Issn 1994-85-81 Общие вопросы образования 3




Скачать 140.26 Kb.
Название Issn 1994-85-81 Общие вопросы образования 3
Дата публикации 13.06.2014
Размер 140.26 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы


РОС­СИЙСКАЯ АКА­ДЕ­МИЯ ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЯ

УРАЛЬСКОЕ ОТ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ
ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ И НА­УКА
ИЗ­ВЕС­ТИЯ УРАЛЬСКО­ГО ОТ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ
РОС­СИЙСКОЙ АКА­ДЕ­МИИ ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЯ

№ 10(89) Журнал теоретических и прикладных исследований Декабрь, 2011

ISSN 1994–85–81

Общие вопросы образования 3

УДК 37.0 3

Н. К. Чапаев, М. А. Чошанов 3

Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения 3

Экономика и образование 7

УДК 338 7

А. Г. Мокроносов, Е. В. Долженкова, И. Н. Маврина 7

Предпринимательство как вектор стратегического развития вуза 7

Профессиональное образование 9

УДК 378 9

Е. А. Гнатышина 9

Гармонизация подготовки отраслевых кадров и педагогов профессионального обучения на основе кластерного подхода 9

УДК 378.147 11

И. А. Стеценко 11

Рефлексивно-ориентированная модель педагогического образования 11

Информационные технологии в образовании 13

УДК 37.025.7; 37.017.924 13

К. С. Арсеньев 13

К проблеме формирования критического мышления у студентов вуза 13


Глав­ный ре­дак­тор

В. И. Загвязинский
Ре­дак­ци­он­ная кол­ле­гия:

В. А. Болотов, Б. А. Вят­кин, Э. Ф. Зе­ер, С. Е. Ма­туш­кин, Г. М. Ро­ман­цев, А. В. Усо­ва, В. А. Фе­до­ров, Д. И. Фельдштейн

Ре­дак­ци­он­ный со­вет:

О. Б. Аки­мо­ва, О. Л. Алек­се­ев, Л. М. Ан­дрю­хи­на, В. П. Бездухов, В. Л. Бе­нин, Г. Д. Бу­ха­ро­ва, А. Г. Гейн, С. З. Гон­ча­ров, Н. С. Глу­ха­нюк, М. Н. Ду­ди­на, А. Ф. За­ки­ро­ва, И. Г. За­ха­ро­ва, Т. Г. Калугина, А. Г. Кис­лов, Л. И. Кор­­не­ева, Е. В. Ко­ро­та­ева, П. Ф. Кубрушко, Л. И. Лурье, И. Я. Мур­зи­на, Л. А. Ра­по­порт, Л. Я. Ру­би­на, В. Л. Са­ви­ных, Г. П. Си­кор­ская, А. А. Си­мо­но­ва, Б. Е. Ста­ри­чен­ко, Э. Э. Сы­ма­нюк, Н. К. Ча­па­ев, В. С. Черепанов, Н. Е. Эр­га­но­ва, В. Я. Шев­чен­ко (Россия); М. Денн (Франция); Л. В. Зай­це­ва (Латвия); Б. К. Мо­мын­ба­ев (Ка­зах­стан); Т. В. Савельева (США);
Б. Ти­де­манн (Гер­ма­ния); Я. Лаукиа (Финляндия)
Ре­дак­ци­он­но-из­да­тельская груп­па:

На­уч­ный ре­дак­тор  В. А. Фе­до­ров;
вы­пус­ка­ющий ре­дак­тор В. А. Ма­ми­на;
от­вет­ствен­ный сек­ре­тарь Н. Н. Да­вы­до­ва;
редактор-корректор О. А. Виноградова;
компь­ютер­ная верстка  Н. А. Уше­ни­ной;

английский перевод Н. Г. Радюковой
Из­да­ние вклю­че­но в пе­ре­чень ре­цен­зи­ру­емых на­уч­ных жур­на­лов
и из­да­ний, вы­пус­ка­емых в Рос­сийской Фе­де­ра­ции, в ко­то­рых дол­жны быть опуб­ли­ко­ва­ны ос­нов­ные на­уч­ные ре­зуль­та­ты дис­сер­та­ций
на со­ис­ка­ние уче­ной сте­пе­ни док­то­ра на­ук

Дополнительная информация и требования к публикациям размещены на сайте: www.urorao.ru
При пе­ре­пе­чат­ке ма­те­ри­алов ссыл­ка на жур­нал
«Об­ра­зо­ва­ние и на­ука» обя­за­тель­на
Редакция может не разделять позиций авторов публикуемых статей


© Уральское от­де­ле­ние РАО, 2011
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический
университет», 2011

Общие вопросы образования

УДК 37.0

Н. К. Чапаев, М. А. Чошанов

Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения


Аннотация. Стержневая смысловая установка статьи заключается в фи­ло­соф­ском поиске на основе нелинейной методологии идентификационных характеристик креативной педагогики. Авторы статьи критически рассматривают явления действительности как полимодальные субстанции, характеризующиеся признаками многовариантности, альтернативности и не­од­ноз­нач­нос­ти путей своего развития.

Основные положения проведенного исследования заключаются в сле­ду­ющем:

1. Не­ко­то­рые толкования креативности и соб­ствен­но креативной педагогики свидетельствуют о на­ли­чии двух качественно разных подходов по отношению к ним. Один можно условно назвать энтропийно ориентированным, второй – нэгэнтропийно ориентированным. Первый подход соответствует креативной педагогике, редуцирующей человека к его функциональным составляющим; второй – педагогике целостного человека во всем богатстве своих связей и от­но­ше­ний.

2. В нас­то­ящее время креативная педагогика в боль­шей степени находится на стадии постулирования, нежели реального функционирования. Поэтому сегодня преждевременно и рискованно говорить о на­ли­чии креативной педагогики как систематического единства, в ко­то­ром все положения дедуцируются из одного или нескольких основных постулатов.

3. Вся­кая педагогическая традиция в той или иной мере заключает в се­бе элементы креативности. Наряду с этим можно признать существование креативно ориентированных педагогических технологий, отличающихся от других более высокой степенью креативности. К чис­лу таковых относятся проблемное обучение, развивающее обучение, дидактическая инженерия.

Ключевые слова: креативность, креативная педагогика, креативно ориентированная педагогика, энтропийно ориентированная креативная педагогика, нэгэнтропийно ориентированная педагогика, проблемное обучение, развивающее обучение, дидактическая инженерия.

Abstract. The semantic objective of the paper is a search for identifying characteristics of creative pedagogy based on the nonlinear methodology. The authors consider the reality phenomena as poly-modal substances showing signs of complexity and ambiguous alternative ways of development.

The main ideas of the research are as follows:

1. Some interpretations of creativity and creative pedagogy involve the two different approaches: the entropy oriented one and its alternative - the negentropy oriented approach. Adopting the former, we deal with the pedagogy simply reducing the human being to its functional components; in case of the latter, we look at the human being as a whole and complex variety of ties and interrelations.

2. Presently the creative pedagogy is going through the stage of postulation, rather then the functional stage. Therefore, now, it is not correct to talk about the creative pedagogy as a systematic unity where all the notions are deducted from the basic postulates.

3. Any pedagogic tradition implies some creative elements. Along with this, there are several creativity-oriented pedagogic techniques including the problematic training, developing training and didactic engineering, which are characterized by a higher creativity degree.

Index terms: creativity, creative education, creative pedagogy, entropy oriented creative pedagogy, negentropy oriented creative pedagogy, problematic training, developing training, didactic engineering.

Литература

1. Ар­ста­нов М. И. и др. Проблемно-мо­дель­ное обучение: вопросы теории и тех­но­ло­гии. Алма-Ата: Мектеп, I981. С. 187.

2. Ас­мо­лов А. Г. Че­ло­век далек от обезьяны // Учит. газ. 13 апр. 2004 г.

3. Бо­го­яв­лен­ская Д. Б. Пси­хо­ло­гия творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 320 с.

4. Вер­биц­кий А. Ак­тив­ные методы обучения в выс­шей школе: контекстный подход. М., 1990.

5. Заг­вя­зин­ский В. И. Фор­мы и ме­то­ды логического мышления в пе­да­го­ги­чес­ких исследованиях // Методология педагогических исследований. М., 1982. С. 10–47.

6. Кал­мы­ко­ва З. И. Про­дук­тив­ное мышление как основа обучаемости. М.: Просвещение, 1999. 227 с.

7. Кре­атив­ная педагогика. Электронный энциклопедический словарь-спра­воч­ник. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: www.thisisme.ru/ content/kreativnaya-pedagogika.

8. Кре­атив­ная педагогика: методология, теория, практика / под ред. Ю. Г. Круг­ло­ва. М.: МГОПУ им. М. А. Шо­ло­хо­ва: Альфа, 2002, 240 с.

9. Кре­атив­ность: материал из Википедии – свободной энциклопедии.

10. Кре­чет­ни­ков К. Г. Про­ек­ти­ро­ва­ние креативной образовательной среды на основе информационных технологий в ву­зе: моногр. М.: Госкоор-центр, 2002. 296 с.

11. Кре­чет­нки­ов К. Г. Раз­ви­тие креативности личности в выс­шей школе. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: www.rb.ru/community/ articles/articles/2010/01/18/115503.html

12. Круп­нов Ю. В. Эко­но­ми­ка образования или экономия на образовании // Русский Переплет: интернет-жур­нал. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: www.pereplet.ru/text/krupnov23coct02.html.

13. Ле­онть­ев А. Н. Из­бран­ные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с.

14. Мар­квард К. Г. Раз­ви­ва­ющая система подготовки специалистов. М.: Знание, I981.

15. Мат­ве­ев А. Кре­атив­ность: мысли вслух. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.arsvitae.ru/ cgi-bin/cm/get_doc.fpl? doc_id=71.

16. Мах­му­тов М. И. Проб­лем­ное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1972. 368 с.

17. Мен­чин­ская Н. А. Проб­ле­мы обучения, воспитания и пси­хи­чес­ко­го развития ребенка: избр. психол. тр. / под ред. Е. Д. Бо­жо­вич. М.; Воронеж: Ин т практ. психологии: МОДЭК, 1998. 448 с. (Психология отечества).

18. Па­юш­кин В. П. Ос­во­ение деятельности: индивидуальная репродукция или репродуктивное сотрудничество // Психолого-пе­да­го­ги­чес­кие проблемы общения. М.: НИИ ОП АПН СССР,1980.

19. Раз­ви­тие креативности. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.sunhome.ru/psychology/11314.

20. Раз­ви­тие креативности. Полезная информация. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://dream-teen.ua/forparents/development.html.

21. Фейген­берг И. М. Проб­лем­ные ситуации и раз­ви­тие активности личности. М: Знание, 1981. 48 с.

22. Фромм Э. Пси­хо­ана­лиз и эти­ка. М.: Республика, 1993. 415 с.

23. Хал­перн Д. Пси­хо­ло­гия критического мышления. СПб: Питер, 2000. 512 с.

24. Хо­лод­ная М. А. Пси­хо­ло­гия интеллекта. Парадоксы исследования. СПб: Питер, 2002. 272 с.

25. Ча­па­ев Н. К., Нечаев В. А. Цен­нос­ти образования и об­ра­зо­ва­ние ценностей: категориально-сущ­нос­тный анализ // Понятийный аппарат педагогики и об­ра­зо­ва­ния: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Тка­чен­ко, М. А. Га­ла­гу­зо­ва. Екатеринбург: СВ 96. 2010. Вып. 6. С. 94–102.

26. Чер­ни­лев­ский Д. В., Морозов А. В. Кре­атив­ная педагогика и пси­хо­ло­гия. М.: МГТА, 2001. 301 с.

27. Чо­ша­нов М. А. Ди­дак­ти­чес­кая инженерия: анализ и про­ек­ти­ро­ва­ние обучающих технологий. Блумингтон; Индиана: Экслибрис, 2009. 425 с.

28. Эль­ко­нин Д. Б. Из­бран­ные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

29. Эрос и ци­ви­ли­за­ция. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юди­на; сост., предисл. В. Ю. Куз­не­цо­ва. М: ACT, 2002. 526 с.

30. Яки­ман­ская И. С. Психологические проблемы развития личности ученика в тру­дах Н. А. Мен­чин­ской // Психол. журн. 2005. Т. 26, № 1. С. 95–103.

31. Flowers L., Pascarella E. T., Pierson C. T. Information technology use and cognitive outcomes in the first year of college // The journal of higher education. Columbus. 2000. Vol. 71. № 6. Р. 637–667.

32. Pippard А. В. The educated scientist. Physics Bulletin, 1969. Vol. 20. P. 453.


Экономика и образование

УДК 338

А. Г. Мокроносов, Е. В. Долженкова, И. Н. Маврина

Предпринимательство как вектор стратегического развития вуза


Аннотация. В статье обосновывается, что для повышения конкурентоспособности в ус­ло­ви­ях стохастичности социально-эко­но­ми­чес­ких процессов вузам необходимо обращаться к пред­при­ни­ма­тель­ству, которое позволяет постоянно реформировать производственные, управленческие, технологические решения. Предметом исследования авторов были экономические отношения, возникающие в ре­зуль­та­те управления предпринимательством с целью обеспечения стратегического развития вуза. Теоретической и ме­то­до­ло­ги­чес­кой основой работы стали научные труды отечественных и за­ру­беж­ных ученых, данные статистической отчетности, а так­же результаты апробации предпринимательской модели автономного вуза.

Представленные в статье рекомендации могут быть использованы для обеспечения конкурентоспособности вузов в дол­гос­роч­ной перспективе и по­вы­ше­ния их предпринимательского потенциала.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательский потенциал вуза, стратегия развития.

Abstract. The paper substantiates the idea that, for achieving the competitive advantage in stochastic socio-economic conditions, the higher educational institutions should adhere to business which allows constant renovation of industrial, managerial and technological decisions. The subject of the research includes the economic relations regarding the business management and aimed at higher school strategic development. The theoretical and methodological basis of the research compiles the studies by the Russian and foreign scientists, the statistic outputs, as well as the approbation data concerning the business model of the autonomous higher school.

The recommendations presented in the paper can be used for developing the long-term competitive advantages and business perspectives of higher school.

Index terms: business, business potential of higher school, development strategy.
Литература

1. Глу­ха­нюк Н. С., Дьяченко Е. В. Пси­хо­ло­ги­чес­кие особенности предпринимательского потенциала и его активация в сис­те­ме бизнес-об­ра­зо­ва­ния // Учен. зап. кафедры теорет. и эк­спе­ри­мент. психологии Рос. гос. проф-пед. ун-та: сб. науч. тр. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; под общ. ред. Н. С. Глу­ха­нюк, Е. В. Дьячен­ко. Екатеринбург, 2008. Вып. 2. С. 199–225.

2. Груд­зин­ский А. О. Уни­вер­си­тет как предпринимательская организация // Социс. 2004. № 4. С. 113–121.

3. Кир­цнер Израэл М. Кон­ку­рен­ция и пред­при­ни­ма­тель­ство: пер. с англ. / под ред. проф. А. Н. Ро­ма­но­ва. М.: ЮНИТИ-ДА­НА, 2001. 239 с.

4. Кон­стан­ти­нов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопр. образования. 2007. № 1. С. 49–53.

5. Ма­ка­ров А. Н. Ин­сти­ту­ци­ональ­ные основы формирования рынка образования // Педагогика: науч.-те­орет. журн. 2007. № 4. С. 9–15.

6. Пет­ров А., Сухов С. Стра­те­ги­чес­кое управление конкурентоспособностью вуза // Высш. образование в Рос­сии. 2007. № 2. С. 9–15.

7. Уп­рав­ле­ние в выс­шей школе: опыт, тенденции, перспективы: аналит. доклад. М.: Логос, 2005. 206 с.

8. Шум­пе­тер Й. Те­ория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

9. Clark B. R. Creating entrepreneurial universities: organizational path­ways of transformation. P.: IAU Press Pergamon, Elsev Sciens, 1998. P. 164.

Профессиональное образование

УДК 378

Е. А. Гнатышина

Гармонизация подготовки отраслевых кадров и педагогов профессионального обучения на основе кластерного подхода


Аннотация. Предметом исследования, отраженного в статье, является процесс консолидации учреждений профессионального образования, обеспечивающих воспроизводство квалифицированных рабочих, техников-тех­но­ло­гов, педагогов профессионального обучения. Тема работы – формирование согласованных механизмов набора абитуриентов и под­го­тов­ки студентов с уче­том требований работодателей в ус­ло­ви­ях профилированного кластера. Цель – теоретико-прак­ти­чес­кое изучение, обобщение и прог­но­зи­ро­ва­ние развития опыта Профессионально-пе­да­го­ги­чес­ко­го института Челябинского государственного педагогического университета по взаимодействию с со­ци­аль­ны­ми партнерами. В ка­че­стве основных методов исследования применялись анализ педагогической периодики и на­уч­ной литературы по проблеме, моделирование, конструирование, социально-пе­да­го­ги­чес­кий консилиум, рефлексия кластерных отношений, оптимизация образовательного процесса в соз­да­ва­емых кластерных подсистемах.

Результаты работы могут быть использованы для уточнения структуры, функций, форм и ме­то­дов деятельности расширяющегося кластерного сообщества; открытия в сред­них (полных) школах Челябинска и об­лас­ти специализированных классов по подготовке рабочих кадров; совместного проектирования участниками кластера региональных компонентов стандартов по указанным образовательным направлениям; создания смежного экспериментального программно-ме­то­ди­чес­ко­го обеспечения стандартов и др. Проведенное исследование, по мысли автора, должно способствовать укреплению деловых связей учреждений профобразования, государственных предприятий, бизнеса, отраслевой и пе­да­го­ги­чес­кой науки, муниципальных органов власти; усилению интеграции в под­го­тов­ке отраслевых кадров и пе­да­го­гов профессионального обучения; повышению качества их образования, достижению его технологичности и, в си­лу этого, удовлетворению запросов работодателей, обеспечению стратегического развития региональной социально-эко­но­ми­чес­кой инфраструктуры.

Ключевые слова: профессионально-об­ра­зо­ва­тель­ный кластер, партнерство, функ­ции, отраслевые кадры, педагог профессионального обучения; профориентация, практическая подготовка обучающихся, учебно-ме­то­ди­чес­кое сотрудничество, научное сотрудничество, повышение квалификации, мониторинг сотрудничества.

Abstract. The subject of the research presented in the paper involves the consolidation process of vocational training institutions providing the reproduction of qualified workforce, technicians, engineers and vocational training teachers. The authors consider the development of a harmonized set of mechanisms for the entrants selection and students training according to the employers’ requirements profiled in the cluster. The research objective includes the theoretical and applied studies, summarizing and forecasting the professional experience of Chelyabinsk State Pedagogic University in collaboration with the social partners. As the main research methods, the analysis of scientific publications was implied along with the modeling, socio-pedagogical consultations, cluster relations consideration and optimization of educational process in newly created cluster subsystems.

The research findings can be used for identifying the structure, functions, forms and activity methods of developing cluster community; introducing vocational classes at secondary schools in Chelyabinsk region; designing the regional standard components; methodology and software development, etc. According to the authors the research data can facilitate business relations between the vocational training institutions, state enterprises, business, industrial and pedagogic sciences, and municipal establishments; increase the integration of workforce and vocational teachers training, as well as the training quality to meet the employers’ requirements and provide the strategic development of the region’s socio-economic infrastructure.

Index terms: professional educational cluster, partnership, functions, industrial workforce, vocational training teacher, vocational guidance, vocational training, educational methodological cooperation, scientific cooperation, further training, cooperation monitoring.
Литература

1. Апарц Б. С. Шко­ла – ресурсный центр НПО – профессия // Проф. образование. Столица: [научные исследования в об­ра­зо­ва­нии: педагогика, психология, экономика]. 2008. № 11. С. 3–7.

2. Бу­реш О. В., Жук М. А. Фор­ми­ро­ва­ние образовательно-на­уч­но-про­из­вод­ствен­ных кластеров как стратегия повышения конкурентоспособности региона // Высш. образование в Рос­сии. 2009. № 3. С. 120–125.

3. Мос­ков­чен­ко А. Д. Проб­ле­ма интеграции фундаментального и тех­но­ло­ги­чес­ко­го знания. Томск, 1994. 167 с.

4. Пе­ту­хо­ва Т. П. Уни­вер­си­тет и шко­лы: образовательный кластер // Высш. образование в Рос­сии. 2010. № 7. С. 113–121.

5. Строн­гин Р., Петров А., Грудзинский А. Ка­че­ство образования: политика и сис­те­ма // Высш. образование в Рос­сии. 2007. № 11. С. 3–9.

УДК 378.147

И. А. Стеценко

Рефлексивно-ориентированная модель педагогического образования


Аннотация. Предметом исследования автора сттьи стали теоретико-ме­то­до­ло­ги­чес­кие представления о фор­ми­ро­ва­нии педагогической рефлексии в сис­те­ме высшего педагогического образования. Цель исследования заключалась в раз­ра­бот­ке концептуальных основ рефлексивно-ори­ен­ти­ро­ван­ной педагогической подготовки.

Решение теоретических задач исследования осуществлялось с по­зи­ций сравнительного педагогического анализа, позволившего определить возможности оптимизации развития педагогической рефлексии. В статье предложена разработанная автором посредством педагогического моделирования и про­ек­ти­ро­ва­ния рефлексивно-ори­ен­ти­ро­ван­ная модель педагогического образования, включающая методологические основания, нормативный и про­цес­су­аль­ный компоненты, перечень квалификационных требований к спе­ци­алис­ту. Представленная модель позволяет операционализировать содержание профессионально-пе­да­го­ги­чес­кой подготовки студентов путем введения рефлексивной составляющей.

Ключевые слова: система высшего педагогического образования, модель профессионально-пе­да­го­ги­чес­ко­го образования, рефлексивно-ори­ен­ти­ро­ван­ное пе­дагогическое образование, компоненты рефлексивно-ори­ен­ти­ро­ван­ной модели педагогического образования.

Abstract. The research observes the theoretical and methodological concepts of developing the reflection oriented pedagogic model in the system of higher pedagogic education. The main objective of the research is to develop the conceptual basis for the reflective pedagogic education.

The comparative pedagogic analysis applied in the theoretical part of studies allowed the authors to identify the optimization parameters of reflection oriented pedagogic model. As the result, the author’s reflective model of pedagogic education is proposed incorporating the methodological bases (the main idea, contradictions, principles and approaches), standard and legal content and the list of quality requirements for a specialist. The given model can activate the content of students’ vocational pedagogic training by introducing the reflective component.

Index terms: system of higher pedagogic education, model of vocational pedagogic education, reflection oriented pedagogic education, components of reflective pedagogic education.

Литература

1. Бра­ги­на Н. Н., Доброхотова Т. А. Фун­кци­ональ­ные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988.

2. Доб­ро­хо­то­ва Т. А., Брагина Н. Н. Лев­ши. М.: Книга, 1994.

3. Ефи­мо­ва И. В. Ам­би­декстры: нейропсихология индивидуальных различий. СПб.: КАРО, 2007.

4. Ле­утин В. П., Николаева Е. И. Фун­кци­ональ­ная асимметрия мозга: мифы и дей­стви­тель­ность. СПб.: Речь, 2008.

5. Прак­ти­чес­кая психодиагностика: методики и тес­ты. Самара: БАХРАХ, 1998.

6. Се­ме­но­вич А. В. Меж­по­лу­шар­ная организация психических процессов у лев­шей. М.: Изд во МГУ, 1991.

7. Сприн­гер С., Дейч Г. Ле­вый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983.

Информационные технологии в образовании

УДК 37.025.7; 37.017.924

К. С. Арсеньев

К проблеме формирования критического мышления у студентов вуза


Аннотация. На основе анализа зарубежных и оте­че­ствен­ных исследований автором предпринята попытка определить ключевые компоненты понятия «критическое мышление», а так­же целесообразность его применения в от­но­ше­нии молодежной аудитории. Для работы со студентами предлагается использовать понятие «критическое отношение к ин­фор­ма­ции», которое предусматривает вырабатывание морально-нрав­ствен­ных установок и выс­ту­па­ет базовым уровнем критического мышления.

В статье дано краткое описание методики формирования рассматриваемого качества у сту­ден­тов гуманитарных специальностей, основанной на синтезе идей западной и оте­че­ствен­ной методологии. Представлены результаты эксперимента по развитию критического отношения к ин­фор­ма­ции средствами социального проектирования в wiki сре­де. Экспериментальные данные могут быть использованы в про­цес­се информационной подготовки студентов гуманитарного профиля.

Ключевые слова: критическое мышление, критическое отношение к ин­фор­ма­ции, wiki.

Abstract. The author attempts to identify the underlying semantic meaning of the «critical thinking» term, its key components and the adequacy in relation to the youth audience. For the students’ audience the author suggests using the concept of «critical attitude to information», which implies developing the moral attitudes and the basic level formation for critical thinking.

The paper describes the technique - developing the quality in question by the students studying the humanities - which is based on the analysis and synthesis of the national and foreign methodology ideas. The paper also presents the experimental results of developing the students’ critical attitude to information by means of social engineering in the wiki environment.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Issn 1994-85-81 Общие вопросы образования 3 icon Общие вопросы\Порядок разработки и утверждения должностных инструкций...
Общие вопросы\Порядок разработки и утверждения должностных инструкций работников образовательных учреждений (методические рекомендации)24179....
Issn 1994-85-81 Общие вопросы образования 3 icon 11. 10 24. 10. 2013 г. Общие вопросы морской деятельности
На развитие транспортной системы архангельской области до 2020 года планируется направить 40,13 млрд. Рублей
Issn 1994-85-81 Общие вопросы образования 3 icon Вопросы к государственному экзамену по направлению подготовки 050300...
Вопросы к государственному экзамену по направлению подготовки 050300 – филологическое образование
Issn 1994-85-81 Общие вопросы образования 3 icon Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Предмет дисциплины – вопросы, связанные с чтением оригинальной литературы по специальности и поддержанием речевых контактов в ситуациях...
Issn 1994-85-81 Общие вопросы образования 3 icon Ответы на экзаменационные вопросы по литературе для 9 класса
Вопросы из вариантов I и II (общеобразовательная школа, 31 и 21 билет соответственно; "старые", "Вестник образования" №4 февраль...
Issn 1994-85-81 Общие вопросы образования 3 icon Программа •обновление гуманитарного образования в россии- с. А. Беличева
Редакционно-издательский центр Консорциума «социальное здоровье россии» Москва 1994
Issn 1994-85-81 Общие вопросы образования 3 icon Рабочая программа по «истории Дагестана» 8-9 и 10-11 классов составитель...
...
Issn 1994-85-81 Общие вопросы образования 3 icon Первая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии
Все проблемы в этой области ставились и решались как проблемы количественные. Со всей справедливостью М. Крюнегель (2) констатирует,...
Issn 1994-85-81 Общие вопросы образования 3 icon 3. Политика и общие положения системы качества образования
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Issn 1994-85-81 Общие вопросы образования 3 icon I. общие положения
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции