Образовательная программа «Музей рассказывает…» г. Североуральск Мир музея… Как мал он и как огромен… Как хрупки его экспонаты и как крепки, прочны связи времён




Скачать 175.72 Kb.
Название Образовательная программа «Музей рассказывает…» г. Североуральск Мир музея… Как мал он и как огромен… Как хрупки его экспонаты и как крепки, прочны связи времён
Дата публикации 31.05.2014
Размер 175.72 Kb.
Тип Образовательная программа
literature-edu.ru > Лекции > Образовательная программа
Муниципальное учреждение культуры «Краеведческий музей»

Образовательная программа

«Музей рассказывает…»



г.Североуральск
Мир музея…

Как мал он и как огромен…

Как хрупки его экспонаты и как крепки, прочны связи времён.

Мир музея – особый мир, попав в который, мы попадаем как бы в другое место и время.

Мир музея – это остров в нашем бурном, бушующем мире. На этом острове хранятся традиции и основы нашего бытия.

Экспозиции музея рассказывают о природе родного края, его истории, людях и культуре.

Информационный материал гармонично сочетается с использованием музейных экспонатов.

Музей познакомит со своими коллекциями. Здесь представлены: палеоландшафты и диорамы, коллекции живописи и ткани, камнерезного искусства и литься, керамики и металла.

Программа, разработанная научными сотрудниками музея, рассчитана на детей и подростков, от дошкольников до студентов. Программа состоит из отдельных тем, ориентированных на возраст и подготовку слушателей.

Цели.


  1. Формирование и закрепление исторического сознания детей и учащейся молодёжи средствами музейной работы.

  2. Пропаганда и популяризация культурного наследия и музейных коллекций, сочетание предметного материала с учебной программой, ориентированной на активность.



Задачи.


  • Нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения.

  • Дополнение, конкретизация и закрепление полученных знаний.

  • Создание системы взаимодействия музея со школами, детскими садами, ПТУ и лицеем.

  • Развитие творческих способностей, выработка активной жизненной позиции, воспитание уважения к памятникам истории, способствующих осознанию их ценности.



Темы музейной программы, рассчитанные на средний

и старший школьный возраст
1. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ


Название темы

Содержание беседы

Экспонаты

Археология

«Духи древней

земли»

Даётся представление о работе археолога, что изучает наука археология.

Памятники истории. Выводы, сделанные археологами по результатам раскопок в нашем районе.

Культовое литьё: технологии изготовления, применение

Археологическая коллекция из городища

Няксимволь.

Археологические находки нашего района: идолы, керамика, орудия труда и охоты.

Видеофильм «Уральские истории»

Этнография

«Манси – лесные люди»

Урал- земля Манси. Они давали имена горам и рекам (основы топонимики).

Приход русских на Урал.

Жизнь, обряды и быт народа, предания, сказы.

Экспозиция музея: предметы быта, культа, фото.

Урал в *

ХVIII веке

Империя Демидовых.

Открытие месторождений, строительство заводов.

Осовоение Северного Урала: Походяшин, Всеволожские

Изделия из меди, монеты, карты

История города *
1. «В них, мой город, истоки твои...»

Освоение Северного Урала: открытие месторождений меди и железа. Строительство завода М.М.Походяшина.

Село Петропавловское при заводчике и без него.

Открытие бокситов. Дальнейшее развитие города.


Экскурсии по экспозиции музея. Предметы быта.

Макеты шахты и буровой вышки. Фотографии, документы, видеосюжеты.

2.Храм на холме.

(Пешеходная экскурсия)

Рассказ о памятнике архитектуры ХVIII века – храме святых апостолов Петра и Павла.

История возникновения, разрушения и восстановления храма.

Экскурсия к церкви, фото.

3. «По тихим улочкам пройдусь»

(Пешеходные экскурсии – маршрут может быть определён педагогом)

Улицы города, архитектурные и исторические памятники, предприятия города.




История СУБРа

История возникновения, становления и развития СУБРа, скоростные проходки, вертикальные шахты.

СУБР в годы войны.


Экскурсия по экспозиции музея. Видеофильм о СУБРе.

Документы, фото.

2. ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Название темы

Содержание бесед

Экспонаты

1. Женщины на войне

Беседа о женщинах-землячках – участницах Великой Отечественной войны: Локтиной С.М., Вовченко А.А.,

Баяновой Ф.Н., Севастьяновой Н.А.


Документы, фото, личные вещи

2. «Мы помним вас»

Беседа о петропавловцах – участниках Великой Отечественной войны: Подковыркине М.И.,

Зырянове В.И.


Экспозиции музея, фотографии, документы

3. «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»



Награды. Какие бывают, кого и за что награждают.

Подвиг трудовой и боевой

Экспозиции музея, фотографии и документы

4. «Золотая звезда Героя...»

*

О жителях Североуральска – Героях Советского Союза

Хасане Заманове и Николае Моисееве


Экспозиции музея, фотографии и документы

5. Экскурсия к памятникам Великой Отечественной войны


Памятник Хасану Заманову, Николаю Моисееву, монумент «Слава героям фронта и тыла!», памятник погибшим в годы войны работникам СУГРЭ, памятник добытчикам боксита (у управления СУБРа)




6. Во имя жизни (возможна экскурсия к памятнику воинам-афганцам) *


Лекция о воинах – интернационалистах наших земляках.

Фильм «Помяни их, Россия»

фотографии, документы


3. ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ



Название темы

Содержание беседы

Экспонаты

1. «Мы живём в краю таёжном»

Общая характеристика природы края:

- животный и растительный мир;

- климат;

- реки и озёра;

- геология;

- высотная поясность


Диорамы отдела природы, слайд-программа

2. «Заповедные места...» *

- общие понятия экологии;

- состояние окружающей среды;

- типы охраняемых территорий;

- памятники природы района, реликты, эндемики;

- заповедники Урала.


Карты, схемы, фото, видеофильмы


3. Наблюдени за птицами

Популяризация наблюдений за птицами:

- Городские птицы.

- Зимующие у жилья.

- Лес. Столовая у ели.

- Кузня дятла.

- Следы на снегу.

- Дневники наблюдений.

- О.В.Штраух, рассказ о нём


Видеосюжет, экспозиция отдела природы

4. Насекомые

Интересное из жизни насекомых



Коллекция насекомых, видеофильм.

5. Фенология

«Осенью, зимой, весной и летом»


Наблюдения за сезонными изменениями в природе

Слайд-программа

6. Полезные ископаемые Урала *

Минералы и горные породы

- Полезные ископаемые – в чём их польза?

- Месторождения полезных ископаемых на Урале.

- Поделочные и драгоценные камни.

- Легенды о камнях


Коллекция минералов и горных пород.

Видеофильм «Потаённая красота»


4. «ВСЯКАЯ РАБОТА МАСТЕРА ХВАЛИТ»

(цикл бесед об истории вещей и народных промыслах)



Название темы

Содержание беседы

Экспонаты

1. «Как начнёт говорить-разговаривать, надо чай скорее заваривать»

Самовары

Чай. История появления на Руси. Традиции чаепития.

Посуда для чайной церемонии (заварной чайник, молочники, чашки, подносы).

Самовары. История появления. Разнообразие. Как затопить самовар?

Коллекция самоваров, посуда, подносы

2. «Не боги горшки обжигают»

Керамика

Глина. Применение. Посуда от древних времён до наших дней. Игрушки

Коллекция керамики.

Дымковская игрушка

3. «Берёзка» *

(5-7 класс)

Развлекательно-образовательная программа.

Всё о берёзе и бересте. Значение бересты в быту.

Загадки, конкурсы

Коллекция изделий из бересты: туеса, игрушки, пестерь и др.

4. Дерево

Роль дерева в жизни человека «от колыбели до погоста». Царство дерева – русская изба

Прялки, веретёна, ложки, игрушки и др.

5. «В какой одежде ходили прежде»

Процесс изготовления ткани. Окрашивнаие.

Поверья, связанные с ткачество

Национальные цвета и узоры.

Одежда разных лет.

Прялки, веретёна, полотенца, одежда

6. Тайна древнего орнамента *

Орнамент. Узор – подзор (обережное значение украшений).

Рисунки предков – это их представление об окружающем мире, добре и зле.

Мифы. Символы.

Коллекция керамики, дымковская игрушка, вышивки, одежда

7. Русская изба

Жизнь русского человека в ХVIII – ХIХв.в.

Строительство дома и связанные с этим древние поверья.

Бытовые предметы русской избы, их предназначение.

Мифология.

Обстановка русской избы. Иконы, керосиновая лампа, посуда и другие предметы труда и быта

8. Книги *

От орнамента к азбуке (возникновение письменности).

Рукописные и печатные книги.

Церковная и светская литература.

Папирус.

Коллекция старых книг.

Словари, энциклопедии, юбилейные издания

9. «Весы, гири, разновесы» и другие атрибуты торговли

Появление единиц измерения длины (ладонь, локоть, ступня – вместо линейки)

Как взвешивали и обвешивали раньше?

Весоизмерительные устройства, единицы массы.

История. Деньги и их появление.

Цены ХVII – ХVIII в.в.


Коллекция весов, гирь, монет и бумажных купюр.

10. «Малиновый звон»

Колокола

История появления. Разнообразие.

Технология изготовления. Предназначение. Легенды.

Судьбы колоколов.



Коллекция колокольчиков

11. Тагильская

роза *

Нижнетагильский поднос. История возникновения.

Демидовы.Технологии изготовления, росписи.

Элементы и сюжеты росписи.

Коллекция подносов

12. Уральская

роспись *

Возникновение росписи на Урале.

Старинные традиции сегодня.

Икона, сундук, коллекция подносов, прялки. Иллюстрации книг.

13. «И чугуна причудливый узор» *

История каслинского чугунного литья. технология изготовления. Разнообразие изделий.

Коллекция каслинского литья

14. Дымковская игрушка *

Почему игрушка – дымковская ?

От праздники Свистуньи до наших дней. (возникновение игрушки). Роспись, значение элементов росписи.

Коллекция дымковской игрушки

5. КОЛЛЕКЦИИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ

Коллекция и коллекционер

Коллекциони

рование открыток *

История появления открыток. Темы, сюжеты открыток.

Авторские открытки.

Коллекция открыток

6. ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ

Николай Рерих *

Философ, путешественник, археолог. Художник

Слайды. Репродукции картин. Книги, журналы, фильмы

7. МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

«Я поведу тебя в музей»

Обзорная экскурсия по музею. Что такое музей.

Когда появились первые музеи. Экспонат. Коллекция. Экспозиция. Экскурсия.

Ценность музейных коллекций. Музейные фонды. Правила поведения в музее.

Обзорная экскурсия по музею.

Фильм об областном музее.

8. ГЕНЕАЛОГИЯ

Моя семья *

История появления фамилий. Генеалогия. Методика генеалогических исследований, источники.

Семейное генеалогическое древо.

Литература. Схема генеалогического древа семей Баяновых, Корионовых, Есаулковых.

9. ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА

«Я здесь судьбой определён» *

Рассказ об Александре Петровиче Потапове – фотографе, поэте, журналисте.

Фотографии, стихи. Видеосюжеты



* Возможно выездное занятие – научный сотрудник музея выезжает с мини-выставкой в назначенное время в детский сад или школу.

Экскурсии и занятия для детей дошкольного

и младшего школьного возраста
1. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ


Название темы

Содержание занятий

Экспонаты

Археология
«Охота на мамонта»

Из беседы дети узнают о жизни первобытных людей:

где жили, чем питались, как одевались, с помощью чего охотились и трудились, как делали себе посуду и украшения.

Даётся представление о работе археолога: откуда сегодняшние люди узнали о древней жизни

Палеоландшафт «Первобытные люди».

Коллекция керамики, каменные, костяные и металлические орудия труда и охоты.

Кости мамонта.

Коллекция культового литья.

Видеофильм «Уральские истории» (для школьников)

Этнография
«Манси – лесные люди»

Как живут люди других национальностей. Чем они отличаются и чем похожи на русское население?

Быт, обряды, история, фольклор одного из народов Урала - манси.

Предметы быта: одежда, нарты, орудия охоты, труда. Фото.

История города
1. «С чего начинается родина?» *

Что было на нашей земле до появления города?

Находки месторождений железа и меди, строительство завода М.М.Походяшиным.

Село Петропавловское.

Открытие местрождения «Красная Шапочка» Н.А.Каржавиным.

Строительство города.

Экспозиции музея: предметы быта, труда.

Фото, документы, видеосюжеты.

Образцы медной и железной руды, боксита

2. Сказ о «Красной Шапочке»

Как было открыто месторождение «Красная Шапочка».

Бокситы: что это для чего нужны.

Как добывали боксит ранее и сейчас. Работа в шахте.

Коллекция бокситов.

Экспозиция музея: фото, орудия труда, макет шахты, спецодежда

3. Пешеходная экскурсия

«Храм на холме»

Рассказ об украшении нашего города – памятнике архитектуры – храме святых апостолов Петра и Павла.

Кто и когда построил храм? Для чего храм нужен?

Не всегда он был таким... (история возникновения, разрушения и восстановления)

Экскурсия к церкви, фото.

4. Пешеходная экскурсия

«По тихим улочкам пройдусь» (маршрут может определить педагог)

Улицы, предприятия, архитектурные и исторические памятники города.





2. ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Название темы

Содержание занятия

Экспонаты

1. «Золотая звезда Героя»

(для младшего школьного возраста)

Рассказ о земляках, получивших звание Героя Советского Союза – Хасане Заменове и Николае Моисееве

Можно совешить экскурсию к памятникам Героям Советского Союза, или провести беседу в музее, рассматривая экспозицию, посвящённую войне

2. «На войне легко победа не давалась»

Встреча с участниками Великой Отечественной войны






3. ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ

1. «Мы живём в краю таёжном»

Рассказ о природе нашего края: лес, реки, горы, камни, животные, птицы, рыбы, растения.

Диорамы отдела природы, слайды, фото.

2. Фенология

«Осенью, зимой, весной и летом» *

Особенности времён года нашего края

Слайд-программа

3. «Не просто

букашки»

Интересное из жизни насекомых

Коллекция насекомых.

Видеофильм.

4. Медведь *

Всё о жизни медведя.

Конкурсы, игры, загадки.

Сказания о звере у разных народов

Диорама «Бурый медведь».

Коллекция мишек.

Видеофильм.

5. «Полезные

камни» *

Полезные ископаемые – что это, где их находят, как добывают. Применение в быту человека.

Сказки и легенды о камнях

Коллекция полезных ископаемых.

Коллекция камнерезного искусства

6. «Здесь травинке каждой есть место» *

Беседа об охране природы. Почему природу нужно охранять? Как охраняют природу?

Правила поведения в лесу.

Красная книга – редкие растения и животные.

Заповедник «Денежкин Камень».

Игра «Заповедник»

Диорамы отдела природы, фото, слайды.

Видеофильмы:

- «Письма к Асе» (о работе заповедника);

- «Почему нельзя рвать цветы?»


4. МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

«Я поведу тебя в музей»

Что такое музей? Правила поведения в музее.

Экскурсовод, экскурсия, экспонат, коллекция, выставка.

Обзорная экскурсия по музею.

Экспозиции музея



5. «ВСЯКАЯ РАБОТА МАСТЕРА ХВАЛИТ»

Беседы об истории вещей, народных промыслах


Название темы

Содержание занятий

Экспонаты

1. «Шипит, кипит, всем чай пить велит»

Самовары

Чай. История его появления, разнообразие чайного напитка.

Появление самовара и его роль в быту народа. Разнообразие самоваров. Как топили самовар?

Традиции чаепития на Руси.

Самовары, коробки для чая, чайники, посуда, подносы

2. «Берёзка» *

Всё о берёзе и бересте. «Кабы не лыко да береста мужичёк бы рассыпался»(значение бересты в хозяйстве).

Загадки, конкурсы.

Коллекция изделий из бересты: старинные и современные туеса, игрушки и др.

3. Дерево

Роль дерева в жизни человека «от колыбели до погоста».

Царство дерева – русская изба.

Скульптуры из дерева, предметы быта: рубель, веретено, прялки, посуда и др.

4. «В какой одежде ходили прежде»

Превращение природного материала в ткань и связанные с этим поверья. Национальные цвета и узоры. Одежда разных лет.

Прялки, веретёна, полотенца, одежда

5. «Не боги

горшки

обжигают»

Керамика. Посуда от древних времён до наших дней.

Игрушки.

Коллекция керамики.

Дымковская игрушка.

6. Тайна

древнего

орнамента *

Орнамент. Узор-подзор (оберегающая роль орнамента в жизни древних людей). Их представления об окружающем мире, добре и зле через рисунок.

Фрагменты вышивки, орнаменты древней керамики, дымковская игрушка, полотенца

7. Русская изба

«Худо жить тому, у кого пусто в дому».

Строительство дома и связанные с этим древние поверья. Предметы быта, использующиеся в русской избе. Как ухватом горшок из печи достать, как самовар растопить и пр.

Самовар, керосиновая лампа, посуда, икона, прялки, лапти, одежда и др.

8. Тагильская

роза *

Нижнетагильские подносы. Когда появились, как их изготавливали, расписывали.

Назначение и разнообразие подносов.

Сюжеты и элементы росписи.

Коллекция нижнетагильских подносов

9. «И чугуна причудливый

узор» *

История каслинского чугунного литья. технология изготовления, разнообразие изделий.

Коллекция каслинского литья

10. Дымковская

игрушка *

Почему село Дымково зовётся? От праздника Свистуньи до наших дней (история появления игрушки). Секреты изготовления. Роспись, значение элементов росписи.

Коллекция дымковской игрушки

11. «Каменный

цветок»

Камнерезное искусство *

Уральский традиционный промысел. Какие камни применяют в этом промысле, почему. Сюжеты.

Сказы Бажова.

Коллекция камнерезного искусства, фильм

12. Уральская

роспись *

Расписные дома (Алапаевский район). Когда появилась традиция росписи. Мастера, сюжеты, значение элементов росписи.

Иллюстрированные книги, расписные туеса, прялки, подносы



  • Темы занятий разработаны с учётом возрастных особенностей посетителей музея.

  • Почти все темы программы, помимо основной музейной экспозиции дополнены фондовыми коллекциями, из которых специально для занятий оформляются мини-выставки.

  • Кроме того, в видеотеке музея есть видеосюжеты и фильмы по темам программы.

  • По желанию педагогов, беседы, экскурсии, занятия могут быть проведены не только в музее, но и вне его (экскурсии по городу, занятия в школах и детских садах).



Обязательна предварительная договорённость.
Заявки на коллективные посещения по телефону: (34380) 2-28-74

Адрес: г. Североуральск, ул. Чайковского, 21
Выходной – воскресенье.
Стоимость билетов:

Входной билет детский – 5 рублей

Входной билет взрослый – 15 рублей

Экскурсионный детский – 7 рублей

Экскурсионный взрослый – 20 рублей

Фотосъёмка – 15 рублей,

Видеосъёмка – 20 рублей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «Музей рассказывает…» г. Североуральск Мир музея… Как мал он и как огромен… Как хрупки его экспонаты и как крепки, прочны связи времён icon «Программа деятельности школьного краеведческого музея»
Выполнению этой задачи способствует программа деятельности школьного краеведческого музея. Школьный краеведческий музей обладает...
Образовательная программа «Музей рассказывает…» г. Североуральск Мир музея… Как мал он и как огромен… Как хрупки его экспонаты и как крепки, прочны связи времён icon А. П. Давыдов Инверсия и медиация в культуре как предмет философского осмысления
Логически его можно представить как инверсионное, с возросшим медиационным компонентом, как авторитарно-либеральное
Образовательная программа «Музей рассказывает…» г. Североуральск Мир музея… Как мал он и как огромен… Как хрупки его экспонаты и как крепки, прочны связи времён icon Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания...
...
Образовательная программа «Музей рассказывает…» г. Североуральск Мир музея… Как мал он и как огромен… Как хрупки его экспонаты и как крепки, прочны связи времён icon Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
...
Образовательная программа «Музей рассказывает…» г. Североуральск Мир музея… Как мал он и как огромен… Как хрупки его экспонаты и как крепки, прочны связи времён icon Автор увлекательно и авторитетно рассказывает о том, как использовать...
Новая книга известного таролога и оккультиста Веры Скляровой посвящена хиромантии — умению читать характер и судьбу человека по его...
Образовательная программа «Музей рассказывает…» г. Североуральск Мир музея… Как мал он и как огромен… Как хрупки его экспонаты и как крепки, прочны связи времён icon Опережающее домашнее задание: Миниисследовательская работа 1 группа
Он есть наша любовь и наша радость. Он проникает в душу, срастаясь с ней, как молитва ребёнка, как ласка матери, как золотое детство,...
Образовательная программа «Музей рассказывает…» г. Североуральск Мир музея… Как мал он и как огромен… Как хрупки его экспонаты и как крепки, прочны связи времён icon Урок «Тайна эпитета» Методическая информация
Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать...
Образовательная программа «Музей рассказывает…» г. Североуральск Мир музея… Как мал он и как огромен… Как хрупки его экспонаты и как крепки, прочны связи времён icon Предисловие его святейшества далай-ламы
Тибета. В автобиографии он рассказывает, как в возрасте тридцати шести лет получил Калачакра-тантру и многие другие учения от Джамьянга...
Образовательная программа «Музей рассказывает…» г. Североуральск Мир музея… Как мал он и как огромен… Как хрупки его экспонаты и как крепки, прочны связи времён icon «Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. Лекции»:...
Как образуется агрессивная толпа и как ею манипулируют? Возможно ли противостоять массовой панике до и после того как она возникла?...
Образовательная программа «Музей рассказывает…» г. Североуральск Мир музея… Как мал он и как огромен… Как хрупки его экспонаты и как крепки, прочны связи времён icon 8. Литература
Сегодня наступило время посмотреть на город, его парки, водоемы, обитателей водоема, как на экосистему, в которой не всегда все взаимосвязано,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции