Комплексный анализ текста




Скачать 72.08 Kb.
Название Комплексный анализ текста
Дата публикации 16.05.2014
Размер 72.08 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Карабаглинская средняя общеобразовательная школа

им. Л. А. Айвазянца




Подготовила и провела: Закрикаева Надежда Аркадьевна

Учитель русского языка и литературы

2013г
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

(Подготовка к ГИА)

Урок-исследование в 9-м классе

Цели: формирование коммуникативной и речевой компетенций девятиклассников, мобилизация теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной j сфер личности.

Задачи:

1. формирование навыков комплексного анализа текста;

2. обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

3. совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;

4. формирование практических уме­ний, необходимых для успешной сдачи ГИА;

5. воспитание культуры общения.

Оборудование: тексты для анализа, портрет В.П. Астафьева, словари.

ХОД УРОКА

Приветствие.

- Добрый день! Каждый день, каждый урок дарят вам радость новых открытий, вы обогащае­тесь не только интеллектуально, но и духовно. Очень надеюсь, что и сегодняшний урок не станет исключением.

Сообщение темы и цели урока

Учащимся предлагается совместно определить цели и задачи урока. (Самая главная задача на дан­ном этапе обучения, конечно, - хорошо подгото­виться к сдаче ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Умение написать сжатое изложение, сочинение в жанре рассуждения, ор­фографическая и пунктуационная грамотность, знание теории.)

Сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предлагается сегодня сделать.

Знакомство с текстом

Это отрывок из биографического повествования писателя Виктора Петровича Астафьева. Вспомните его произведения, с которыми вы знакомились на уроках литературы. («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на ко­торой меня нет»). Это книга о детстве, о тех людях, которые воспитали писателя, прежде всего о бабушке, взявшей на себя нелегкие заботы о сироте. Писатель признавался: «Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя». Отрывок, который предложен вам, - заключительные страницы повес­твования, которые говорят о том, как рассказчик, став взрослым, отслужив в армии, пройдя Великую Отечественную войну, поработав на производстве, возвращается в родную деревню, чтобы встретить­ся со своей очень постаревшей бабушкой.

Слушая текст, постарайтесь мысленно увидеть и понять все, о чем в нем говорится.

Чтение учителем текста

(1) Задами пробрался я к нашему дому. (2) Мне хотелось первой встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей.

(3) Дверь распахнута. (4) Краски на двери и на крыльце почти не осталось. (5) Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери.

(6)Бабушка сидела на скамье возле подслепова­того кухонного окна и сматывала нитки на клубок.

(7)Я замер у двери.

(8) Буря пролетела над землей! (9) Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафчик из до­сок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит, как стояли чугунки и синяя кружка на при- печке, так и стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.

(10) - Што ж ты стоишь, батюшко у порога? (11) Подойди, подойди! (12) Перекрешшу я тебя, ми­лого. (13) У меня в ногу стреляло... (14)Испужаюсь или обрадуюсь - и стрельнет. ..(15) Бабушка сдела­ла попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. (16) Какие маленькие сделались у бабушки руки! (17) Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. (18) Сквозь сработанную кожу вид­на каждая косточка. (19) Я сгреб бабушку в беремя.

(20) - Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. (21) Она целовала там, где сердце, и все повторяла:

- Молилась, молилась...

На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды.

(23) - Устала я, батюшка (24) Вся устала. (25) Восемьдесят шестой годок... (26) Работы сделала - иной артели в пору. (27) Тебя все жда­ла... (28) Теперь пора. (29) Теперь скоро помру. (30) Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то ме­ня... (31) Закрой мои глазоньки.

(32) Бабушка ослабела и только целовала мои руки, мочила их слезами. (33) Я тоже плакал мол­ча и просветленно.

(34) Вскорости бабушка умерла.

(35) Мне прислали на Урал телеграмму, но ме­ня не отпустили с производства.

(36) Начальник, где я работал, сказал:

- Не положено. Мать или отца - другое дело. А бабушек да дедушек...

(37) Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью - всем, что есть на этом свете дорогого для меня. (38) Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны, а я не сделал этого. (З9) Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.

(40) И живет в сердце вина. (41) Гнетущая, ти­хая, вечная. (42) Я знаю, бабушка простила бы ме­ня. (43) Она всегда и все мне прощала. (44) Но ее нет. (45) И никогда не будет.

(46) И некому прощать.
Работа в группах

Перед вами текст, который вы только что про­слушали. Название опущено намеренно, вы мо­жете посоветоваться и предложить свой вариант. Желательно, чтобы в ваших названиях была отра­жена основная мысль текста. А сейчас вы позна­комитесь с заданиями и начнете работать. Задания разнообразны по своему характеру, поэтому вы можете выбрать то, которое вам более интересно.
Задания для 1-й группы

1. Докажите, что это текст.

2. Выделите языковые средства разговорного стиля. С какой целью использован он автором? За­мените слово подох синонимичным, не имеющим стилистической окраски. С какой целью именно это слово употребляет писатель?

3. Объясните орфограммы в 6-м предложении.

4. Предложите свой вариант сжатого пересказа 1-й части рассказа (с 1-го по 14-е предложения).
Задания для 2-й группы

1. Определите способ связи между 3-м, 4-м, 5-м предложениями в тексте.

2. Предложите свой вариант сжатого пересказа 2-й части текста (с 15-го по 32-е предложения).

3. Выпишите из текста номера предложений, иллюстрирующих следующие пунктуационные правила: обособление определений; запятая меж­ду однородными членами предложения; запятая в сложноподчиненном предложении.

4. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены?
Задания для 3-й группы

1. Определите стиль текста, обоснуйте свой выбор (основная цель данного стиля, жанр, ос­новные черты, разнообразие синтаксических кон­струкций).

2. Выпишите из текста причастия и разберите их по составу.

3. Предложите свой вариант сжатого пересказа 3-й части рассказа (с 36-го по 42-е предложения).

4. Назовите средства выразительности худо­жественной речи в предложениях 17, 41, 1 и 9. Какова их цель?
Задания для 4-й группы

1. Определите тип текста, обоснуйте свой выбор.

2. Затранскрибируйте слово сгрёб. Назовите фонетические явления, связанные с произноше­нием этого слова.

3. Какой частью речи является слово сквозь в 18-м предложении и да в 36-м предложении? Обоснуйте свой ответ.

4. Предложите свой вариант сжатого пересказа последней части рассказа (с 34-го предложения).
Задание для 5-й группы

1. Приведите примеры лексических образных средств, придающих тексту выразительность и эмоциональность.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объяс­ните, как вы понимаете смысл слов текста И жи­вет в сердце вина. При написании имейте в виду следующее. Во-первых, помните вопрос, на кото­рый вы отвечаете, во-вторых, - композиционную схему рассуждения (тезис - доказательство - вы­вод), в-третьих, опирайтесь на материал текста.

3. Объясните значение встречающихся в тексте просторечных слов. С какой целью употребляет их автор?

4. Выпишите словосочетания из 18-го предло­жения и разберите их, указывая вид связи.
Социализация результатов

1. В одном из заданий каждой группе предла­галось представить свой вариант сжатого пере­сказа: именно это необходимо уметь делать при написании изложения. Вы можете воспользоваться не только способом передачи содержания текста другими, более краткими языковыми средствами, но и путем сокращения или изъятия тех частей, ко­торые несут второстепенную смысловую нагрузку. Главное, старайтесь не упустить важные в смысло­вом и тематическом отношении элементы текста в созданном вами новом, но более кратком варианте.
- Итак, послушаем, что получилось.

А теперь перейдем к анализу исходного текс­та. Представитель 1-й группы доказывает, что это текст, 2-я группа называет способы связи между 3-м, 4-м и 5-м предложениями, 3-я группа - стиль, 4-я группа - тип, а 5-я группа приводит примеры лексических образных средств.

3. Заслушивается творческая часть работы (сочинение-рассуждение).

4. Далее предъявляются результаты работы групп с другими заданиями.
Подведение итогов урока
Домашнее задание: напишите свой вариант сжатого изложения всего текста.
Заключительное слово учителя

- Завершая урок, хочу прочитать вам любимое мной стихотворение Александра Яшина, которое перекликается с содержанием текста, с которым мы работали.

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил - и оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал, -

Рассказывает мать, - день ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!».
Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю, хлеба воз куплю.

Мечтал о многом, много обещал...

Теперь прошел я тысячи дорог –

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог...

Нет отчима, и бабка умерла...

Спешите делать добрые дела!
Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед близкими и род­ными.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комплексный анализ текста icon Тема урока: А. С. Пушкин в Михайловском (период жизни и творчества...
А. С. Пушкин в Михайловском (период жизни и творчества А. С. Пушкина) Пушкин и Пущин. Комплексный анализ текста (экзаменационного)....
Комплексный анализ текста icon Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Аннотация к рабочей программе по факультативному курсу «Филологический анализ художественного текста» для 10 класса
Комплексный анализ текста icon Литература: Лингво-стилистический анализ текста
Домашнев А. Н., Шишкина И. П., Гончарова Е. А. Интерпретация художественного текста. – М., 1989
Комплексный анализ текста icon Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа...
Комплексный анализ текста icon Курсовая работа По дисциплине: «Комплексный анализ хозяйственной деятельности»
Хлеб это тот товар, который обязательно присутствует в ассортименте каждой точки торговли продуктами питания
Комплексный анализ текста icon Элективный курс 10 класс «Лингвистический анализ художественного текста»
Но еще более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они попадают в бурную стихию художественного текста, получают особые...
Комплексный анализ текста icon Рабочая программа по элективному курсу «Филологический анализ текста»...
«Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения». Авторы: В. Ф. Чертов (отв редактор), Е. М. Виноградова,...
Комплексный анализ текста icon I анализ поэтического текста
Учащийся верно понимает проблематику стихотворения, комментирует авторский замысел, демонстрируя самостоятельность суждений
Комплексный анализ текста icon Урок русского языка в 5 классе Тема: Введение в морфологию
Анализ текста. ( Текст отпечатан на компьютере, спроектирован на экран. Слайд №1)
Комплексный анализ текста icon Элективный курс анализ текста
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции