№
урока.
Дата
|
Вид урока.
Основные
виды
деятельности
учащихся
|
Тема урока. Основное содержание.
|
Домашнее задание
|
Цель урока
|
Выход на результат
|
1
|
Лекция с элементами беседы
|
Введение. Россия рубежа 19 – 20 веков. Историко–культурная ситуация
|
- доработать конспект лекции, пользуясь материалом вступительной статьи учебника.
- перечитать рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш» М.Горького
|
Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца 19-нач. 20 веков истор. процессами в стране и в мире
|
Знание многообразия художественных направлений
|
2
|
Лекция. Беседа.
|
Максим Горький(1868-1936)
(Алексей Максимович Пешков). Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы.
|
- проанализировать ранние рассказы Горького (по выбору учащихся).
|
Познакомить с вехами биографии и творчества писателя, показать особенности его романтизма
|
Знать творческий путь писателя
|
3
|
Практикум.
|
Композиция романтических рассказов Горького. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.
|
- читать пьесу «На дне».
|
Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя
|
Уметь анализировать прозаическое произведение
|
4
|
Лекция. Беседа.
|
Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне».
|
- выписать высказывания Луки о людях, о жизни, о правде, о вере.
- подумать о роли Луки в пьесе.
|
Показать новаторство Горького, определить составляющие жанра и конфликта в пьесе
|
Знать, что такое жанр и конфликт в драматическом произведении
|
5
|
Дискуссия. Аналитическая беседа.
|
«Во что веришь – то и есть».
Роль Луки в драме «На дне».
|
- выписать высказывания разных героев пьесы о правде.
- подумать, как решается вопрос о правде в пьесе.
|
Создавать проблемную ситуацию и побудить к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненной позиции
|
Умение определять роль художественного образа
|
6
|
Практикум. Беседа.
|
Три правды в пьесе «На дне». Смысл названия пьесы.
|
- подготовиться к проверочной работе по творчеству Горького.
|
Выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде
|
Умение определять роль художественного образа
|
7
|
Урок контроля.
|
Письменная работа по творчеству Горького. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Горького.
|
- написать сочинение по пьесе «На дне».
-подготовить доклад по биографии И.Бунина. (Индивид. задание);
- принести на урок тексты стихотворений И.Бунина.
|
Развивать творческие способности учащихся
|
Умение доказывать свою точку зрения
|
8
|
Лекция с элементами беседы
|
Краткие сведения о жизненном и творческом пути Л. Н. Андреева. Рассказ «Предстояла кража»
|
проанализировать ране изученные произведения писателя
|
Познакомить учащихся с удивительной, полной душевных бурь и событий жизнью Андреева
|
Знать творческий путь писателя
|
9
|
Практикум. Беседа
|
Гуманистический пафос рассказа Л. Н. .Андреева «Предстояла кража»
|
|
Раскрыть своеобразие писательской манеры, вовлечь учащихся в размышления о смысле человеческого бытия
|
Умение определять роль композиции, сюжета, изобразительновыразительных средств языка в их единстве
|
10
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Александр Иванович Куприн
(1870-1938).
Жизнь и творчество.
Изображение мира природы и человека в повести «Олеся».
|
- прочитать повесть «Поединок».
- ответить на вопросы:
- В чём смысл названии повести?
- Какие темы затрагивает
писатель?
|
Познакомить учащихся с наиболее яркими периодами в творчестве Куприна; остановиться на проблеме, поставленной автором в повести
|
Знать творческий путь писателя
Умение определять роль художественного образа
|
11
|
Беседа.
|
Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» А.И.Куприна.
|
- подготовить рабочие материалы к сочинению по творчеству Бунина и Куприна.
|
Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, роль детали в рассказе
|
Умение доказывать свою точку зрения
|
12
|
Беседа. Практикум.
|
Иван Алексеевич Бунин(1870-1953). Жизнь и творчество. Лирика Бунина. Её философичность, лаконизм и изысканность. Стихотворения «Собака», «Одиночество».
|
- прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско», найти образы-символы, определить их значение.
|
Познакомить учащихся с творческой судьбой Бунина, дать общую характеристику бунинской лирики
|
умение анализировать поэтический текст
|
13
14
|
Аналитическое чтение.
Беседа. Практикум.
|
И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям.
Анализ композиции и конфликта рассказа. Поэтика рассказа.
|
- прочитать по учебнику о рассказе, выделить особенности композиции рассказа.
|
Выявить первоначальное восприятие прочитанного рассказа; познакомить с историей создания, в процессе анализа помочь ученикам понять главную мысль рассказа
|
Умение определять роль композиции, сюжета, изобразительновыразительных средств языка в их единстве
|
15
|
Урок развития речи.
|
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина.
|
- написать сочинение.
|
Развивать творческие способности учащихся.
|
Умение доказывать свою точку зрения
|
16
|
Лекция.
|
Поэзия «серебряного века».
Русский символизм и его истоки.
«Старшие символисты»: Н.Минский
(Николай Максимилианович Виленкин) (1855-1937), Д.Мережковский (1866-1941),
З. Гиппиус (1869-1945), В.Брюсов,
К.Бальмонт, Ф.Сологуб (Фёдор Кузьмич Тетерников) (1863-1927), «младосимволисты»: А.Белый, А.Блок,
Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949).
|
- прочитать статью учебника о символизме.
- выучить стихотворение Брюсова (на выбор), подготовить его анализ.
- сообщение о В.Брюсове (индивидуальное задание).
|
Объяснить значение термина «серебряный век», познакомит с творческой судьбой наиболее ярких поэтов «серебряного века»
|
Знание многообразия художественных направлений
|
17
|
Лекция. Беседа.
|
В.Я.Брюсов(1873-1924). Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Поэзия Брюсова.
«Грядущие гунны», «Родной язык», «Кинжал»
,
|
- подготовиться к внеклассному чтению: стихотворения Бальмонта, Гумилева, Северянина, Хлебникова; выразительно читать, проанализировать подготовленные стихотворения.
- сообщения о поэтах.
|
Показать значение творчества Брюсова для русской поэзии, разобраться в особенностях его поэтики
|
умение анализировать поэтический текст, знать тексты стихотворений
|
18
19
|
Уроки внеклассного чтения.
|
Лирика поэтов-символистов.
К.Д.Бальмонт(1867-1942):
Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…», «О женщина, дитя, привыкшее играть…»).
|
|
Показать яркую индивидуальность поэта, разобраться в его творческой лаборатории
|
Умение самостоятельно анализировать художественный текст
|
20
|
Лекция. Беседа.
|
Н.С.Гумилёв (1886-1921). Слово о поэте. Проблематика и поэтика творчества поэта.
Мир образов Николая Гумилёва.
«Жираф», «Озеро Чад», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»
|
- прочитать статью учебника об акмеизме,
- выучить стихотворение Гумилёва (на выбор),
- подготовить сообщение по биографии Гумилёва
|
Познакомить учащихся с трагической судьбой Гумилева, показать значение Гумилева в разработке нового течения, раскрыть духовный мир поэта
|
умение анализировать поэтический текст, знать тексты стихотворений
|
21
|
Лекция с элементами беседы.
|
«Эгофутуризм» Игоря Северянина (И.В.Лотарёва) (1887-1941).
Стихотворения «В парке плакала девочка», «Это было у моря» (поэма-миньонет), «Кензель», «Увертюра», «Классические розы»
|
- выучить стихотворение И.Северянина (на выбор), проанализировать его.
- индивидуальное задание (по желанию): доклад или реферат «Авангардная живопись начала 20 века» или «Кубизм и кубофутуризм».
|
Углубить представление учащихся о футуризме, раскрыть духовный мир поэта
|
Умение выразительно читать, анализировать поэтический текст
|
22
|
Лекция с элементами беседы
|
Кубофутуризм Велимира Хлебникова. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Кузнечик», «Свобода приходит босая…»
|
- написать сочинение по одной из предложенных тем: Поиски и находки поэтов Серебряного века.
Противоречия эпохи в поэзии Серебряного века.
|
Познакомить мотивами, темами, настроением лирики Хлебникова
|
Умение анализировать поэтический текст, определить роль художественного образа
|
23
24
|
Лекция с элементами беседы.
Практикум.
|
Марина Ивановна Цветаева
(1892-1941). Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике Цветаевой.
«Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», « В огромном городе моем – ночь…»
Тема Родины.
«Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля.
|
- прочитать стихотворения Цветаевой,
- прочитать статью учебника о Цветаевой.
- выучить стихотворение наизусть (по выбору),
- письменно выполнить анализ выученного стихотворения
|
Заинтересовать учеников личностью Марины Цветаевой, отметить особенности поэтической манеры
Показать своеобразие ее поэзии, показать трагичность мироощущения поэта, привить ученикам глубокое уважение к истории и культуре своей страны
|
Знать творческий путь поэтессы, знать текст стихотворения, умение анализировать поэтический текст
|
25
|
Лекция с элементами беседы.
|
Александр Александрович Блок (1880-1921).
Жизнь и творчество. Блок и символизм.
Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»
|
- выучить одно из стихотворений цикла наизусть (на выбор) и разобрать его.
|
Познакомить с атмосферой, в которой вырос поэт; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока
|
Знать творческий путь поэта, идейно-художественную значимость стихотворений
|
26
|
Практикум.
|
Тема страшного мира в лирике А.А.Блока.
«Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека… », «В ресторане», «Фабрика», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Когда вы стоите на моём пути».
|
- выучить стихотворение «Незнакомка» наизусть.
- выбрать и прочитать стихотворение Блока о России.
|
Показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики, дать анализ стихотворения
«Незнакомка»
|
Умение самостоятельного анализа произведения
|
27
|
Практикум.
|
Тема Родины в лирике Блока А.А.
«Россия», «Река раскинулась…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге».
|
- прочитать поэму «Двенадцать».
|
Показать значение образа России в творчестве Блока
|
Умение определять роль художественного образа в произведении
|