Х. Гендерные особенности целостной активности субъекта жизнедеятельности




НазваниеХ. Гендерные особенности целостной активности субъекта жизнедеятельности
страница1/4
Дата публикации21.06.2014
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
  1   2   3   4

ГЛАВА Х. Гендерные особенности
целостной активности субъекта жизнедеятельности




1. Целостная активность конкретной сферы жизнедеятельности: понятие и структурная модель



Интерес к активности как ключевой характеристике субъектности, число теоретических и эмпирических исследований в этом направлении стремительно нарастают во всем спектре гуманитарных наук, в том числе в психологии. Вместе с тем, процесс этот развивается экстенсивно, за счет выделения все новых форм, видов, компонентов и элементов активности человека. Параллельно множится ряд теоретических подходов, зачастую несопоставимых друг с другом. В итоге картина активности субъекта жизнедеятельности становится все более мозаичной, размытой.

С другой стороны, очевидно, что различные формы, виды, аспекты или компоненты активности не проявляются рядоположено и разновременно. Напротив, одномоментно человек ставит и корректирует цели (активность целеполагания), концентрирует внимание, включает и регулирует свои взаимодействия (регулятивная, волевая активность), переживает (эмоциональная активность), выполняет деятельность или осуществляет поведение в определенной сфере (учебной, спортивной, трудовой, игровой и других), воспроизводит готовые формы взаимодействий или создает новые. Одновременно он соотносит все это со своими потребностями и возможными результатами (смыслообразующая активность), общается (коммуникативная активность), наблюдает, рефлексирует и т.д. Таким образом, активность человека представляет единый поток взаимодействий, обеспечивающий целостность и постоянное развитие его субъекта. Активность – целостна. В связи с этим в исследовании данного феномена назревает необходимость перехода от поэлементного, экстенсивного изучения – к созданию системных, интегративных концепций целостной активности субъекта жизнедеятельности.

На философском уровне активность понимается нами как всеобщий способ, форма и мера взаимодействий, обеспечивающих единство, развитие и взаимопереходы идеального и материального. Основной функцией и результатом активности в таком широком плане является единство мира, в том числе материального и идеального. В этом отчетливо проявляется интегративный потенциал категории.

В психологии активность может быть определена как способ, форма и мера природно-социальных взаимодействий, в ходе которых человек проявляется и развивается преимущественно как их субъект (в плане соотношения внешней и внутренней детерминации этих взаимодействий относительно самого человека).

Взаимодействия человека с миром исключительно разнообразны, однако их совокупность представляет единый поток – целостную активность субъекта жизнедеятельности. Целостная активность субъекта жизнедеятельности выражает одну из высших потребностей человека, открытых еще античными философами: потребность микрокосма в единении с макрокосмом – потребность отразить, выразить макрокосм, слиться с ним, стать ему равным в гармонии взаимодействий.

Согласно концепции целостной активности конкретной сферы бытия (Волочков 1998–2007), в наиболее общем виде активность – качественно-количественная мера взаимодействий субъекта в определенной значимой сфере. Значимой с позиции индивидуальной или социальной. Например, для учителя это – взаимодействия с соответствующей сферой мира его индивидуальности: с учащимися и их родителями, с коллегами, с содержанием своего предмета и методами образования, его нормами, традициями, средствами и т.д. Целостная активность субъекта конкретной сферы взаимодействия (например, активность учителя):

во-первых, интегрирует различные проявления активности, наиболее существенные для данной деятельности или сферы взаимодействий;

во-вторых, акцентирует процессуальную сторону определенных видов деятельности как совокупность обусловленных субъектом моментов ее движения (Петровский 1992). Например, обусловленное самим учителем развитие его профессиональной деятельности. Поэтому структура целостной активности субъекта конкретной сферы взаимодействия в нашей концепции построена по динамическому принципу, в наибольшей мере выражающему ее процессуальную сущность (Рис. 1). Движение, развитие деятельности, которую активность субъекта и обеспечивает, понимается нами диалектически – как самодвижение от скрытого потенциала к его реализации и, тем самым, к созданию нового потенциала, вызревающего в результатах осуществленной активности. На каждой из трех ступеней этой гегелевской триады – свое внутреннее противоречие, обеспечивающее самодвижение системы.

1. Потенциал активности:




Мотивация

(потребность во взаимодействии)

Способности

(ресурсы реализации

и их самооценка)

2. Регуляция активности:


Саморегуляция поведения

спонтанная, импульсивная,

непроизвольная регуляция


Произвольный контроль

(планирование, контроль стресса, настойчивость в реализации - Kuhl 1994; Сергиенко 2005)

3. Реализация активности:


Воспроизводство стандартов

деятельности

(исполнительская динамика, темп,

интенсивность взаимодействия).

Видоизменение деятельности,

(творческая динамика,

гибкость, продуктивность)

4. Результат активности:




Объективные, наблюдаемые

результаты взаимодействия

Субъективная

результативность

(удовлетворенность субъекта
достигнутыми результатами)


Рис. 1. Структурная модель целостной активности субъекта конкретной сферы жизнедеятельности

Для потенциала активности таким внутренним источником самодвижения является противоречие мотивации и способностей ("хочу – могу"). В основе регулятивного компонента – противоречие эмоциональной, спонтанной, импульсивной саморегуляции и различных аспектов волевого, рефлексивного, произвольного самоконтроля поведения (планирование, настойчивость в ходе реализации целей, устойчивость к фрустрациям). Для динамического компонента реализации деятельности – противоречие между простым воспроизводством и видоизменением действий в рамках данной сферы взаимодействий. Для результативного компонента – противоречие объективной результативности (объективированные следы взаимодействий и их социальная оценка) и результативности субъективной (удовлетворенность самого субъекта достигнутыми результатами, их соотнесение с исходными целями).

Целостная активность субъекта конкретной сферы взаимодействия (учебной, профессиональной, спортивной и т.д.) в нашем понимании - мера того шага в этой сфере бытия, который делает сам субъект. Потенциал активности выражает соотношение желания и возможностей сделать этот шаг, регулятивный компонент - соотношение непроизвольной саморегуляции - и произвольного самоконтроля поведения, динамический компонент - особенности реально наблюдаемой динамики конкретной сферы жизнедеятельности, а результативный - воплощает в себе итог движения и залог постоянного возобновления и циклического перехода в новый потенциал активности. Таким образом, структура целостной активности субъекта в конкретной сфере жизнедеятельности содержит не только компоненты и входящие в них элементы в определенной системной иерархии, но и внутренний источник постоянного возобновления и развития этой динамичной системы.
Концепция целостной активности субъекта конкретной сферы жизнедеятельности наиболее обстоятельную эмпирическую проверку прошла в учебной сфере. Прежде всего речь идет об учебной активности школьников и студентов.

Учебная активность как разновидность целостной активности субъекта сферы бытия



В наших исследованиях учебная активность рассматривается как разновидность целостной активности субъекта конкретной сферы бытия, сферы взаимодействий, а соответствующее понятие в описательном плане определяется следующими положениями:

  1. В наиболее общем виде учебная активность - качественно-количественная мера взаимодействия субъекта учения со средой обучения, соответствующими нормами, традициями, требованиями, которые являются существенной частью мира его индивидуальности.

  2. Речь идет не столько о пассивной включенности кем-либо (учителем, родителями) обучающегося в процесс усвоения знаний, умений и навыков, сколько о том внутреннем по источникам детерминации шаге, который учащийся или студент сам делает навстречу обучающей среде, сфере учебных взаимодействий. В этом плане учебная активность – не столько мера включенности в учебную деятельность «извне», сколько степень зависимости осуществления и развития этой деятельности от самого ее субъекта.

  3. Под «индивидуальной обучающей средой» понимается тот фрагмент мира индивидуальности, который непосредственно связан с обучением, с учебной деятельностью. Это – индивидуальная сфера взаимодействий с соответствующим фрагментом мира индивидуальности.

  4. Учебная активность характеризует прежде всего динамическую сторону учебных взаимодействий в целом и учебной деятельности в частности, являясь совокупностью обусловленных субъектом моментов ее движения.

  5. Учебная активность - результат интеграции, особого синтеза различных видов и проявлений активности, наиболее существенных именно в сфере учебных взаимодействий - интеллектуальной, познавательной, волевой и т.д.

Учебная активность как разновидность целостной активности субъекта конкретной сферы жизнедеятельности - мера того шага в учебной деятельности и ее развитии, который в этой сфере делает сам ученик или студент как субъект активности. Потенциал активности выражает соотношение желания и возможностей сделать этот шаг, регулятивный компонент - соотношение импульсивной, непроизвольной и рефлексивной, произвольной его регуляции; динамический компонент - особенности непосредственно наблюдаемой динамики деятельности, а результативный - воплощает в себе итог движения и залог постоянного его возобновления, являясь, по сути, новым потенциалом активности. Таким образом, гипотетическая структура учебной активности содержит не только компоненты и входящие в них элементы в определенной системной иерархии, но и внутренний источник постоянного возобновления и развития этой динамичной системы.

По своей основной функции учебная активность в структуре индивидуальности рассматривается как одна из форм или способов ее существования, взаимодействия с социальной действительностью (и ее важным для учащегося фрагментом – образовательной средой). Эта форма, способ существования обеспечивают не только адаптацию к соответствующей сфере бытия, но и ее преобразование, а также развитие и саморазвитие самой индивидуальности как субъекта этих взаимодействий.

Приведенные выше положения характеризуют учебную активность с различных сторон – по особенностям источников детерминации и их взаимодействия, по функциям и возможной роли в структуре и развитии индивидуальности, по особенностям организации, составу и структуре, по основанию построения системной иерархии, по видам активности, в наибольшей мере «нагружающих» учебную активность содержательно и т.п.

В то же время для разработки батареи диагностических методов и оригинального диагностического инструментария, измеряющего учебную активность, для проведения соответствующих эмпирических исследований необходимо операционализировать понятие «учебная активность», то есть перевести его в специфическую, измеряемую форму (Миллер 2002, с. 81).

С этой позиции мы рассматриваем учебную активность как динамическую систему, характеризующую преимущественно субъектное по источникам детерминации развертывание учебной деятельности по пути от ее потенциала (в противоречивом единстве учебной мотивации, притязаний и обучаемости) к регулируемой (в единстве произвольного контроля и непроизвольной саморегуляции) и наблюдаемой реализации (в единстве характеристик исполнительской динамики и проявлений динамики видоизменения деятельности), приводящими к ее результатам в противоречивом единстве внешне фиксируемых и внутренне переживаемых результатов, соотносящихся с уровнем притязаний в этой сфере.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Х. Гендерные особенности целостной активности субъекта жизнедеятельности iconБуянтуева Надежда Дабасамбуевна Аспирант кафедры Возрастной и педагогической...
Средовые и гендерные особенности интеллектуального развития подростков по тесту Равена

Х. Гендерные особенности целостной активности субъекта жизнедеятельности iconПроект «Разработка модели образовательного пространства гимназии...
Республики Коми (10-11 классы), история Республики Коми (8-11 классы), английский язык (2-11 классы); воспитание целостной личности...

Х. Гендерные особенности целостной активности субъекта жизнедеятельности iconМонография социалистический капитализм
Охватывает особенности механизма жизнедеятельности изменившейся системы в изучаемом объекте

Х. Гендерные особенности целостной активности субъекта жизнедеятельности iconАктивности
П 30 Психология неадаптивной активности. / Российский открытый университет. — М.: Тоо “Горбунок“, 1992. — 224 с

Х. Гендерные особенности целостной активности субъекта жизнедеятельности iconПояснительная записка по образовательной деятельности «Формирование...
Образовательная деятельность «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей» направлена на развитие познавательных...

Х. Гендерные особенности целостной активности субъекта жизнедеятельности iconПояснительная записка по образовательной деятельности «Формирование...
Образовательная деятельность «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей» направлена на развитие познавательных...

Х. Гендерные особенности целостной активности субъекта жизнедеятельности iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Курс является завершающим в системе непрерывного образования по безопасности жизнедеятельности и базируется на школьном предмете...

Х. Гендерные особенности целостной активности субъекта жизнедеятельности iconРазвитие двигательной активности у детей и подростков на занятиях объединения
Организация, методы и приемы обучения должны всемерно содействовать всестороннему развитию сил и способностей воспитанников, учитывая...

Х. Гендерные особенности целостной активности субъекта жизнедеятельности iconИгровые технологии на уроках физики и внеклассных мероприятиях как...
Сегодня большое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы,...

Х. Гендерные особенности целостной активности субъекта жизнедеятельности iconКонтрольные вопросы. Глава Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции