РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
№ 10(89) Журнал теоретических и прикладных исследований Декабрь, 2011
ISSN 1994–85–81
Общие вопросы образования 3
УДК 37.0 3
Н. К. Чапаев, М. А. Чошанов 3
Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения 3
Экономика и образование 7
УДК 338 7
А. Г. Мокроносов, Е. В. Долженкова, И. Н. Маврина 7
Предпринимательство как вектор стратегического развития вуза 7
Профессиональное образование 9
УДК 378 9
Е. А. Гнатышина 9
Гармонизация подготовки отраслевых кадров и педагогов профессионального обучения на основе кластерного подхода 9
УДК 378.147 11
И. А. Стеценко 11
Рефлексивно-ориентированная модель педагогического образования 11
Информационные технологии в образовании 13
УДК 37.025.7; 37.017.924 13
К. С. Арсеньев 13
К проблеме формирования критического мышления у студентов вуза 13
Главный редактор
В. И. Загвязинский
Редакционная коллегия:
В. А. Болотов, Б. А. Вяткин, Э. Ф. Зеер, С. Е. Матушкин, Г. М. Романцев, А. В. Усова, В. А. Федоров, Д. И. Фельдштейн
Редакционный совет:
О. Б. Акимова, О. Л. Алексеев, Л. М. Андрюхина, В. П. Бездухов, В. Л. Бенин, Г. Д. Бухарова, А. Г. Гейн, С. З. Гончаров, Н. С. Глуханюк, М. Н. Дудина, А. Ф. Закирова, И. Г. Захарова, Т. Г. Калугина, А. Г. Кислов, Л. И. Корнеева, Е. В. Коротаева, П. Ф. Кубрушко, Л. И. Лурье, И. Я. Мурзина, Л. А. Рапопорт, Л. Я. Рубина, В. Л. Савиных, Г. П. Сикорская, А. А. Симонова, Б. Е. Стариченко, Э. Э. Сыманюк, Н. К. Чапаев, В. С. Черепанов, Н. Е. Эрганова, В. Я. Шевченко (Россия); М. Денн (Франция); Л. В. Зайцева (Латвия); Б. К. Момынбаев (Казахстан); Т. В. Савельева (США);
Б. Тидеманн (Германия); Я. Лаукиа (Финляндия)
Редакционно-издательская группа:
Научный редактор В. А. Федоров;
выпускающий редактор В. А. Мамина;
ответственный секретарь Н. Н. Давыдова;
редактор-корректор О. А. Виноградова;
компьютерная верстка Н. А. Ушениной;
английский перевод Н. Г. Радюковой
Издание включено в перечень рецензируемых научных журналов
и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора наук
Дополнительная информация и требования к публикациям размещены на сайте: www.urorao.ru
При перепечатке материалов ссылка на журнал
«Образование и наука» обязательна
Редакция может не разделять позиций авторов публикуемых статей
© Уральское отделение РАО, 2011
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический
университет», 2011
Общие вопросы образования
УДК 37.0
Н. К. Чапаев, М. А. Чошанов
Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения
Аннотация. Стержневая смысловая установка статьи заключается в философском поиске на основе нелинейной методологии идентификационных характеристик креативной педагогики. Авторы статьи критически рассматривают явления действительности как полимодальные субстанции, характеризующиеся признаками многовариантности, альтернативности и неоднозначности путей своего развития.
Основные положения проведенного исследования заключаются в следующем:
1. Некоторые толкования креативности и собственно креативной педагогики свидетельствуют о наличии двух качественно разных подходов по отношению к ним. Один можно условно назвать энтропийно ориентированным, второй – нэгэнтропийно ориентированным. Первый подход соответствует креативной педагогике, редуцирующей человека к его функциональным составляющим; второй – педагогике целостного человека во всем богатстве своих связей и отношений.
2. В настоящее время креативная педагогика в большей степени находится на стадии постулирования, нежели реального функционирования. Поэтому сегодня преждевременно и рискованно говорить о наличии креативной педагогики как систематического единства, в котором все положения дедуцируются из одного или нескольких основных постулатов.
3. Всякая педагогическая традиция в той или иной мере заключает в себе элементы креативности. Наряду с этим можно признать существование креативно ориентированных педагогических технологий, отличающихся от других более высокой степенью креативности. К числу таковых относятся проблемное обучение, развивающее обучение, дидактическая инженерия.
Ключевые слова: креативность, креативная педагогика, креативно ориентированная педагогика, энтропийно ориентированная креативная педагогика, нэгэнтропийно ориентированная педагогика, проблемное обучение, развивающее обучение, дидактическая инженерия.
Abstract. The semantic objective of the paper is a search for identifying characteristics of creative pedagogy based on the nonlinear methodology. The authors consider the reality phenomena as poly-modal substances showing signs of complexity and ambiguous alternative ways of development.
The main ideas of the research are as follows:
1. Some interpretations of creativity and creative pedagogy involve the two different approaches: the entropy oriented one and its alternative - the negentropy oriented approach. Adopting the former, we deal with the pedagogy simply reducing the human being to its functional components; in case of the latter, we look at the human being as a whole and complex variety of ties and interrelations.
2. Presently the creative pedagogy is going through the stage of postulation, rather then the functional stage. Therefore, now, it is not correct to talk about the creative pedagogy as a systematic unity where all the notions are deducted from the basic postulates.
3. Any pedagogic tradition implies some creative elements. Along with this, there are several creativity-oriented pedagogic techniques including the problematic training, developing training and didactic engineering, which are characterized by a higher creativity degree.
Index terms: creativity, creative education, creative pedagogy, entropy oriented creative pedagogy, negentropy oriented creative pedagogy, problematic training, developing training, didactic engineering.
Литература
1. Арстанов М. И. и др. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата: Мектеп, I981. С. 187.
2. Асмолов А. Г. Человек далек от обезьяны // Учит. газ. 13 апр. 2004 г.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 320 с.
4. Вербицкий А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. М., 1990.
5. Загвязинский В. И. Формы и методы логического мышления в педагогических исследованиях // Методология педагогических исследований. М., 1982. С. 10–47.
6. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Просвещение, 1999. 227 с.
7. Креативная педагогика. Электронный энциклопедический словарь-справочник. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: www.thisisme.ru/ content/kreativnaya-pedagogika.
8. Креативная педагогика: методология, теория, практика / под ред. Ю. Г. Круглова. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова: Альфа, 2002, 240 с.
9. Креативность: материал из Википедии – свободной энциклопедии.
10. Кречетников К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: моногр. М.: Госкоор-центр, 2002. 296 с.
11. Кречетнкиов К. Г. Развитие креативности личности в высшей школе. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: www.rb.ru/community/ articles/articles/2010/01/18/115503.html
12. Крупнов Ю. В. Экономика образования или экономия на образовании // Русский Переплет: интернет-журнал. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: www.pereplet.ru/text/krupnov23coct02.html.
13. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с.
14. Марквард К. Г. Развивающая система подготовки специалистов. М.: Знание, I981.
15. Матвеев А. Креативность: мысли вслух. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.arsvitae.ru/ cgi-bin/cm/get_doc.fpl? doc_id=71.
16. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1972. 368 с.
17. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: избр. психол. тр. / под ред. Е. Д. Божович. М.; Воронеж: Ин т практ. психологии: МОДЭК, 1998. 448 с. (Психология отечества).
18. Паюшкин В. П. Освоение деятельности: индивидуальная репродукция или репродуктивное сотрудничество // Психолого-педагогические проблемы общения. М.: НИИ ОП АПН СССР,1980.
19. Развитие креативности. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.sunhome.ru/psychology/11314.
20. Развитие креативности. Полезная информация. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://dream-teen.ua/forparents/development.html.
21. Фейгенберг И. М. Проблемные ситуации и развитие активности личности. М: Знание, 1981. 48 с.
22. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.
23. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000. 512 с.
24. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб: Питер, 2002. 272 с.
25. Чапаев Н. К., Нечаев В. А. Ценности образования и образование ценностей: категориально-сущностный анализ // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург: СВ 96. 2010. Вып. 6. С. 94–102.
26. Чернилевский Д. В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. М.: МГТА, 2001. 301 с.
27. Чошанов М. А. Дидактическая инженерия: анализ и проектирование обучающих технологий. Блумингтон; Индиана: Экслибрис, 2009. 425 с.
28. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
29. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. М: ACT, 2002. 526 с.
30. Якиманская И. С. Психологические проблемы развития личности ученика в трудах Н. А. Менчинской // Психол. журн. 2005. Т. 26, № 1. С. 95–103.
31. Flowers L., Pascarella E. T., Pierson C. T. Information technology use and cognitive outcomes in the first year of college // The journal of higher education. Columbus. 2000. Vol. 71. № 6. Р. 637–667.
32. Pippard А. В. The educated scientist. Physics Bulletin, 1969. Vol. 20. P. 453.
Экономика и образование
УДК 338
А. Г. Мокроносов, Е. В. Долженкова, И. Н. Маврина
Предпринимательство как вектор стратегического развития вуза
Аннотация. В статье обосновывается, что для повышения конкурентоспособности в условиях стохастичности социально-экономических процессов вузам необходимо обращаться к предпринимательству, которое позволяет постоянно реформировать производственные, управленческие, технологические решения. Предметом исследования авторов были экономические отношения, возникающие в результате управления предпринимательством с целью обеспечения стратегического развития вуза. Теоретической и методологической основой работы стали научные труды отечественных и зарубежных ученых, данные статистической отчетности, а также результаты апробации предпринимательской модели автономного вуза.
Представленные в статье рекомендации могут быть использованы для обеспечения конкурентоспособности вузов в долгосрочной перспективе и повышения их предпринимательского потенциала.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательский потенциал вуза, стратегия развития.
Abstract. The paper substantiates the idea that, for achieving the competitive advantage in stochastic socio-economic conditions, the higher educational institutions should adhere to business which allows constant renovation of industrial, managerial and technological decisions. The subject of the research includes the economic relations regarding the business management and aimed at higher school strategic development. The theoretical and methodological basis of the research compiles the studies by the Russian and foreign scientists, the statistic outputs, as well as the approbation data concerning the business model of the autonomous higher school.
The recommendations presented in the paper can be used for developing the long-term competitive advantages and business perspectives of higher school.
Index terms: business, business potential of higher school, development strategy.
Литература
1. Глуханюк Н. С., Дьяченко Е. В. Психологические особенности предпринимательского потенциала и его активация в системе бизнес-образования // Учен. зап. кафедры теорет. и эксперимент. психологии Рос. гос. проф-пед. ун-та: сб. науч. тр. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; под общ. ред. Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко. Екатеринбург, 2008. Вып. 2. С. 199–225.
2. Грудзинский А. О. Университет как предпринимательская организация // Социс. 2004. № 4. С. 113–121.
3. Кирцнер Израэл М. Конкуренция и предпринимательство: пер. с англ. / под ред. проф. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 239 с.
4. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопр. образования. 2007. № 1. С. 49–53.
5. Макаров А. Н. Институциональные основы формирования рынка образования // Педагогика: науч.-теорет. журн. 2007. № 4. С. 9–15.
6. Петров А., Сухов С. Стратегическое управление конкурентоспособностью вуза // Высш. образование в России. 2007. № 2. С. 9–15.
7. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы: аналит. доклад. М.: Логос, 2005. 206 с.
8. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
9. Clark B. R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation. P.: IAU Press Pergamon, Elsev Sciens, 1998. P. 164.
Профессиональное образование
УДК 378
Е. А. Гнатышина
Гармонизация подготовки отраслевых кадров и педагогов профессионального обучения на основе кластерного подхода
Аннотация. Предметом исследования, отраженного в статье, является процесс консолидации учреждений профессионального образования, обеспечивающих воспроизводство квалифицированных рабочих, техников-технологов, педагогов профессионального обучения. Тема работы – формирование согласованных механизмов набора абитуриентов и подготовки студентов с учетом требований работодателей в условиях профилированного кластера. Цель – теоретико-практическое изучение, обобщение и прогнозирование развития опыта Профессионально-педагогического института Челябинского государственного педагогического университета по взаимодействию с социальными партнерами. В качестве основных методов исследования применялись анализ педагогической периодики и научной литературы по проблеме, моделирование, конструирование, социально-педагогический консилиум, рефлексия кластерных отношений, оптимизация образовательного процесса в создаваемых кластерных подсистемах.
Результаты работы могут быть использованы для уточнения структуры, функций, форм и методов деятельности расширяющегося кластерного сообщества; открытия в средних (полных) школах Челябинска и области специализированных классов по подготовке рабочих кадров; совместного проектирования участниками кластера региональных компонентов стандартов по указанным образовательным направлениям; создания смежного экспериментального программно-методического обеспечения стандартов и др. Проведенное исследование, по мысли автора, должно способствовать укреплению деловых связей учреждений профобразования, государственных предприятий, бизнеса, отраслевой и педагогической науки, муниципальных органов власти; усилению интеграции в подготовке отраслевых кадров и педагогов профессионального обучения; повышению качества их образования, достижению его технологичности и, в силу этого, удовлетворению запросов работодателей, обеспечению стратегического развития региональной социально-экономической инфраструктуры.
Ключевые слова: профессионально-образовательный кластер, партнерство, функции, отраслевые кадры, педагог профессионального обучения; профориентация, практическая подготовка обучающихся, учебно-методическое сотрудничество, научное сотрудничество, повышение квалификации, мониторинг сотрудничества.
Abstract. The subject of the research presented in the paper involves the consolidation process of vocational training institutions providing the reproduction of qualified workforce, technicians, engineers and vocational training teachers. The authors consider the development of a harmonized set of mechanisms for the entrants selection and students training according to the employers’ requirements profiled in the cluster. The research objective includes the theoretical and applied studies, summarizing and forecasting the professional experience of Chelyabinsk State Pedagogic University in collaboration with the social partners. As the main research methods, the analysis of scientific publications was implied along with the modeling, socio-pedagogical consultations, cluster relations consideration and optimization of educational process in newly created cluster subsystems.
The research findings can be used for identifying the structure, functions, forms and activity methods of developing cluster community; introducing vocational classes at secondary schools in Chelyabinsk region; designing the regional standard components; methodology and software development, etc. According to the authors the research data can facilitate business relations between the vocational training institutions, state enterprises, business, industrial and pedagogic sciences, and municipal establishments; increase the integration of workforce and vocational teachers training, as well as the training quality to meet the employers’ requirements and provide the strategic development of the region’s socio-economic infrastructure.
Index terms: professional educational cluster, partnership, functions, industrial workforce, vocational training teacher, vocational guidance, vocational training, educational methodological cooperation, scientific cooperation, further training, cooperation monitoring.
Литература
1. Апарц Б. С. Школа – ресурсный центр НПО – профессия // Проф. образование. Столица: [научные исследования в образовании: педагогика, психология, экономика]. 2008. № 11. С. 3–7.
2. Буреш О. В., Жук М. А. Формирование образовательно-научно-производственных кластеров как стратегия повышения конкурентоспособности региона // Высш. образование в России. 2009. № 3. С. 120–125.
3. Московченко А. Д. Проблема интеграции фундаментального и технологического знания. Томск, 1994. 167 с.
4. Петухова Т. П. Университет и школы: образовательный кластер // Высш. образование в России. 2010. № 7. С. 113–121.
5. Стронгин Р., Петров А., Грудзинский А. Качество образования: политика и система // Высш. образование в России. 2007. № 11. С. 3–9.
УДК 378.147
И. А. Стеценко
Рефлексивно-ориентированная модель педагогического образования
Аннотация. Предметом исследования автора сттьи стали теоретико-методологические представления о формировании педагогической рефлексии в системе высшего педагогического образования. Цель исследования заключалась в разработке концептуальных основ рефлексивно-ориентированной педагогической подготовки.
Решение теоретических задач исследования осуществлялось с позиций сравнительного педагогического анализа, позволившего определить возможности оптимизации развития педагогической рефлексии. В статье предложена разработанная автором посредством педагогического моделирования и проектирования рефлексивно-ориентированная модель педагогического образования, включающая методологические основания, нормативный и процессуальный компоненты, перечень квалификационных требований к специалисту. Представленная модель позволяет операционализировать содержание профессионально-педагогической подготовки студентов путем введения рефлексивной составляющей.
Ключевые слова: система высшего педагогического образования, модель профессионально-педагогического образования, рефлексивно-ориентированное педагогическое образование, компоненты рефлексивно-ориентированной модели педагогического образования.
Abstract. The research observes the theoretical and methodological concepts of developing the reflection oriented pedagogic model in the system of higher pedagogic education. The main objective of the research is to develop the conceptual basis for the reflective pedagogic education.
The comparative pedagogic analysis applied in the theoretical part of studies allowed the authors to identify the optimization parameters of reflection oriented pedagogic model. As the result, the author’s reflective model of pedagogic education is proposed incorporating the methodological bases (the main idea, contradictions, principles and approaches), standard and legal content and the list of quality requirements for a specialist. The given model can activate the content of students’ vocational pedagogic training by introducing the reflective component.
Index terms: system of higher pedagogic education, model of vocational pedagogic education, reflection oriented pedagogic education, components of reflective pedagogic education.
Литература
1. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988.
2. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Левши. М.: Книга, 1994.
3. Ефимова И. В. Амбидекстры: нейропсихология индивидуальных различий. СПб.: КАРО, 2007.
4. Леутин В. П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь, 2008.
5. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Самара: БАХРАХ, 1998.
6. Семенович А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: Изд во МГУ, 1991.
7. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983.
Информационные технологии в образовании
УДК 37.025.7; 37.017.924
К. С. Арсеньев
К проблеме формирования критического мышления у студентов вуза
Аннотация. На основе анализа зарубежных и отечественных исследований автором предпринята попытка определить ключевые компоненты понятия «критическое мышление», а также целесообразность его применения в отношении молодежной аудитории. Для работы со студентами предлагается использовать понятие «критическое отношение к информации», которое предусматривает вырабатывание морально-нравственных установок и выступает базовым уровнем критического мышления.
В статье дано краткое описание методики формирования рассматриваемого качества у студентов гуманитарных специальностей, основанной на синтезе идей западной и отечественной методологии. Представлены результаты эксперимента по развитию критического отношения к информации средствами социального проектирования в wiki среде. Экспериментальные данные могут быть использованы в процессе информационной подготовки студентов гуманитарного профиля.
Ключевые слова: критическое мышление, критическое отношение к информации, wiki.
Abstract. The author attempts to identify the underlying semantic meaning of the «critical thinking» term, its key components and the adequacy in relation to the youth audience. For the students’ audience the author suggests using the concept of «critical attitude to information», which implies developing the moral attitudes and the basic level formation for critical thinking.
The paper describes the technique - developing the quality in question by the students studying the humanities - which is based on the analysis and synthesis of the national and foreign methodology ideas. The paper also presents the experimental results of developing the students’ critical attitude to information by means of social engineering in the wiki environment.
|