Исследовательская работа по направлению Лингвострановедение Тема: Загадка




Скачать 164.59 Kb.
Название Исследовательская работа по направлению Лингвострановедение Тема: Загадка
Дата публикации 24.05.2014
Размер 164.59 Kb.
Тип Исследовательская работа
literature-edu.ru > Лекции > Исследовательская работа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

Верхнекетского района Томской области

Научно – практическая конференция учащихся

«Мой первый проект»

Емельянов Захар Евгеньевич, Захарова Полина Тарасовна, Мингалеева Дарья Фёдоровна, Родикова Арина Александровна

Класс 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

По направлению Лингвострановедение

Тема: Загадка

Научный руководитель: преподаватель высшей категории Т.И. Таркина

Признать, что работа выполнена

и защищена с оценкой

_____________________________

Рекомендуется

______________________________

Председатель экспертной комиссии

_____________

подпись

___________

дата

Эксперты

_____________

подпись

___________

дата

_____________

подпись

___________

дата

Председатель экспертного совета

_____________

подпись

___________

дата

П. Сайга

2012г.

ОГЛАВЛЕНИЕ




Введение

3 с.




Глава 1. Теоретическая часть

5 с.




  1. История возникновения загадки

5 с.




  1. Типы загадок

8 с.




  1. Строение загадки

10 с.




  1. Значение загадки

10 с.




Глава 2. Практическая часть

11с




2.1. Создание сборника загадок собственного сочинения

11с.




Заключение

13с.




Список литературы

14с.




Приложение

15с.


ВВЕДЕНИЕ

Наша учительница на уроке задавала нам загадки. Было очень весело угадывать.

Нам стало интересно, а сможем ли мы сами придумать загадку, что нужно знать и уметь для этого? Эта тема актуальна для нас тем, что отгадывая готовые загадки и придумывая свои собственные, мы будем развивать свою фантазию, воображение, ум. А это, конечно, поможет нам в дальнейшей учёбе.

Цель: создание сборника загадок, собственного сочинения.
Задачи:
1. Узнать, как появились загадки и для чего они нужны.
2. Узнать, как устроены загадки.
3. Научиться составлять свои загадки.
4. Создать сборник загадок.

Предмет исследования: загадка

Объект исследования: возможность создания сборника собственных загадок.

Методы исследования:

  • Поиск информации по Интернету;

  • Поиск литературы;

  • Практическая работа: «Придумай загадку сам»;

  • Практическая работа по созданию сборника загадок;

  • Викторина среди первых классов «Лучший отгадчик»

Проблема: мы не умеем придумывать загадки.
Гипотеза: возможно потому, что не знаем, как загадки устроены и для чего нужны?

Данная работа имеет не только теоретический, но и прикладной характер. Значимость её заключается в том, что мы получим не только новые знания, но и применим их на практике, создав сборник загадок собственного сочинения. Используя наш сборник, проведём викторину среди учащихся начальной школы.

В ходе работы над проектом мы не только научимся придумывать свои загадки, но и выступать перед другими ребятами, отвечать на вопросы, доказывать своё мнение.

В своей работе была использована информацию с разных сайтов Интернета. Работа выполнена в результате совместных действий родителей, педагога и учащегося.

Глава 1. Теоретическая часть

  1. История возникновения загадки

Загадка – это краткое описанное предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или скрытого вопроса. Загадки - это средство воздействия на сознание человека с целью его умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигается благодаря тесной связи умного и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). В данном случае ум расценивается народом как цель, а прекрасное - как средство. Именно благодаря прекрасному, в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.

Загадка относится к одному из самых древних жанров устного народного творчества, который отличается от других жанров тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому, загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.

История возникновения загадок корнями уходит в далекое прошлое. Загадки загадывались с древних времен. В наши дни мы рассматриваем загадки как вид развлечения, но в древности люди относились к ним серьезно.

В древности люди верили, что животные, растения, неживая природа понимают человеческий язык. Первобытный охотник, скотовод, пахарь в поле, в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду постоянно сталкивался с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу, пожар, болезнь. Эту силу необходимо было перехитрить, а для этого нужна тайная, условная речь.

Получается, что придумал человек тайное словоизъяснение, не желая произносить вслух настоящее название того, что определяло его жизнь. Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений. Прибегая к иносказанию, он не дает возможности зверям узнать об опасности и тем самым обеспечивает себе удачный промысел. В те времена для молодых юношей даже устраивались испытания в умении разгадывать загадки, что имело магическое значение, являясь составной частью обряда инициации — посвящения юношей в воины. Без знания этой условной речи юноша не мог стать равноправным членом своего родного коллектива.

Загадка имела огромное значение в жизни разных народов и в разные периоды истории вплоть до 19 века. Хотя первоначальный смысл загадки постепенно утрачивался, тем не менее, она прочно закрепилась в ритуалах, обрядах, праздниках.

Греки и римляне проводили соревнования по разгадыванию загадок, а победитель получал приз. Некоторые легенды гласят, что иногда от того, сможет ли человек дать правильный ответ на загадку или нет, зависела его жизнь. Состязание в умении отгадывать загадки даже приравнивалось к одному из видов единоборств.

Использовались загадки и во время древнейших свадебных ритуалов, для испытания жениха и невесты.

Древние оракулы часто задавали вопросы и давали советы в форме загадок.

Короли обменивались секретными посланиями, используя загадки. Эти загадки были очень непростыми.

Загадки встречаются даже в Библии. На свадебном торжестве Самсона королева Шеба задавала царю Соломону большое количество загадок.

Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. Запрещалось загадывать загадки не вовремя - период летних полевых работ загадки загадывать не позволялось, а сенью и зимой загадки полагалось загадывать только вечером, после захода солнца. Считалось, что нарушение традиции может вызвать напасти.

С помощью загадок сохранялись для потомства народные познания, накапливаемые веками. Мы видим, как человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.

Со временем серьезное значение загадок забылось, и они стали использоваться для развлечения и как важная воспитательная игра. Сейчас, это не более чем способ убить скуку и весело провести время.

 

  1. Типы загадок

  1. Загадки - вопросы.

Загадки-вопросы касаются многих сторон жизни и деятельности людей. Значение этих загадок в умственном воспитании чрезвычайно велико. Они требуют не только сообразительности и активной мыслительной деятельности, но и больших усилий памяти. Ответ на некоторые вопросы-загадки дети встречают в пословицах, песнях и сказках. Среди этого типа загадок распространены такие, которые требуют заучивания. Заученные загадки-вопросы и ответы на них имеют большое воспитательное значение.

  1. Загадки - задачи.

Очень похожи на задачки из школьных учебников. Загадки-задачи - это тесты на сообразительность, построенные на парадоксе. Они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. В переводе с греческого «парадокс» означает неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением. Такие загадки строятся на необычных сопоставлениях. Ожидаемые в русле здравого смысла, общепринятые мнения - отгадки оказываются ложными, а правильными являются как раз самые неожиданные, но единственно верные. Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму, благодаря этому привлекательна. (Например, загадка про гусей).

  1. Загадки иносказания.

Употребление слова в ином, переносном значении – наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: их общего вида и общего значения, или только их частных признаков – формы, окраски, действий. Например: «Висит сито, не руками свито». Предмет загадывания скрыт под иносказанием.

  1. Загадки – описания.

Загадка - описание заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. В таких загадках предлагаются в красивой поэтической форме описания задуманного предмета. Такие загадки обогащают словарный запас, помогают увидеть вторичные значения слов.

  1. Загадки-обманки.

В таких задачах подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое. Например: «На верхушке каланчи, день и ночь кричат … Врачи (грачи)»

  1. Юмористические загадки.

Такие загадки обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса. Например:
«Летели два крокодила: один зелёный, а другой в Африку. Сколько весит килограмм гвоздей?»

1.3. Строение загадки

У загадки нет особых частей. Она может состоять как из одного предложения, так и из нескольких. Слова в предложениях могут рифмоваться, а могут не рифмоваться. Но по ритму загадка схожа со стихотворением.

При составлении загадок могут использоваться разные приёмы: сравнение, преувеличение, отрицание, противопоставление (антитеза) и переназывание (метафора).

1.4. Значение загадки.

Вначале ребенок еще не умеет разгадывать загадки, у него нет для этого необходимых знаний. Главным для него становится процесс запоминания загадок, который превращается в своеобразную словесную игру. Затем он учится сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и у него формируется умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Т.е, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Какой чудесный процесс совершается, например, в голове ребенка, когда он быстро находит сходство между дедом, в сто шуб одетым, и луковицей или между девицей, сидящей в темнице с косой на улицу, и морковью!

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умтвенного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Глава II. Практическая часть. Создание книги с придуманными нами загадками.

После изучения теоретического материала мы попробовали сочинить загадку сами. Для этого сначала разбирали уже существующие загадки, а потом по такому же принципу старались построить свои. Первые загадки мы придумывали всей группой. Это были загадки – описания, или «детские» загадки. Мы брали любой предмет и старались его описать так, чтобы в тексте был обязательно стихотворный ритм, а если получится, то и рифма. Затем группой мы разбирали достоинства и недостатки придуманных загадок. Следующим шагом была самостоятельная работа. Дома, с родителями или сами, пробовали составлять загадки. Затем в школе подробно их разбирали, правили, отбирали для сборника. Вот пример загадки описания:

Бывают луговые,

Бывают полевые.

Хоть белые, хоть красные,

Все они прекрасные.

Следующий вид загадок, с которыми мы стали работать, это загадки, в которых есть открытое или скрытое сравнение. Работа строилась по такому же принципу, что и раньше:

  1. Разбираем существующую загадку в группе, совместно с учителем;

  2. Выбираем предмет для загадки;

  3. Группой строим загадку по образцу готовой;

  4. Проверяем ритм и рифму в группе;

  5. Сочиняем загадки самостоятельно дома;

  6. Проверяем, правим, отбираем для сборника все вместе.

Вот пример такого вида загадок:

Круглое как блин,

Даёт нам свет как лампочка.

Долго под ним пробудешь,

Кожу свою загубишь.

И последний вид загадок, с которыми мы работали – это загадки, в которых используется такой приём как метафора (переназывание). Вот пример таких загадок:

Зебра на дороге,

Протянула ноги.

А по этим по ногам,

Люди ходят тут и там.

Таким образом, в наш сборник вошли три типа загадок: загадки – описания, загадки – иносказания и загадки как со скрытым сравнением, так и с открытым. Всего мы придумали 37 загадок.

Следующим шагом было к каждой загадке нарисовать иллюстрацию. Мы распределили загадки и стали рисовать.

Затем отсканировали рисунки, обрезали и вставили в электронный сборник загадок.

По созданному нами сборнику провели викторину среди ребят начальной школы «Лучший отгадчик».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе теоретической работы над проектом мы узнали о том, как появилась загадка и какое значение имела не только в древности, но и в настоящее время. Также мы познакомились с разными видами загадки и узнали, как они устроены.

Полученные нами знания мы применили практически, создав сборник загадок своего собственного сочинения.

Проделанная нами работа нам очень понравилась. Было интересно узнавать что – то новое о, казалось бы, известных и простых вещах. А так же очень весело было сочинять загадки как в группе с учителем, так и дома с родителями, несмотря на то, что эта работа оказалась совсем нелёгкой для нас.

ЛИТЕРАТУРА

http://potomy.ru/begin/2802.html

http://potomy.ru/begin/703.html

 http://www.genon.ru/2088793986834b2ca495f62066edc048

http://izvilina.com/zi.htm

http://www.genon.ru//GetAnswer.aspx?qid=b05de71e-a5d5-4146-9e33-0d94d5a874fc

http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600203

http://ludology.ru/28027

СБОРНИК ЗАГАДОК ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Авторы: Емельянов З., Захарова П., Мингалеева Д., Родикова А.

Пушистая, но не белка.

Лёгкая, но не пёрышко.

Падает с неба, но не дождь.

С подружками рядом встанут,-

Сугробами станут.


снежинки

Весной зеленеют,

Осенью краснеют и желтеют.

На землю опадают

Нам зиму предвещают.


листья

Бывают луговые, бывают полевые.

Хоть белые, хоть красные,

Все они прекрасные.


цветы

Серенький грызун,

Он любит хлеба крошки.

Но очень наш зверёк

Боится зверя – кошки.


мышка

Лежит под бочком

Пушистым комком.

Мурлычет громко очень.


кошка

Дом украшает,

Ёлку наряжает,

Друзей собирает.


Новый год

Сверкает, мигает,
Ёлку украшает…

гирлянда

Холодит, морозит.

Мама в него продукты носит.


холодильник

Рыженькая, хитренькая,

У ворон забирает,

А сама съедает.


лиса

Парит, жарит,
Дом утепляет,
Уютом в доме управляет.

печка

Длинная шея, хвост и копыта

По Африке бегут сердито.


жираф

Кипит кипяток, пыхтит,

За стол нас зовёт,

Чай пить велит.



чайник

Растёт в лесу красавица,
Детям очень нравится.
Зелёная, пушистая,
На солнце золотистая.
Радость детям принесёт,
В Новый год!

ёлка

Говорит человек,

Но рядом человека нет.

Кино показывает,

Новости рассказывает.





телевизор


Из воды состоит,

Его лишь мороз сохранит.

Прозрачный, хрупкий, тает,

Детей на каток созывает.


лёд

Круглое как блин,

Даёт нам свет как лампочка.

Долго под ним пробудешь,

Кожу свою загубишь.


солнце

Круглое, а не мяч,

Зелёное, а не ёлка.


яблоко

Серенький, беленький,

Шубку меняет, ушками виляет.


заяц

Упакованный кубик,
под ёлочкой стоит.

подарок

Моя мама с ним проводит

Очень много времени.

Он помощник ей по дому,

Главный, без сомнения.


веник

Невидимый, сильный,

Повсюду гуляет,

То холодный, то

тёплый,

Он погоду меняет.


ветер

Волшебная восьмёрка,
На нос садится,
Зрение улучшает,
Лучше видеть помогает.

очки

Трёхэтажный муравейник,

Там все трудятся без лени.

Учатся читать, писать.

Много знаний получать.


школа

Если мы рукой взмахнём,

То почувствуем его.

В жару приятно освежает,

А в бурю рушит и ломает.


ветер

Рыжая плутовка,
Зайца ловит ловко.



Зебра на дороге,

Протянула ноги.

А по этим по ногам,

Люди ходят тут и там.


пеш. переход

Кожаный мешок,

Две ручки вбок.

А внутри замок,

Чтоб вещь никто не уволок

сумка

С неба полилась водичка,

Цветам умыла личико.

Травку напоила,

Природу обновила.


дождь

Длиннокосая красавица,

Людям очень нравится.

Длинный белый стройный стан

И серёжки тут и там.


берёза

Очень мокрый длинный дом,
Разной рыбы много в нём.
Он бежит всегда вперёд,
Никогда не устаёт.

река

Разноцветный, но не радуга.

Тонкий, длинный, но не палочка.

Рисует, но не карандаш.


фломастер

Серенький комочек,

Прыгает по кочкам.

Зёрна собирает,

От нас зимой

Не улетает.


воробей

Летает, но не птица,

На цветы садится.

Пыльцу собирает,

Природу украшает.

бабочка

Рыжая, но не лисица,
На земле ей не сидится.
По веткам скачет,
Орешки прячет.

белка

С друзьями общаться,

С мамой совещаться.

В этом нам поможет он –

Сотовый наш …


телефон

Внутри неё много пуха,

Кладём себе под ухо.

И тут же заснём,

Сны разные смотреть начнём.


подушка

Очень умная машина,

Очень любит чистоту.

Он повсюду собирает

Сор, бумажки, грязноту.


пыдесос

Круглый, резиновый

Скачет и скачет.

Ударится, стукнется,

Но не заплачет.


мяч

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа по направлению Лингвострановедение Тема: Загадка icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу М. 3 дисциплин ооп впо (магистратуры) «Политическое консультирование» по...
Исследовательская работа по направлению Лингвострановедение Тема: Загадка icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа....
«Медиариторика», научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ооп магистратуры и адресована студентам...
Исследовательская работа по направлению Лингвострановедение Тема: Загадка icon Исследовательская работа. Тема: «Фразеологические единицы, обозначающие эмоции человека»
Исследовательская работа посвящена анализу фразеологических единиц со значением «эмоции человека»
Исследовательская работа по направлению Лингвострановедение Тема: Загадка icon Тема Методы психолого-педагогических исследований
Тема Научно-исследовательская работа магистранта и требования к ее организации и оформлению
Исследовательская работа по направлению Лингвострановедение Тема: Загадка icon Исследовательская работа по литературному краеведению на районную...
Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»
Исследовательская работа по направлению Лингвострановедение Тема: Загадка icon Педагогическая практика Педагогическая практика является частью цикла...
М. 3 Практики и научно-исследовательская работа ооп впо магистратуры по направлению подготовки №032700 «Филология, иностранные языки...
Исследовательская работа по направлению Лингвострановедение Тема: Загадка icon Исследовательская работа По направлению «Моя школа» На тему «Национальная одежда»
Научный Преподаватель высшей квалификационной категории Е. А. Бугрова
Исследовательская работа по направлению Лингвострановедение Тема: Загадка icon Программа дисциплины м 1 Производственная практика основная образовательная...
Место дисциплины в структуре ооп. Производственная (педагогическая) практика относится к разделу М. 3 «Практики и научно-исследовательская...
Исследовательская работа по направлению Лингвострановедение Тема: Загадка icon Исследовательская работа» Тема: «Вода-источник жизни». Работу
А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство,...
Исследовательская работа по направлению Лингвострановедение Тема: Загадка icon Тема: «Любви все возрасты покорны» Любовная лирика А. С. Пушкина. Урок- открытие Цели
Применение инновационных технологий. Исследовательская работа "Утаенная любовь А. С. Пушкина"
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции