Программа профессионального роста педагогов «Профессионал»




Скачать 161.58 Kb.
Название Программа профессионального роста педагогов «Профессионал»
Дата публикации 22.05.2014
Размер 161.58 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Лекции > Программа
Комитет по образованию администрации муниципального образования

«Город Саратов»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец творчества детей и молодежи»



Утверждена на педагогическом совете

протокол № _____ от ______________

директор ___________ Иванцова И.Е.


Программа профессионального роста педагогов «Профессионал»

.

Саратов – 2010

Пояснительная записка
Кардинальное реформирование российского общества, сопровождаемое радикальными изменениями во всех сферах жизни, требует обновления всех социальных институтов и систем, в том числе и образования. В современных условиях повысился спрос на социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Новые подходы к образованию исходят из гуманистической парадигмы, предполагающей обеспечение возможности выбора и самоопределения каждому участнику учебно-воспитательного процесса, развитие субъект-субъектных взаимоотношений педагога и учащихся. Очевидно, такое образование может осуществить только высококвалифицированный, творчески работающий, социально активный и конкурентоспособный педагог, ориентированный на гуманистические ценности.

В современных условиях претерпевают изменения процессы модернизации системы повышения квалификации, которая долгие годы была "обезличенной", ориентированной только на количественные показатели своей деятельности. Теперь приоритет отдается личностно ориентированной модели образования. Альтернативой существующей системе повышения квалификации педагогов становится методическая служба. Однако для ее успешного функционирования и развития требуется разработка теоретико-методологических основ профессионализма педагога с учетом особенностей создавшейся образовательной ситуации, проявляющейся в том, что человек поставлен в условия постоянного изменения деятельностных структур и функциональных рамок, в которых приходится ему самоопределяться.

Ретроспективный анализ проблемы дал основания для определения организационно-педагогических условий непрерывного развития профессионализма педагога в условиях образовательного пространства с учетом исторических и современных тенденций его развития.

К предпосылкам развития профессионализма педагогов в современных условиях отнесем следующие:

1) разработанность идей и механизмов непрерывного образования, ориентированного на развитие профессионализма, на постоянное удовлетворение запросов педагогического работника, создание условий для проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, позволяющей ему выбрать оптимальные сроки для усвоения программ, содержания и форм обучения;

2) создание единого научно-методического образовательного пространства как открытой среды, находясь в которой педагог может выбирать собственную траекторию развития, определять содержание, формы, варианты становления своего профессионализма;

3) концепция личностно ориентированного подхода, учитывающего образовательные запросы и потребности педагогов, индивидуальный уровень их профессионализма;

4) учет мотивов профессионального развития педагога, которое позволяет предложить каждому индивидуальный вариант повышения квалификации.

Замена унифицированного подхода на индивидуально ориентированный предполагает переход на методическую помощь, ориентированную на профессиональные потребности каждого педагога, создание условий для реализации индивидуальной траектории его творческого роста.

Такой подход не исключает участия педагогов в традиционных формах повышения квалификации. Однако это участие должно быть основано на выборе педагогом адекватных форм профессионального самосовершенствования.

Индивидуально ориентированный подход к повышению профессионализма педагогов осуществляется, если реализуются следующие принципы.

Принцип "зоны ближайшего развития", обоснованный Л.С. Выготским для обучения детей, вполне может рассматриваться в качестве принципа методического обеспечения педагогической деятельности. В качестве "зоны ближайшего профессионального развития" выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом "зона ближайшего профессионального развития" для каждого педагога сугубо индивидуальна. Реализация данного принципа предполагает:

  • изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога;

  • актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);

  • определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;

  • составление программы профессионального роста педагога;

  • систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку.

Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм изучения новых педагогических технологий предполагает, что каждый педагог, выбирая свою форму изучения новых педагогических технологий, может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп по изучению педагогической теории и практики. Реализация данного принципа предусматривает:

  • изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов педагогов;

  • определение востребованной тематики для различных педагогов и соответственно различных групповых форм повышения квалификации;

  • предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения педагогического мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах повышения квалификации;

  • возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации.

Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Субъектом стимулирования профессионального совершенствования могут выступать администрация образовательного учреждения, коллеги, а также учащиеся, оценка и признание которых являются наиболее ярким подтверждением профессионализма педагогов. Реализация данного принципа предполагает:

  • систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогического коллектива;

  • оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег;

  • определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей;

  • разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов;

  • поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.

Принцип непрерывности и преемственности в методическом обеспечении повышения квалификации предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной подготовленности к педагогической деятельности. Необходимо уйти от того, что педагог, повышая квалификацию, как бы начинает все сначала, повторяя пройденное. Этот принцип означает:

  • обеспечение целостности, систематичности деятельности;

  • координацию, согласованность деятельности всех специалистов, участвующих в повышении квалификации педагогов;

  • сохранение традиций ранее используемых эффективных средств повышения профессионального мастерства, а также внедрение новых, личностно ориентированных, активных форм методической работы;

  • учет опыта, уровня подготовленности, предыдущих форм повышения квалификации педагога, а также определение перспектив его профессионального роста, выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность педагога.

Центром проявления и развития профессионализма должен стать сам Дворец.

Содержание и формы методического обеспечения профессионального роста педагогов должны определяться с учетом названных выше функций и принципов.

Новизна программы «Профессионал» состоит в актуализации и реализации принципов СОПРОВОЖДЕНИЯ и УСПЕШНОСТИ как основы профессионального развития педагога и педагогического коллектива в целом.

Проблема профессионального развития педагога нашла глубокое и многостороннее отражение в педагогической науке, но и на сегодняшний день очевидны некоторые противоречия, требующие разрешения, в частности, это противоречия между:

  • теоретической разработанностью проблемы профессионального развития педагога и недостаточностью современных форм и способов такого развития;

  • декларацией необходимости предоставления педагогу разнообразных путей профессионального роста и реальным отсутствием декларируемого разнообразия;

  • признанием необходимости и возможности постдипломного образования и развития не только в институтах постдипломного образования и практическим отсутствием альтернативных этим институтам «баз».

Кроме того, остаются недостаточно решенными вопросы организационно-педагогического и/или управленческого характера, связанные с профессиональным ростом педагогов внутри ОУ.

Данная программа, способствует формированию коллектива высококлассных педагогов дополнительного образования, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания в соответствии с основными направлениями приоритетного национального проекта «Образование», программы развития, образовательной программы учреждения и предоставлять образовательные услуги, отвечающие запросам и потребностям учащихся в контексте современной социокультурной ситуации.

Программа связана с определением и проработкой управленческих решений, способствующих становлению и развитию высокопрофессионального педагогического коллектива, а также с расширением возможностей дополнительного педагогического образования специалистов за счет интеграции «классического» постдипломного образования (на базе Сарипкро) и программ профессионального развития, реализуемых в самом учреждении.

Цель программы «Профессионал» - содействие профессиональному росту педагогических работников, формирование мотивации в повышении квалификации для работы в новых условиях и в соответствии с выдвигаемыми требованиями.

Задачи программы

  1. Развитие методической службы сопровождения, обеспечивающей качественное профессиональное развитие педагогического коллектива.

  2. Эффективное использование механизма аттестации педагогических кадров, сопровождение аттестуемых педагогов.

  3. Совершенствование форм морального и материального стимулирования лучших педагогов.

  4. Создание службы педагогического аудита, разработка основных направлений деятельности, определение форм и методов работы.

На основании изучения приоритетных форм и мотивации развития профессионализма педагогов были определены четыре варианта деятельности. Первый - непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма педагога - осуществляется путем оказания помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации и содержании деятельности на уровне Дворца; удовлетворения образовательных потребностей педагогов с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов.

Этот вариант предусматривает следующие формы работы:

  • проведение постоянно действующих семинаров по актуальным проблемам образования и удовлетворения потребностей педагогов, организуемых в режиме посещения 1 - 2 раза в четверть;

  • работу проблемных семинаров, организуемых на основе изучения образовательных потребностей и затруднений педагогов;

  • индивидуальные и тематические консультации по просьбе педагогов;

  • создание временных творческих коллективов по актуальным проблемам развития педагогической теории и практики, позволяющих педагогам, ориентированным на самообразование, определить интересующую проблему и принять участие в ее разрешении;

Второй вариант - развитие профессионализма педагога через курсы повышения квалификации без отрыва от производства - направлен на удовлетворение потребностей педагогов, ориентированных на получение документа государственного образца о повышении квалификации. Это позволит ему избежать срыва учебного процесса в период прохождения традиционных курсов переподготовки работников образования. Такое прохождение курсов без отрыва от производства может быть реализовано по-разному: путем их посещения с утра или со второй половины дня в зависимости от смены, в которой работает педагог; их посещение один или несколько раз в неделю в течение нескольких месяцев; а также летом. Это позволяет педагогу не только выбирать удобный режим работы, но и возможность посещать одновременно несколько интересующих курсов без отрыва от профессиональной деятельности.

Цель третьего варианта сводится к удовлетворению специфических образовательных потребностей, заявок на работу с ведущими учеными города, области и России.

Четвертый вариант рассчитан на реализацию накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога, основанную на блочно-модульном подходе, которая становится еще одним организационно-педагогическим условием. К критериям эффективности развития профессионализма педагогов отнесем: их удовлетворенность образовательными услугами, востребованность и динамику показателей профессионального роста.

Реализация всех четырех вариантов образовательных услуг, обеспечивающих диверсификацию и вариативность, позволяет педагогу выбрать индивидуальную траекторию формирования профессионального мастерства и повышения квалификации, способствует реализации личностно ориентированного подхода, создает такую развивающую образовательную среду, в которой реализуется потенциал педагога, педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами.

Направление развития и содержание деятельности Дворца творчества детей и молодёжи по содействию профессиональному росту педагогов.

  1. Деятельность администрации по развитию кадрового потенциала ДТДиМ.

№ п/п

Задачи

Мероприятия

Ответственный

Сроки

1.

Разработка документального обеспечения развития кадрового потенциала.

- создание программы профессионального роста педагогов.

Сигачёва М.И.

декабрь

2010 г.

2.

Исследование готовности администрации МОУ ДОД «ДТДиМ» к новым формам работы с кадрами.

- психолого-педагоги-ческая диагностика, разработка системы мероприятий по административному сопровождению профессионального роста педагогов.

Сигачёва М.И.

педагог - психолог

Январь -май

2011г.

3.

Создание взаимо-заменяемого, взаимодополняемого коллектива единомышленников.

- разработка системы управления на основе восприятия коллектива как взаимодействия высокопрофессиональных субъектных личностей.

Иванцова И.Е.

Митрофанова Л.М.

Сигачёва Л.М.

Май 2013г.

2.Организация системы методической поддержки профессионального

роста педагогов.


№ п/п

Задачи

Мероприятия

Ответственный

Сроки

1.

Организация индивидуальной формы методической помощи (консультации, стажировка).

- индивидуальные консультации педагогам по вопросам организации профессиональной деятельности;

- стажировка сотрудников по профилю деятельности у более опытных педагогов;

- педагогическая диагностика с целью выявления проблем и затрудений в профдеятельности и оказания адресной методической помощи.

Сигачёва М.И.

Кулеватова Т.Н.

Сохинова О.Е.

Сигачёва М.И.

педагог - психолог


В течение всего периода

В течение всего периода

Март-октябрь 2011 г.


2.

Организация групповых форм методической помощи.


- работа методических объединений по различным направлениям деятельности;

- взаимопосещение занятий педагогами однопрофильных направлений деятельности;

- однодневные семинары для творческих групп педагогов по актуальным проблемам развития педагогической теории и практики.

Сигачёва М.И.

Кулеватова Т.Н.

Сохинова О.Е.

Бирюкова С.А.

Зав. отделами,

педагоги дополнительного образования

Сигачёва М.И.

Сохинова О.Е.

1 раз в квартал

В течение всего периода

По запросам

3.

Организация коллективных форм методической помощи.

- проблемные семинары для педагогического коллектива ДТДиМ по вопросам инновационной и экспериментальной деятельности;

- тематические педсоветы;

- разработка методических пособий по вопросам педагогической деятельности.

Сигачёва М.И.

Черняева Т.Н.

Сигачёва М.И.

Методисты, педагоги дополнительного образования

Февраль 2011-март 2012 г.г.

1 раз в год

В течение всего периода




3.Организация системы стимулирования повышения

профессионализма педагогов.


№ п/п

Задачи

Мероприятия

Ответственный

Сроки

1.

Развитие и упрочение традиций педагогического коллектива.

- проведение «праздников педагогического успеха»;

- проведение общедворцовского конкурса педа-гогов дополни-тельного образования «Сердце отдаю детям»;

- проведение ежегодных научно- практических педагогических конференций.

Сигачёва М.И.

Кашкина И.А.

Сигачёва М.И.

Сигачёва М.И.

Апрель 2012 г.- октябрь 2013 г.

Март 2013 г.

В течение всего периода


2.

Поддержка профессиональной формы педагогов.

- организация социальных педагогических акций;

- тренинговые занятия с педагогами для предупреждения профессионального сгорания.


ЛДЛ «Синегория»

педагог - психолог

В течение всего периода

В течение всего периода


3.

Ротация педагогических кадров

- работа методического объединения «Школа молодого педагога».

Сохинова О.Е.

Кулеватова Т.Н.

1 раз в месяц

в течение всего периода


4.

Моральное стимулирование педагогов для поддержки их творческого развития.

- создание банка поздравлений лучших педагогов.

Кашкина И.А.

Май

2013 г.

Этапы реализации программы.

1. Этап аналитико-проектировочный:

  • анализ опыта профессионального развития педагогов и педколлектива, отраженного в научной литературе;

  • анализ и оценка опыта профессионального развития педколлектива, накопленного в самом Дворце (в том числе с привлечением независимых экспертов);

  • анализ проблем профессионального развития педколлектива ДТДиМ;

  • разработка (проектирование) целевой программы «Профессионал».

  • привлечение независимых экспертов к анализу и оценке накопленного в МОУ ДОД «ДТДиМ» опыта и проблем, требующих решения с точки зрения профессионального развития педколлектива.

2. Этап экспериментальный:

  • апробация целевой программы в реальной практике, отслеживание результатов, анализ результатов;

  • формирование служб и отделов образовательного учреждения, участвующих в реализации программы.

3. Этап внедренческий:

  • внедрение программы в повседневную практику;

  • реализация новой структуры методической работы в образовательном учреждении на основе системы повышения квалификации.

4. Этап функционирования программы, отслеживания

промежуточных результатов:

  • организация семинаров для педагогических работников силами приглашенных специалистов;

  • создание диагностического аппарата для изучения профессионального роста педагогических кадров.

5. Этап аналитическо-проектировочный:

  • анализ результатов реализации программы;

  • анализ проблем профессионального развития педколлектива с учетом постоянно меняющейся образовательной ситуации;

  • внесение корректив и обновлений в содержание и формы реализации программы «Профессионал».

Материально – техническая база

1. Постоянное обновление ресурсов методического центра; медиатеки;

2. Создание современного технопарка ОУ (более 50 компьютеров, рабочие места педагога с компьютерами и свободным доступом в Интернет, комплексы с интерактивными досками, 6 мультимедийных комплексов, 2 интерактивных планшета, 2 компьютерных класса).

3. Использование грантовых средств на развитие технопарка ОУ;

4. Привлечение внебюджетных средств для проведения фестивалей, акций, «праздников педагогического успеха» в рамках программы «Профессионал»;

5. Дальнейшее развитие ресурсной базы дворцовской медиатеки (в частности, раздела, связанного с повышением профессиональной компетентности педагогов): поиск, подбор, анализ источников разных видов для реализации программы «Профессионал»;

Прогнозируемые результаты программы

1. Дальнейшее повышение квалификации руководителей ОУ, методистов и педагогов, активно задействованных во внедрении программы «Профессионал»;

2. Работа с профессиональными партнерами для углубления содержания и варьирования форм реализации программы «Профессионал».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа профессионального роста педагогов «Профессионал» icon Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Целями освоения дисциплины материаловедения являются осуществление профессионального самообразования и личностного роста
Программа профессионального роста педагогов «Профессионал» icon Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Целями освоения дисциплины материаловедения являются осуществление профессионального самообразования и личностного роста
Программа профессионального роста педагогов «Профессионал» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине « В. 2»
«В. 2» «Организационно-методические основы профессионального роста специалиста образовательной сферы»
Программа профессионального роста педагогов «Профессионал» icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Цель дисциплины «Философия и история образования» расширение мировоззренческой и педагогической культуры педагогов профессионального...
Программа профессионального роста педагогов «Профессионал» icon Положение о курсовой работе для преподавателей и студентов отделения «Теория музыки»
...
Программа профессионального роста педагогов «Профессионал» icon «Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного...
Непрерывное образование педагогических кадров в рамках проекта «Новой школе – новый учитель». Сборник материалов городской педагогической...
Программа профессионального роста педагогов «Профессионал» icon Статьи
О проведении ежегодного конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха»
Программа профессионального роста педагогов «Профессионал» icon Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Программа профессионального роста педагогов «Профессионал» icon Конкурсы профессионального мастерства педагогов
Образование (название учебного заведения, специальность по диплому, год окончания)
Программа профессионального роста педагогов «Профессионал» icon Issn 1994-85-81 Общие вопросы образования 3
Гармонизация подготовки отраслевых кадров и педагогов профессионального обучения на основе кластерного подхода 9
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции