Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Советский районный Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»
Рассмотрено и одобрено
на заседании районного методического объединения ПДО
Протокол №1 от 26.10.2012 г.
Педагогическая технология как модель деятельности педагога дополнительного образования.
Педагогическая технология:
Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.
Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для воспитанника и педагога.
Основные параметры (компоненты, составляющие) педагогической технологии как «МОДЕЛИ»:
1. Педагогические установки
|
2. Оптимально-рациональная организация
образовательно-воспитательного процесса на занятии (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
|
Виды, группы педагогических технологий (приоритетные для ДОУ: пед.тех. на основе гуманизации и демократизации отношений: гуманно-личностная, личностно-ориентированная, педагогика сотрудничества; на основе активизации и интенсификации деятельности детей: игровая технология, проблемное обучение; на основе эффективности организации и управления процесса обучения: технология дифференцированного, программированного, проблемного, развивающего обучения).
Преимущество данных технологий: взаимосвязь игровой, образовательной, творческой, познавательной деятельности; единство компонентов образовательно-воспитательной системы (содержание, методов, форм); возможность обучения каждого ребенка на уровне его возможностей и способностей; развитие способностей ребенка, его индивидуальности; самоопределение и самореализация воспитанников.
Приоритеты: личностные отношения, индивидуальный подход, нежесткое демократическое управление, высокий уровень мотивации деятельности воспитанников, оптимальная структура содержания информации предъявляемой ребенку, эффективность управления организации познавательной деятельности, развитие ребенка.
Организационные формы: традиционные занятия с элементами дифференциации и индивидуализации; индивидуальная, групповая, клубная работа; система «малых» групп, система «консультант»; все виды игр; разновозрастные группы.
Преобладающие методы, средства, приемы: развивающие, поисковые, творческие (ТРИЗ, система творческих занятий, мозговой штурм, КТД, метод аналогий и альтернатив, метод образно-понятийного мышления, проектно-конструкторский метод и пр..).
Преобладающий подход к ребенку: сотрудничество, партнерство, субъект-субъектное отношение, технология поддержки, адаптация обучения к особенностям воспитанников, личностно-ориентированное обучение с неформальным лидерством педагога
|
Обстановка и гигиенические условия на занятиях (температура, свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и пр..).
Логически правильно выстроенный образовательный процесс на занятии, ориентированный на здоровьесеберегающее обучение:
Выдержана структура занятия (вводная, основная, заключительная части).
Оптимальное число видов учебной деятельности: чтение, слушание, ответы, опрос, рассматривание, решение заданий (норма смена 4-7 видов за занятие, со средней продолжительностью 7-10 минут).
Не менее 3-х видов изложения материала педагогом (чередование изложения материала не позже чем через 10-15 минут): словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Место и длительность применения ТСО.
Наличие и выбор места на занятии методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, способа взаимодействия, свобода творчества); активные методы (дети в роли педагога, обсуждение в группах, ролевые игры, дискуссии, семинары, ребенок как исследователь); методы направленные на самопознание и развитие.
Оздоровительные моменты на занятии (на каждые 15-20 минут занятия по 1-ой «оздоровительной» минуте из 3-х легких упражнений, с 3-х разовым повторением каждого); эмоциональные разрядки (шутки, улыбки, афоризмы с комментариями и пр..); позы учащихся, чередование поз.
Наличие мотивации у воспитанников к образовательной деятельности (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к новому материалу и т.д.) и используемые педагогом методы повышения этой мотивации.
Плотность занятия (количество времени, затраченного воспитанниками на образовательную деятельность. Норма не менее 60 %, не более 75-80 %).
Воспитывающий аспект занятия
|
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата на занятиях, создание адаптивной предметно-развивающей среды
(создание непосредственных условий обучения ребенка: отсутствие стресса, адекватность поведения, адекватность методик обучения и воспитания и пр..).
|
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
По характеру деятельности: частные (узкоспециализированные), комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии и профилактики психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
По направлению деятельности среди комплексных: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью: технологии формирующие ЗОЖ.
|
Рекомендации разработаны: Плотниковой Л.А., заместителем директора, 22.10.2012 г.
При подготовке рекомендаций использована следующая литература:
Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. – М.: Сентябрь, 2006.-192 г.
Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2007.-127 с.
Селевко Г.К., Слевко А.Г. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2002. 176 с.
Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2007. - 127 с.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технологии. М.: Педагогическое общество России, 2002. 223 с.
|