семьи, правильно ли реагирует на замечания, вежлив ли в общении со всеми членами семьи.
Поведение в школе: внимательность на уроках, старательность в выполнении заданий, трудолюбие и аккуратность в учебной деятельности, разумное отношение к успехам и неудачам в учебе, бережное отношение к школьному имуществу, дисциплинированное поведение на переменах.
  Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание.
  Отношение к сверстникам: активное участие в совместной деятельности и играх, готовность бескорыстно помогать товарищам, стремление не подвести товарищей.
  Поведение на улице и общественных местах: соблюдение правил дорожного движения, бережное отношение к природе, соблюдение порядка в общественных местах.
   Отношение к самому себе: аккуратность в одежде, соблюдение правил личной гигиены, выполнение режима дня, самокритичность, честность.


Процедура оценивания состоит из следующих этапов: оценка родителей, педагогов, самооценка. Уровень оценивания определяется путем проведения анкетирования. После этого на педагогическом консилиуме обсуждаются все полученные материалы анкетирования, они сопоставляются с результатами психодиагностических обследований (социометрией, изучением самооценки и др.). С учетом всего этого определится уровень воспитанности каждого ученика.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Обоснование необходимости внедрения программы воспитательной работы с использованием долгосрочного проекта в начальной школе происходит своеобразная «закладка» iconПример программы для учреждений дополнительного образования детей...
Пояснительная записка обоснование актуальности, нормативное обеспечение программы, концептуальное обоснование, цели, задачи, принципы,...

Пояснительная записка Обоснование необходимости внедрения программы воспитательной работы с использованием долгосрочного проекта в начальной школе происходит своеобразная «закладка» iconПлан учебно воспитательной работы на 2013-2014 учебный год
...

Пояснительная записка Обоснование необходимости внедрения программы воспитательной работы с использованием долгосрочного проекта в начальной школе происходит своеобразная «закладка» iconРабочая программа по литературному чтению пояснительная записка
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного...

Пояснительная записка Обоснование необходимости внедрения программы воспитательной работы с использованием долгосрочного проекта в начальной школе происходит своеобразная «закладка» iconПрограмма по литературному чтению в начальной школе разработана в...
Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников (1-я ступень школы)

Пояснительная записка Обоснование необходимости внедрения программы воспитательной работы с использованием долгосрочного проекта в начальной школе происходит своеобразная «закладка» iconОбоснование необходимости проекта
Проект «Путешествие в леголэнд» представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию...

Пояснительная записка Обоснование необходимости внедрения программы воспитательной работы с использованием долгосрочного проекта в начальной школе происходит своеобразная «закладка» iconПрограммы/проекта
Программа организации и развития социально-воспитательной и досуговой работы с населением по месту жительства на территории вмо ярославское...

Пояснительная записка Обоснование необходимости внедрения программы воспитательной работы с использованием долгосрочного проекта в начальной школе происходит своеобразная «закладка» iconПояснительная записка к дипломному проекту включает в себя: страниц...
Тема дипломного проекта «Проект программно-методического комплекса автоматизации обработки данных и решения задач с использованием...

Пояснительная записка Обоснование необходимости внедрения программы воспитательной работы с использованием долгосрочного проекта в начальной школе происходит своеобразная «закладка» iconТема проекта
Использование икт на уроках окружающего мира в начальной школе по программе «Школа России»

Пояснительная записка Обоснование необходимости внедрения программы воспитательной работы с использованием долгосрочного проекта в начальной школе происходит своеобразная «закладка» iconПояснительная записка к дипломному проекту включает в себя: 104108...
Тема дипломного проекта «Проект программно-методического комплекса автоматизации обработки данных и решения задач с использованием...

Пояснительная записка Обоснование необходимости внедрения программы воспитательной работы с использованием долгосрочного проекта в начальной школе происходит своеобразная «закладка» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному...
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции