Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора




Скачать 92.6 Kb.
Название Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора
Дата публикации 12.06.2014
Размер 92.6 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Прогрессивные матрицы Равена
ВВЕДЕНИЕ
Методика относится к интеллектуальным тестам и предназначен для

измерения уровня интеллектуального развития человека.

Тест был разработан Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 г. в соот-

ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно

концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора

"g" (уровня интеллектуального развития) является выявление и установ-

ление взаимоотношений между абстрактными фигурами. Эти взгляды предоп-

ределили характер стимульного материала теста - испытуемому предлага-

ется установить взаимоотношения между различными абстрактными фигурами

и их композициями.
ЦЕЛЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНГЕНИЯ.
Методика предназначена для исследования уровня интеллектуального

развития человека и ориентирована на возрастные группы:

5 - 11 лет;

8 - 14 лет;

20 - 65 лет.

Методика может быть использована в психологических исследованиях

в области общей, медицинской и педагогической психологии, психологии

труда, а также в практической деятельности профконсультантов с целью

определения профессиональной пригодности.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ. ВАРИАНТЫ МЕТОДИКИ.
Тест "Прогрессивные матрицы Равена" основан на концептуальных по-

ложениях гештальтпсихологии.

В соответствии с положениями этой теории, каждое задание, требую-

щее интеллектуальной работы, может быть рассмотрено как определенное

целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов.

Предполагается, что при выполнении заданий, подобных матрицам теста,

испытуемый вначале глобально оценивает задания-матрицы и только потом

осуществляет аналитическую перцепцию и определяет для себя принцип,

заложенный в конкретное задание. На заключительном этапе интеллекту-

альной деятельности выделенные элементы образуют целостный образ, что

и обеспечивает определение недостающей детали изображения.

Тест "Прогрессивные матрицы Равена" имеет два варианта: черно-бе-

лые и цветные матрицы.

Черно-белые матрицы предназначены для обследования детей в воз-

расте 8-4 лет и взрослых 20-65 лет.

Цветные матрицы являются более простым вариантами предназначены

для детей 5-11 лет. Иногда, для решения определенных задач, их можно

применять и при обследовании людей после 65 лет.

В основу теста был заложен принцип прогрессивности, в соответс-

твии с которым выполнение предшествующих (более простых) заданий и се-

рий заданий является подготовкой к выполнению последующих, что обеспе-

чивает обучение выполнению более сложных заданий.

Каждая серия составлена по определенному принципу.

Серия А .. Испытуемому предлагается дополнить недостающие части

изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии проявля-

ются следующие основные интеллектуальные процессы:

- дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей

между ними;

- идентификация недостающей части структуры и сличение ее с

представленными образцами.

Серия В .. Работа испытуемого сводится к нахождению аналогии меж-

ду двумя парами фигур. Испытуемый должен раскрыть эту аналогию путем

постепенной дифференциации элементов.

Серия С .. Задания серии содержат сложные изменения фигур в соот-

ветствии с принципом их непрерывного развития, обогащения новыми эле-

ментами и по горизонтали, и по вертикали.

Серия Д .. Составлена по принципу перестановки фигур в матрице по

горизонтально и вертикальному направлениям.

Серия Е .. Наиболее сложная. Решение заданий происходит в ходе ана-

литико-систетической интеллектуальной деятельности. Процесс решения

заданий состоит анализе фигур основного изображения и последующей

сборке недостающей фигуры по частям.

В процессе решения заданий проявляются три основные психические

процессы: внимание, восприятие и мышление.

По мнению Дж.Равена, тест не предназначен для исследования общих

интеллектуальных способностей. Он позволяет выявить способность к сис-

тематизации, способность логически мыслить и раскрывать существующие

связи между явлениями и их параметрами. Изучение общего интеллекта

возможности при дополнительном использовании вербальных тестов.

Отсутствие вербальных заданий в тесте, по мнению ряда исследова-

телей, имеет то положительно значение, что позволяет в некоторой сте-

пени нивелировать влияние на результаты исследования уровня образова-

ния и жизненного опыта обследуемого. Однако этот тест нельзя считать

полностью культурно-свободным.
ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Данные, полученные с помощью теста, хорошо согласуются с показа-

телями других тестов способностей.

Коэффициент корреляции показателей "Прогрессивных матриц Равена"

и других тестов составляет:

Шкала измерения интеллекта Векслера - 0,70-0,74;

Шкала умственного развития Станфорда-Бине - 0,66;

Тест Выгодского-Сахарова - 0,54;

различные арифметические тесты - 0,74-0,87.

Коэффициент надежности теста по данным различных исследований

варьирует от 0,70 до 0,89.

Показатель прогностической валидности (по связи с критериями ус-

певаемости) - 0,72.

Средняя трудность заданий теста 31,12%.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ
Стимульный материал черно-белого варианта теста состоит из 60

матриц с пропущенными элементами.

Задания разделены на пять серий (А, В, С, Д, Е). В каждой серии

12 однотипных заданий-матриц, расположенных по возрастанию сложности.

Сложность заданий возрастает также от серии к серии (самая простая -

серия А, самая сложная - серия Е).

К каждой матрице прилагается 6-8 вариантов недостающего элемента.

Стимульный материал может быть представлен бланковым (в виде ка-

рточек) или компьютерным вариантом. (См. "Графический стимульный мате-

риал).
Инструкция обследуемым:

Вам будут предъявляться таблицы. Каждая таблица состоит из

двух частей. В ее верхней части находится группа фигур, располо-

женных в определенной закономерности. Одной фигуры в изображении

не хватает. Ваша задача - раскрыть закономерность и найти пра-

вильную фигуру. Выбрать правильный ответ можно из 6 - 8 предло-

женных вариантов, расположенных в нижней части таблицы. Выбранный

вариант ответа отмечается в соответствующей графе в "Бланке отве-

тов".
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ
Испытуемому последовательно в порядке возрастания трудности

предъявляются задания-матрицы: от 1-го задания серии А до 12-го зада-

ния серии Е. Испытуемый должен выбрать недостающий элемент из 6-8

предложенных вариантов ответа.

При необходимости первые пять заданий серии А выполняются с по-

мощью консультанта.

Выбранный вариант ответа испытуемый заносит в Бланк ответов.

Время выполнения теста - 30 мин.
БЛАНК ОТВЕТОВ

+----------------------------------------------------+

¦ номер задания¦ серия ¦

¦ +-------------------------------------¦

¦ ¦ А ¦ В ¦ С ¦ Д ¦ Е ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------------------------------------------+
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Результаты, полученные с использованием бланкового варианта мето-

дики, обрабатываются с помощью "Ключа" , содержащего правильные вари-

анты ответа на каждое задание теста.
"КЛЮЧ"

+----------------------------------------------------+

¦ номер задания¦ серия ¦

¦ +-------------------------------------¦

¦ ¦ А ¦ В ¦ С ¦ Д ¦ Е ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 1 ¦ 4 ¦ 2 ¦ 8 ¦ 3 ¦ 7 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 2 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 2 ¦ 4 ¦ 6 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 3 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 8 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 4 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 8 ¦ 7 ¦ 2 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 5 ¦ 6 ¦ 1 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 1 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 6 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 5 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 7 ¦ 6 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 1 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 8 ¦ 2 ¦ 6 ¦ 1 ¦ 4 ¦ 6 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 9 ¦ 1 ¦ 4 ¦ 7 ¦ 1 ¦ 3 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 10 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 6 ¦ 2 ¦ 2 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 11 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 1 ¦ 5 ¦ 4 ¦

+--------------+--------+------+------+-----+--------¦

¦ 12 ¦ 1 ¦ 5 ¦ 2 ¦ 6 ¦ 5 ¦

+----------------------------------------------------+
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Подсчитывается

общая (по всем заданиям) сумма баллов, а также количество правильных

решений в каждой серии.

Полученные суммарные показатели переводятся в проценты, исходя из

того, что правильное выполнение всех 60 заданий составляет 100%.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
С помощью теста определяется уровень интеллектуального развития

человека:

1 ступень (более 95% правильных ответов) - особо развитый ин-

теллект;

2 ступень (75-94%) - высокий интеллектуальный уровень;

3 ступень (25-74%) - средний уровень интеллекта;

4 ступень (5-24%) - интеллектуальный уровень ниже среднего;

5 ступень (менее 5%) - недостаток интеллектуального развития.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДИКИ
Тест используется в деятельности профконсультанта при необходи-

мости исследования уровня интеллектуального развития клиента, логи-

ческих способностей, умения находить логические взаимосвязи.

Тест может быть использован при определении профессиональной при-

годности к ряду профессий. Например:

"человек-техника" - инженер, конструктор и др.;

"человек-знаковая система" - бухгалтер, экономист, юрист и др.;

"человек-природа" - селекционер и др.;

"человек-человек" - преподаватель и др.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
Анализ - процесс расчленения целого на части. Анализ является не-

отъемлемой частью познавательной деятельности и, в целом, познаватель-

ного взаимодействия организма с окружающей средой. У человека в про-

цессе обучения и деятельности аналитические способности развиваются на

уровне оперирования понятиями.

Аналогия - сходство между объектами по некоторым признакам. ис-

пользование аналогий в познавательной деятельности является основой

для выдвижения гипотез.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt - образ, форма)- направление

в западной психологии, возникшее в Германии в начале 20 в. Представи-

телями этого направления разработана и реализована в теоретических и

практических исследованиях программа изучения психики с позиций це-

лостных структур (гештальтов).

Дифференциация - различие между объектами по некоторым признакам.

Идентификация - Опознание, распознавание чего-либо, уподобление

или отождествление с чем-либо. Может пониматься как процесс сопостав-

ления, сличения одного объекта с другим на основе какого-либо признака

или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или разли-

чие.

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способ-

ностей индивида.

Перцепция - восприятие целостной структурной единицы, сознатель-

ное выделение того или иного аспекта заданной ситуации, а также преоб-

разование сенсорной информации, приводящее к построению перцептивного

образа, адекватного предметном миру и задачам деятельности.

Синтез - процесс практического или мыслительного воссоединения

целого из частей или соединение различных элементов объекта в единое

целое. Связан в процессе познания с анализом по принципу взаимодопол-

нения.
ЛИТЕРАТУРА
Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика ин-

теллекта и личности. - Киев, 1978.

Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М., 1983.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической

диагностике.- Киев, 1989.

Морозов С.М. Психические аспекты адаптации после коррекции врож-

денных пороков сердца в условиях искусственного кровообращения. - Ки-

ев, 1979.

Морозов С.М. Отклонения в интеллектуальном развитии детей с врож-

денными пороками сердца. - Новосибирск, 1980.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора icon Тест межличностных отношений Лири Источник Энциклопедия психодиагностики Описание методики
Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке...
Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора icon Борис Викторович Томашевский Теория литературы. Поэтика 1931 г
Задачей поэтики (иначе — теории словесности или литературы) является изучение способов построения литературных произведений. Объектом...
Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора icon Реферат в данном проекте произведена попытка автоматизировать процесс...
Полученное таким образом решение на данный момент не имеет аналогов в нашем университете по дисциплине «Системы искусственного интеллекта»....
Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора icon Трактовка военных действий в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Значение изучения исторической концепции военных действий в системе изучения романа
Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора icon Рабочая программа по литературе для 5 11 кла
В программах определена последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний...
Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора icon Физическое моделирование
Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели,...
Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора icon Администрации муниципального района «Ботлихский район»
Управлением образования был проведен методический совет, на котором было ознакомление учителей с программой изучения языков народов...
Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора icon Исследовательская работа по мировой художественной культуре «Определение...
...
Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора icon «Жердевская основная общеобразовательная школа»
Курс литературного чтения разработан на основе авторской программы «Литературное чтение для 2 – 4 классов четырехлетней начальной...
Тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора icon Анализ работы школы за 2010- 2011 уч год
Учебный план школы на 2010-2011 учебный год был составлен с учетом нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность школ в системе...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции