Скачать 189.51 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Советский районный Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» Рассмотрено и одобрено на заседании районного методического объединения ПДО Протокол №1 от 26.10.2012 г. Методические рекомендации «Организация образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на здоровьесберегающее обучение». Основные принципы организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на здоровьесберегающее обучение. Существующая государственная «Программа образования и развития инновационной экономики: внедрение современной модели образования на 2009-2012 гг.» предусматривает внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностям общества и каждого гражданина. Одним из основных показателей современной модели образования является здоровьесберегающее обучение, предполагающее создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. В основополагающих документах Министерства образования и науки России сформулированы основные направления комплексной организации здоровьсеберегающего образовательного процесса в ОУ. На сегодняшний день целью образовательного процесса является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепления здоровья воспитанников, комплекс этих мер, на протяжении последних 10-ти лет, имеет общее название – «Здоровьесберегающие технологии».
На уровне Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования разработаны основные принципы комплексной организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на охрану здоровья детей и педагогов, к ним относятся:
Оптимально-рациональная организация образовательно-воспитательного процесса на занятии. Оптимально-рациональная организация образовательно-воспитательного процесса - это организация образовательного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями детей и существующими гигиеническими требованиями. Необходимо учитывать обстановку и гигиенические условия на занятиях (температура, свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и пр.) Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья имеет правильная организация каждого занятия. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени - ведущие факторы нарушения функционального состояния и психического здоровья воспитанников. Неправильно организованное занятие может стать одной из причин, вызывающих нарушения в состоянии здоровья ребенка, формирующих целый комплекс школьных проблем. Логически правильно выстроенный образовательный процесс на занятии, ориентированный на здоровьесеберегающее обучение:
Санитарно-эпидемиологические требования (СанПиН 2.4.4.1251-030 Рекомендуемый режим детей в объединениях различного профиля
Организация занятия с позиции здоровьсбережения При организации занятия выделяют три основных этапа, с точки зрения здоровьсбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление Принципы здровьесбережения: • «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью воспитанника педагога. • Приоритет заботы о здоровье ребенка и педагога — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Анализ научно-методической литературы и собственный опыт позволяют выделить четыре основных правила построения занятия с позиции здоровьесберегающих технологий. От правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние детей в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации занятия на основе принципов здоровьесбережения. Правило 1. Правильная организация занятия Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главной целью педагога должно быть, научить воспитанника учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время. Учитель может добиться интереса разными способами: во-первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более привлекательным, во-вторых, за счет личностных качеств учителя, в-третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление. Правило 2. Использование каналов восприятия Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того, какое из них является доминирующим:
Необходимо на занятии: ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от части к целому; неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке.
Необходимо на занятии: связь информации с практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эмоции, эксперименты, речевой и музыкальный ритм.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания. Правило 3. Учет зоны работоспособности воспитанников: Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у детей имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности. При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:
Практически все исследователи сходятся во мнении, что занятие, организованное на основе принципов здровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы воспитанники заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Если правила здровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление. Утомление часто возникает в следующие периоды:
Специальными исследованиями выявлено, что у детей, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся, основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению. Создание благоприятного психологического климата на занятии. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт воспитанников во время занятия. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Ребенок входит в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребенок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательно-воспитательного процесса. Система мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников (здоровьесберегающая технология) состоит из методов, приемов, способов решения задач здровьесбережения. Среди факторов, влияющих на показатели состояния здоровья и заболеваемости факторы образовательной среды составляют до 30 %. О каком здоровье мы можем вести речь в рамках учреждения дополнительного образования? В формулировке Всемирной организации здравоохранения ЗДОРОВЬЕ – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье рассматривается как динамичный показатель жизнеспособности человека, и состоит из:
По представлениям современных ученых, достижения всех этих наук интегрируются в процессах здровьесбережения, физического воспитания, физической культуры и спорта. Основными ориентирами состояния здоровья и физического развития детей выступают:
Понятие «здоровый образ жизни» представляет совокупность форм поведения, способствующих выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность личности на то, чтобы формировать, сохранять и укреплять свое здоровье. Обобщая вышесказанное, определяем основные положения дополнительного образования в рамках здровьесбережения, что может конкретно каждый из нас:
Как показывает практика, здоровье ребенка в значительной мере зависит от применяемых технологий семейного, дошкольного и школьного воспитания, от здорового образа жизни. Разновидности, предтеча технологий:
Сегодня наиболее востребованы:
В современной практики нет единой классификации здоровьесберегающих технологий. Мы предлагаем классификацию здоровьесберегающих технологий, которая делит их по характеру деятельности на:
По направлению деятельности среди частных:
По направлению деятельности среди комплексных:
Как правило, педагогами дополнительного образования используются/ внедряются 2 вида технологий:
Р.S. Большинство групп технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе (личностно-ориентированная технология, проектная технология, технология дифференцированного обучения, игровая технология и др.), ориентированы на социальный аспект, своей целью ставят раскрытие потенциала детей, их творческих способностей, и параллельно решают задачи охраны здоровья в психологическом и физиологическом аспектах. Посредством обеспечения комфортных условий каждому воспитаннику, учета их индивидуальных особенностей, а следовательно, минимилизации негативных факторов, которые могли бы нанести вред здоровью воспитанника. Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Методические рекомендации разработаны: Плотниковой Л.А., заместителем директора; Екимовой О.В., методистом Мамаевой С.В., зав.методическим отделом Центра «Созвездие»23.10.12 г. Список использованной литературы:
|
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии... |
Пояснительная записка 2 содержание программы 4 «Музыка» Т. И. Баклановой: Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. М., Астрель, 2005, Бакланова Т. И. Обучение... |
||
Методическая разработка тема : «Роль интегрированного занятия в повышении... Это, в свою очередь, потребовало поиска нового подхода к организации образовательно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях... |
План работы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения... Тема школы: «Эффективное развитие новой модели школы, создание условий для осуществления модернизации и информатизации образовательно-воспитательного... |
||
Работы Продолжить работу по развитию индивидуальных способностей школьников посредством внедрения в увр приемов личностно-ориентированного... |
Внучке Катеньке -педагогу XXI века посвящаю В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.... |
||
Организация учебного процесса в дистанционной форме: проблемы информационной безопасности Совсем недавно в литературе практически не разделяли понятий заочное обучение и дистанционное, дистанционное обучение и образование,... |
Сведения о программно-методическом обеспечении учебно-воспитательного... Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Часть первая. (Стандарты второго поколения). Обучение грамоте.... |
||
Роль этнокультурного и межконфессионального образовательно-воспитательного... Гаоу впо «Альметьевский государственный институт муниципальной службы», г. Альметьевск, Россия |
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт) |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |