Скачать 92.6 Kb.
|
Прогрессивные матрицы Равена ВВЕДЕНИЕ Методика относится к интеллектуальным тестам и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития человека. Тест был разработан Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 г. в соот- ветствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Согласно концепции этой школы наиболее эффективным способом изучения фактора "g" (уровня интеллектуального развития) является выявление и установ- ление взаимоотношений между абстрактными фигурами. Эти взгляды предоп- ределили характер стимульного материала теста - испытуемому предлага- ется установить взаимоотношения между различными абстрактными фигурами и их композициями. ЦЕЛЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНГЕНИЯ. Методика предназначена для исследования уровня интеллектуального развития человека и ориентирована на возрастные группы: 5 - 11 лет; 8 - 14 лет; 20 - 65 лет. Методика может быть использована в психологических исследованиях в области общей, медицинской и педагогической психологии, психологии труда, а также в практической деятельности профконсультантов с целью определения профессиональной пригодности. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ. ВАРИАНТЫ МЕТОДИКИ. Тест "Прогрессивные матрицы Равена" основан на концептуальных по- ложениях гештальтпсихологии. В соответствии с положениями этой теории, каждое задание, требую- щее интеллектуальной работы, может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что при выполнении заданий, подобных матрицам теста, испытуемый вначале глобально оценивает задания-матрицы и только потом осуществляет аналитическую перцепцию и определяет для себя принцип, заложенный в конкретное задание. На заключительном этапе интеллекту- альной деятельности выделенные элементы образуют целостный образ, что и обеспечивает определение недостающей детали изображения. Тест "Прогрессивные матрицы Равена" имеет два варианта: черно-бе- лые и цветные матрицы. Черно-белые матрицы предназначены для обследования детей в воз- расте 8-4 лет и взрослых 20-65 лет. Цветные матрицы являются более простым вариантами предназначены для детей 5-11 лет. Иногда, для решения определенных задач, их можно применять и при обследовании людей после 65 лет. В основу теста был заложен принцип прогрессивности, в соответс- твии с которым выполнение предшествующих (более простых) заданий и се- рий заданий является подготовкой к выполнению последующих, что обеспе- чивает обучение выполнению более сложных заданий. Каждая серия составлена по определенному принципу. Серия А .. Испытуемому предлагается дополнить недостающие части изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии проявля- ются следующие основные интеллектуальные процессы: - дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; - идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами. Серия В .. Работа испытуемого сводится к нахождению аналогии меж- ду двумя парами фигур. Испытуемый должен раскрыть эту аналогию путем постепенной дифференциации элементов. Серия С .. Задания серии содержат сложные изменения фигур в соот- ветствии с принципом их непрерывного развития, обогащения новыми эле- ментами и по горизонтали, и по вертикали. Серия Д .. Составлена по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтально и вертикальному направлениям. Серия Е .. Наиболее сложная. Решение заданий происходит в ходе ана- литико-систетической интеллектуальной деятельности. Процесс решения заданий состоит анализе фигур основного изображения и последующей сборке недостающей фигуры по частям. В процессе решения заданий проявляются три основные психические процессы: внимание, восприятие и мышление. По мнению Дж.Равена, тест не предназначен для исследования общих интеллектуальных способностей. Он позволяет выявить способность к сис- тематизации, способность логически мыслить и раскрывать существующие связи между явлениями и их параметрами. Изучение общего интеллекта возможности при дополнительном использовании вербальных тестов. Отсутствие вербальных заданий в тесте, по мнению ряда исследова- телей, имеет то положительно значение, что позволяет в некоторой сте- пени нивелировать влияние на результаты исследования уровня образова- ния и жизненного опыта обследуемого. Однако этот тест нельзя считать полностью культурно-свободным. ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ Данные, полученные с помощью теста, хорошо согласуются с показа- телями других тестов способностей. Коэффициент корреляции показателей "Прогрессивных матриц Равена" и других тестов составляет: Шкала измерения интеллекта Векслера - 0,70-0,74; Шкала умственного развития Станфорда-Бине - 0,66; Тест Выгодского-Сахарова - 0,54; различные арифметические тесты - 0,74-0,87. Коэффициент надежности теста по данным различных исследований варьирует от 0,70 до 0,89. Показатель прогностической валидности (по связи с критериями ус- певаемости) - 0,72. Средняя трудность заданий теста 31,12%. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ Стимульный материал черно-белого варианта теста состоит из 60 матриц с пропущенными элементами. Задания разделены на пять серий (А, В, С, Д, Е). В каждой серии 12 однотипных заданий-матриц, расположенных по возрастанию сложности. Сложность заданий возрастает также от серии к серии (самая простая - серия А, самая сложная - серия Е). К каждой матрице прилагается 6-8 вариантов недостающего элемента. Стимульный материал может быть представлен бланковым (в виде ка- рточек) или компьютерным вариантом. (См. "Графический стимульный мате- риал). Инструкция обследуемым: Вам будут предъявляться таблицы. Каждая таблица состоит из двух частей. В ее верхней части находится группа фигур, располо- женных в определенной закономерности. Одной фигуры в изображении не хватает. Ваша задача - раскрыть закономерность и найти пра- вильную фигуру. Выбрать правильный ответ можно из 6 - 8 предло- женных вариантов, расположенных в нижней части таблицы. Выбранный вариант ответа отмечается в соответствующей графе в "Бланке отве- тов". ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ Испытуемому последовательно в порядке возрастания трудности предъявляются задания-матрицы: от 1-го задания серии А до 12-го зада- ния серии Е. Испытуемый должен выбрать недостающий элемент из 6-8 предложенных вариантов ответа. При необходимости первые пять заданий серии А выполняются с по- мощью консультанта. Выбранный вариант ответа испытуемый заносит в Бланк ответов. Время выполнения теста - 30 мин. БЛАНК ОТВЕТОВ +----------------------------------------------------+ ¦ номер задания¦ серия ¦ ¦ +-------------------------------------¦ ¦ ¦ А ¦ В ¦ С ¦ Д ¦ Е ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------+ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ Результаты, полученные с использованием бланкового варианта мето- дики, обрабатываются с помощью "Ключа" , содержащего правильные вари- анты ответа на каждое задание теста. "КЛЮЧ" +----------------------------------------------------+ ¦ номер задания¦ серия ¦ ¦ +-------------------------------------¦ ¦ ¦ А ¦ В ¦ С ¦ Д ¦ Е ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 1 ¦ 4 ¦ 2 ¦ 8 ¦ 3 ¦ 7 ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 2 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 2 ¦ 4 ¦ 6 ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 3 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 8 ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 4 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 8 ¦ 7 ¦ 2 ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 5 ¦ 6 ¦ 1 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 1 ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 6 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 5 ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 7 ¦ 6 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 1 ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 8 ¦ 2 ¦ 6 ¦ 1 ¦ 4 ¦ 6 ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 9 ¦ 1 ¦ 4 ¦ 7 ¦ 1 ¦ 3 ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 10 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 6 ¦ 2 ¦ 2 ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 11 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 1 ¦ 5 ¦ 4 ¦ +--------------+--------+------+------+-----+--------¦ ¦ 12 ¦ 1 ¦ 5 ¦ 2 ¦ 6 ¦ 5 ¦ +----------------------------------------------------+ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ Каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Подсчитывается общая (по всем заданиям) сумма баллов, а также количество правильных решений в каждой серии. Полученные суммарные показатели переводятся в проценты, исходя из того, что правильное выполнение всех 60 заданий составляет 100%. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ С помощью теста определяется уровень интеллектуального развития человека: 1 ступень (более 95% правильных ответов) - особо развитый ин- теллект; 2 ступень (75-94%) - высокий интеллектуальный уровень; 3 ступень (25-74%) - средний уровень интеллекта; 4 ступень (5-24%) - интеллектуальный уровень ниже среднего; 5 ступень (менее 5%) - недостаток интеллектуального развития. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДИКИ Тест используется в деятельности профконсультанта при необходи- мости исследования уровня интеллектуального развития клиента, логи- ческих способностей, умения находить логические взаимосвязи. Тест может быть использован при определении профессиональной при- годности к ряду профессий. Например: "человек-техника" - инженер, конструктор и др.; "человек-знаковая система" - бухгалтер, экономист, юрист и др.; "человек-природа" - селекционер и др.; "человек-человек" - преподаватель и др. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ Анализ - процесс расчленения целого на части. Анализ является не- отъемлемой частью познавательной деятельности и, в целом, познаватель- ного взаимодействия организма с окружающей средой. У человека в про- цессе обучения и деятельности аналитические способности развиваются на уровне оперирования понятиями. Аналогия - сходство между объектами по некоторым признакам. ис- пользование аналогий в познавательной деятельности является основой для выдвижения гипотез. Гештальтпсихология (от нем. Gestalt - образ, форма)- направление в западной психологии, возникшее в Германии в начале 20 в. Представи- телями этого направления разработана и реализована в теоретических и практических исследованиях программа изучения психики с позиций це- лостных структур (гештальтов). Дифференциация - различие между объектами по некоторым признакам. Идентификация - Опознание, распознавание чего-либо, уподобление или отождествление с чем-либо. Может пониматься как процесс сопостав- ления, сличения одного объекта с другим на основе какого-либо признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или разли- чие. Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способ- ностей индивида. Перцепция - восприятие целостной структурной единицы, сознатель- ное выделение того или иного аспекта заданной ситуации, а также преоб- разование сенсорной информации, приводящее к построению перцептивного образа, адекватного предметном миру и задачам деятельности. Синтез - процесс практического или мыслительного воссоединения целого из частей или соединение различных элементов объекта в единое целое. Связан в процессе познания с анализом по принципу взаимодопол- нения. ЛИТЕРАТУРА Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика ин- теллекта и личности. - Киев, 1978. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М., 1983. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике.- Киев, 1989. Морозов С.М. Психические аспекты адаптации после коррекции врож- денных пороков сердца в условиях искусственного кровообращения. - Ки- ев, 1979. Морозов С.М. Отклонения в интеллектуальном развитии детей с врож- денными пороками сердца. - Новосибирск, 1980. |
Тест межличностных отношений Лири Источник Энциклопедия психодиагностики Описание методики Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке... |
Борис Викторович Томашевский Теория литературы. Поэтика 1931 г Задачей поэтики (иначе — теории словесности или литературы) является изучение способов построения литературных произведений. Объектом... |
||
Реферат в данном проекте произведена попытка автоматизировать процесс... Полученное таким образом решение на данный момент не имеет аналогов в нашем университете по дисциплине «Системы искусственного интеллекта».... |
Трактовка военных действий в романе Л. Н. Толстого Война и мир Значение изучения исторической концепции военных действий в системе изучения романа |
||
Рабочая программа по литературе для 5 11 кла В программах определена последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний... |
Физическое моделирование Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели,... |
||
Администрации муниципального района «Ботлихский район» Управлением образования был проведен методический совет, на котором было ознакомление учителей с программой изучения языков народов... |
Исследовательская работа по мировой художественной культуре «Определение... ... |
||
«Жердевская основная общеобразовательная школа» Курс литературного чтения разработан на основе авторской программы «Литературное чтение для 2 – 4 классов четырехлетней начальной... |
Анализ работы школы за 2010- 2011 уч год Учебный план школы на 2010-2011 учебный год был составлен с учетом нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность школ в системе... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |