Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми Цели и задачи работы с одаренными детьми Ожидаемые результаты программы «Одаренные дети»




Скачать 203.37 Kb.
Название Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми Цели и задачи работы с одаренными детьми Ожидаемые результаты программы «Одаренные дети»
Дата публикации 30.05.2014
Размер 203.37 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Лекции > Пояснительная записка
Утверждено
директор В-Казанищенской СОШ №1

______________ Атаева Г.М.

«____» ____________ 2013г.






Название программы


Программа «Одаренные дети»

МКОУ Верхне-Казанищенская СОШ №1







Цель

программы



  • организация и координация работы по выявлению одаренных детей;

  • создание условий для развития их способностей;

  • повышение квалификации педагогических кадров и специалистов, работающих с одаренными детьми, оказание им консультативно-методической помощи.




Срок 

реализации

2013 - 2014 учебный год







Участники

программы


  • Школьники, вошедшие в банк данных В-Казанищенской СОШ №1

  • педагоги В-Казанищенской СОШ №1, работающие с одаренными детьми;



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

  2. Концепция программы

  3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  4. Цели и задачи работы с одаренными детьми

  5. Ожидаемые результаты программы «Одаренные дети»

  

Пояснительная записка

 

         Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования.

Программа  «Одаренные  дети»  ставит  своей  целью  создание необходимых  условий   для   развития   интеллектуальных,   творческих   и  физическихспособностей  детей и подростков в условиях  нашей школы.

         Под  одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,  которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном  или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.

        Одаренный   ребенок   -   это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.    

        Программа    «Одаренные    дети»    объединяет    блоки    основного    и дополнительного образования  через  психолого-педагогический  блок  для  создания гарантированных возможностей с целью развития способностей  одаренных детей.

Программа разработана по следующим направлениям:

- Изучение нормативных документов, рекомендаций по программе;

- Преемственность дошкольных учреждений и начальной школы;

- Создание банка одаренных детей;

- Психологическая помощь одаренным детям;

- Создание условий для выявления одаренности в учебно-воспитательном процессе;

- Контроль за состоянием работы учителей по реализации программы;

- Систематизация работы учителей;

- Создание методической копилки по работе с одаренными детьми.

I. Концепция программы

Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Первоначальные представления о высоком коэффициенте интеллектуальности как единственном критерии выдающихся достижений в наши дни обоснованно подвергается сомнению. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.

Одаренность – стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.

Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. Специальные исследования школьников позволили выделить следующие 4 группы детей, отличающихся уровнями развития интеллекта и креативности:

1) высокий интеллект – высокая креативность;

2) высокий интеллект – низкий уровень креативности;

3) низкий интеллект – высокая креативность;

4) низкий интеллект – низкий уровень креативности.

Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность.

Определение одаренности ребенка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка.

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:

– у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.

Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;

– работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;

– необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.

Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов – поддержать их и помочь самореализоваться.

Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию, предупреждать конфликты, неврозы. При необходимости проводить психотерапевтическую и психокоррекционную работу как с детьми, так и с педагогами и родителями.

Работа с такими школьниками диктует определенные требования к личности педагога:

– желание работать нестандартно;

– поисковая активность, любознательность;

– знание психологии подростка и психологии одаренных детей;

– готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, – одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований сделаны выводы: развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества, – создавать ситуации незавершенности, поднимать вопросы, использовать различные виды мышления, использовать оценку для анализа ответов, а не для награды или осуждения, обеспечивать атмосферу понимания, стимулировать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время необходимо уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности.

Уровень сотрудничества в учебной деятельности – актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.

Здесь уместна работа психолога по ознакомлению учителей с условиями, стимулирующими развитие творческого мышления детей.

В работе с одаренными детьми нужно использовать следующие концептуальные положения: опережающее обучение через стимуляцию индивидуально-исследовательского интереса, стимуляция группового творчества, приобщение к продуктивной творческой деятельности.

Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся – проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Креативность возможна в любых видах творчества – технического, научного, художественного, при условии сформированности у ребенка самостоятельности выбора решения.

На уроках регулярно возникает вопрос о том, как занять отдельных учащихся, имеющих повышенный уровень способностей, увлеченных исследованиями в определенной области, обладающих наклонностями к самообразованию и самообучению. Заставлять их наравне со всеми остальными присутствовать на уроках не всегда имеет смысл, так как может привести к снижению их интеллектуального потенциала. Можно найти выход из этой ситуации в форме «творческого отпуска учащегося». Такой отпуск предполагает освобождение от посещения занятий по одному или нескольким предметам от 2 недель до 2 месяцев. Утверждается программа творческого отпуска, который проводится в 4 этапа:

– определение цели, составление программы;

– подготовительный этап (подбор литературы, определение вопросов исследования, планирования);

– творческая работа (самообразование);

– отчетный этап.

Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметной недели, в конкурсах научно-исследовательских работ. Для реализации и развития способностей учащихся можно использовать дополнительную систему образования в форме клубов, студий, секций и т.д.

II. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

°    принцип  максимального  разнообразия предоставленных  возможностей для развития личности;

°    принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

°    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

°    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

°    принцип  свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

III. Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цели:

  • организация и координация работы по выявлению одаренных детей;

  • создание условий для развития их способностей;

  • повышение квалификации педагогических кадров и специалистов, работающих с одаренными детьми, оказание им консультативно-методической помощи.

Задачи:

  1. в организационно-педагогической деятельности:



  • осуществление мониторинга детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;

  • комплексное обеспечение областных мероприятий, проводимых с одаренными детьми (олимпиад, конкурсов, смотров, конференций, и т.д.);

  • осуществление работы по подготовке одаренных школьников к участию на районных олимпиадах, конференциях, конкурсах;

  • координация деятельности по проблеме работы с одаренными детьми ( в том числе на базе учреждений дополнительного образования детей);

  • разработка системы поощрения одаренных учащихся и стимулирования деятельности педагогов, работающих с ними.



  1. в учебно-методической деятельности:

  • создание методического банка материалов, предназначенных для работы с одаренными детьми. в информационно-методической деятельности;

  • изучение состояния методической деятельности по работе с одаренными детьми в других образовательных учреждениях Буйнакского района;

  • консультирование педагогов и специалистов по актуальным проблемам работы с одаренными учащимися;

IV. Ожидаемые результаты программы

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»:

 

1. Повышение качества образования основного и дополнительного блока.

2. Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «знание».

3. Создать атмосферу позитивного труда, его значимости в жизни человека. 

4. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

5.  Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными  детьми.

 

 

 

 

План мероприятий В-Казанищенской СОШ №1 на 2013-2014 учебный год

по выполнению программы «Одаренные дети»



Направления

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Изучение

нормативных документов,

рекомендаций по программе «Одаренные дети».

Общественное обсуждение проекта концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему, разработанный во исполнение решения Комиссии при Президенте Российской Федерации по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения единого государственного экзамена – http://i-russia.ru/all/docs/9389/.


до 28 февраля

Насрутдинова А.Ю.

Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми».


В течение года

Насрутдинова А.Ю.

Ознакомление с материалами сайта «Одаренные дети» Буйнакского района.

В течение года

Насрутдинова А.Ю.

учителя







2

Преемственность

дошкольных учреждений и начальной школы

Алгоритм поиска и выявления одаренных детей в детском саду и в начальной школе: составление списков будущих первоклассников.

Ноябрь

Закарьяева Д.И.

Абдуллаева А.А.


Семинар зав. ДОУ «Радуга» и завуча начальной школы «Организация и система работы по осуществлению преемственности ДОУ, начальной и основной школ.


Февраль

Закарьяева Д.И.

Абдуллаева А.А.


3

Создание банка

одаренных детей

  1. .Анкетно-биографические сведения по одаренным детям

Сентябрь

(обновление в феврале)


Насрутдинова А.Ю.

  1. Психодиагностические обследования среди учащихся

В течение учебного года

Алхасова Н.М. Ибрагимов М.И.


  1. Анкетирование детей

В течение учебного года

Алхасова Н.М. Ибрагимов М.И.


  1. Алгоритм выявления одаренных детей в учебном процессе.

В течение учебного года

Мамаев А.И.

  1. Алгоритм выявления одаренных детей в воспитательном процессе.

В течение учебного года

Залибекова Н.А.

  1. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов




В течение учебного года

Алхасова Н.М. Ибрагимов М.И. Насрутдинова А.Ю.


4

Психологическая помощь одаренным детям

Регулярные психологические консультации для одаренных детей психологами школ.

В течение учебного года

Алхасова Н.М. Ибрагимов М.И.

Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных и творческих конкурсов

В течение учебного года

Алхасова Н.М. Ибрагимов М.И.

Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости

В течение учебного года

Алхасова Н.М. Ибрагимов М.И.

Результаты психолого-диагностического обследования одаренных детей психологами школ района

до 26 декабря

Алхасова Н.М. Ибрагимов М.И.

Индивидуальная работа психологов с учащимися выпускных 11 классов, вошедших в банк одаренных детей школы для психологической характеристики в портфолио выпускника

14 марта

Ибрагимов М.И.

5


Создание методической копилки по работе с одаренными детьми

Комплектование научно-методической литературы

Сентябрь-октябрь

Джанаев Р.Н.

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференци-рованной работы, олимпиадные задания, задания повышенной труд-ности по предметам, разработки интеллектуальных марафонов, игр)

Сентябрь-октябрь

Рук. ШМО

Работа библиотеки по реализации проекта: создание тематических картотек; подборка отечественной и зарубежной литературы (моно-графии, статьи, тезисы, словари и т. д.) по вопросам одаренности детей


В течение учебного года

Джанаев Р.Н.

Создание копилки творческих работ учащихся: стихов, рисунков, сочинений…

май

Насрутдинова А.Ю.

6

Систематизация работы школы и учителей

1.Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, интернета; компьютерных игр по предметным курсам, электронных энциклопедий…

В течение учебного года

Насрутдинова А.Ю.

Рук. ШМО

2.Применение на уроках современных технологий: игровых учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых, здоровьесберегающих …

В течение учебного года

Насрутдинова А.Ю.

Рук. ШМО

3.Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся

В течение учебного года

Рук. ШМО

4.Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, с целью обмена опытом планируется сделать эти уроки открытыми.



В течение учебного года

Рук. ШМО

7

Организационно-массовые мероприятия

Посещение семинара ответственных по реализации программы «Одаренные дети» в школах: «Перспективы развития «Центра развития одаренности» Буйнакского района на 2012-2013 уч.г.



23 августа

Насрутдинова А.Ю.

Посещение семинара психологов «Одаренные дети: особенности психического развития»

Октябрь

Алхасова Н.М.

Посещение практикума зам. директоров по УВР и школьных методистов «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках».

Ноябрь

Мамаев А.И.

Насрутдинова А.Ю.

2-ой форум одаренных детей. Направление «Языкознание» (участники конкурса «Вдохновение»).

14 февраля

Адм. БР

Насрутдинова А.Ю.

Посещение научно-практической конференции педагогических работников «Алгоритм выявления одаренных детей в учебно-воспитательном процессе»

4 апреля

Насрутдинова А.Ю.

Форум одаренных детей Буйнакского района «Лучший Ученик Года»

25 апреля

Адм. БР в 10.00

Насрутдинова А.Ю.

Участие на семинаре ответственных по одаренным детям «Итоги работы школ Буйнакского района по программе «Одаренные дети»

(подготовить отчет о проделанной работе за год в бумажном и электронном варианте)

15 мая

Насрутдинова А.Ю.

8

Создание условий

для выявления одаренности

в учебно-воспитательном процессе

Районный конкурс по информатике и информационным технологиям «Инфознайка» для учащихся 11 классов общеобразовательных школ Буйнакского района

15 ноября

Насрутдинова А.Ю.

Атакова З.Д.

Молодежные чемпионаты по предметам

В течение года


Рук. ШМО

Интеллектуальный марафон среди старшеклассников.

Апрель

Умарова П.М-С.

Районные предметные олимпиады школьников.

По графику

Мамаев А.И.

Литературный конкурс авторских произведений «Вдохновение»

ноябрь

Рук. ШМО рус.яз и родн.яз

Арт-Медиа проект (мастер-класс и конкурс) по изобразительному искусству для одаренных детей Буйнакского района «Мир глазами и руками детей».


11 декабря

На базе Халим-бекаульской сош в 11.00

Алиева К.М.

Районный конкурс талантов «Золотая нота» (приглашаются ученики, вошедшие в банк данных одаренных детей района по направлениям: вокал и игра на муз.инструментах)

Номинации:

1.Игра на музыкальных инструментах;

2.Исполнение песен.

28.02.2012г.

В 10.00 Халим-бекаульская сош Заявки принимаются до 25.02.2012г.

Умарова П.М-С.

Залибекова Н.А.


Районный конкурс для учителей Буйнакского района «Банк работы учителя с одаренными детьми по предмету» (Тесты, медиатека, творческие задания, дополнительный материал…)

До 29 марта

Насрутдинова А.Ю.

Районный конкурс для учащихся Буйнакского района «Лучший ученик 2012 года» (по 25 номинациям)

Портфолио детей сдать до 26 марта

Насрутдинова А.Ю.







Спортивные конкурсы, первенства

По плану РУО

Умаров А.М.

Абдурахманова А.К.







Конкурсы сочинений

По плану РУО

Рук. ШМО русс.яз







Конкурс «Юный краевед»

По плану РУО

Рук. краевед.кружка







Конкурс художественной самодеятельности «Очаг мой – родной Дагестан

30 сентября

Залибекова Н.А.







Участие учащихся в конкурсах по ИЗО и прикладному искусству

В течение учебного года

Алиева К.М.







Конкурс-интеллектуальная игра «Умники и умницы» по русскому языку и математике

февраль

Насрутдинова А.Ю.

Галимова Б.А.







Участие на внутришкольных конкурсах и викторинах

По графику

Рук. ШМО




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми Цели и задачи работы с одаренными детьми Ожидаемые результаты программы «Одаренные дети» icon Семинар ответственных по работе с одарёнными детьми
Практический опыт работы проектирования системы работы с одаренными детьми отражен в единой районной программе «Одаренные дети»,...
Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми Цели и задачи работы с одаренными детьми Ожидаемые результаты программы «Одаренные дети» icon Отчёт о работе с одарёнными детьми Русский язык и литература как...
Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Это внеурочная деятельность: предметные...
Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми Цели и задачи работы с одаренными детьми Ожидаемые результаты программы «Одаренные дети» icon Отчет по работе с одаренными детьми ммсош – интернат 2012-2013 г
За минувший учебный год в ммсош – интернат проделана определенная работа с одаренными детьми
Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми Цели и задачи работы с одаренными детьми Ожидаемые результаты программы «Одаренные дети» icon Пример программы для учреждений дополнительного образования детей...
Пояснительная записка обоснование актуальности, нормативное обеспечение программы, концептуальное обоснование, цели, задачи, принципы,...
Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми Цели и задачи работы с одаренными детьми Ожидаемые результаты программы «Одаренные дети» icon Отчет по программе «Одаренные дети»
Чеченской республике обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно...
Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми Цели и задачи работы с одаренными детьми Ожидаемые результаты программы «Одаренные дети» icon Отчет по программе «Одаренные дети»
Чеченской республике обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно...
Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми Цели и задачи работы с одаренными детьми Ожидаемые результаты программы «Одаренные дети» icon Отчёт методиста по работе с одарёнными детьми мку уо г. Кизляра за...
Методиста по работе с одарёнными детьми мку уо г. Кизляра за 2012 2013 учебный год
Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми Цели и задачи работы с одаренными детьми Ожидаемые результаты программы «Одаренные дети» icon Методические рекомендации по работе с одаренными детьми для общеобразовательных учреждений

Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми Цели и задачи работы с одаренными детьми Ожидаемые результаты программы «Одаренные дети» icon Пояснительная записка. 1 Введение. 2 Возрастные особенности. 3 Организация...
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы по образовательным областям
Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми Цели и задачи работы с одаренными детьми Ожидаемые результаты программы «Одаренные дети» icon Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Составила: Аскерова Р. К. учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции