Логические опорные конспекты на уроках географии




Скачать 58.41 Kb.
НазваниеЛогические опорные конспекты на уроках географии
Дата публикации21.05.2014
Размер58.41 Kb.
ТипКонспект
literature-edu.ru > Лекции > Конспект
Логические опорные конспекты на уроках географии

География связывает воедино естественные и общественные науки. Это позволяет добиться формирования наиболее полного представления о жизненном пространстве людей. География включает аспекты экономические, экологические, биологические, что позволяет сориентировать учащихся на гуманистическое мировоззрение, ответственное отношение к природе, любовь к Отечеству. Ученик должен осознать себя как частицу окружающего мира; помочь ему в этом, направить его должен учитель.

Цель моей деятельности – задать правильное направление ученику, повысить мотивацию деятельности, которое позволяет оставаться неповторимым и быть успешным в обществе, помочь ему в самообразовании и самореализации.

При этом главными критериями служат современность, научность, различные компетентности в частности: умение отбирать главный материал в источниках информации и отображать его графически.

«Использование в учебном процессе графического конспекта имеет ряд преимуществ: выполнение графического конспекта обуславливает активную работу всего класса; требует полной мобилизации и усиленного внимания; конспекты служат средством познания изучаемых объектов, формирование творческого мышления учащихся; позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика; графический конспект – один из приёмов самостоятельного приобретения знаний».1

Применение на уроках географии логических опорных конспектов основано на знакомом с детства изображении окружающего мира с помощью системы символов и условных знаков, рисунков и фотографий создать «образ территории». Используя логические опорные конспекты, ребята учатся выделять главное, основное, это развивает память, логическое мышление, способность к анализу, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся. Информация как бы сворачивается в план-конспект, т.е. матрицу. Главное для меня – донести учебный материал так, чтобы на основе логических связей он стал доступным, «отпечатался» надолго в памяти каждого ученика. В ходе урока опорный конспект дополняется учащимися и самостоятельно, и под руководством учителя. Вовлечённые в данную работу ученики с большим удовольствием составляют логические опорные конспекты, что даёт большой простор для творчества. Такой вид деятельности универсален, он может быть использован в работе с любой группой учащихся, обладающих разным уровнем способностей и возможностей.

Важно подчеркнуть, что опорные сигналы, из которых осуществляется построение опорного конспекта, являются преемственными и распространяются на последующие курсы.

Логический опорный конспект незаменим на различных этапах урока: закреплении, обобщении и повторении материала. Особенно когда нужно повторить материал всего раздела. На уроке, при осуществлении контроля знаний, также можно использовать, созданные уже в процессе изучения, логические конспекты. Для слабоуспевающих учащихся можно предложить задания, на основе готовых конспектов выполнить тестовые задания, вопросы и практические задания.

Использование конспекта позволяет отработать уже имеющиеся знания и умения, и получить новый опыт применения учебных навыков. При данной работе возрастает интерес к предмету. Кроме того, самостоятельная деятельность переходит на качественно иной, творческий уровень.

При выполнении логических опорных конспектов ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию интереса к географии. Творческой активности, любознательности. А именно творческий ребёнок способен к саморазвитию. В результате учащиеся приобретают следующие компетенции:

1. Самоменеджмент

  • постановка проблемы и поиск решения;

  • целеполагание и планирование;

  • оценка результата и рефлексия.

2. Информационная компетентность

    • поиск информации (работа с источниками);

    • обработка информации;

    • использование информации для принятия решений.

3. Коммуникативная компетентность

      • конструктивный диалог;

      • публичная коммуникация;

      • продуктивная работа в группе.

Мною разработан алгоритм работы составления логических опорных конспектов в курсах «География материков и океанов» 7 кл. по разделу: «Океаны Земли»; «География: Природа России» 8 кл. по разделам: «Природные зоны России», «Природные районы России»; «География: население и хозяйство России» 9 кл. по разделу: «Экономические районы России»; «Экономическая и социальная география мира» 11 кл. по разделам: «Страны и регионы мира».

Анализ деятельности показал, что учащиеся успешно овладевают программными материалами, ориентированными на развитие компетенций, проявляют самостоятельность и творчество. Результаты диагностики показывают высокий уровень самостоятельности и творческого мышления моих воспитанников. Они являются активными участниками районных и краевых олимпиад и конкурсов, имеют награды и поощрения. Опыт работы обобщён на МО учителей географии различного уровня: от школьного до краевого, при которых проведена серия уроков и внеклассных мероприятий с использованием логических опорных конспектов.
Фрагмент урока в 8 классе

Тема: «Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундры»

Цели и задачи: Продолжить формирование знаний о ПТК; углубить знания о природной зональности, её особенностях; начать формирование знаний о природных зонах России; рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природных зонах северной части России: арктические пустыни и тундры.

Формы проведения урока: работа с текстом учебника, атласом, настенными картами.

Методы: частично-поисковый, творческий.

УМК: учебник, атлас, карты России – физическая, климатическая, почвенная, растительности, природных зон; картины, таблицы.

Задание: Составление логического опорного конспекта «Арктические пустыни».

Вступительное слово учителя, комментарий по выполнению задания:

мы проследили, как формировались и изменялись во времени природные зоны. Рассмотрим теперь изменение природных зон в пространстве. Обратимся к карте природные зоны России (карта природных зон в атласе). Выделим по ней с севера на юг зоны арктических пустынь, тундры, лесотундры, лесов, лесостепей, степей, полупустынь и субтропиков. В этой же последовательности изучим выделенные зоны. Нам необходимо дать краткую характеристику каждой зоны. Как же это сделать?

  1. Вы уже изучили компоненты природных зон. Объединим их в каждой зоне. Вспомним опорную схему «Взаимосвязь природных компонентов природы в природной зоне». Выделим из неё природные компоненты, которые подчинены закону мировой зональности.



  1. Пользуясь описанием природных компонентов в учебнике, выберите сведения по климату, водам, почвенному и растительному покрову, животному миру данной зоны.

  2. Внесите эти сведения в краткой форме в схему. По возможности заменяйте слова условными знаками и символами (солнечная радиация – солнце, осадки – облако, почвы – почвенным профилем и т.д.), рисунками и фотографиями – растения и животные. Географическое положение зоны отображайте с помощью карты или контура природной зоны.




  1. Оцените природные ресурсы каждой зоны. Это можно сделать с помощью иллюстраций и условных знаков (полезные ископаемые - условными знаками согласно атласа). Природные ресурсы оцените самостоятельно, одним-двумя словами («бедны», «богаты») и т.д.2

  2. Логический опорный конспект выполните на отдельном листе, соблюдая требования.

  3. По выполненному конспекту составь устный рассказ в последовательности: ГП, климат, воды, почвенно-растительный покров, животный мир, природные ресурсы.


Пример выполненной работы учащегося



Список использованной литературы

  1. Гаврилюк А.А. Графический конспект на уроках географии. Журнал «География в школе» № 2/2007 год.

  2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005.

  3. Раковская Э.М. География: природа России. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2007.

  4. Сухов В.П. Физическая география СССР: Учеб. для 8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991.


1 Гаврилюк А.А. Графический конспект на уроках географии. Журнал «География в школе» № 2/2007 г.

2 Сухов В.П. Физическая география СССР: Учеб. для 8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Логические опорные конспекты на уроках географии iconПлан заседаний мо учителей географии на 2014/2015 учебный год
Использование информационных технологий на уроках географии и внеклассной работе. (Навахова А. Ш)

Логические опорные конспекты на уроках географии iconКонспекты работ по теории литературы
Примечание: конспекты в данном виде уже сдавались преподавателю, так что вам придется их слегка изменить

Логические опорные конспекты на уроках географии iconПояснительная записка к планированию спецкурса по математике 5 класса «Логические задачи»
Ое время в классах с углубленным изучением математики, е учителя математики пришли к убеждению, что необходима предварительная подготовка...

Логические опорные конспекты на уроках географии iconРабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе...
Морф от 05. 03. 2004 г. №1089, Примерной программы основного общего образования по географии М.: Дрофа, 2007., авторской программы...

Логические опорные конспекты на уроках географии iconРабочая программа по географии Класс
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, утвержденного приказом Министерства...

Логические опорные конспекты на уроках географии iconПлан работы мбоу сош №2 за март месяц 2013 года Месячник химии, биологии, географии
Организованное начало и проведение месячника химии,биологии,географии. Посещение уроков и мероприятий

Логические опорные конспекты на уроках географии iconПодход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека
Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках...

Логические опорные конспекты на уроках географии iconФизика 1место школьный тур олимпиады по математике
Участие в молодежном чемпионате по географии (5 место в районе), в районной игре «Умники и умницы» по математике (грамота), на олимпиадах...

Логические опорные конспекты на уроках географии iconРабочая программа по географии составлена на основе федерального...
Авторская программа среднего (полного) общего образования по географии 10-11 класс под ред.– В. П. Максаковский «Экономическая и...

Логические опорные конспекты на уроках географии iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Поэтому н аряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используют логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции