Использование инфокоммуникативных технологий




НазваниеИспользование инфокоммуникативных технологий
Дата публикации19.06.2014
Размер61.8 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Шамилёва И.А.

Смоленский государственный университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОКОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА ФАКУЛЬТЕТЕ НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СМОЛЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В настоящее время актуальна разработка педагогических программных средств, предназначенных для обучения различным дисциплинам. Возможности их использования в учебном процессе довольно широки, что позволяет не только активизировать и разнообразить различные виды деятельности студентов, но и ставить всё новые и новые задачи по использованию и развитию информационных технологий в учебном процессе.

Среди наиболее эффективных на сегодняшний день педагогических программных средств, для изучения разных дисциплин в высших учебных заведениях важное место занимают электронные учебники. Они представляют собой программно-методические комплексы, позволяющие студентам самостоятельно освоить учебный курс или его отдельные разделы. На факультете начального и специального образования Смоленского государственного университета ещё только начата работа над созданием электронных учебников для студентов.

Одним из таких проектов является «Электронный учебник по дисциплине «Концепции современного естествознания», который предназначен для студентов четвертого курса. Учебник состоит из: содержания государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, содержания программы дисциплины и тематических разделов курса, например, «Естествознание как единая наука о природе», «Устройство Вселенной», «Физическая картина мира», «Химическая картина мира», «Биологический уровень организации», «История естествознания» и другие.

Каждый тематический раздел курса представлен учебно-методической структурой учебника в виде иерархического дерева:

- планирование темы и её краткое содержание;

- теоретический лекционный материал, в виде презентаций в Power Point;

- практикум;

- контрольные вопросы;

- литература: основная и дополнительная;

- основные понятия и термины и их проверка;

- тесты;

- хрестоматия.

Название каждой темы и учебно-методической её структуры организованы как гиперссылки на соответствующий файл. Система гиперссылок делает теоретическое изложение более удобным. Наряду с традиционным «линейным» прохождение по учебному тексту студенту предоставляется возможность самостоятельно выбрать и нелинейный путь изучения электронного учебного текста, выбрать наиболее удобную для него траекторию изучения материала.

Подача теоретического материала на лекциях и семинарах в виде презентаций в Power Point даёт возможность, в виде компьютерной графики, цветовых сочетаний, выделений текста и его расположении, целенаправленно управлять процессом восприятия студентами данного текста, акцентируя внимание на наиболее значимых понятиях, определениях, их систематизации. Более подробно студенты могут ознакомиться с материалом данного курса в обычном печатном издании, где материал представлен шире и глубже, чем в презентации. Поэтому наряду с составлением электронного учебника автор готовит вариант бумажного учебного пособия «Концепции современного естествознания» для студентов факультета начального и специального образования. Тем более не все студенты нашего факультета на сегодняшний день имеют возможность работать с электронными учебниками дома, или в общежитии. Но это будущее нашего образования. За электронными учебниками большие возможности. Они практически вечны, не боятся износа и старения, занимают мало места и очень мобильны. Электронный учебник вариативен в исполнении: ему можно придать удобную для чтения форму (изменить текст, цвет фона, размер шрифта). Если необходимо, то студент может распечатать часть учебного материала. Тексты учебника также можно размещать на компакт-дисках, в том числе и переписываемых.

На наш взгляд электронные учебники имеют существенные преимущества перед бумажными учебниками. Преподаватель, имеющий учебную информацию по своему предмету, может достаточно быстро по-новому структурировать её или просто переместить материал на веб-сайт для одновременного доступа к нему всех своих студентов. Работая в среде компьютерного учебника, студент может одновременно или попеременно использовать режим теории, режим контрольных вопросов, режим тестов, дополнительный материал из хрестоматии. Компьютерный учебник может быть использован студентами на занятиях всех типов: лекционных, практических, самостоятельных. Но особенно большой интерес такой учебник может представлять для студентов заочной формы обучения.

Вариативны и мобильны многие виды работ с электронным учебником. Большие возможности учебник предоставляет для творческой работы студентов. Например, студенты факультета начального и специального образования составляют самостоятельные авторские доклад, рефераты для семинарских занятий, которые раньше накапливались в письменном виде и хранились в шкафах учебных кабинетов или на кафедре. В настоящее время на факультете начата работа над проектом «КСЕ-ДОКЛАД» (координатор проекта – студентка 4 курса Шурчкова Марина). Идея проекта состоит в том, чтобы авторские студенческие доклады и рефераты в виде презентаций классифицировались по определенным темам курса «Концепции современного естествознания» и сохранялись бы в образовательном веб-сайте факультета, а не «скачивались» с интернета. Это не значит, что мы отказываемся от информации образовательного Интернет–пространства. Но необходима его переработка, осмысление, творческая работа студента с новым информационным материалом по изучаемой теме. Студенты могут самостоятельно пополнять свой электронный учебник творческими работами, помещая их на веб-сайт для широкого доступа. Такая работа студентов повышает их ответственность за качество выполняемой работы.

Электронный учебник по «Концепциям современного естествознания» предоставляет возможность преподавателю вносить новые сведения, полученные из сети Интернета, новые открытия сделанные учёнными.

Огромные возможности электронный учебник представляет и для контроля знаний. К настоящему времени разработано большое количество программных материалов для тестирования, поверки определений и научных категорий. В этом плане интересны разработки учителя информатики МОУ СОШ №37, учителя высшей категории и его учеников по программе «ТЕРМИНОЛОГИЯ». Программа позволяет изучать термины, определения, формулировки, даты, различные факты; использовать иллюстративный материал, многократно повторять изучение, искать данные в базе, проводить самопроверку, указывая результаты в %.

Факультет начального и специального образования Смоленского государственного университета и МОУ СОШ № 37 давно ведёт творческую проектную деятельность. В прошлом году подписан договор о сотрудничестве над проектом по созданию «Электронного учебника «Мой город – Смоленск» для учащихся начальных классов. Студенты и преподаватели факультета собирают, перерабатывают информацию, адаптируют отобранный материал к детскому возрасту, подготавливают отдельные страницы, а учащиеся старших классов вместе с учителем информатики Циренщиковом Сергеем Игнатьевичем создают электронный вариант учебника о нашем родном городе Смоленске с целью формирования чувства патриотизма и любви к своей малой родине у юных смолян. Данные материалы будут апробированы учителями и студентами в начальной школе.

Интересен опыт по изучению студентами факультет начального и специального образования вариативных авторских курсов «Окружающего мира» при изучении дисциплины «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» в начальной школе». В связи с тем, что Министерство образование предлагает для изучения этого предмета в начальной школе 10 авторских курсов, которые представлены 4 учебниками (1-4 класс), а некоторые из них состоят из двух частей, и печатных рабочих тетрадей. Поэтому именно лекции презентации дают возможность охватить и показать весь курс целиком, его содержание и особенности методики в течение одной лекции, даже с элементами фрагментов уроков.

На факультете начального и специального образования учатся творческие студенты и они под руководством преподавателей факультета разрабатывают интересные проекты, которые имеют огромное практическое значение. Студенты 4 курса, обучающиеся по специальности «Логопедия с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика» Волкова Наталья Валентиновна, Жукова Анна Вячеславовна, Маркевич Дарья Антоновна разработали удивительный проект «Мир вокруг тебя» с целью практического применения мультимедийного учебного издания в процессе обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Проект направлен на расширение представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии. Актуальность создания развивающей программы для данной категории детей очевидна, поскольку в настоящее время повсеместно осуществляется процесс компьютеризации организаций, учебных заведений. Владение элементарными знаниями по использованию компьютера поможет детям с нарушениями в интеллектуальном развитии легче адаптироваться в обществе, будет способствовать их познавательному, моторному развитию, расширять их кругозор, побуждать к самостоятельной деятельности и развивать навыки элементарного самоконтроля. Проект был представлен на конкурс.

На конкурс студенческих работ представлены ещё два крупных проекта по созданию сайта экологического клуба «Окружающий мир» (исполнитель проекта – Томашевская Зоя Николаевна, студентка 4 курса) и «Студенческого театра охраны природы» (Крупская Марина и Карпеченкова Юлия). Работа над проектами продолжается и мы готовы к сотрудничеству.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование инфокоммуникативных технологий icon«Применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла» (доклад Адамовой Н. А.)
Продолжить использование икт и мультимедийных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла

Использование инфокоммуникативных технологий iconВ 2012 2013 учебном году воспитательно образовательная работа в «Детском...
«Детском саду №14 «Журавлик» была направлена на использование современных технологий в работе с детьми, на развитие творческих способностей...

Использование инфокоммуникативных технологий iconДоклад на тему: «Использование современных информационных технологий...
«Использование современных информационных технологий на уроках английского языка»

Использование инфокоммуникативных технологий iconМастер класса: «Использование современных методов и технологий в рамках реализации фгос»
Тема мастер – класса: «Использование современных методов и технологий в рамках реализации фгос»

Использование инфокоммуникативных технологий iconИспользование информационно – коммуникативных технологий в учебно – воспитательном процессе

Использование инфокоммуникативных технологий iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках...

Использование инфокоммуникативных технологий iconМосковская область г. Юбилейный, ул. Лесная, дом 22, тел. (8-495)-512-10-70
Методологическая основа ооп ООО (использование в образовательном процессе современных образовательных технологий)

Использование инфокоммуникативных технологий iconПлан заседаний мо учителей географии на 2014/2015 учебный год
Использование информационных технологий на уроках географии и внеклассной работе. (Навахова А. Ш)

Использование инфокоммуникативных технологий iconТолекова Мария Исабаевна Портфолио учителя Отчёт а группа №8 3 -го уровня Город Алматы 2013 год
Программы Кембриджского университета «Использование информационно-коммуникационных технологий» в серию уроков

Использование инфокоммуникативных технологий iconИспользование современных педагогических технологий в формировании...
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка г. Ленска»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции