Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора




НазваниеТест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора
Дата публикации12.06.2014
Размер92.6 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Прогрессивные матрицы Равена
ВВЕДЕНИЕ
Методика относится к интеллектуальным тестам и предназначен для

измерения уровня интеллектуального развития человека.

Тест был разработан Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 г. в соот-

ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно

концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора

"g" (уровня интеллектуального развития) является выявление и установ-

ление взаимоотношений между абстрактными фигурами. Эти взгляды предоп-

ределили характер стимульного материала теста - испытуемому предлага-

ется установить взаимоотношения между различными абстрактными фигурами

и их композициями.
ЦЕЛЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНГЕНИЯ.
Методика предназначена для исследования уровня интеллектуального

развития человека и ориентирована на возрастные группы:

5 - 11 лет;

8 - 14 лет;

20 - 65 лет.

Методика может быть использована в психологических исследованиях

в области общей, медицинской и педагогической психологии, психологии

труда, а также в практической деятельности профконсультантов с целью

определения профессиональной пригодности.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ. ВАРИАНТЫ МЕТОДИКИ.
Тест "Прогрессивные матрицы Равена" основан на концептуальных по-

ложениях гештальтпсихологии.

В соответствии с положениями этой теории, каждое задание, требую-

щее интеллектуальной работы, может быть рассмотрено как определенное

целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов.

Предполагается, что при выполнении заданий, подобных матрицам теста,

испытуемый вначале глобально оценивает задания-матрицы и только потом

осуществляет аналитическую перцепцию и определяет для себя принцип,

заложенный в конкретное задание. На заключительном этапе интеллекту-

альной деятельности выделенные элементы образуют целостный образ, что

и обеспечивает определение недостающей детали изображения.

Тест "Прогрессивные матрицы Равена" имеет два варианта: черно-бе-

лые и цветные матрицы.

Черно-белые матрицы предназначены для обследования детей в воз-

расте 8-4 лет и взрослых 20-65 лет.

Цветные матрицы являются более простым вариантами предназначены

для детей 5-11 лет. Иногда, для решения определенных задач, их можно

применять и при обследовании людей после 65 лет.

В основу теста был заложен принцип прогрессивности, в соответс-

твии с которым выполнение предшествующих (более простых) заданий и се-

рий заданий является подготовкой к выполнению последующих, что обеспе-

чивает обучение выполнению более сложных заданий.

Каждая серия составлена по определенному принципу.

Серия А .. Испытуемому предлагается дополнить недостающие части

изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии проявля-

ются следующие основные интеллектуальные процессы:

- дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей

между ними;

- идентификация недостающей части структуры и сличение ее с

представленными образцами.

Серия В .. Работа испытуемого сводится к нахождению аналогии меж-

ду двумя парами фигур. Испытуемый должен раскрыть эту аналогию путем

постепенной дифференциации элементов.

Серия С .. Задания серии содержат сложные изменения фигур в соот-

ветствии с принципом их непрерывного развития, обогащения новыми эле-

ментами и по горизонтали, и по вертикали.

Серия Д .. Составлена по принципу перестановки фигур в матрице по

горизонтально и вертикальному направлениям.

Серия Е .. Наиболее сложная. Решение заданий происходит в ходе ана-

литико-систетической интеллектуальной деятельности. Процесс решения

заданий состоит анализе фигур основного изображения и последующей

сборке недостающей фигуры по частям.

В процессе решения заданий проявляются три основные психические

процессы: внимание, восприятие и мышление.

По мнению Дж.Равена, тест не предназначен для исследования общих

интеллектуальных способностей. Он позволяет выявить способность к сис-

тематизации, способность логически мыслить и раскрывать существующие

связи между явлениями и их параметрами. Изучение общего интеллекта

возможности при дополнительном использовании вербальных тестов.

Отсутствие вербальных заданий в тесте, по мнению ряда исследова-

телей, имеет то положительно значение, что позволяет в некоторой сте-

пени нивелировать влияние на результаты исследования уровня образова-

ния и жизненного опыта обследуемого. Однако этот тест нельзя считать

полностью культурно-свободным.
ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Данные, полученные с помощью теста, хорошо согласуются с показа-

телями других тестов способностей.

Коэффициент корреляции показателей "Прогрессивных матриц Равена"

и других тестов составляет:

Шкала измерения интеллекта Векслера - 0,70-0,74;

Шкала умственного развития Станфорда-Бине - 0,66;

Тест Выгодского-Сахарова - 0,54;

различные арифметические тесты - 0,74-0,87.

Коэффициент надежности теста по данным различных исследований

варьирует от 0,70 до 0,89.

Показатель прогностической валидности (по связи с критериями ус-

певаемости) - 0,72.

Средняя трудность заданий теста 31,12%.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ
Стимульный материал черно-белого варианта теста состоит из 60

матриц с пропущенными элементами.

Задания разделены на пять серий (А, В, С, Д, Е). В каждой серии

12 однотипных заданий-матриц, расположенных по возрастанию сложности.

Сложность заданий возрастает также от серии к серии (самая простая -

серия А, самая сложная - серия Е).

К каждой матрице прилагается 6-8 вариантов недостающего элемента.

Стимульный материал может быть представлен бланковым (в виде ка-

рточек) или компьютерным вариантом. (См. "Графический стимульный мате-

риал).
Инструкция обследуемым:

Вам будут предъявляться таблицы. Каждая таблица состоит из

двух частей. В ее верхней части находится группа фигур, располо-

женных в определенной закономерности. Одной фигуры в изображении

не хватает. Ваша задача - раскрыть закономерность и найти пра-

вильную фигуру. Выбрать правильный ответ можно из 6 - 8 предло-

женных вариантов, расположенных в нижней части таблицы. Выбранный

вариант ответа отмечается в соответствующей графе в "Бланке отве-

тов".
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ
Испытуемому последовательно в порядке возрастания трудности

предъявляются задания-матрицы: от 1-го задания серии А до 12-го зада-

ния серии Е. Испытуемый должен выбрать недостающий элемент из 6-8

предложенных вариантов ответа.

При необходимости первые пять заданий серии А выполняются с по-

мощью консультанта.

Выбранный вариант ответа испытуемый заносит в Бланк ответов.

Время выполнения теста - 30 мин.
БЛАНК ОТВЕТОВ

+----------------------------------------------------+

¦ номер задания¦ серия ¦

¦ +-------------------------------------¦

¦ ¦ А ¦ В ¦ С ¦ Д ¦ Е ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------------------------------------------+
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Результаты, полученные с использованием бланкового варианта мето-

дики, обрабатываются с помощью "Ключа" , содержащего правильные вари-

анты ответа на каждое задание теста.
"КЛЮЧ"

+----------------------------------------------------+

¦ номер задания¦ серия ¦

¦ +-------------------------------------¦

¦ ¦ А ¦ В ¦ С ¦ Д ¦ Е ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 1 ¦ 4 ¦ 2 ¦ 8 ¦ 3 ¦ 7 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 2 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 2 ¦ 4 ¦ 6 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 3 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 8 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 4 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 8 ¦ 7 ¦ 2 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 5 ¦ 6 ¦ 1 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 1 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 6 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 5 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 7 ¦ 6 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 1 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 8 ¦ 2 ¦ 6 ¦ 1 ¦ 4 ¦ 6 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 9 ¦ 1 ¦ 4 ¦ 7 ¦ 1 ¦ 3 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 10 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 6 ¦ 2 ¦ 2 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 11 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 1 ¦ 5 ¦ 4 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 12 ¦ 1 ¦ 5 ¦ 2 ¦ 6 ¦ 5 ¦

+----------------------------------------------------+
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Подсчитывается

общая (по всем заданиям) сумма баллов, а также количество правильных

решений в каждой серии.

Полученные суммарные показатели переводятся в проценты, исходя из

того, что правильное выполнение всех 60 заданий составляет 100%.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
С помощью теста определяется уровень интеллектуального развития

человека:

1 ступень (более 95% правильных ответов) - особо развитый ин-

теллект;

2 ступень (75-94%) - высокий интеллектуальный уровень;

3 ступень (25-74%) - средний уровень интеллекта;

4 ступень (5-24%) - интеллектуальный уровень ниже среднего;

5 ступень (менее 5%) - недостаток интеллектуального развития.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДИКИ
Тест используется в деятельности профконсультанта при необходи-

мости исследования уровня интеллектуального развития клиента, логи-

ческих способностей, умения находить логические взаимосвязи.

Тест может быть использован при определении профессиональной при-

годности к ряду профессий. Например:

"человек-техника" - инженер, конструктор и др.;

"человек-знаковая система" - бухгалтер, экономист, юрист и др.;

"человек-природа" - селекционер и др.;

"человек-человек" - преподаватель и др.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
Анализ - процесс расчленения целого на части. Анализ является не-

отъемлемой частью познавательной деятельности и, в целом, познаватель-

ного взаимодействия организма с окружающей средой. У человека в про-

цессе обучения и деятельности аналитические способности развиваются на

уровне оперирования понятиями.

Аналогия - сходство между объектами по некоторым признакам. ис-

пользование аналогий в познавательной деятельности является основой

для выдвижения гипотез.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt - образ, форма)- направление

в западной психологии, возникшее в Германии в начале 20 в. Представи-

телями этого направления разработана и реализована в теоретических и

практических исследованиях программа изучения психики с позиций це-

лостных структур (гештальтов).

Дифференциация - различие между объектами по некоторым признакам.

Идентификация - Опознание, распознавание чего-либо, уподобление

или отождествление с чем-либо. Может пониматься как процесс сопостав-

ления, сличения одного объекта с другим на основе какого-либо признака

или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или разли-

чие.

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способ-

ностей индивида.

Перцепция - восприятие целостной структурной единицы, сознатель-

ное выделение того или иного аспекта заданной ситуации, а также преоб-

разование сенсорной информации, приводящее к построению перцептивного

образа, адекватного предметном миру и задачам деятельности.

Синтез - процесс практического или мыслительного воссоединения

целого из частей или соединение различных элементов объекта в единое

целое. Связан в процессе познания с анализом по принципу взаимодопол-

нения.
ЛИТЕРАТУРА
Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика ин-

теллекта и личности. - Киев, 1978.

Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М., 1983.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической

диагностике.- Киев, 1989.

Морозов С.М. Психические аспекты адаптации после коррекции врож-

денных пороков сердца в условиях искусственного кровообращения. - Ки-

ев, 1979.

Морозов С.М. Отклонения в интеллектуальном развитии детей с врож-

денными пороками сердца. - Новосибирск, 1980.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора iconТест межличностных отношений Лири Источник Энциклопедия психодиагностики Описание методики
Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке...

Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора iconБорис Викторович Томашевский Теория литературы. Поэтика 1931 г
Задачей поэтики (иначе — теории словесности или литературы) является изучение способов построения литературных произведений. Объектом...

Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора iconРеферат в данном проекте произведена попытка автоматизировать процесс...
Полученное таким образом решение на данный момент не имеет аналогов в нашем университете по дисциплине «Системы искусственного интеллекта»....

Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора iconТрактовка военных действий в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Значение изучения исторической концепции военных действий в системе изучения романа

Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора iconРабочая программа по литературе для 5 11 кла
В программах определена последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний...

Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора iconФизическое моделирование
Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели,...

Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора iconАдминистрации муниципального района «Ботлихский район»
Управлением образования был проведен методический совет, на котором было ознакомление учителей с программой изучения языков народов...

Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора iconИсследовательская работа по мировой художественной культуре «Определение...
...

Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора icon«Жердевская основная общеобразовательная школа»
Курс литературного чтения разработан на основе авторской программы «Литературное чтение для 2 – 4 классов четырехлетней начальной...

Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора iconАнализ работы школы за 2010- 2011 уч год
Учебный план школы на 2010-2011 учебный год был составлен с учетом нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность школ в системе...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции