Утверждено
директор В-Казанищенской СОШ №1
______________ Атаева Г.М.
«____» ____________ 2013г.
|
Название программы
|
Программа «Одаренные дети»
МКОУ Верхне-Казанищенская СОШ №1
|
|
|
Цель
программы
|
-
организация и координация работы по выявлению одаренных детей;
-
создание условий для развития их способностей;
-
повышение квалификации педагогических кадров и специалистов, работающих с одаренными детьми, оказание им консультативно-методической помощи.
|
Срок
реализации
|
2013 - 2014 учебный год
|
|
|
Участники
программы
|
-
Школьники, вошедшие в банк данных В-Казанищенской СОШ №1
-
педагоги В-Казанищенской СОШ №1, работающие с одаренными детьми;
|
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка
-
Концепция программы
-
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
-
Цели и задачи работы с одаренными детьми
-
Ожидаемые результаты программы «Одаренные дети»
Пояснительная записка
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования.
Программа «Одаренные дети» ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физическихспособностей детей и подростков в условиях нашей школы.
Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Программа «Одаренные дети» объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.
Программа разработана по следующим направлениям:
- Изучение нормативных документов, рекомендаций по программе;
- Преемственность дошкольных учреждений и начальной школы;
- Создание банка одаренных детей;
- Психологическая помощь одаренным детям;
- Создание условий для выявления одаренности в учебно-воспитательном процессе;
- Контроль за состоянием работы учителей по реализации программы;
- Систематизация работы учителей;
- Создание методической копилки по работе с одаренными детьми.
I. Концепция программы
Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Первоначальные представления о высоком коэффициенте интеллектуальности как единственном критерии выдающихся достижений в наши дни обоснованно подвергается сомнению. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.
Одаренность – стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. Специальные исследования школьников позволили выделить следующие 4 группы детей, отличающихся уровнями развития интеллекта и креативности:
1) высокий интеллект – высокая креативность;
2) высокий интеллект – низкий уровень креативности;
3) низкий интеллект – высокая креативность;
4) низкий интеллект – низкий уровень креативности.
Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность.
Определение одаренности ребенка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка.
При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:
– у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.
Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;
– работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
– необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.
Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов – поддержать их и помочь самореализоваться.
Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию, предупреждать конфликты, неврозы. При необходимости проводить психотерапевтическую и психокоррекционную работу как с детьми, так и с педагогами и родителями.
Работа с такими школьниками диктует определенные требования к личности педагога:
– желание работать нестандартно;
– поисковая активность, любознательность;
– знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
– готовность педагога к работе с одаренными детьми.
Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, – одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований сделаны выводы: развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества, – создавать ситуации незавершенности, поднимать вопросы, использовать различные виды мышления, использовать оценку для анализа ответов, а не для награды или осуждения, обеспечивать атмосферу понимания, стимулировать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время необходимо уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности.
Уровень сотрудничества в учебной деятельности – актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.
Здесь уместна работа психолога по ознакомлению учителей с условиями, стимулирующими развитие творческого мышления детей.
В работе с одаренными детьми нужно использовать следующие концептуальные положения: опережающее обучение через стимуляцию индивидуально-исследовательского интереса, стимуляция группового творчества, приобщение к продуктивной творческой деятельности.
Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся – проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Креативность возможна в любых видах творчества – технического, научного, художественного, при условии сформированности у ребенка самостоятельности выбора решения.
На уроках регулярно возникает вопрос о том, как занять отдельных учащихся, имеющих повышенный уровень способностей, увлеченных исследованиями в определенной области, обладающих наклонностями к самообразованию и самообучению. Заставлять их наравне со всеми остальными присутствовать на уроках не всегда имеет смысл, так как может привести к снижению их интеллектуального потенциала. Можно найти выход из этой ситуации в форме «творческого отпуска учащегося». Такой отпуск предполагает освобождение от посещения занятий по одному или нескольким предметам от 2 недель до 2 месяцев. Утверждается программа творческого отпуска, который проводится в 4 этапа:
– определение цели, составление программы;
– подготовительный этап (подбор литературы, определение вопросов исследования, планирования);
– творческая работа (самообразование);
– отчетный этап.
Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметной недели, в конкурсах научно-исследовательских работ. Для реализации и развития способностей учащихся можно использовать дополнительную систему образования в форме клубов, студий, секций и т.д.
II. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
° принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
° принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
° принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
° принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
° принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
III. Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели:
-
организация и координация работы по выявлению одаренных детей;
-
создание условий для развития их способностей;
-
повышение квалификации педагогических кадров и специалистов, работающих с одаренными детьми, оказание им консультативно-методической помощи.
Задачи:
-
в организационно-педагогической деятельности:
-
осуществление мониторинга детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
-
комплексное обеспечение областных мероприятий, проводимых с одаренными детьми (олимпиад, конкурсов, смотров, конференций, и т.д.);
-
осуществление работы по подготовке одаренных школьников к участию на районных олимпиадах, конференциях, конкурсах;
-
координация деятельности по проблеме работы с одаренными детьми ( в том числе на базе учреждений дополнительного образования детей);
-
разработка системы поощрения одаренных учащихся и стимулирования деятельности педагогов, работающих с ними.
-
в учебно-методической деятельности:
-
создание методического банка материалов, предназначенных для работы с одаренными детьми. в информационно-методической деятельности;
-
изучение состояния методической деятельности по работе с одаренными детьми в других образовательных учреждениях Буйнакского района;
-
консультирование педагогов и специалистов по актуальным проблемам работы с одаренными учащимися;
IV. Ожидаемые результаты программы
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»:
1. Повышение качества образования основного и дополнительного блока.
2. Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «знание».
3. Создать атмосферу позитивного труда, его значимости в жизни человека.
4. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
5. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
План мероприятий В-Казанищенской СОШ №1 на 2013-2014 учебный год
по выполнению программы «Одаренные дети»
№
|
Направления
|
Мероприятия
|
Дата
|
Ответственные
|
1
|
Изучение
нормативных документов,
рекомендаций по программе «Одаренные дети».
|
Общественное обсуждение проекта концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему, разработанный во исполнение решения Комиссии при Президенте Российской Федерации по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения единого государственного экзамена – http://i-russia.ru/all/docs/9389/.
|
до 28 февраля
|
Насрутдинова А.Ю.
|
Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми».
|
В течение года
|
Насрутдинова А.Ю.
|
Ознакомление с материалами сайта «Одаренные дети» Буйнакского района.
|
В течение года
|
Насрутдинова А.Ю.
учителя
|
|
|
2
|
Преемственность
дошкольных учреждений и начальной школы
|
Алгоритм поиска и выявления одаренных детей в детском саду и в начальной школе: составление списков будущих первоклассников.
|
Ноябрь
|
Закарьяева Д.И.
Абдуллаева А.А.
|
Семинар зав. ДОУ «Радуга» и завуча начальной школы «Организация и система работы по осуществлению преемственности ДОУ, начальной и основной школ.
|
Февраль
|
Закарьяева Д.И.
Абдуллаева А.А.
|
3
|
Создание банка
одаренных детей
|
-
.Анкетно-биографические сведения по одаренным детям
|
Сентябрь
(обновление в феврале)
|
Насрутдинова А.Ю.
|
-
Психодиагностические обследования среди учащихся
|
В течение учебного года
|
Алхасова Н.М. Ибрагимов М.И.
|
-
Анкетирование детей
|
В течение учебного года
|
Алхасова Н.М. Ибрагимов М.И.
|
-
Алгоритм выявления одаренных детей в учебном процессе.
|
В течение учебного года
|
Мамаев А.И.
|
-
Алгоритм выявления одаренных детей в воспитательном процессе.
|
В течение учебного года
|
Залибекова Н.А.
|
-
Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов
|
В течение учебного года
|
Алхасова Н.М. Ибрагимов М.И. Насрутдинова А.Ю.
|
4
|
Психологическая помощь одаренным детям
|
Регулярные психологические консультации для одаренных детей психологами школ.
|
В течение учебного года
|
Алхасова Н.М. Ибрагимов М.И.
|
Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных и творческих конкурсов
|
В течение учебного года
|
Алхасова Н.М. Ибрагимов М.И.
|
Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости
|
В течение учебного года
|
Алхасова Н.М. Ибрагимов М.И.
|
Результаты психолого-диагностического обследования одаренных детей психологами школ района
|
до 26 декабря
|
Алхасова Н.М. Ибрагимов М.И.
|
Индивидуальная работа психологов с учащимися выпускных 11 классов, вошедших в банк одаренных детей школы для психологической характеристики в портфолио выпускника
|
14 марта
|
Ибрагимов М.И.
|
5
|
Создание методической копилки по работе с одаренными детьми
|
Комплектование научно-методической литературы
|
Сентябрь-октябрь
|
Джанаев Р.Н.
|
Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференци-рованной работы, олимпиадные задания, задания повышенной труд-ности по предметам, разработки интеллектуальных марафонов, игр)
|
Сентябрь-октябрь
|
Рук. ШМО
|
Работа библиотеки по реализации проекта: создание тематических картотек; подборка отечественной и зарубежной литературы (моно-графии, статьи, тезисы, словари и т. д.) по вопросам одаренности детей
|
В течение учебного года
|
Джанаев Р.Н.
|
Создание копилки творческих работ учащихся: стихов, рисунков, сочинений…
|
май
|
Насрутдинова А.Ю.
|
6
|
Систематизация работы школы и учителей
|
1.Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, интернета; компьютерных игр по предметным курсам, электронных энциклопедий…
|
В течение учебного года
|
Насрутдинова А.Ю.
Рук. ШМО
|
2.Применение на уроках современных технологий: игровых учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых, здоровьесберегающих …
|
В течение учебного года
|
Насрутдинова А.Ю.
Рук. ШМО
|
3.Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся
|
В течение учебного года
|
Рук. ШМО
|
4.Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, с целью обмена опытом планируется сделать эти уроки открытыми.
|
В течение учебного года
|
Рук. ШМО
|
7
|
Организационно-массовые мероприятия
|
Посещение семинара ответственных по реализации программы «Одаренные дети» в школах: «Перспективы развития «Центра развития одаренности» Буйнакского района на 2012-2013 уч.г.
|
23 августа
|
Насрутдинова А.Ю.
|
Посещение семинара психологов «Одаренные дети: особенности психического развития»
|
Октябрь
|
Алхасова Н.М.
|
Посещение практикума зам. директоров по УВР и школьных методистов «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках».
|
Ноябрь
|
Мамаев А.И.
Насрутдинова А.Ю.
|
2-ой форум одаренных детей. Направление «Языкознание» (участники конкурса «Вдохновение»).
|
14 февраля
Адм. БР
|
Насрутдинова А.Ю.
|
Посещение научно-практической конференции педагогических работников «Алгоритм выявления одаренных детей в учебно-воспитательном процессе»
|
4 апреля
|
Насрутдинова А.Ю.
|
Форум одаренных детей Буйнакского района «Лучший Ученик Года»
|
25 апреля
Адм. БР в 10.00
|
Насрутдинова А.Ю.
|
Участие на семинаре ответственных по одаренным детям «Итоги работы школ Буйнакского района по программе «Одаренные дети»
(подготовить отчет о проделанной работе за год в бумажном и электронном варианте)
|
15 мая
|
Насрутдинова А.Ю.
|
8
|
Создание условий
для выявления одаренности
в учебно-воспитательном процессе
|
Районный конкурс по информатике и информационным технологиям «Инфознайка» для учащихся 11 классов общеобразовательных школ Буйнакского района
|
15 ноября
|
Насрутдинова А.Ю.
Атакова З.Д.
|
Молодежные чемпионаты по предметам
|
В течение года
|
Рук. ШМО
|
Интеллектуальный марафон среди старшеклассников.
|
Апрель
|
Умарова П.М-С.
|
Районные предметные олимпиады школьников.
|
По графику
|
Мамаев А.И.
|
Литературный конкурс авторских произведений «Вдохновение»
|
ноябрь
|
Рук. ШМО рус.яз и родн.яз
|
Арт-Медиа проект (мастер-класс и конкурс) по изобразительному искусству для одаренных детей Буйнакского района «Мир глазами и руками детей».
|
11 декабря
На базе Халим-бекаульской сош в 11.00
|
Алиева К.М.
|
Районный конкурс талантов «Золотая нота» (приглашаются ученики, вошедшие в банк данных одаренных детей района по направлениям: вокал и игра на муз.инструментах)
Номинации:
1.Игра на музыкальных инструментах;
2.Исполнение песен.
|
28.02.2012г.
В 10.00 Халим-бекаульская сош Заявки принимаются до 25.02.2012г.
|
Умарова П.М-С.
Залибекова Н.А.
|
Районный конкурс для учителей Буйнакского района «Банк работы учителя с одаренными детьми по предмету» (Тесты, медиатека, творческие задания, дополнительный материал…)
|
До 29 марта
|
Насрутдинова А.Ю.
|
Районный конкурс для учащихся Буйнакского района «Лучший ученик 2012 года» (по 25 номинациям)
|
Портфолио детей сдать до 26 марта
|
Насрутдинова А.Ю.
|
|
|
Спортивные конкурсы, первенства
|
По плану РУО
|
Умаров А.М.
Абдурахманова А.К.
|
|
|
Конкурсы сочинений
|
По плану РУО
|
Рук. ШМО русс.яз
|
|
|
Конкурс «Юный краевед»
|
По плану РУО
|
Рук. краевед.кружка
|
|
|
Конкурс художественной самодеятельности «Очаг мой – родной Дагестан
|
30 сентября
|
Залибекова Н.А.
|
|
|
Участие учащихся в конкурсах по ИЗО и прикладному искусству
|
В течение учебного года
|
Алиева К.М.
|
|
|
Конкурс-интеллектуальная игра «Умники и умницы» по русскому языку и математике
|
февраль
|
Насрутдинова А.Ю.
Галимова Б.А.
|
|
|
Участие на внутришкольных конкурсах и викторинах
|
По графику
|
Рук. ШМО
|
|
|