Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»




Скачать 45.83 Kb.
Название Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Дата публикации 26.05.2014
Размер 45.83 Kb.
Тип Конспект
literature-edu.ru > Лекции > Конспект
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» как интерпретация реальных событий».


Дата проведения урока:

22.11.12

Конспект составила:

Полесовщикова Я.Ю.

Москва 2012

  1. По программе Коровиной В.Я. Класс: 5.

  2. Тема: Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» как интерпретация реальных событий.

  3. Цели урока:

  1. Образовательная: ознакомить с содержанием стихотворения «Бородино», обратив внимание на его историческую основу.

  2. Развивающая: продолжать развивать навык работы с текстом и умение анализировать;

  3. Воспитательная: формирование у учеников чувства глубокого патриотизма, уважения к историческому прошлому Родины.

  1. Метод: развивающие – исследовательский, эвристический

Приём: исследовательский доклад, беседа, анализ образа героя

  1. Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

  2. Комплексное обеспечение урока: Учебник-хрестоматия для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч 1./Авт-сост. В.Я.Коровина и др. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2002. ; презентация учителя и учеников.

  3. Основные этапы:

  1. Организационный момент (приветствие, отмечание отсутствующих).

  2. Вступительное слово учителя: На прошлом занятии мы изучили биографию М.Ю.Лермонтова. Сегодня мы начнем изучение стихотворения «Бородино». Оно было написано в 1837 году, и посвящено 25-летней годовщине Бородинского сражения. Сейчас нам (называет имя ученика) расскажет о реальном сражении под Бородином.

  3. Реализация образовательной цели.

Ученик рассказывают о Бородинском сражении.

Учитель: Эти события и легли в основу произведения Лермонтова. Как вы думаете, почему поэт обратился к этой теме?

Ученики: Думаю, он испытывал чувство гордости за свою страну, своих соотечественников, которые смогли выиграть это тяжелое сражение.

Учитель: Верно. Поэтому это стихотворение пронизано чувством гордости, патриотизмом.

Сейчас прослушаем стихотворение «Бородино» в исполнении мастера слова. Постарайтесь запомнить, с какой интонацией следует читать это стихотворение. Параллельно просмотрим подобранные иллюстрации. Вызывает учеников, готовивших иллюстрации, включает их презентацию и аудиозапись (материал взят с сайта http://аудиохрестоматия.рф/). Если невозможно воспроизвести запись – ученики по очереди читают стихотворение.

Учитель: Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Ученики: чувство гордости, интересно читать, узнать что-то новое.

Учитель: Когда вы читали это стихотворение – вам наверняка встречались незнакомые слова. Сейчас я покажу вам презентацию, в которой объясняю слова, которые показались мне трудными и незнакомыми для вас.

Показывает презентацию.
Учитель: От чьего лица ведется рассказ?

Ученики: От лица участника событий.

Учитель: Как вы думаете, почему рассказ ведется именно от лица участника событий?

Ученики: Потому что Лермонтову важно передать эмоции солдата, показать события с его точки зрения.

Учитель: Лермонтов не дает описание внешности рассказчика, но каким вы себе его представляете?

Ученики: Человеком сильным, храбрым, смелым, идущим в бой за свою Родину.

Учитель: Как отзывается главный герой о своих современниках и о потомках? С кем он сравнивает своих современников?

Ученики: «Да, были люди ... не вы!». С богатырями.

Учитель: Кто такой в вашем понимании богатырь?

Ученики: Человек сильный.

Учитель: А какие ещё качества присущи богатырям?

Ученики: Сила, храбрость, любовь к Родине.

Учитель: А вы любите свою Родину? Готовы её защищать?

Продолжим работу с текстом.

Как я уже говорила – в основу стихотворения легли реальные исторические события. Сейчас я буду приводить вам примеры из исторической справки, хроники, а вы будете находить в тексте слова, которые рассказывают нам о том же, но уже поэтическим языком.

Показывает презентацию.

«Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, которое находится западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.»

3 строфа:

«Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали»
«Да , и вот наш главнокомандующий михаил илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября мы расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий у них было чуть меньше: 587».

4 строфа:

«И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.»
«До главного сражения 5 сентября был бой за Шевардинский редут»

Строфа 6:

«Два дня мы были в перестрелке… «
«В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению»

Строфа 7

«Прилег вздремнуть я у лафета…»
«На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.»

Строфа 8:

«И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.»
«Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции».

Строфа 13:

«Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны -

И отступили басурманы».

Какая форма изложения событий вам понравилась больше?
4. Подведение итогов: Итак, «Бородино» - стихотворение, на которое вдохновили поэта реальные исторические события. Он испытывал гордость за своих соотечественников, чувство глубокой признательности к ним.
5. Домашнее задание: ответить письменно на вопрос 6, устно – 5, 7 на стр.150. Выучить наизусть стихотворение «Бородино».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» icon М. Ю. Лермонтов Бородино (отрывок)
Каковы настроение и пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», произведения каких русских поэтов сопоставимы по своему настроению...
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» icon Конспект урока для 6 класса по теме: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» icon Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского...
Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» icon Конспект урока литературы по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»
Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» icon Конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления»
Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания,...
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» icon Конспект урока по теме: Ода Горация «к мельпомене» в переводах русских поэтов 18-19 вв
Цели урока: познакомить учащихся с переводом оды Горация; совершенствовать навыки сопоставительного анализа лирического произведения;...
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» icon Урока: изучение нового материала. Оборудование
Цель урока: узнать, какую роль в творчестве Лермонтова сыграл Кавказ и познакомиться с некоторыми архивными документами той поры;...
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» icon План-конспект урока по русской литературе в 8 классе Тема: В. В....
В. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» icon План-конспект урока гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. Фио (полностью)
Цель урока: изучить и закрепить новые знания по теме «Гласные в суффиксах существительных –ек и -ик»
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» icon Урока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции