Привлечения читателей: по страницам профессиональной прессы




Скачать 84.76 Kb.
НазваниеПривлечения читателей: по страницам профессиональной прессы
Дата публикации19.06.2014
Размер84.76 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Эволюция форм привлечения читателей:

по страницам профессиональной прессы

Вотинова Н.В.

Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений.

Тишина и спокойствие в наших залах не оттого, что здесь склонились над книгами читатели, а оттого, что к нам заглядывает всё меньше и меньше посетителей. Библиотека остаётся востребованной. Приходят к нам дети разного возраста, люди старшего поколения находят у нас место для душевного отдыха. А вот кого мы редко видим, так это молодёжь и их родителей – среднее поколение.

Чем может привлечь библиотека? Самое первое, что приходит на ум – наши фонды! Но, к сожалению, здесь библиотеки потеряли преимущество, и сейчас мы не в первых строчках списка, куда обращаются за информацией. И если молодому человеку придётся выбирать между торгово- развлекательным центром и библиотекой, то выбор будет сделан не в нашу пользу. Там удобная мебель, доступ в Интернет, чашечка кофе…там современно и стильно.

Так что, опускать руки? Нет, нет и ещё раз нет! Давайте вспомним, что, если людям интересно, то отсутствие ремонта не может испортить настроение, дизайн стульев не столь важен, а наличие современной проигрывающей аппаратуры является мало значимым фактором.

Библиотеки на Западе посещаемы потому, что они в значительной степени, стали чем-то другим. Если бы они остались просто библиотеками, где выдают книги для чтения, они были бы точно также не нужны, как и наши библиотеки. А наши библиотеки в свою очередь оказались не востребованы, за редким исключением, потому, что не нашли новых форм активности. Таким образом, ответ ясен. Библиотека, как место выдачи книг для чтения, не нужна. Культурный дискуссионный центр, где работают кружки, семинары, где люди встречаются и обсуждают разные темы. И при этом ещё можно брать и читать книги.

Давайте сделаем так, чтобы у нас было интересно, давайте настроимся на волну «человеческих интересов», привлекая тем самым новых и новых читателей.

Сегодня я вас познакомлю с опытом работы наших коллег. Библиотекари неистощимы на выдумку.

Эпоха библиотеки как замкнутого пространства уходит безвозвратно. Чтобы перейти в новое жизнеспособное качество, мы должны сами идти к своему читателю. В этом уверены наши коллеги. Это и летняя литературная площадка «Книжная трибуна» на набережной, и ежегодный День знаний в городском парке культуры и отдыха, праздники улиц и дворов.

Флешмоб, который в последнее время приобрёл популярность и в России. Флешмоб -- мгновенная толпа — заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляются в общественном месте и в течение нескольких минут выполняют спланированные действия, а затем быстро расходятся.

В первый день осени и День знаний библиотекари г. Челябинска вышли из чит. залов и отправились в народ. Своеобразный флешмоб прошёл под девизом «Как пройти в библиотеку?»

21 марта — Всемирный день поэзии. В Уфе он был отмечен необычным флешмобом «Поэты в шоколаде». Горожане восприняли акцию как неожиданный приятный сюрприз. Удивляясь тому, что существует такой праздник, как День поэзии. За чтение стихов получали призы — шоколадки.

(Игровой момент: Флешмоб продолжается! (Провожу с аудиторией) Задаю присутствующим вопросы: Любите ли вы стихи? Прочитайте четверостишие любимого стихотворения. Ваш любимый поэт? Любимое стихотворение? Спасибо всем!)

Библиотеки, таким образом, привлекают к себе внимание и надеются пополнить ряды своих пользователей.

Коллеги из г.Тамбова делятся своим опытом на страницах журнала...

(Сорокина Н. PR, маркетинг и другое.- Современная библиотека.- 2012.- №6.- С.76-81).

Для повышения статуса библиотек, развития чтения в городской среде и рекламы библиотечных фондов здесь была организована акция День новой книги,

приуроченная к Всемирному дню информации, отмечаемому 26 ноября (с. 77-78),

Радиопроект «Ваша семейная библиотека» (с.78-79).

Издательский проект «Библиотечная палитра», с.79.

Годовой отчёт. Электронная версия «Звёздные события года: библиотечный дневник», с.81.

Замечательный опыт организации уличных праздников, в том числе летних читальных залов появился в ЦБС «Киевская» г. Москвы. (Зак Н. Вы нас не ждали… Дворовые встречи библиотеки с читателями.- Библ.дело.-2012.- №9.- С.23-24).

ЦБС г. Прокопьевска разработала программу мероприятий «Летний книговзор» на период школьных каникул. (Хмелевцева С.А. Летний книговзор.- Современная библиотека.- 2011.-№1.- С.94-95).

Начало нового учебного года Камчатская краевая научная библиотека отметила в прямом эфире популярной радиостанции «Радио СВ». (Козина Е.С.- Современная библиотека.- 2011.- №8.- С.28-30).

В 7 ч. утра ведущие радиостанции поздравили своих слушателей с Днём знаний и объявили, что этот день они проведут с Камчатской краевой научной библиотекой. Прозвучало поздравление директора библиотеки. И праздник начался! Весь день до 21-00 часов звучала библиотека. Были подготовлены викторины, обзоры новой литературы, реклама библиотеки звучала каждые 2 часа.

В тот же день прошла уличная акция «Стань читателем!» После этого число читателей в библиотеках пополнилось.

В ночь с 20 на 21 апреля 2012 года в России прошла социально - культурная акция «Библионочь»- масштабное сетевое событие общенационального уровня. ( ОЮБ г. Кургана не осталась в стороне). (Современная библиотека.- 2011.- №8.-С.10-11). Эта форма работы заимствована из опыта зарубежных библиотек. «Библионочь»- ежегодная социально- культурная акция, проводимая сетью организаций, связанных с книгами и литературой. В целях поддержки литературного процесса, пропаганды чтения, развития библиотечного, музейного и книжного дела, а также организации новых форматов проведения свободного времени. Мероприятие можно приурочить к Рождественским праздникам или ко Дню библиотек. Например, организованное Советом молодых библиотекарей Рязанской области, в последний майский вечер многие жители города впервые в истории Рязани смогли воспользоваться уникальной возможностью и побывать в таинственном, огромном книжном мире после закрытия библиотеки. Поучаствовать во множестве познавательных конкурсов и забавных соревнований, увлекательных экскурсиях по «Призрачному абонементу». «Книжному лабиринту», «Обители музыкальных гениев». Самых начитанных гостей ожидало множество приятных сюрпризов. Наиболее азартные и эрудированные попытали счастье в приключенческой игре «Охотники за книгами»! А в 10 часов вечера всех ждал виртуозный мастер- класс по танцам и… дискотека.

Интереснейший опыт проведения «Библионочи» и в Челябинской городской библиотеке.

Есть такой опыт и в библиотеках Санкт- Петербурга, когда проводились такие ночи совместно с музеями. «Ночь в музее».

Для того, чтобы удерживать внимание молодёжи надо постоянно предлагать что- то новое, креативное.

Наши молодые читатели («цифровые аборигены», по образному определению Марка Пренски) – новое поколение, радикально отличающееся в мышлении и восприятии мира от старшего поколения – «информационных иммигрантов». Неотъемлемая часть жизни «информационных аборигенов»  —  новые технологии и Интернет, без которых они чувствуют себя дискомфортно.  Только обновление форм работы с читателями  за счёт более активного использования интерактивных технологий и расширения возможностей взаимодействия через обмен идеями, эмоциями и мнениями о книгах и чтении со сверстниками, проживающими на других территориях, поможет создать новую библиотеку для нового поколения и войти в «ближний круг подростков».

Современной перспективной формой работы с «цифровыми аборигенами», несущей эмоциональный заряд за счёт живого общения лицом к лицу, являются медиамосты -   видео-интернет-конференции. Они позволяют объединить традиционные формы работы с книгой (обсуждение, презентация, выбор лучших книг, интеллектуальная игра на основе прочитанного) и новые on-line технологии.  Такое объединение создаёт благоприятные условия для позитивного интеллектуального общения  между территориально разобщёнными  подростками и интересными им взрослыми – писателями, художниками, издателями.

Электронный проект Челябинской обл. библиотеки «Книга, или Совет звёздного читателя» идёт около полугода, но уже стал популярным среди виртуальных посетителей. Он размещён на сайте библиотеки и составляет главную изюминку молодёжных программ. Почему книга? Потому что, на наш взгляд, книга, предложенная библиотекарем или знакомым, - это просто книга. А книга, рекомендованная известным человеком, приобретает двойной вес и становится книгой!

(Чаусова, А. В. Звёздный мастрид. - Современная библиотека.-2012.- №3.- С. 42-44.)

Подобный проект, но не в электронном варианте, а на встречах с читателями библиотеки был реализован библиотекой им. Островского «Читаем вместе со звездой». Считаю — это очень эффективная и интересная форма работы.

Проект Екатеринбурга «Книжный формат для цифровых аборигенов» включает 10 медиамостов (видео-интернет-конференций), предполагающих различные формы коммуникаций: от интеллектуальных игр до пресс-конференций.

Игра  «Знай наших!», посвящённая 75-летию Свердловской области прошла в апреле как интеллектуальное состязание между читателями Екатеринбурга и Новоуральска. На электронном табло (выполненном по шаблонам в Power Point) читатели поочерёдно выбирали тему (История. Экономика. Культура. Спорт. Личности) и вопрос. Жюри и зрители на экране наблюдали за  работой групп.

По этой же схеме в апреле 2010 г. прошла игра «Победа и победители», посвящённая 65-летию Победы. Нужно было познакомиться с рекомендованной библиотекарями литературой, и далее, выбрав тему, проявить знание  героев, событий, песен, персонажей книг, военной техники времён Великой Отечественной войны. Читатели Екатеринбурга встретились на состязании с читателями Нижнего Тагила. Победили тагильчане. Классические модели интеллектуальных игр получили новые акценты в режиме on-line  и выглядели очень современно.

Ещё об одной форме рекламы- BTL - акции. Широко используется в работе кемеровских муниципальных библиотек. Они относятся к инструментам непрямой рекламы, и в основе своей воздействуют на предпочтения потребителей. Их цель — повысить популярность бренда (в нашем случае библиотеки). Однако данная цель достигается не путём воздействия, стимуляцией интереса, побуждением к активному действию. Каким образом? Зачитать. (Родина,О. Реклама- двигатель…чтения.- Современная библиотека. -2012.- №3.- C. 33-35).

Ещё одна новая акция — флешбук — это книжный флешмоб в Интернете. Правила просты. Если хотите стать участником акции, то необходимо до 27 мая — ОДБ — оформить страничку в любой социальной Сети на имя своей любимой книги и пригласить на неё как можно больше друзей. В течение месяца знакомить их с книгой, публикуя фрагменты текста, иллюстрации, личные ощущения и т.д. Ссылки на открытые странички необходимо оставить в комментариях блога «Флешбук» в соответствующих рубриках. В результате акции хорошие книги соберут вокруг себя преданных читателей.

Обратимся к опыту зарубежных коллег. Для молодых читателей будут интересны такие формы работы, как: «Вечера коротких свиданий», «Подростки и мода», «Хеллоуин», «Игровой день в библиотеке», «Вместо штрафа – чтение».

Тема библиотечного пространства сегодня стала одной из наиболее обсуждаемых в среде библиотечных специалистов. Престиж, востребованность и конкурентоспособность напрямую зависят от комфортности пользования библиотечными услугами.

В ЦБС г. Липецка стартовал проект «Открытое библиотечное пространство». (Двуреченская Т.Н. За стеклом: липецкий вариант.- Современная библиотека.-2012.-№6.-С.88-89).

Чтобы остаться востребованными, библиотеки для детей превращаются в полифункциональные учреждения, популяризирующие не только книжные, но и музейные экспонаты, фотовыставки, конкурсы, концерты, встречи с писателями и другими интересными людьми. Библиотечное пространство предназначено не столько для книги и других носителей информации, сколько для Пользователя, его Мысли, его души, его творчества. На чём стоит делать акцент, рассуждая о привлечении в библиотеку посетителей рассуждает Тихомирова И.И. в своей статье «Умному дай голову, трусливому дай коня»- Б.Д., 2012.-№9.- С.18-22. Зачитать стр.19.

Об этом же в ст. Рыжаковой «Островок детства во взрослом мире. Опыт создания комфортной среды. Библ. дело. -2009.- №12.-С.30-31.

Стараясь удержать своих читателей и привлечь новых, библиотеки разрабатывают программы поддержки чтения и продвижения чтения, устраивают фестивали и вечера, проводят различные акции, конкурсы, встречи т. п. Но читателей не становится больше. Что ещё придумать? Может, стоит расширить открытый доступ к фондам? Это идея. И как её воплотить в жизнь? Есть три пути, считают наши коллеги в статье «Расширение открытого доступа к библиотечным фондам как способ привлечения новых читателей в библиотеку» (Справочник руководителя учреждения культуры, 2011, №4, С.38-45).

Об этом же в ст. Рыжаковой «Островок детства во взрослом мире. Опыт создания комфортной среды. Библ.дело.-2009.-№12.-с.30-31.

Организации книжного фонда в детской библиотеке, его раскрытию уделяет внимание и Тихомирова И.И. «Умному дай голову, трусливому дай коня»- Библ. дело.- 2012.-№9.-С.18-22. С.20. Раскрытие книжного фонда - одно из средств привлечения читателей.

Используйте в своей работе лучший опыт ваших коллег для привлечения читателей в ваши библиотеки. Многое зависит от нас самих.

Если библиотекарю интересно то, чем он занимается, если у него загораются глаза, если диалог начинается со слов «а давайте сделаем так…», то всё получится. Главное, чтобы не было равнодушия. Жить с удовольствием, делать с желанием, любить от души - тогда всё получится.

Кадры решают всё!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Привлечения читателей: по страницам профессиональной прессы iconМалокуналейская детская библиотека
Всеми формами и методами библиотечной работы создать условия для привлечения и посещения читателей библиотеки, развивать у читателей...

Привлечения читателей: по страницам профессиональной прессы iconПрограмма исследования 36
Отсутствие или недостаточная сформированность профессиональной направленности негативно сказывается на качестве подготовки специалистов...

Привлечения читателей: по страницам профессиональной прессы iconМилорад Павич Начало и конец романа
Борхес хотел видеть лица первой сотни своих читателей. Мое желание отлично. Не стоим ли мы все перед вызовом увидеть лица последней...

Привлечения читателей: по страницам профессиональной прессы iconПрактикум «Изучение профессиональной позиции педагога — организатора...
Цель: формирование умений у педагогов проводить самодиагностику профессиональной позиции, анализировать её результаты

Привлечения читателей: по страницам профессиональной прессы icon“По страницам повести А. С
Инсценирование отрывка повести с использованием изготовленных деталей крестьянского костюма

Привлечения читателей: по страницам профессиональной прессы icon«Путешествие по страницам книг С. Я. Маршака»
...

Привлечения читателей: по страницам профессиональной прессы iconМетодика "Карта интересов" служит для определения профессио- нальной...
Опроснику профессиональной готовности для уточнения профессиональной направленности клиента

Привлечения читателей: по страницам профессиональной прессы iconПутешествие-викторина по литературе (для учащихся 9-10 классов)....
...

Привлечения читателей: по страницам профессиональной прессы iconЦерковь и общество
Церкви. Ничего плохого я не вижу и в том, когда церковная дискуссия выливается на страницы светской прессы. Это означает лишь то,...

Привлечения читателей: по страницам профессиональной прессы iconСловарик
Бартер – натуральный (прямой) обмен одного товара или услуги на другой товар или услугу, осуществляемый без привлечения денег

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции