Методические рекомендации «Организация образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на здоровьесберегающее обучение»




Скачать 189.51 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации «Организация образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на здоровьесберегающее обучение»
Дата публикации12.05.2014
Размер189.51 Kb.
ТипМетодические рекомендации
literature-edu.ru > Лекции > Методические рекомендации
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Советский районный Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»
Рассмотрено и одобрено

на заседании районного

методического объединения ПДО

Протокол №1 от 26.10.2012 г.

Методические рекомендации

«Организация образовательно-воспитательного процесса,

ориентированного на здоровьесберегающее обучение».

Основные принципы организации образовательно-воспитательного процесса,

ориентированного на здоровьесберегающее обучение.

Существующая государственная «Программа образования и развития инновационной экономики: внедрение современной модели образования на 2009-2012 гг.» предусматривает внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностям общества и каждого гражданина. Одним из основных показателей современной модели образования является здоровьесберегающее обучение, предполагающее создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

В основополагающих документах Министерства образования и науки России сформулированы основные направления комплексной организации здоровьсеберегающего образовательного процесса в ОУ. На сегодняшний день целью образовательного процесса является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепления здоровья воспитанников, комплекс этих мер, на протяжении последних 10-ти лет, имеет общее название – «Здоровьесберегающие технологии».

  • «Здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

На уровне Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования разработаны основные принципы комплексной организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на охрану здоровья детей и педагогов, к ним относятся:

  1. Гигиенические требования к помещениям для занятий и пребывания воспитанников: рациональность освещения кабинетов, оборудование, соответствие размеров парт росту детей, чистота, температурный режим и др. (в соответствии СанПиНов 2.4.4.1251-03).

  2. Качество питьевой воды, питание воспитанников.

  3. Физическая активность детей в период пребывания в ОУ (уроки физкультуры, условия для проведения физической активности детей на переменах и во внеурочное время, проведение оздоровительных минуток, «гимнастик», физкультпауз на занятиях, а также комплексные оздоровительные программы (в рамках реализации летнего отдыха).

  4. Проведение педагогами занятий с позиции здоровьсбережения (влияние учебной нагрузки на физическое состояние детей, их утомляемость, уровень стресса в течение занятия).

  5. Соответствие организации образовательного процесса учреждения принципам здоровьсбережения (расписание уроков, нагрузка педагогов).

  6. Создание комфортного, эмоционально-благоприятного психологического климата, как на занятиях, так и в педагогическом коллективе учреждения.

  7. Экологически благоприятное окружение (экологический климат территории учреждения).

  8. Уровень грамотности воспитанников по вопросам здоровья.

  9. Оценка заболеваемости воспитанников и педагогов.

  10. Система работы ОУ по вопросам здоровьсбережения, работа «с семьей».


Оптимально-рациональная организация

образовательно-воспитательного процесса на занятии.

Оптимально-рациональная организация образовательно-воспитательного процесса - это организация образовательного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями детей и существующими гигиеническими требованиями. Необходимо учитывать обстановку и гигиенические условия на занятиях (температура, свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и пр.)

Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья имеет правильная организация каждого занятия. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени - ведущие факторы нарушения функционального состояния и психического здоровья воспитанников. Неправильно организованное занятие может стать одной из причин, вызывающих нарушения в состоянии здоровья ребенка, формирующих целый комплекс школьных проблем.

Логически правильно выстроенный образовательный процесс на занятии, ориентированный на здоровьесеберегающее обучение:

  • Выдержана структура занятия (вводная, основная, заключительная части).

  • Оптимальное число видов учебной деятельности: чтение, слушание, ответы, опрос, рассматривание, решение заданий (норма: смена 4-7 видов за занятие, со средней продолжительностью 7-10 минут).

  • Не менее 3-х видов изложения материала педагогом (чередование изложения материала не позже чем через 10-15 минут): словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.

  • Наличие и выбор места на занятии методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, способа взаимодействия, свобода творчества); активные методы (дети в роли педагога, обсуждение в группах, ролевые игры, дискуссии, семинары, ребенок как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие).

  • Оздоровительные моменты на занятии (на каждые 15-20 минут занятия по 1-ой «оздоровительной» минуте из 3-х легких упражнений, с 3-х разовым повторением каждого); эмоциональные разрядки (шутки, улыбки, афоризмы с комментариями и пр.); позы воспитанников, чередование поз.

  • Плотность занятия (количество времени, затраченного воспитанниками на образовательную деятельность. Норма не менее 60 %, не более 75-80 %).

  • Место и длительность применения ТСО.

  • Наличие мотивации у воспитанников к образовательной деятельности (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к новому материалу и т.д.) и используемые педагогом методы повышения этой мотивации.

Санитарно-эпидемиологические требования (СанПиН 2.4.4.1251-030

Рекомендуемый режим детей в объединениях различного профиля

п/п

Профили и отдельные виды кружков

Наполняемость групп

Число занятий в неделю

Продолжительность занятий

1

Занятия техническим творчеством (авиамодельный, радиотехнический и др)

10

15

2

2 по 45 минут,

С 10-минутным перерывом

2

Занятия с использованием компьютерной техники

10

15

1-2

2 по 30 мин. для 1-5 классов(7-10 лет)

2 по 45 мин.- с 6 кл ( 11-16 лет)

3

Художественные объединения детей:

Литературно-творческие

Театральные

Хоровые

Оркестровые
Музыкальные
Бального танца

хореография



10

10
30

От 10
1/8
10-12

10



15

15
70

До 30
1/12
45

25



2

2
2

2
От 2 до 3
2

2



2 по 45 минут

2 по 45 минут

2 по 45 минут

Репетиция- 3,5 ч, перерыв- 20-25 мин

30 мин(индивид занятия), 2-3 По 45 минут (групповые)

2 по 45 мин

2 по 30 мин- младш. школьники, 2 по 45 мин- другие группы

4

Изобразительное искусство

10

15

2

2-3-4 по 45 мин

5

Шахматный клуб

10

15

2-3

2 по 45 минут

6

Кружки юных туристов и краеведов

10

15

1-2 похода, занятия на местности в месяц-2

2 по 45 минут

7

Занятия эколого-биологической направленности

10

20




2 по 45 минут

8

Занятия физкультурно-спортивного профиля

Занятия картингом

Прочие (юных пожарных)

10

10

10

15

15

15

2-3

1

2-3

45 мин для 8-13 лет, 2 по 45 минут- 14-17 лет
45 минут

В зависимости от характера занятий, теоретические- 2 по 45 минут

Организация занятия с позиции здоровьсбережения

При организации занятия выделяют три основных этапа, с точки зрения здоровьсбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление

Принципы здровьесбережения:

• «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью воспитанника педагога.

• Приоритет заботы о здоровье ребенка и педагога — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

  1. Принцип эмоционально-психологической комфортности.

  2. Непрерывности и преемственности (работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке).

  3. Субъект - субъектных взаимоотношений (учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах).

  4. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся (объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту детей).

  5. Комплексный, междисциплинарный подход (единство в действиях педагогов, психологов и врачей).

  6. Успех порождает успех (акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки).

  7. Активности (активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления).

Анализ научно-методической литературы и собственный опыт позволяют выделить четыре основных правила построения занятия с позиции здоровьесберегающих технологий.

От правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние детей в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации занятия на основе принципов здоровьесбережения.
Правило 1. Правильная организация занятия

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главной целью педагога должно быть, научить воспитанника учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.

Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время. Учитель может добиться интереса разными способами: во-первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более привлекательным, во-вторых, за счет личностных качеств учителя, в-третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того, какое из них является доминирующим:

  • Левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению;

Необходимо на занятии:

ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от части к целому; неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке.

  • Правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;

Необходимо на занятии:

связь информации с практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эмоции, эксперименты, речевой и музыкальный ритм.

  • Равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

  • аудиальное восприятие;

  • визуальное восприятие;

  • кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности воспитанников:

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у детей имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

  • 5-25 минута – 80%

  • 25-35 минута - 60-40%

  • 35-40 минута – 10%

Практически все исследователи сходятся во мнении, что занятие, организованное на основе принципов здровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы воспитанники заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Если правила здровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление.

Утомление часто возникает в следующие периоды:

  • начало учебного года и недели;

  • возникает ежедневно к 3-4-му урокам;

  • сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;

  • окончание четверти, учебного года, недели.

Специальными исследованиями выявлено, что у детей, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся, основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

Создание благоприятного психологического климата на занятии.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт воспитанников во время занятия. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Ребенок входит в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребенок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Использование здоровьесберегающих технологий

при организации образовательно-воспитательного процесса.

Система мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников (здоровьесберегающая технология) состоит из методов, приемов, способов решения задач здровьесбережения. Среди факторов, влияющих на показатели состояния здоровья и заболеваемости факторы образовательной среды составляют до 30 %. О каком здоровье мы можем вести речь в рамках учреждения дополнительного образования?

В формулировке Всемирной организации здравоохранения ЗДОРОВЬЕ – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье рассматривается как динамичный показатель жизнеспособности человека, и состоит из:

  • соматического здоровья – сфера биологии и медицины,

  • физическое здоровье – физкультура и спорт,

  • психическое здоровье – сфера психологии,

  • нравственное здоровье – сфера воспитания.

По представлениям современных ученых, достижения всех этих наук интегрируются в процессах

здровьесбережения, физического воспитания, физической культуры и спорта. Основными ориентирами состояния здоровья и физического развития детей выступают:

  • показатели соматического здоровья (медицинские данные);

  • общая активность: физическая, трудовая, общественная, познавательная;

  • овладение детьми основами личной физической культуры (методические и теоретические знания о путях физического развития в конкретном возрасте и в перспективе);

  • осведомленность о перспективах своего физического развития: сформированность адекватной самооценки своего здоровья, своих физических возможностей и особенностей;

  • развитие выносливости, гибкости, скорости, силы;

  • развитие речедвигательной памяти, координационных способностей, движений, разнообразной чувствительности;

  • потребность и способность в физическом самовоспитании: саморегуляция поведения, использование режима дня, специальных упражнений по созданию положительного настроения и знание техники самомассажа, самоуправление, самотренировки, регулирование осанки, выработка походки и т.д.

Понятие «здоровый образ жизни» представляет совокупность форм поведения, способствующих выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность личности на то, чтобы формировать, сохранять и укреплять свое здоровье.

Обобщая вышесказанное, определяем основные положения дополнительного образования в рамках здровьесбережения, что может конкретно каждый из нас:

  • Обеспечить период развития ребенка без потерь для его здоровья.

  • Включиться в систему непрерывного физического воспитания личности на всех возрастных этапах развития.

  • Всесторонне развивать физические качества и двигательные способности ребенка.

  • Проводить профилактику заболеваний.

  • Следить за состоянием здоровья.

  • Формировать у детей потребность быть здоровыми, а также устойчивый интерес к физической культуре и спорту.

  • Формировать у детей установку на здоровый образ жизни: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену, отказ от вредных пристрастий.

  • Вооружить детей, родителей знаниями по использованию средств физической культуры в учебной, трудовой и семейной жизни.

Как показывает практика, здоровье ребенка в значительной мере зависит от применяемых технологий семейного, дошкольного и школьного воспитания, от здорового образа жизни.
Разновидности, предтеча технологий:

  • Спартанское воспитание (в спартанском полисе физическое воспитание начиналось с первых дней жизни под контролем государства; существует легенда, что нездоровых новорожденных бросали в пропасть).

  • Древневосточная система воспитания здорового тела и психики Йога.

  • Оздоровительная система мастерство воина « У-шу».

Сегодня наиболее востребованы:

  • Валеологическая модель (сочетание учебно-воспитательной теоретической валеологической работы с медицинским блоком работы).

  • Американская система здорового образа жизни (комфортность, многообразие форм и методов, хорошая материально-техническая база, индивидуальный мониторинг, закаливание).

В современной практики нет единой классификации здоровьесберегающих технологий. Мы предлагаем классификацию здоровьесберегающих технологий, которая делит их по характеру деятельности на:

  • Частные (узкоспециализированные).

  • Комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных:

  • медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности);

  • образовательные, содействующие здоровью (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения);

  • психологические (технологии и профилактики психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

По направлению деятельности среди комплексных:

  • технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);

  • педагогические технологии, содействующие здоровью: технологии, формирующие ЗОЖ.

Как правило, педагогами дополнительного образования используются/ внедряются 2 вида технологий:

  • При формировании ЗУН в области здровьесбережения, преподавания теории и методики физической культуры и спорта внедряются образовательные, содействующие здоровью технологии.

  • Педагогические технологии, содействующие здоровью: технологии, формирующие ЗОЖ (профилактические, оздоровительные, социально-психологического благополучия ребенка, внедрение элементов здоровьсбережения на занятиях, организация оздоровительных моментов на занятиях (ритмопластика, динамические паузы, минуты релаксации, физкультпаузы, мини-гимнастика), валеологическое просвещение родителей, оптимизация здоровья воспитанников, организация мониторинга здоровья, контроль за физическим развитием, воспитание привычек к повседневной физической активности).

Р.S. Большинство групп технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе (личностно-ориентированная технология, проектная технология, технология дифференцированного обучения, игровая технология и др.), ориентированы на социальный аспект, своей целью ставят раскрытие потенциала детей, их творческих способностей, и параллельно решают задачи охраны здоровья в психологическом и физиологическом аспектах. Посредством обеспечения комфортных условий каждому воспитаннику, учета их индивидуальных особенностей, а следовательно, минимилизации негативных факторов, которые могли бы нанести вред здоровью воспитанника. Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Методические рекомендации разработаны: Плотниковой Л.А., заместителем директора; Екимовой О.В., методистом Мамаевой С.В., зав.методическим отделом Центра «Созвездие»23.10.12 г.

Список использованной литературы:

  1. «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ (с приложениями). Официальные документы в образовании / информационный бюллетень, № 20, июль 2003 г.

  2. Организация дополнительного образования в общеобразовательной школе. Сборник «Нормативно-правовые и методические материалы по дополнительному образованию детей. М., ООО «ДОД», 2008 г. 120 с.

  3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.-М.: «Академия», 1999.-216 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации «Организация образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на здоровьесберегающее обучение» iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях
В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии...

Методические рекомендации «Организация образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на здоровьесберегающее обучение» iconПояснительная записка 2 содержание программы 4
«Музыка» Т. И. Баклановой: Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. М., Астрель, 2005, Бакланова Т. И. Обучение...

Методические рекомендации «Организация образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на здоровьесберегающее обучение» iconМетодическая разработка тема : «Роль интегрированного занятия в повышении...
Это, в свою очередь, потребовало поиска нового подхода к организации образовательно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях...

Методические рекомендации «Организация образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на здоровьесберегающее обучение» iconПлан работы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения...
Тема школы: «Эффективное развитие новой модели школы, создание условий для осуществления модернизации и информатизации образовательно-воспитательного...

Методические рекомендации «Организация образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на здоровьесберегающее обучение» iconРаботы
Продолжить работу по развитию индивидуальных способностей школьников посредством внедрения в увр приемов личностно-ориентированного...

Методические рекомендации «Организация образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на здоровьесберегающее обучение» iconВнучке Катеньке -педагогу XXI века посвящаю
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство....

Методические рекомендации «Организация образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на здоровьесберегающее обучение» iconОрганизация учебного процесса в дистанционной форме: проблемы информационной безопасности
Совсем недавно в литературе практически не разделяли понятий заочное обучение и дистанционное, дистанционное обучение и образование,...

Методические рекомендации «Организация образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на здоровьесберегающее обучение» iconСведения о программно-методическом обеспечении учебно-воспитательного...
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Часть первая. (Стандарты второго поколения). Обучение грамоте....

Методические рекомендации «Организация образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на здоровьесберегающее обучение» iconРоль этнокультурного и межконфессионального образовательно-воспитательного...
Гаоу впо «Альметьевский государственный институт муниципальной службы», г. Альметьевск, Россия

Методические рекомендации «Организация образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на здоровьесберегающее обучение» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции