Утвержденона заседании ученогосовета
Института детства
(протокол № 6 от 19.02.2014 г.)
Программа вступительного испытания в магистратуру
по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»,
магистерская программа «Дошкольное образование»
Цель и форма вступительного испытания.
Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания - собеседование, включающее подготовку абитуриентами развернутого ответа на два вопроса. Ответ оценивается по пятибалльной шкале.
-
Критерии и показатели оценки ответов поступающих в магистратуру
. Мотивационно-ценностный критерий и его показатели:
|
1. Позитивное отношение к будущей профессиональной деятельности, связанной с направленностью магистерской программы;
|
2. Устойчивое стремление к самообразованию и саморазвитию, профессиональному совершенствованию;
|
3. Устойчивое стремление к достижению какой-либо конкретной цели, например, к разработке или реализации профессионального проекта или к продвижению в карьере.
|
II. Когнитивный критерий и его показатели:
|
1. Владение понятийно-терминологическим аппаратом педагогики;
|
2. Владение базовыми знаниями дошкольной педагогики;
|
3. Владение знаниями о современных направлениях развития и проблемах дошкольного образования;
|
4. Владение педагогическими технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
|
III. Операционно-деятельностный критерий и его показатели:
|
1. Умение выявлять проблемы в поставленном вопросе и предлагать пути их решения;
|
2. Умение выстроить доказательный, полный, точный ответ с комплексным характером анализа и вывода;
|
3. Умение интегрировать при ответе психолого-педагогические, академические и предметные знания;
|
4. Независимость мышления, творческий подход к решению задачи или к ответу на вопрос;
|
5. Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе ответов на вопросы.
|
Примерный перечень вопросов
Педагогика как наука. Объект и предмет педагогической науки.
Система педагогических наук. Взаимосвязь педагогической науки с другими науками.
Процесс обучения: сущность, закономерности, принципы и функции
Методы исследования педагогики, их классификация и характеристика
Личность как объект и субъект воспитания. Теория развития, социализации и воспитания личности.
Понятие, задачи и уровни системы образования.
Педагогические технологии: основные характеристики, структура
Виды и методы контроля в педагогическом процессе.
Профессиональная деятельность и личность педагога.
Закон «Об образовании в Российской Федерации».
Ведущие тенденции развития высшего образования в России и зарубежных странах на современном этапе.
Дошкольная педагогика как наука: предмет и функции дошкольной педагогики. Воспитание - ведущая функция дошкольной педагогики.
Ребенок - дошкольник как субъект воспитания.
Психолого - педагогические особенности детей раннего возраста.
Психолого - педагогические особенности младшего дошкольного возраста.
Психолого - педагогические особенности среднего дошкольного возраста.
Психолого - педагогические особенности старшего дошкольного возраста.
Педагогическая деятельность как диалог культур ребенок и педагог. Организация педагогической деятельности.
Система дошкольного образования: структура, содержание и технологии
Концепции воспитания и развития дошкольников.
Физическое воспитание. Задачи физического воспитания дошкольников. Методы и средства физического воспитания.
Нравственное воспитание. Задачи нравственного воспитания дошкольников. Методы и средства нравственного воспитания.
Умственное воспитание. Задачи умственного воспитания дошкольников.
Сенсорное воспитание. Методика сенсорного воспитания
Развитие мыслительной деятельности. Воспитание любознательности и познавательных интересов у дошкольников.
Эстетическое воспитание. Задачи эстетического воспитания дошкольников. Методы и средства эстетического воспитания.
Этапы речевого развития дошкольника. Психолого-педагогические условия развития речи в системе д/сада.
Общение в детском онтогенезе. Психолого-педагогические условия организации общения в детском коллективе. Общение и деятельность.
Трудовое воспитание. Задачи трудового воспитания дошкольников. Методы и средства трудового воспитания.
Федеративные государственные требования к содержанию образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Построение предметно-развивающей сферы в условиях современного детского сада.
Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования.
Дошкольная дидактика. Задачи обучения детей дошкольного возраста. Методы, формы, средства, обучения дошкольников.
Модели обучения, технологии обучения и развития дошкольников на современном этапе.
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация детских игр.
Характеристика режиссерской и сюжетно-ролевой игры. Педагогические условия развития режиссерской и сюжетно-ролевой игры.
Характеристика театрализованных игр. Виды театрализованных игр. Создания условий и педагогическое руководство театрализованной игрой.
Характеристика Игр со строительным материалом. Развитие конструктивных умений у дошкольников.
Сущность дидактических игр. Виды и структура дидактических игр. Педагогическое руководство дидактическими играми.
Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы. Подготовка детей к школьному обучению.
Взаимосвязь дошкольного учреждения с семьей. Формы сотрудничества детского сада и семьи.
Общее представление о содержании образования. Государственный образовательный стандарт.
Характеристика педагогической деятельности: цели, задачи, функции, специфика, компоненты.
Понятие государственных образовательных стандартов в России (бакалавр/магистр). Современные требования к дошкольному образованию.
Пути и способы самообразования и самовоспитания педагога.
Современные профессиональные компетенции педагога. Педагогическая техника как инструмент взаимодействия педагога со студентами.
Диалоговая форма взаимодействия педагога и студента. Технология педагогического общения.
Понятие профессиональной этики и педагогического такта. Способы разрешения конфликтных ситуаций в образовательном взаимодействии.
Технологии обучения как совокупность форм, методов и средств обучения.
Понятие традиционного обучения. Технология традиционного обучения.
Понятие нетрадиционного обучения. Технология нетрадиционного обучения.
Формирование активной позиции студента в образовательном процессе.
Типы, модели, виды воспитания и образования. Традиционная и гуманистическая парадигма образования.
Средства обучения: сущность и классификация. Технические средства обучения, информационные технологии и дистанционное обучение.
Литература, электронные образовательные и интернет-ресурсы
Андриенко, Е.В. Педагогический профессионализм: монография / Е.В. Андриенко; Новосиб. гос. пед. ун-т. - НГПУ, 2011. – 188с. ЭБ НГПУ. - Режим доступа:http://lib.nspu.ru/file/libraru/204208/1d599af0797d7fd9.pdf.
Голованова, Н.Ф.Педагогика: учебник для высш. проф. образования / Н.Ф. Голованова. - 2- е изд., стер. - Москва: Академия, 2013. - 240 с.
Загвязинский, В.И. Педагогика: учебник для высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Академия, 2011. 352 с.
Кондратьева, Т.Н. Педагогические технологии: учебно-методический комплекс / Т.Н. Кондратьева; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - 81,7 МБ - ЭБ «НГПУ». - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/ views/library/1101/.
Кравцова, Е. Е. Педагогика и психология: учебное пособие / Е.Е. Кравцова; ред. О.И. Киселева. - Москва: ФОРУМ, 2009. - 384 с.
Лихачев, Б.Т.Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев; под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Владос, 2010. - 647 с. - (Педагогическое наследие). - Библиогр. в конце лекций. - Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56553/.
Марцинковская, Т.Д.Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - Москва: Проспект, 2010. - 464 с.
Наливайко, Н.В. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования: монография / Н.В. Наливайко, В.И. Панарин и др. – Новосибирск: Изд. СО РАН, 2010. – 298 с.
Новейший психолого-педагогический словарь / авт.-сост. Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.
Педагогика: учебник для вузов по пед. специальностям: доп. М-вом образования и науки РФ / [Л. П. Крившенко и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. - Москва: Проспект, 2010. - 432 с.
Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие: рек. УМО вузов РФ / [И. И. Цыркун и др.]; под ред. И.И. Цыркуна, М. В. Дубовик; Белорусский гос. пед. ун-т. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 224 с. - Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/78562/.
Психология и педагогика: учебник для вузов / Б.З. Вульфов [и др.]; под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва: Юрайт: Высшее образование, 2010. - 714 с.
Теория обучения: учебное пособие для вузов по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика»: рек. УМО вузов РФ / И. П. Андриади [и др.]; под ред. И.П. Андриади. - Москва: Академия, 2010. - 336 с.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)Доступна эл. версия. ЭБС «Консультантплюс». - Режимдоступа:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 148547/?frame=14.
Бабунова, Тамара Михайловна. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Т. М. Бабунова. - Москва : ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.
Виноградова, Надежда Александровна. Дошкольная педагогика: основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых: учебник для бакалавров: для вузов по гуманитар. направлениям и специальностям: доп. М-вом образования и науки РФ / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - Москва: Юрайт, 2013. - 510 с.
Дошкольная педагогика: научно-практический журнал. № 1 (76). - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]: конспект лекций / авт.-сост. В. А. Титов. - Москва: ПРИОР, 2002. - 192 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56290/. - ISBN 5-9512-0003-2.
Елжова, Наталья Владимировна. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Елжова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 250 с. : ил., табл. - (Сердце отдаю детям) (Национальный проект "Образование"). - Библиогр.: с. 248. - Словарь: c. 237-243. - ISBN 978-5-222-18184-3.
Загвязинский, Владимир Ильич. Общая педагогика: учебное пособие для вузов: доп. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - Москва: Высшая школа, 2008. - 391 с.: ил. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/views/library/471/. - ISBN 978-5-06-004232-0.
Козлова, Светлана Акимовна. Дошкольная педагогика : учебник для сред. проф. учеб. заведений: доп. М-вом образования РФ / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - Москва: Академия, 2006. - 416 с.
Комарова, Тамара Семеновна. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликов. - Москва: Мозаика-синтез, 2011. - 128 с.: табл. - (Библиотека программы от рождения до школы). - Авт. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-86775-907-0.
Кондратьева, Татьяна Николаевна. Педагогическая антропология [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Т. Н. Кондратьева; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2009. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/1efa49b731c92456/.
Кондратьева, Татьяна Николаевна. Педагогические технологии [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Т. Н. Кондратьева; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - 81,7 МБ - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/cecc4577dc0fede6/.
Микляева, Наталья Викторовна. Дошкольная педагогика: теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие для высш. и сред. спец. учеб. заведений / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; под ред. В. И. Селиверстова. - Москва: Владос, 2008. - 263 с. - (Коррекционная педагогика). - Библиогр. в конце гл. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE" - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/55845/. - ISBN 978-5-691-01668-4.
Микляева, Наталья Викторовна. Теория воспитания дошкольников: учебное пособие для пед. вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - Москва: Академия, 2010. - 208 с.
Пастюк, Ольга Владимировна. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О. В. Пастюк. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 196 с.: табл., схемы - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 175-177.
Подласый, Иван Павлович. Педагогика: в 3 кн.: учебник для вузов по направлениям подготовки и специальностям "Образование и педагогика": рек. М-вом образования и науки РФ. Кн. 2: Теория и технологии обучения / И. П. Подласый. - Москва: ВЛАДОС, 2007. - 575 с., табл. - (Педагогика и воспитание). - ISBN 978-5-691-01553-3. - ISBN 978-5-691-01557-1 (Кн. 2).
Сафонова, Ольга Александровна. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие для вузов по специальности "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика дошкольного образования": рек. УМО вузов РФ / О. А. Сафонова. - Москва: Академия, 2011. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр. в сносках. - Словарь: 201-203. - ISBN 978-5-7695-6934-0.
Свирская, Лидия Васильевна. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Свирская. - Москва: Обруч, 2011. - 240 с.: табл. - Библиогр.: с. 233-235. - ISBN 978-5-904810-13-9.
Слуцкий, Вадим Ильич. Воспитатель и дети, или как воспитателю стать счастливым? / В. И. Слуцкий. - Санкт-Петербург: Агентство образовательного сотрудничества: Образовательные проекты, 2008. - 112 с. - (Большая энциклопедия маленького мира). - ISBN 978-5-98368-059-3.
Учебно-тематическое планирование в группе кратковременного пребывания: младший, средний и старший дошкольный возраст / авт.-сост. Н. Л. Стефанова, Е. Н. Варфоломеева, Е. П. Кольцова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 117 с.: табл. - (Тематическое планирование в ДОУ). - Библиогр.: с. 114-115. - ISBN 978-5-7057-2576-2.
Чумичева, Раиса Михайловна. Управление дошкольным образованием: учебное пособие для вузов / Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина. - Москва: Академия, 2011. - 400 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Словарь: c. 375-392. - ISBN 978-5-7695-6843-5.
Эльконин, Даниил Борисович. Психология игры [Электронный ресурс] / Д. Б. Эльконин. - Москва: Директ-Медиа, 2008. - 703 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/book/39258/. - ISBN 978-5-9989-0410-3.
|