Скачать 128.95 Kb.
|
19.Трудовое воспитание. Значение, компоненты труда, задачи, содержание, формы организации труда в ДОУ Важное значение трудовому воспитанию придавали: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. Трудовое воспитание - целенаправленны процесс формирования психологической и практической готовности к труду, нравственно-эстетическое отношения к труду и самой культуры труда. Трудовое обучение направлено на формирование у детей всей совокупности умений, необходимых для целостного осуществления трудовых процессов:
Отличие труда детей от труда взрослых: 1.Ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей, т.к. у детского труда нет результата (это никому, кроме него не нужно). Труд детей имеет общественное значение. Мнение взрослых: труд детей носит воспитывающий характер; мнение ребенка: удовлетворяет потребность в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает со сверстниками. 2.Близость к игре. Особенно в младшего возраста выражено стремление превратить трудовой процесс в игру. В процессе труда приобретаются трудовые Н, У, но не профессиональные, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Труд ребенка не имеет постоянного материального вознаграждения. Труд носит ситуативный, необязательный характер. Структурные компоненты труда Труд имеет все структурные компоненты деятельности, но они находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. Цель. Мл/в. Дети не могут ставить самостоятельно цель в труде, т. к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер: (могут повторяться не преследуя определенной цели). Ребенок нравиться выполнять само действие, а результат не важен. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать элементарной деятельности (застегнул пуговицу). Постоянно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание - открытие ребенком личных возможностей, что побуждает к самостоятельным действиям (я сам). Чтобы ребенок научился ставить цель необходимо осознание ее, умение видеть результат, владеть способами действий, навыками. На данном этапе роль принадлежит взрослому. Ст/в. Дети могут ставить цель, когда достигают материального результата (уборка), могут осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая). Мотив. При формировании трудовой деятельности важно и для чего ребенок трудится. Мотивы могут быть разными: получить положительную оценку, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, общественный мотив (польза др.)… Лишь в 5-7 лет ребенок способен формулировать мотивы. Планирование - важный компонент труда, включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом. Младший возраст: ребенок не планирует свою деятельность. В старшем возрасте процесс планирования специфичен. Дети планируют процесс исполнения, намечают основные этапы, но не способы исполнения, не предусматривает контроль и оценку работы. Словесное планирование отстает от практического - ребенок действует последовательно, но не может составить план работы. Чтобы действовать экономно и рационально, уметь предвидеть результат, детей следует учить планировать свою деятельность. Роль взрослого при этом: сначала планирует сам; затем привлекает детей; учит планировать самостоятельно. Процесс деятельности. Детей младшего возраста и старшего возраста увлекает процесс деятельности. В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитывается настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно. Результат труда. Детям мл/в часто важен не материальный, а моральный (положительная оценка взрослого) результат труда. Ребенка ст/в интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя положительная оценка взрослого тоже важна. В 5-7 лет – гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата. = Трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детям дошкольного возраста, хотя она имеет свои особенности. Задачи трудового воспитания Бабанский: Воспитание к труду; воспитание отношения к людям труда; формирование потребности трудиться; подготовка к выбору профессии. Логинова: Формирование отношения к труду; воспитание потребности трудиться; усвоение трудовых ЗУН в основных видах труда. Нечаева: Формирование трудовых У,Н; воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых. На основе классификации Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой можно выделить 2 группы задач: 1 - помощь ребенку в овладении трудовая деятельность (приобретение трудовых навыков);
Содержание (4 вида) труда детей д/в Самообслуживание – труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). В мл./гр воспитатель показывает способы выполнения действий: как надо одевать колготки (показ поэтапный, с объяснением). При обучении самообслуживающему труду воспитатель использует рассматривание картинок (они дают последовательность действий); специальные пособия (застегивание пуговиц); показывает ребенку специальные приемы; игрушки, персонажи кукольного театра… В ст/в в содержание труда по самообслуживанию входит и забота о себе: подготовка рабочего места перед началом занятия; уборка и мытье чашки, застилание постели, уборки игрушек, книг… Хозяйственно-бытовой труд. Содержание его является труд по уборке помещения, мытье посуды… Этот вид труда в отличие от 1 вида направлен не на заботу о себе, а имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки этого вида труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на обычную пользу. В мл/гр ХБТ по содержанию пр/собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, уборке снега, украшение участка… Важна положительная оценка взрослого. Дети ср/в и ст/в могут заниматься уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки); участка (уборка снега, листьев); принимать участие в приготовлении пищи (изделий из теста); в труде по ремонту книг, игрушек, одежды. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обслуживания процесса труда и результатов оценки, обучения отдельным способам выполнения тр/операций. Важно формировать представление о значении ХБТ для всех и для каждого. Из-за овладения необходимыми навыками у детей к ст/в часто пропадает интерес к этому виду труда. Поэтому необходимо содержание ХБТ усложнить за счет расширения круга обязанностей ими введения нового объекта для применения уже отработанных навыков. Труд в природе. Содержание: уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, чистка аквариума… Значение труда в природе: развитие трудовых навыков, воспитание нравственных чувств, закладывание основ экологического образования. Мл/в. Воспитатель организует наблюдения за животными, привлекает внимание к растениям. Особенности труда в природе:
= Этот вид труда способствует не только трудовому воспитанию, и нравственному, эстетическому, умственному, физическому. Ручной и художественный труд является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. Содержание: изготовление поделок из природного материала, бумаги, ткани, дерева. Этот вид труда способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. 2 направления художественного труда в д/у: 1 – изготовление поделок; 2 – дети учатся украшать помещение группы, оформляют выставки. Мл/в. Вводятся отдельные элементы ручного и ХТ. Детям помогает воспитатель в создании поделок. Участие взрослого обязательно. Активность детей минимальна, но приобщение к такому труду полезно и необходимо. Зарождение умственного труда. Любой труд характеризуется усилием, которое направлено на достижение результата. Результат м/б: 1 – материализованным (поделка); 2 – улучшение качества (почищенная клетка попугая);
Формы организации труда Содержание труда реализуется в разных формах организации: Поручения – обращенная к ребенку просьба выполнить какое-то трудовое действие. По форме организации трудовые поручения могут быть: *индивидуальными; * подгрупповыми; * общими. По продолжительности: * кратковременными, длительными; * постоянными; * одноразовыми. По содержанию: соответствовать видам труда. Через поручения решаются задачи трудового воспитания, нравственного, физического, умственного, эстетического. Поручения начинают давать детям с 2-3 лет. Воспитатель просит ребенка что-то сделать и при необходимости дает совет как, каким способом лучше сделать. Поручения должны быть доступными и понятными по мотиву и способу выполнения. В мл/гр. поручения используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым У, Н, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослыми; для подготовки к другим формам организации труда. Выполнение поручений помогает детям привыкать к пониманию общественной направленности выполняемых поручений, овладевать способами доброжелательных взаимоотношений, дети учатся доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий. Ст/гр. Появляются поручения, включающие несколько взаимосвязанных действий (подбор материала для ручного труда, разложить его на столах…). Воспитатель может дать общие (для 5-6 детей) поручения: перенести игрушки с участка в группу; поручения с отсроченным результатом (посадим цветы, которые расцветут к празднику). Поручения могут быть индивидуальными и направленными на общий результат (нарисовать рисунок для последующей выставки). В ст/в четко проявляется дифференцированный интерес детей к какому-либо виду труда: одно поручение ребенок выполняет охотно, другое небрежно, неохотно, поэтому следует приучать детей выполнять любое нужное дело с удовольствием, доброжелательно. Дежурства – труд 1 или нескольких детей в интересах всей группы. Здесь в большей степени выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота 1 (нескольких) детей о других, поэтому дежурства способствуют развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. Дежурства бывают: * по столовой; * в уголке природы; * по подготовке к занятиям. Дежурства вводятся во 2 мл/гр. в конце 2 полугодия. С 3-х лет дети способны выполнять несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение 1 задачи (накрыть на стол). Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы, ценит проявления творчества, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям. Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Общий (ср/гр), совместный (ст/гр), коллективный труд (подг/гр) – более сложная форма организации труда (Д.В. Сергеева, С.А. Козлова, Л.В. Крайнова). 1 – способствует решению задач НВ. Приобретенные трудовые Н,У закрепляются, обучение новым осуществляется индивидуально. 2 – создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д. Что объединяет понятия: общественно направленная цель детской деятельности, т.е. результатом труда является польза для всех (уборка участка). Отличие: в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений: 1 вид предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. Воспитатель распределяет обязанности между детьми, один выполняет одно, другой – другое… отсюда, в комнате порядок. 2 вид предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в 1 виде, единая. Воспитатель распределяет детей на звенья, внутри звена дети работают цепочкой: 1 снимает игрушки с полки, 2 ставит их на стол, 3 моет. 3 вид – такая форма организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи. Эта форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Не каждый общий и совместный труд коллективный, но каждый коллективный – общий и совместный. Коллективный труд воспитывает защищенность, взаимопонимание, создает положительный эмоциональный настрой, т.е. «мажор» в коллективе (Макаренко). организуется 1 раз в неделю: уборка групповой комнаты, труд в природе… Условия воспитания дошкольников в труде. ТВ детей д/в могут быть эффективно при определенных условиях: 1.Необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу.
2.Организация материальной среды и трудового оборудования, правильный подбор оборудования способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд. Важно и необходимо учитывать нагрузку, которую можно испытать, выполняя трудовое задание. Опасно и недопустимо перегружать детей. Утомление снижает интерес к труду и вредит здоровью. Мало эффективны и слишком легкие задания. 3.Учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. При реализации личностно-ориентированной модели воспитания необходимо учитывать интересы детей. При этом надо показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Мастерство педагога в создании условий, в которых ребенок сам захочет трудиться. Трудом не наказывают (Макаренко). Труд для человека – полезная и важная деятельность, которая оказывает влияние на общее развитие ребенка: познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки. ТВ служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания (А.Д. Шатова), это новая область в воспитании детей д/в; в теории и практике много противоречий, нерешенных вопросов. Но его актуальность бесспорна, т.к. вызвана требованиями времени. Средства ТВ дошкольников ТВ детей д/в осуществляется с помощью ряда средств: Собственная трудовая деятельность детей является ведущим необходимым средством ТВ. Дети обучаются конкретным трудовым У,Н, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи ТВ. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач ТВ. Это средство позволяет расширить представления ребенка о создании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Существуют разные подходы к проблеме ознакомления с трудом взрослых. 1 подход: ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, будет воспитываться уважение к труду (В.И. Логинова, М.В. Крулехт); 2 подход: надо знакомить с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней. Ознакомление с процессом труда – фон, содержание, на котором можно конкретизировать деятельность человека. При ознакомлении с трудом взрослых важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду. Художественные средства: худ/литература, музыка, изо искусство. У детей формируются представление о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд др. людей. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений. *Воспитанию желания трудиться помогает музыка, которая может сопровождать труд детей (Болгария) в группе, на участке… Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Можно использовать музыку во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, под музыку физический труд легче и приятнее. *Воспитатель каждодневно использует пословицы и поговорки, которые помогает в лаконичной форме похвалить, подбодрить ребенка, высказать отношение к лени, подчеркнуть важность труда. Пословица эффективна, т.к. не воспринимается ребенком как нотация. В сказках утверждается моральная ценность труда. Положительный герой трудолюбив, готов помочь и результате вознаграждается любовью, богатством, признанием. В художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека, показан процесс труда, рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности, добросовестности (Михалков, Маяковский, Маршак…). *При рассматривании произведений изо искусства дети видят не только процесс труда, но и проникаются настроением картины. *Диа- и видеофильмы, слайды относятся к группе худ/средств. = Все перечисленные художественные средства эффективны в ПП, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности детей д/в. |
1 Много ли надо знать о параллельных вычислениях? 1 Часть I. Параллельные... Внимание местами могут быть неверно распознанные слова. А английские слова могут стать русскими: Open = Орет. (такое нашел и поправил... |
Как воспитать у детей ... |
||
Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что... Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной |
Создание незабываемых персонажей Однако, можно научиться хорошему диалогу. Есть методы продумывания сцены и персонажа, которые могут улучшить диалог. Писатели могут... |
||
План-проспект рукописи “Дети в карусели развода” Психология семейных отношений”. Все содержащиеся рекомендации могут быть полезны и широкому кугу читателей, столкнувшихся с проблемой... |
Которые могут передвигаться в транспортном средстве Пассажировместимость — количество пассажиров, которые могут передвигаться в транспортном средстве одновременно и продолжительное... |
||
3. 3 Группы Группа социальная общность людей, объединенных на основании ряда признаков, относящихся к содержанию совместно выполняемой ими деятельности... |
Специальные упражнения для подготовки начинающих волейболистов Он очень популярен. Достоинства волейбола заключаются в сравнительной простоте оборудования, мест для игры, правил ее ведения, большой... |
||
Когда боги бежали с земли москва«эксмо» 2006 Перевод с английского... Древние шумерские, аккадские, хеттские, вавилонские тексты скрывают в себе поразительные знания, которые вполне могут быть расшифрованы... |
Социально-педагогическая программа творческой реабилитации и коррекции... Как показывает педагогическая практика, очень часто трудности в обучении в начальной школе связаны с тем, что дети не могут организовать... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |