Т.Л. Иваненко
г. Юбилейный, Московская область, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (ОСНОВНАЯ И СТАРШАЯ ШКОЛА)
Сегодня перед педагогами ставится задача перехода к компетентностной педагогике для организации компетентностного образования школьников и студентов. Решение данной задачи возможно только с помощью инновационных способов организации процесса обучения и воспитания. Мировая педагогика в этом направлении ориентирована на приоритет диалоговых форм и методов образования, выстраивающихся на основе интеракции (в пер. с англ. - взаимодействие, воздействие).
Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Интерактивные формы и методы образования несут в себе мощный педагогический потенциал, в частности для изучения иностранных языков.
Главный принцип интерактивного обучения – принцип сотрудничества субъектов образовательного процесса, предполагающий учёт личностных и возрастных особенностей и потребностей обучающихся, осуществление их психолого-педагогической поддержки в процессе образования, что приводит к обогащению опыта, актуализации и развития, самообразования.
Личностно-ориентированный подход в сочетании с деятельностным, развивающим, компетентностным подходами к обучению – методологическая основа интерактивного обучения.
Особенность интерактивного обучения - организация внутри групп интенсивного диалога, при необходимости сменяющегося на полилог. Диалог происходит внутри групп, а общение между группами создаёт полилог. Все это придает личностно-ориентированную, развивающую и творческую направленность содержанию и процессу интерактивного обучения в целом.
Существует система (технология) интерактивного обучения со следующими элементами:
соблюдение условий реализации интерактивного обучения;
разработка ситуаций и заданий для совместной, партнерской деятельности учащихся в процессе изучения английского языка;
использование не одного, а нескольких учебников, пособий, нескольких УМК, в том числе и аутентичных, для решения образовательной цели урока;
использование технических возможностей компьютера, мультимедиа-проектора, аудио-, видеотехники;
создание образовательной среды на уроке, основывающейся на высокой мотивации учащихся, в том числе за счёт проблематизации построения обучения, использования технических средств;
создание коммуникативного пространства в кабинете, способствующего диалогу, сотрудничеству и взаимопониманию, и, тем самым - взаимообучению;
использование активных, диалоговых, проблемных, развивающих, технологичных, социально моделированных учебных ситуаций;
организация работы в парах, индивидуально, в малых (3 человека) и больших группах (4-5 человек)
Таким образом, интеллектуальная и социальная мобильность и коммуникативность учащихся систематически, из урока в урок развивается, поддерживается и совершенствуется в совместном сотрудничестве.
Знакомство с некоторыми электронными учебными пособиями побуждает изменить подход к преподаванию иностранного языка в школе.
Звук, цвет, изображение.
Перед тобой дисплей и мышь.
Какое это наслаждение,
Ты по-английски говоришь!
Учитель электронный светит,
С него не сводишь глаз.
Задай вопрос, и он ответит,
И будет повторять хоть сотню раз.
На экране – мир волшебный,
Управляемый тобой.
Ты не просто наблюдатель,
А участник и герой!
Эти строки в какой-то мере характеризуют процесс обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность электронных учебных пособий вызвали огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера даёт возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при изучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.
Существующие сегодня компьютерные обучающие программы по иностранным языкам не всегда отвечают основным требованиям школьных программ, они предназначены, в основном, для индивидуальных занятий, для самостоятельного изучения иностранных языков. И, в то же время, без опытного преподавателя такой способ изучения языка является малоэффективным.
Конечно, в настоящее время, созданы компьютерные программы, поддерживающие уже существовавшие ранее курсы изучения иностранных языков. Обучение по таким программам проводится в определённой системе. И это замечательно! Хотя не каждый учитель в школе сегодня может позволить себе приобрести такие дорогостоящие учебники и СD-ROM-диски к ним.
В условиях ограниченного финансирования рекомендуется использование на уроках доступных мультимедийных программных средств, например, таких как New Cutting Edge interactive CD-ROM with video, мультимедийных учебников «Уроки английского языка Кирилла и Мефодия» для разных классов, электронного издания «Английский язык. Грамматика: части речи» (один из дисков фирмы «Новый диск») и т.п.
Практически к каждому разделу учебника можно подобрать материал на одном из названных дисков и использовать их фрагмент на уроке как вспомогательное средство при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при обучении диалогической речи, чтению и письму, а также, при тестировании. Учащиеся работают с компьютерными программами не весь урок, а только часть его, примерно 10-15 минут.
Появление в образовательных учреждениях интерактивных досок вывело обучение английскому языку на новый этап. Все интерактивные доски, невзирая на модель и фирму-изготовителя, отличают следующие особенности использования: интерактивные доски позволяют осуществлять не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, демонстрацию приложений, заданий в режиме реального времени, активное комментирование материала посредством электронных маркеров.
Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащихся в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.
Возможности интерактивной доски позволяют успешно использовать видео и игровые программы для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на дискете или через Интернет.
Те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, заметно повысили своё качество знаний. Если сравнить качество знаний по английскому языку учащихся 9 классов по итогам 2007-2008 учебного года (73%) и качество знаний по английскому языку учащихся 9 классов 2010-2011 учебного года (96%), то можно отметить увеличение на 23%. (Анализ проводился по итогам обучения учащихся МОУ «Гимназия №3» г. Юбилейного МО).
Формы работы с электронными учебными пособиями на уроках иностранного языка
1. Изучение лексики.
При введении и отработке тематической лексики можно использовать компьютерные программы. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.
На примере мультимедийных учебников «Уроки английского языка Кирилла и Мефодия» можно рассмотреть эти этапы.
На I этапе предлагается познакомиться с написанием и произношением слов и их транскрипциями.
На II-м этапе нужно сначала прослушать слово и подобрать к нему картинку, а затем с помощью мыши перетащить слова к картинкам или распределить слова согласно чтению выделенных гласных, или соединить слова по парам по какому-нибудь признаку.
На III-м этапе надо напечатать или написать слова после предварительного прослушивания.
Так как в классе обычно только один компьютер, он применяется как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики с расширением возможностей через использование интерактивной доски.
Контроль тематической лексики осуществляется индивидуально, используя раздаточный материал - карточки. Задания на карточках могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы.
2. Отработка произношения.
Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу. Правда, такой вид работы требует много времени, но, всё же, несколько минут урока можно посвятить этой работе, тем более, что она имеет положительный результат. Мультимедийные учебники «Уроки английского языка Кирилла и Мефодия» включают фонетические упражнения, основанные на сравнении собственного произношения с эталонным, ролевые игры и диалоги с возможностью записи и прослушивания своего голоса.
3. Обучение диалогической речи.
Работа с диалогами проводится по следующей схеме: сначала ребята должны прослушать диалог и вставить пропущенные слова, затем им предлагается принять участие в ролевой игре.
4. Обучение аудированию.
Одно дело просто послушать запись текстов или диалогов на кассете или диске, что мы делаем из урока в урок, так как это предусмотрено учебником, а другое - увидеть говорящих и всю ситуацию воочию. Электронное пособие New Cutting Edge intermediate предлагает нам 12 таких ситуаций и самые разнообразные задания к ним. Обычно это является любимейшим заданием учащихся.
5. Отработка грамматических явлений.
Все обучающие компьютерные программы так или иначе предусматривают отработку определённых грамматических структур. На диске New Cutting Edge intermediate в каждом уроке отрабатываются свои грамматические явления.
Электронное издание «Английский язык. Грамматика: части речи»- незаменимый помощник в изучении грамматики. Теоретический материал наглядно представлен интерактивными таблицами, рисунками и анимациями. В плакаты также включены опорные конспекты, упражнения к подтемам и тестовые задания. Таким образом, с помощью данного электронного пособия можно объяснять грамматический материал, отрабатывать и закреплять полученные навыки и умения и проводить контроль знаний. Очень большое преимущество этого пособия, что есть возможность распечатать конспекты, практические и тестовые задания к каждой теме.
Мультимедийный учебник «Уроки английского языка Кирилла и Мефодия» по-своему интересно преподносит грамматические явления.
В заключение хочется отметить, что современное общество диктует свои правила, оно требует, чтобы образование, если оно хочет оставаться качественным, совершенствовалось так же, как совершенствуется мир вокруг нас. Применение же компьютера и других информационно-коммуникационных технологий на занятиях позволяет оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя, мотивировать учеников на получение знаний.
Литература:
1. Методика обучения иностранному языку в средней школе. С-П, 2005;
2. Мультимедийный учебник «Уроки английского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс», ООО «Кирилл и Мефодий», 2008;
3. Мультимедийный учебник «Уроки английского языка Кирилла и Мефодия. 6 класс», ООО «Кирилл и Мефодий», 2008;
4. Sarah Cunningham, Peter Moor, New Cutting Edge: Intermediate: Student's Book with Mini-Dictonary, Pearson Education Limited, 2010, CD-ROM в комплекте;
5. Электронное издание «Английский язык. Грамматика: части речи», 2008, CD-ROM.
|