Зубков В. А. Йога для всех и каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов




НазваниеЗубков В. А. Йога для всех и каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов
страница1/16
Дата публикации20.06.2014
Размер1.93 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Зубков В.А. - Йога для всех и каждого.

Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов.

УДК 615.851.86 ББК 53.59 3-91
Зубков В. А.

Йога для всех и каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов. — М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997.- 224 с. Серия «Я вам помогу»

ISBN 5-7905-0010-2
Если вы хотите, чтобы у вас до старости были здоровые зубы без «Стиморола», густые шелковистые волосы, полноценное зрение, крепкий иммунитет, подвижные суставы и хорошая память, если вы хотите жить без лекарств, без простуд, нервных стрессов, остеохондрозов, головных болей и многих других недугов,— это книга для вас.

20 практических уроков здоровья — кратчайший путь к гармонии с самим собой, к жизни в радости, которой нам всем так не хватает.
УДК 615.851.86 ББК 53.59

«РИПОЛ КЛАССИК», оформление, 1997
Содержание


Вместо предисловия 3

ОСНОВЫ ЙОГИ

История 8

Методика 12

Занятие первое

Очистительная сила воды 20

Занятие второе

Гигиена желудочно-кишечного тракта 32

Занятие третье

Водалекарство от насморка 42

Занятие четвертое

Искусство внутренней чистоты. Часть i 50

Занятие пятое

Здоровье зубов без «Стиморола» 58

Занятие шестое

Красота здоровых волос 71

Как восстановить волосяной покров 73

Занятие седьмое

Искусство внутренней чистоты. Частьп 80

Занятие восьмое

Животворный источник воды 87

Занятие девятое

Советы тибетских докторов 94

Упражнения тибетского самомассажа... 95

Занятие десятое

Коррекция зрения 102

Занятие одиннадцатое

Пища и здоровье г. 117

Занятие двенадцатое

Рациональность питания 128

Занятие тринадцатое

Питание и самоограничение 136

Занятие четырнадцатое

Иммунитет и питание 143

Как употреблять проросшее зерно пшеницы 144

Занятие пятнадцатое

Феномен лечебного голодания 150

Занятие шестнадцатое

Очищение организма на клеточном уровне 161

Занятие семнадцатое

Чистка продолжается. Желчный пузырь и печень 171

Массаж стопы 174

Занятие восемнадцатое

Как бороться с нервными стрессами 182

Трикута 184

Занятие девятнадцатое

Исцеляющая сила растений 192

Занятие двадцатое

Очищение организма с помощью Аюрведы 202

Лечение заболеваний с помощью йоготерапии 210



ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Дорогой читатель!

Книга, которую вы держите в руках, появилась на свет не случайно. В течение многих лет мне доводилось проводить семинары, выездные школы здоровья, лекции и практические занятия по йоге во всех уголках нашей страны и странах ближнего зарубежья. Работа велась непосредственно со слушателем, (а таковых было немало) и это полностью соответствовало представлению восточных учителей о взаимоотношениях между учеником и учителем. Тогда, в начале 90-х, вышли две книги по йоге моего отца и учителя Анатолия Николаевича Зубкова, чей авторитет в области йоготерапии в нашей стране, на мой взгляд, неоспорим.

Эта книга не вышла бы без участия моего старого ученика Максима Ошуркова, а также без верного ученика Михаила Кивилева из Черкесска, который бережно сохранил мои выступления в виде записей и конспектов. Земной поклон им обоим.

Целью книги, Дорогой читатель, является попытка познакомить вас с системой йоготерапии в ее практическом проявлении. Вы получите навык самоврачевания и профилактики многих типичных для нашего времени заболеваний и недугов, не прибегая к помощи врачей. Изложение материала построено в виде уроков с указанием конкретных сроков освоения и изучения учебного процесса: физических упражнений, гигиенических и профилактических процедур, рекомендаций восточной народной медицины и т. д. В конце книги дан перечень наиболее распространенных заболеваний, а также краткие рекомендации по их профилактике и лечению по опыту индийских йогов.

Я старался не отступать от тех принципов подачи материала, которые сформировались за многие десятилетия в школах йоги Индии. Мне посчастливилось, что моими учителями были такие известные люди, как покойный ныне Рам Кумар Шарма из Института йоготерапии и йогокультуры в Лакхнау, досточтимый Дхирендра Брахмачари, руководитель Делийского центра йоги, и многоуважаемые ламы из Тибетского медицинского и культурного центра в Дели.

Ответ на вопрос, как сделать жизнь гармоничнее, интереснее, здоровее дан в самих основах йоги, которая по классификации древнеиндийского филолога и философа Патанджали содержит 8 ступеней. Первые две ступени этой системы объединены общим названием КРИЙЯ-ЙОГА. Это морально-этический аспект учения. Это путь духовного самосовершенствования, не пройдя который, нельзя заниматься самосовершенствованием физическим, т. е. ХАТХА-ЙОГОЙ, о которой, главным образом, и пойдет речь в этой книге.

Но заниматься только физическим самосовершенствованием без крийя-йоги нельзя. И это вам скажет любой из учителей Индии, любой из учителей Востока.

Хатха-йога — это не просто набор гимнастических упражнений, а система здорового образа жизни с определенными ограничениями в питании, обязательным выполнением по утрам комплекса, требующего времени. Хатха-йога — это упорный труд.
Впрочем, путь физического совершенствования без твердой духовной платформы непременно ведет в тупик. Не будет гармонии в развитии личности, если человек не пойдет по тернистому и сложному пути духовного самосовершенствования. Поэтому хатха-йогу венчает РАДЖА-ЙОГА — йога психического и духовного тренинга. Она нерасторжимо связана с индуизмом, основные понятия которого несовместимы с европейским менталитетом. Системы духовных ценностей европейских и азиатских народов настолько различны, что, по образному сравнению великого индийского музыканта Рави Шанкара, являют собой музыку Дня и музыку Ночи, двух противоположных начал. Поэтому очень важно, чтобы все и каждый осознали причастность к истокам духовности своего народа, к его духовному пути.

Кстати говоря, даже в Индии раджа-йогу практикуют всего 5% от общего числа занимающихся, так как это требует упорнейшего труда, отказа от многих радостей жизни и, самое главное, опытного наставника. Остальные считают, что им достаточно йоги как способа укрепить себя в морально-этическом плане, сформировать себя как личность или укрепить здоровье, избавиться от тех или иных недугов.

Нужно заметить, что в учении индийских йогов немало подводных камней. И главная опасность заключается в том, что если человек будет использовать это учение неразумно, не стараясь постичь его постепенно, перескакивая через его ступени (как обычно и поступают поклонники йоги в нашей стране), то он может забрести совсем не туда. Правда, к хатха-йоге это почти не относится, хотя ее часто обвиняют в том, что в ней есть упражнения, которые используются в раджа-йоге и в ряде других учений Востока для того, чтобы вызывать в себе особые измененные состояния сознания, которые оказывают пагубное влияние на психику многих, особенно неподготовленных людей. Но это уже совершенно другой вопрос. Топор ведь тоже можно использовать не только для рубки дров, но и для убийства человека!

Вот почему в традициях йоги такое огромное значение придается роли наставника, учителя — ГУРУ. Учитель сможет направить ученика по правильному пути, научить его трудиться. Ведь йога приживется только в среде тех людей, которые хотят и способны работать над собой.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы, Дорогой читатель, стремились идти по пути самосовершенствования и здорового образа жизни под руководством наставника, ни на минуту не забывая, что вас ждет нелегкий труд, наградой за который будет здоровье, ощущение гармонии и душевного равновесия, а самое главное — удовлетворенность жизнью,

Я надеюсь, что эта книга сможет стать для вас тем наставником, которого вам, возможно, еще не довелось встретить лицом к лицу, или, как говорят на Востоке, уста к устам.

Пусть не отчаиваются и те из вас, кто не сможет выполнять все рекомендации и следовать системе занятий целиком и полностью. В книге вы найдете множество советов о том, как избавиться от того или иного недуга, как бороться с тем или иным заболеванием. Правда, эффект от комплексного подхода к «жизни без лекарств» будет несравненно выше, чем от отдельно взятых упражнений, но помните, что каждое упражнение, каждая процедура обладает широкими терапевтическими эффектами, с которыми вы сможете познакомиться.

Но, прежде чем вы приступите к занятиям, постарайтесь усвоить один важнейший урок. Он касается взаимоотношений Учителя — ГУРУ и Ученика — ЧЕЛА. На Востоке с давних пор ученик почитал учителя наравне с самыми близкими ему людьми, с родителями (кстати, это практиковалось в старые времена и на Руси). Все это не случайно. Настоящие знания можно получить только тогда, когда ощущаешь себя младшим, ребенком, который получит ответы на многочисленные вопросы только по мере духовного и интеллектуального роста. Хотя, возможно, ответы и объяснения придут сами собой. Это не значит, что не надо быть пытливым, это значит лишь то, что надо иметь терпение и как можно меньше скепсиса, ведь за наставником стоят годы, а может быть, столетия опыта, накопленного учителями его учителей.

Итак, если вы решились приступить к занятиям по нашей с вами книге, то отбросьте все сомнения и помните, что вас ведут такие прославленные учителя Индии, как Дхирендра Брахмачари и Рам Кумар Шарма, а также основоположник обеих их школ, непревзойденный мастер йоги Свами Шивананда.

Успехов вам и удач в нелегком, но благодатном пути к обретению внутренней гармонии, к симфонии тела и духа!
Основы йоги

ИСТОРИЯ

Дорогой ученик, прежде чем приступить непосредственно к освоению комплекса оздоровительных упражнений и обязательных очистительных и гигиенических процедур, вам необходимо понять основы учения. Без их знания невозможно постигнуть ту удивительно простую логику, которая является фундаментом любой, подчеркиваю, ЛЮБОЙ школы йоги. Следовательно, теоретическую часть наших уроков в книге НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСКАТЬ!

Что же такое йога? Ответить однозначно на этот вопрос очень непросто. Учение йогов — одно из древнейших в мире. Оно зародилось в Индии — колыбели человеческой цивилизации. Есть предположение, что йоги существовали еще 10 000 лет назад. Первое упоминание о них встречается в «Ригведе» — одной из самых древних книг, которыми располагает человечество. В гимнах этой книги содержатся первые попытки постигнуть тайны окружающего мира и жизни человека.

Первые йоги были учеными и мистиками. Для них первостепенное значение имел вопрос о смерти и бессмертии, о воссоединении смертного человека с бессмертным духом — Абсолютом.

Изучая в течение многих столетий воздействие на организм различных поз, упражнений, способов дыхания, наблюдая за поведением животных, их адаптацией к окружающей среде, за их поведением во время болезни, йоги познали суть многих биологических процессов и использовали эти знания для поддержания здоровья и продления жизни. В результате систематизации такого опыта возникло учение йоги.

Слово йога происходит от санскритского корня, и перевести его можно как соединять, единство или единение. Чего с чем? Ответ не прост. С одной стороны — это внутренняя гармония нашего тела, т. е. единение физического, психического и духовного начал в человеке. С другой — единение человека с природой, космосом, Богом. Все эти понятия единения или общей гармонии, многоплановой в самом широком смысле слова, йога включает от первых ступеней до последних.

Мне вообще кажется, что это учение является осколком знаний какой-то древней цивилизации, которая стояла на очень высокой ступени развития. Правда, зачастую авторство приписывают древнеиндийскому филологу и философу Патанджали, жившему во втором веке до нашей эры. Однако это не так. Заслуга Патанджали заключается лишь в том, что он сумел систематизировать все известные на тот период знания по йоге, начиная с глубокой древности. Результатом этой систематизации явился его известный трактат под названием Йога-сутра. Но сама йога, конечно же, намного древнее, так как упоминание о ней встречается в Ведах.

Кстати, мое представление о йоге как об осколочных знаниях какой-то древней и очень могучей цивилизации подкрепляет санскрит. В этом языке есть немало слов и терминов, которые стали известны современному человечеству совсем недавно. Как, например, объяснить тот факт, что в языке, давным-давно уже мертвом, есть слова, обозначающие общественные формации: феодализм, капитализм, социализм и даже коммунизм? Нельзя ли предположить, что древнее человечество все это уже проходило, за что, возможно, и было наказано! Уже одни эти факты дают все основания предполагать, что древняя цивилизация, давшая миру йогу, стояла на более высоком уровне развития, чем тот, на котором сейчас мы.

На Востоке известно несколько путей достижения человеком совершенства. Это путь монаха, путь факира, путь воина, философский путь. Путь йога непосредственно связан с этими направлениями. Чем же хорош путь йога? Тем, что в нем много различных направлений. И цели у них разные. Когда в Индии ученик приходит к учителю или примыкает к какой-нибудь школе йоги, ему прежде всего задают вопрос: «Какова ваша цель?». У нас, к сожалению, подобных вопросов не задают потому, наверное, что до недавнего времени считалось, будто цель у всех одна.

Система Патанджали «Аштанга-йога» объединяет все основные направления йоги. В ней восемь ступеней, и, следуя путем йога, человек как бы совершает восхождение к вершинам нравственного и физического самосовершенствования. По этим ступеням надо пройти, не нарушая последовательности, не перескакивая через ступени, не стремясь сразу же одним махом запрыгнуть на самую вершину. Ведь там не удержаться, если не пройдены первые две ступени, которые носят название КРИЙЯ-ЙОГА (морально-этический аспект учения), и если не освоена ХАТХА-ЙОГА — третья и четвертая ступень (физический аспект учения). На этих ступенях человек накапливает колоссальный потенциал здоровья, а этому способствует комплекс упражнений для физического самосовершенствования и занятия ПРАНАЯМОЙ (назовем это дыхательной гимнастикой или, что еще точнее, наукой о дыхании). Как достичь гармонии в себе, говорит сам термин «ХАТХА». Он состоит из двух слов: ХА — Солнце и ТХА — Луна. Смысл тут такой. Как Солнце и Луна являются противоположностями, так и мы пытаемся достичь гармонии в борьбе с противоположностями внутри себя. Установление гармонии между физическим, психическим и даже духовным (так как человек занимается одновременно и крийя-йогой) и есть та задача, что ставит перед собой хатха-йога.

У нас же зачастую бывает так: люди, едва узнав о возможностях йоги, начинают заниматься, причем приступают сразу к РАДЖА-ЙОГЕ, которая составляет пятую, шестую, седьмую и восьмую ступени вось-миступенчатой системы йоги Патанджали. Да еще и говорят при этом: нам не нужна ни крийя-йога, ни хатха-йога. Думаю, что они и не подозревают, какой вред могут нанести не только себе, но и окружающим своим нетерпением и непоследовательностью.

Таким образом, йогу можно рассматривать как СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОЙ, УМСТВЕННОЙ И ДУХОВНОЙ ТРЕНИРОВКИ. Ее цель — сделать наше сознание зависимым от нашей воли, довести его до совершенства. Это система, представляющая собой МЕТОД ДИСЦИПЛИН ТЕЛА И РАЗУМА, приводящий к психическому и духовному воспитанию.

Прогрессивный деятель и философ Индии Виве-кананда (1863—1902 гг.) — один из величайших современных представителей йоги — неоднократно подчеркивал, что йога основывается на разуме. Разум тесно связан с телом. Когда разум и все органы тела функционируют гармонично и поддаются управлению,— человек здоров и счастлив. А здоровье — богатство для всех. Индийская пословица гласит: «Здоровый бедняк богаче больного царя».

Следовательно, йогу следует рассматривать как практическую систему самоусовершенствования, как метод воздействия на физическую основу человека и — прямое следствие из этого — как способ приобретения так необходимого человечеству физического здоровья.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зубков В. А. Йога для всех и каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов iconБойко Виктор Сергеевич Йога. Скрытые аспекты практики предисловие
Современной индийской школы йогов Б. К. Сайенгар однажды (в 1989 г.) сказал: «Самый способный и перспективный йогпрактик из всех...

Зубков В. А. Йога для всех и каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов iconКэмпбелл Росс "Как на самом деле любить детей"
Наша цель показать матерям и отцам ясный и практически доступный путь освоения удивительной и в то же время внушающей благоговение...

Зубков В. А. Йога для всех и каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов iconРанжит Моханти Лечебная сила воды. Секреты индийских мудрецов
Подлинная мудрость индийских гуру в каждой строчке новой книги врача и Учителя Ранжита Моханти. В ней он рассказывает о чрезвычайно...

Зубков В. А. Йога для всех и каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов iconБорис Сахаров – Йога из первоисточников
Йога не является каким-то привязанным к одной местности, ограниченным философским направлением, а такой же общественно-приемлемой...

Зубков В. А. Йога для всех и каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов iconВалентин Владимирович Бадрак Как создать идею для лидера
Они за то, чтобы число думающих индивидуумов увеличивалось, ибо с уверенностью каждого нового приверженца активно позитивного мышления...

Зубков В. А. Йога для всех и каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов iconЛев Иванович Тетерников Тантра: йога с партнёром «Тантра: йога с партнёром»: София; Киев; 1996
В настоящей книге описывается выполнение асан и растяжек с партнером, пробуждение энергетического тела, техника выхода в медитацию...

Зубков В. А. Йога для всех и каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов icon«Шаманские техники личностных изменений. Опыт превращений»: иг "Весь";...
...

Зубков В. А. Йога для всех и каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов iconраскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой...
Доклад предназначен для информирования: родителей, обучающихся, социальных партнёров, представителей власти, общественности всех...

Зубков В. А. Йога для всех и каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов iconВсе эти вопросы мне задавали люди, когда узнавали, какую книгу я пишу
Неужели есть у счастья правила? Какие могут быть у любви законы? Разве это не уникальный опыт каждого человека, порой неуловимый,...

Зубков В. А. Йога для всех и каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов iconКнига Свами Шивананды «Йога-терапия»
Технику выполнения упражнений для создания иллюстраций продемонстрировал и объяснил А. Сидерский

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции