Этнопсихологические и социокультурные особенности интеллектуального развития подростков




Скачать 131.91 Kb.
Название Этнопсихологические и социокультурные особенности интеллектуального развития подростков
Дата публикации 24.05.2014
Размер 131.91 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Этнопсихологические и социокультурные особенности интеллектуального развития подростков
Буянтуева Надежда Дабасамбуевна

Бурятский государственный университет, г.Улан-Удэ

В статье раскрываются теоретические, методологические, и эмпирические аспекты проблемы исследования интеллекта в зарубежной и отечественной психологии. Рассматривается такое определение как интеллект, научные подходы исследования, его виды, диагностика, влияние на развитие таких факторов как гендер и среда.
В настоящее время в условиях быстро меняющегося мира остро встает проблема пересмотра характера детского и подросткового развития, поскольку данные о психологическом содержании отдельных его этапов, о сензитивных и критических его периодах нуждаются в обновлении. Это необходимо для понимания возможности и ограничения возраста и организации помощи ребенку в реализации собственного потенциала. Анализ литературы показывает, что недостаточно исследований в этнопсихологическом аспекте, изучающих интеллектуальные и личностные характеристики детей в комплексе.

Понятие "интеллект", наряду с часто употребляемыми, как синонимы, понятиями "рассудок", "ум", "разум", "познание", относится к числу центральных категорий философии. К настоящему времени в психологии сформировалось множество различных теоретических направлений в исследовании интеллекта, а определений существуют более шестидесяти.

В рамках тестологических теорий складываются две линии трактовки интеллекта: первая связана с признанием общего фактора интеллекта, базирующаяся на факте наличия положительных корреляционных связей между результатами исполнения различных интеллектуальных тестов (К.Спирмен, Р. Кеттелл, Ф. Верной, Л. Хамфрейс и др.); вторая - с отрицанием какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждением существования множества независимых интеллектуальных способностей (Л. Терстоун, Дж. Гилфорд).

Экспериментальные исследования в этой области привели к появлению и широкому использованию в различных сферах деятельности тестов (Л.Терстоун, Р.Кеттелл, Дж.Равен, Р.Амтхауэр, Д.Векслер). В тестологических исследованиях на первый план выступают его результативные аспекты, отдельные параметры из мыслительного процесса (сформированные понятия, их логические связи).

Согласно Д. Векслеру (Wechsler D., 1944) интеллект - это общая способность, позволяющая субъекту целеустремленно действовать, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать со средой. Д. Векслер выделяет две основные стороны интеллекта: 1) вербальный интеллект - в себя, прежде всего, знания, однако, зависит также и от других психических функций; 2) невербальный интеллект - определяет исполнительские способности и включает в себя перцептивную организацию и зрительно-моторную координацию; вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный его природные психофизиологические возможности.

Отечественные и зарубежные психологи (Ж.П.Пиаже, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Д.Н.Дружинин) рассматривали интеллект как единую структуру взаимозависимых сил.

В.Н. Дружинин полагает, что интеллект можно определить через процедуру его измерения (способность решить определенным образом сконструированные тестовые задачи (психометрический интеллект)). Интеллект зависит от культуральных влияний, воспитания в семье, образования социоэкономического статуса и детерминирован генетически «… общий интеллект (или же флюидный интеллект) лежит в основе креативности, кристализованного интеллекта и, возможно, обучаемости».[1].

Подростковый возраст представляет особый интерес в плане анализа динамики интеллектуально-личностного развития.

Вклад среды в развитие интеллекта несомненен. Если верить оценкам, которые дают разные исследователи, в детерминации общего интеллекта на долю среды достается 30-35% общей фенотипической дисперсии, а на долю взаимодействия среды и генотипа - около 20%.

Интеллект подвержен изменению: в течение жизни способность к решению познавательных задач изменяется неравномерно.

Особое внимание стоит также обратить внимание на исследования гендерного характера, казалось бы, можно заключить, что у женщин более развиты перцептивные и вербальные способности, а у мужчин - зрительно-пространственные. По данным многочисленных исследований эти различия проявляются к 10 - 11 годам. Речь девочек богаче, девочки раньше овладевают навыками чтения, и эти различия сохраняются до старости [1].

Результаты исследования Т.Д. Тудуповой показали доминирование ценностных ориентации бурятских подростков, в большей мере проявляется установка на «жизненную мудрость», «образованность»[3].

Дугарова Т.Ц. в своем исследовании обнаружила выраженность специфики самосознания подростков бурят зависит от места проживания, а определила притязание на признание, которое традиционно выражается в соблюдении норм и порядка социального поведения, на самоценность, семью, род, родственников, ценностные отношения к полу, статус, соблюдение традиционных норм гостеприимства и уважения к старшим, межличностные отношения, а также на ценность образования[2].

Таким образом, следует отметить, что Тудупова Т.Ц. и Дугарова Т.Ц. в исследованиях подростков выделяют такой компонент как образование (образованность).

В данной статье представлен анализ данных изучения интеллектуального развития подростков 13-15 лет, объем выборки составил 111 человек, обоего пола, различного социокультурного окружения.

Для общего анализа интеллектуального развития подростков мы воспользовались следующими шкалами: В – интеллект (личностный опросник Кеттелла), суммарный показатель (по тесту Равена), показатели вербального и невербального интеллекта, общий суммарный показатель интеллекта (по тесту Векслера).

Взаимосвязь между показателями интеллекта выявляли с помощью коэффициента корреляции Пирсона.

В табл. 1 представлены результаты корреляционного анализа показателей интеллекта с социокультурными и гендерными факторами.

Таблица 1.

Корреляции




Шкала B Интеллект по Кеттеллу

Общий показатель интеллекта по тесту Равена

Вербальный интеллект по Векслеру

Невербальный интеллект по Векслеру

Общая Осведомленность по Векслеру

Гендер

Социокультурная среда

Шкала B Интеллект по Кеттеллу

Корреляция Пирсона

1

,286**

,325**

,159

,291**

-,287**

-,193*

Уровень значимости




,002

,000

,095

,002

,002

,042

Объём выборки

111

111

111

111

111

111

111

Общий показатель интеллекта по тесту Равена

Корреляция Пирсона

,286**

1

,192*

,138

,190*

,016

-,389**

Уровень значимости

,002




,043

,150

,046

,864

,000

Объём выборки

111

111

111

111

111

111

111

Вербальный интеллект по Векслеру

Корреляция Пирсона

,325**

,192*

1

,572**

,928**

,058

-,309**

Уровень значимости

,000

,043




,000

,000

,544

,001

Объём выборки

111

111

111

111

111

111

111

Невербальный интеллект по Векслеру

Корреляция Пирсона

,159

,138

,572**

1

,836**

,011

-,026

Уровень значимости

,095

,150

,000




,000

,911

,786

Объём выборки

111

111

111

111

111

111

111

Общая Осведомленность по Векслеру

Корреляция Пирсона

,291**

,190*

,928**

,836**

1

,045

-,218*

Уровень значимости

,002

,046

,000

,000




,640

,022

Объём выборки

111

111

111

111

111

111

111

Гендер

Корреляция Пирсона

-,287**

,016

,058

,011

,045

1

,085

Уровень значимости

,002

,864

,544

,911

,640




,375

Объём выборки

111

111

111

111

111

111

111

Социокультурная среда

Корреляция Пирсона

-,193*

-,389**

-,309**

-,026

-,218*

,085

1

Уровень значимости

,042

,000

,001

,786

,022

,375




Объём выборки

111

111

111

111

111

111

111

**. Корреляция при 0.01 уровне значимости

*. Корреляция при 0.05 уровне значимости



При корреляции интеллекта по тесту Кеттелла с показателями интеллекта остальных тестов, мы обнаружили положительную корреляцию, тогда как с факторами гендера и социокультурной средой отрицательную. При корреляции интеллекта по тесту Кеттелла с общим показателем интеллекта по тесту Равена, невербальным интеллектом по тесту Векслера, общей осведомленностью по тесту Векслера, гендером различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости. При корреляции интеллекта по тесту Кеттелла с социокультурной средой обнаружены статистически достоверные (значимые различия). При корреляции интеллекта по тесту Кеттелла с невербальным интеллектом по тесту Векслера мы обнаружили различия на уровне статистической тенденции.

При корреляции общего показателя интеллекта по тесту Равена обнаружены положительные связи со всеми показателями, кроме социокультурной среды –(,389**).

При корреляции общего показателя интеллекта по тесту Равена с вербальным интеллектом по тесту Векслера, общей осведомленностью по тесту Векслера обнаружены статистически достоверные (значимые) различия (,043; ,046). При корреляции общего показателя интеллекта по тесту Равена с невербальным интеллектом по тесту Векслера, гендером статистически достоверные различия не обнаружены.

При корреляции вербального интеллекта по тесту Векслера, обнаружены положительные связи со всеми показателями, кроме гендера. При корреляции вербального интеллекта по тесту Векслера с гендером, статистически достоверные различия не обнаружены, а в остальных случаях различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости (,000; ,000; ,000; ,001; ,043).

При корреляции вербального интеллекта по тесту Векслера обнаружены положительные связи со всеми показателями, кроме социокультурной среды – (-,026). При корреляции вербального интеллекта по тесту Векслера с показателями интеллекта по тесту Равена, гендером, социокультурной средой статистически достоверные различия не обнаружены, а в остальных случаях различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости (,000; ,000; ,095)

Коэффициент корреляции Пирсона общей осведомленности по тесту Векслера имеет отрицательное значение только в эпизоде с социокультурной средой (-,218*).

При корреляции общей осведомленности по тесту Векслера со всеми показателями обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости, кроме гендера (,640).


Задача, которая ставилась в начале исследования по выявлению интеллектуального развития подростков, решена. Мы определили корреляцию интеллектуальных показателей используемых методик, все шкалы положительно коррелируют друг с другом.

Но ещё предстоит определить влияние этнопсихологических особенностей на динамику личностного развития подростков, в зависимости от пола подростка и социокультурной среды. Только вслед за определением личностного профиля, и соотнеся с интеллектуальным развитием, мы можем составить психологический портрет современного бурятского подростка.

Литература:

  1. Дружинин В.Н. "Психология и психодиагностика общих способностей." М.,2007.

  2. Дугарова Т.Ц. Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 Москва, 1999

  3. Тудупова, Т.Ц. Этнопсихологический фактор в структуре направленности личности современного подростка: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 Москва, 1997

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этнопсихологические и социокультурные особенности интеллектуального развития подростков icon Буянтуева Надежда Дабасамбуевна Аспирант кафедры Возрастной и педагогической...
Средовые и гендерные особенности интеллектуального развития подростков по тесту Равена
Этнопсихологические и социокультурные особенности интеллектуального развития подростков icon Положение о проведении I
Малой академии наук Украины проводится с целью духовного, творческого, интеллектуального развития детей Украины, воспитания их в...
Этнопсихологические и социокультурные особенности интеллектуального развития подростков icon О проведении ІІ этапа Всеукраинского конкурса-защиты
Ман отделения филологии и искусствознания (далее – конкурс) проводится с целью интеллектуального и творческого развития учащихся,...
Этнопсихологические и социокультурные особенности интеллектуального развития подростков icon Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений
Приводятся возрастные особенности младших школьников; рассматривается уче­ние как один из видов деятельности; выявляются его мотивы,...
Этнопсихологические и социокультурные особенности интеллектуального развития подростков icon Особенности психологического сопровождения дополнительного образования детей и подростков
Психологическое сопровождение дополнительного образования имеет целью создание условий для психологического комфорта и полноценного...
Этнопсихологические и социокультурные особенности интеллектуального развития подростков icon Положение о проведении I этапа Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских...
Малой академии наук Украины проводится с целью духовного, творческого, интеллектуального развития детей Украины, воспитания их в...
Этнопсихологические и социокультурные особенности интеллектуального развития подростков icon «Особенности эмоциональной сферы подростков»
Менажиев Р. З., Северо-Кавказский федеральный университет, 4 курс, специальность «Педагогика и психология»
Этнопсихологические и социокультурные особенности интеллектуального развития подростков icon Тема: Толерантность старших подростков различной национальности
Теоретичеcкое изучение толерантноcти и особенности его cтановления в cтаршем подростковом возрасте
Этнопсихологические и социокультурные особенности интеллектуального развития подростков icon Особенности развития 3-класника. Чтение как самостоятельное интеллектуальное...
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают...
Этнопсихологические и социокультурные особенности интеллектуального развития подростков icon О проведении в 2010-2011 учебном году
Моуо отдел образования Администрации Куртамышского района, а также в целях развития и интереса к научной деятельности у учащихся...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции