Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки»




Скачать 473.9 Kb.
НазваниеОбразовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки»
страница1/3
Дата публикации19.10.2014
Размер473.9 Kb.
ТипОбразовательная программа
literature-edu.ru > Лекции > Образовательная программа
  1   2   3


Бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 3» г. Омска

Автор-составитель: Прохорова Лариса Семеновна
Образовательная программа-комплекс

по предмету «Слушание музыки»

Четвертая редакция – переработанная и дополненная

Год составления 2010 - 2012
Срок реализации программы – 3 года

Рецензенты:

Апасов А. А., доцент кафедры ТиММЭВ ОмГПУ, композитор

Обсуждена и утверждена на заседании кафедры Яковенко Ю. Ф., зав. кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент


Пояснительная записка

Важнейшими задачами современного дополнительного образования являются: повышение профессионального уровня и педагогического мастерства преподавателей, формирование информационной культуры учителя и ученика, необходимость актуализировать внедрение проблемных и эвристических комплексных образовательных программ и технологий обучения. Одной из таких программ является «Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки» в ДШИ» с фонохрестоматией, поурочными планами и учебными пособиями для детей в каждом классе для работы на уроке. Программа предусматривает проведение уроков предмета «Слушание музыки» на протяжении 3-х лет (1-3 классы) в количестве 1 часа в неделю. Учебный материал подается педагогом в форме сообщений, рассказов о музыке, бесед с учащимися, сопровождаемых разнообразным музыкальным материалом, конкретно указанном в поурочных планах. Формы опроса учащихся разработаны также конкретно в «Творческих заданиях» к каждой теме предмета.

Учебный план программы включает в себя следующие темы: инструменты симфонического оркестра, старинные инструменты, народные инструменты, опера, оперетта, мюзикл, балет, симфония, средства музыкальной выразительности, инструментальные жанры, крупная форма, программная музыка, вокально-хоровые жанры. Сбалансированное сочетание теоретических и исторических тем программы дает учащимся представление о выразительных возможностях и звучании музыкальных инструментов, жанровых особенностях сценических произведений, основы знаний о форме малых и крупных инструментальных жанров. В процессе изучения предмета раскрывается взаимосвязь музыки с другими видами искусства (живопись, литературой, театральным искусством), реализуются межпредметные связи путем изучения жанровых особенностей танцев XVI – XIX веков исполняемых учащимися по специальности.

Активное использование мультимедиа-технологий на занятиях (иллюстраций, диафильмов, аудио и видео записей) содействует прочному усвоению материала, создает комфортные условия на уроке, формирует целостное представление о музыке у учащихся. Была проведена большая работа по составлению фонохрестоматии, охватывающей весь звуковой материал курса. Четыре диска хрестоматии соответствуют разделам программы: музыкальные инструменты, музыкально-сценические жанры, инструментальные жанры, вокально-хоровые жанры. Обширный музыкальный материал дисков включает в себя лучшие образцы русской и зарубежной классики, а также разделы, посвященные русским народным и старинным инструментам, изобилует примерами из музыки XX века.

В создании своей программы автор нашел опору на идеях следующих педагогических технологий, используемых в музыкальной практике:

  1. личностно-ориентированная

  2. гуманистическая

  3. развивающая

  4. игровая

  5. педагогического сотрудничества

Из технологий, используемых в музыкальной педагогике и предлагаемых наукой и практикой:

  1. диалог культур

  2. технология проблемного обучения

Модель обучения по данной программе:

  1. Тип альтернативного школьного образования – дополнительное музыкальное

  2. Образец опыта и его переосмысления – предмет «Слушание музыки»

  3. Систематизированная форма инновационного эксперимента – образовательная программа

  4. Вариант данной образовательной технологии – четвертая редакция программы

  5. Концептуальное обоснование проблемы – игровая

  6. Организационная система – система групповых уроков

  7. Способ организация – учебные поурочные планы

При создании программы использованы следующие компоненты музыкальных педтехнологий:

  1. Психический (душевный комфорт, посильная учебная нагрузка, рациональность учебного процесса, особенности памяти, мышления, активности, создание удобного «климата» и условий для разнообразной деятельности)

  2. Нравственный (ценности, мотивы поведения)

  3. Эстетический (красота музыки)

  4. Культуросообразный (приспосабливаемость к изменениям в мире)

В своей программе главным ее содержанием автор считает воспитание личностного способа отношения, как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, к самому себе.

Альбом «Музыкальные инструменты» предназначен для учащихся ДШИ, их родителей и преподавателей. Его цель – дополнить авторскую программу по предмету «Слушание музыки» в 1-ом классе мультимедийным справочником. Альбом включает разнообразные иллюстрации, позволяющие ярко и выразительно представить детям различные музыкальные инструменты в сочетании с их звучанием в авторской фонохрестоматии к указанной программе.

Иллюстрации расположены по разделам:

  • Древние музыкальные инструменты

  • Старинные музыкальные инструменты

  • Инструменты симфонического оркестра

  • Инструменты русского народного оркестра

В приложении даны в сокращении музыкальные сказки об инструментах, хранящиеся в Государственном центральном музее культуры им. Глинки.

Задания по данному альбому могут быть различными:

  1. Рассмотреть данные инструменты. Срисовать его.

  2. Рассказать об особенностях его строения.

  3. Ответить на вопрос: что напоминает нам о старинном (древнем) происхождении данного инструмента?

  4. Какие ассоциации сегодняшнего дня будит внешний вид инструмента?

  5. Каков «характер» инструмента?

  6. Каков его «голос»?

  7. На чей «голос» он похож?

И т. д.

Использование на уроке заданий с мультимедийными пособиями делает урок более ярким, эмоциональным, способствует заинтересованности ребенка, развитию его памяти, интеллекта, креативности, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным.

Пособие «Музыкально-сценические жанры» является своеобразным учебником-справочником для детей 2-го класса для работы на уроке. С его помощью ученики могут познакомиться с основными музыкально-сценическими жанрами: оперой, опереттой, мюзиклом, балетом, их основными номерами, с различными вокальными голосами солистов, и, что немаловажно, с интерпретацией лучших известных сказок русских и зарубежных писателей, изложенных в либретто. Знакомство с краткими справками о жизни и творчестве композиторов, по мнению автора, очень полезно и учащимся, и преподавателям. К сожалению, в процессе работы с детьми, автор убедился, что многие учащиеся младших классов не знают ни лучших сказок, ни российских и зарубежных писателей, ни народных русских сказок, на основе которых написаны многие музыкально-сценические произведения. Таким образом, учебник-справочник как бы выполняет указанные пробелы в образовании и воспитании детей.

Задания по данному пособию могут быть различными:

  1. прочитать и пересказать содержание либретто;

  2. сравнить содержание либретто музыкального произведения с литературным первоисточником (прочитанным по заданию педагога дома);

  3. назвать новых героев или события, введенных авторским композиторским замыслом;

  4. ответить на вопрос: чему учит нас эта сказка;

  5. как средствами музыки композитор раскрывает нам ее основной смысл (данное задание включает разбор средств музыкальной выразительности – мелодии, темпа, тембра, ритма, динамики и т.д.);

  6. соответствует ли на твой взгляд комплекс музыкальных средств композитора данному персонажу и т.д.

А так как именно в музыкально-сценических жанрах музыка неразрывно связана с другими видами искусств – живописью, хореографией, литературой – это способствует формированию особой заинтересованности учащихся к музыке. На уроках используются рисунки, диафильмы, DVD-видео, способствующие созданию комфортной ситуации, развитию различных видов памяти, переключению внимания, развтию самостоятельности. А это, в свою очередь, незаметно приучает ребенка к длительному прослушиванию различных по стилю, по жанрам музыкальных произведений при всего лишь первичном знакомстве с ними. Особое внимание уделяется произведениям русских писателей и композиторов, что способствует развитию чувства патриотизма у детей. Данное пособие поможет решать актуальные проблемы обучения: повышение заинтересованности детей, развитие способности мыслить, психологически глубоко понимать музыку, и желание серьезно изучать ее и в дальнейшем.

Учебник-справочник для 3-го класса включает разнообразные музыкально-теоретические термины-сведения о музыкальных жанрах, стилях, формах, средствах выразительности в музыке. Он содержит более восьмидесяти терминов, наиболее употребительных в теории и истории музыки. Учебник-справочник посвящен, в основном, инструментальным музыкальным произведениям, но для более подвинутых групп предлагается дополнение – приложение для знакомства с некоторыми вокально-хоровыми жанрами, к сожалению не изучаемых в курсе ДШИ.

Задания по данному пособию могут быть различными:

  1. «Своими словами» объяснить значение термина.

  2. Исполнить на музыкальном инструменте пьесу и рассказать о ней.

  3. Разобрать форму в пьесе, исполняемой в классе по специальности.

  4. Отметить в музыкальном произведении черты «жанровости».

  5. Что такое «крупная форма?»

Нужно отметить, что инструментальные пьесы всегда несут в себе черты песенности, танцевальности, маршевости, а некоторые жанры подразумевают определенную форму, поэтому эти понятия могут соединятся (крупная форма – это жанр). Богатства музыки нужны людям. Музыка должна стать необходимой частью их жизни. Основа музыкальной культуры каждого народа – музыкальный фольклор, народные песни и танцы и произведения композиторов разных эпох доставляют высочайшее эстетическое наслаждение, понимание ее красоты и формируют важнейшие нравственные критерии человека, развивают любознательность, следствием чего становится потребность постоянного слушания музыки.

Выбор изучаемых форм и жанров обусловлен программами 3-го класса по музыкальному инструменту, что помогает решать важнейшую задачу – обеспечение межпредметных связей.

В результате экспериментального введения в курс обучения детей предмета «Слушание музыки» по данной программе удалось добиться следующих результатов:

  1. Чрезвычайной заинтересованности детей в дальнейшем музыкальном развитии, комфортности на уроке, где каждый ребенок имеет возможность «раскрыть себя самого».

  2. Развития музыкальной эрудиции за счет знакомства с первого года обучения с именами выдающихся композиторов, жанрами музыкальных произведений, названиями самых известных из них, с «вечными темами» в искусстве, спектаклями, живописными полотнами, связанными с музыкой.

  3. Воспитания тонкого музыкального вкуса, чему способствовало прослушивание выдающихся мастеров-музыкантов и лучших музыкальных произведений. А это, в свою очередь – прямой путь к самостоятельной исполнительской творческой интерпретации различных пьес в старших классах.

  4. Увеличение «слухового багажа» детей на детском музыкальном материале, что становится подспорьем в классе по специальности и способствует не натаскиванию, а самостоятельной работе ученика над пьесой.

  5. Серьезной подготовки детей к детальному изучению музыки: жанров, форм, стилей на уроках музыкальной литературы.

  6. Формирование «в массе» пропагандистов – любителей музыки в своем кругу, что относится к большему числу выпускников ДМШ и ДШИ.

  7. Интереса к развитию у наиболее одаренных детей до профессиональной ориентации высокого уровня и становлению личности музыканта – профессионала.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Первый класс ДШИ

Задача первого года обучения – изучение средств музыкальной выразительности. Среди них особое место занимает изучение разнообразных музыкальных тембров. Ученики знакомятся с музыкальными инструментами – симфоническими, русскими народными, старинными.
Инструменты симфонического оркестра (Диск № 1, тема 1)
Уроки 1-5. Группа деревянных духовых инструментов. Первые флейты: «Флейта Пана», «Королевские флейты». Мифы и легенды. Показ фильмов. Современное флейтовое семейство.

Уроки 6-7. Кларнет, гобой, фагот, саксофон, их роль в современном симфоническом оркестре. Внешний вид, строение, происхождение, звукоизвлечение на каждом инструменте, выразительные возможности.

Музыкальный материал

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Б. Бриттен. «Путеводитель по симфоническому оркестру».

В. Моцарт. Концерт для флейты, арфы и струнного оркестра.

Н. Римский-Корсаков. «Испанское каприччио».

П. Чайковский. «Лебединое озеро» - рассказ о девушке-лебеде.

Концерты для кларнета, гобоя с симфоническим оркестром современных композиторов.

Уроки 8-9. Группа ударных инструментов: литавры, большой и малый барабаны, там-там, тарелки, ксилофон, треугольник, вибрафон. Их роль, устройство, происхождение выразительные возможности в симфоническом оркестре.

Урок 10. Группа медных духовых инструментов: труба, тромбон, валторна, туба. Происхождение, устройство, выразительность.

Уроки 11-16. Группа струнно-смычковых инструментов: скрипка, виолончель, альт, контрабас. Происхождение, устройство, выразительные возможности, роль в оркестре. Знакомство с камерным оркестром (тема 2). Знакомство с симфоническим оркестром (тема 3).

Музыкальный материал

Б. Бартон. Музыка для струнных, ударных и челесты.

П. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром.

Г. Берлиоз. «Гарольд в Италии».

Дм. Шостакович. Концерт для виолончели с оркестром.

Н. Римский-Корсаков. «Три чуда»

Р. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер».

А. Бородин. Квартет № 2.

Ж. Бизе. «Арлезианка»

А. Скрябин «Поэма экстаза» (соло трубы)

М. Равель. «Болеро»

Н. Римский-Корсаков. «Шехерезада».

П. Чайковский. Октет для духовых инструментов.

М. Мусоргский. «Борис Годунов» (тема Пимена)

П. Чайковский. «Щелкунчик». Танец пастушков.

П. Чайковский. Симфония № 5 ч. 2 «Лесной рог».

М. Глинка. «Руслан и Людмила». Марш Черномора.
Уроки 17-18. Старинные инструменты (тема 4). Клавир, клавесин, чембало, клавикорд, вирджинел. История рождения, устройство, выразительные возможности. Фортепиано, рояль, пианино.

Музыкальный материал

Ф. Куперен. Произведения для чембало.

И. Рамо. Пьесы для клавесина.

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.

С. Рахманинов Концерт № 1-3 для фортепиано с оркестром.

В. Моцарт. Сонаты для фортепиано.

Л. Бетховен. Сонаты.

Б. Барток. Цикл пьес «Детям»

Пьесы для фортепиано из «детских» циклов Чайковского, Баха, Кодая, Хиндемита, Орфа, Стравинского, Гречанинова, Гаврилина, Слонимского, Гайдна.
Уроки 18-19. Орган. Происхождение, устройство, звукоизвлечение, тембровые краски, внешний вид. Виды органов. Полифонические пьесы.

Урок 20. Лютня. История рождения. Разнообразие видов. Устройство, выразительность, использование в музыке 16-17 веков.

Музыкальный материал

Лютневая музыка эпохи Возрождения.

И. Бах. Произведения для органа.

К. Чюрленис. Произведения для органа.
Урок 21. Народные инструменты (тема 5). Гитара. Рождение, устройство, внешний вид, история, жанры, средства выразительности, приемы.

Уроки 22-35. Русские народные музыкальные инструменты: домра, балалайка, баян, ударные, духовые, гусли. Скоморохи. История. Рождение аккордеона. Народные инструменты в былинах.

Музыкальный материал

Ю. Шишаков. Концерт для ударных и оркестра русских народных инструментов.

р.н.п. «Заиграй, моя волынка» (балалайка).

р.н.п. «Ах, все вечер» (домра).

р.н.п. «Веселый хоровод» (баян).

р.н.п. «Ливенские страдания» (гармоника).

р.н.п. «По небу синему» (гусли).

Былины про Дуная, Добрыню, Владимира.

р.н.п. в исполнении свирели, рожка, жалейки.

В. Гридин «Рассыпуха» - трио баянистов.

К. Тидеман «Пойте гусли.
Творческие задания для самостоятельной работы


  1. Нарисовать инструмент, звучащий на уроке.

  2. Угадать тембр любого инструмента.

  3. Назвать группу, к которой он относится.

  4. Раскрасить рисунок, подобрав цвет, соответствующий характеру тембра.

  5. Составить на листе альбома ансамбль различных инструментов и поручить ему исполнение мелодии или пьесы (назвать, какой пьесы).

  6. Нарисовать ансамбль инструментов по памяти.

  7. Показать звучащий на уроке инструмент на таблице.

  8. Перечислить приемы игры на струнно-смычковых, духовых, струнных, клавишных и ударных инструментах.

  9. Описать словами характер-тембр каждого инструмента.

  10. Написать стихотворение о любимом инструменте.


ВТОРОЙ КЛАСС ДШИ
Музыкально-сценические жанры: (опера, оперетта, мюзикл, балет, симфония, музыка к спектаклям кукольного театра). Диск 2.
ОПЕРА (Тема 1).

Урок 1. Знакомство с самым древним музыкальным инструментом – человеческим голосом. Возможности голоса, типы голосов, тембры. Музыка для голосов.

Урок 2. Диалог о том, что такое опера. Понятие жанра. Типы опер. Основные номера: увертюры, речитатив, антракт, дуэт, ансамбль, хор в оперном спектакле. Знакомство с ними на примере одной из опер Оперы, написанные в детские годы В. Моцартом, С. Прокофьевым. Из истории оперного жанра.

Уроки 3-10. Прослушиваются оперы. При прослушивании каждого действия меняются творческие задания.

Уроки 11-13. Оперетта (Тема 2).

Оперетта – маленькая опера – музыкально-сценическое произведение большей частью комедийного характера, в котором разговорный диалог органично сочетается с пением, музыкальными и хореографическими эпизодами. Куплетная песня и танец – основа музыкальной драматургии оперетты. Немного из истории оперетты. Оперетта для детей.
Уроки 14-16. Мюзикл (Тема 3). Понятие жанра – вид музыкально-сценического представления, сочетающего в себе музыку, танец, пение и драматическое действие. История мюзикла, музыкальный язык. Авторы популярных мюзиклов Д. Хермен (“Хеллс, Долли”), Ф. Лоу (“Моя прекрасна леди”), Д. Гервин (“О тебе я пою”), В. Казенин (“Дядюшкин сон”).
Музыкальный материал

Опера:

Ю. Левитин “Мойдодыр”

М. Красев “Муха-Цокотуха”

Ю. Рожавская “Тик-так”

М. Минков “Волшебная музыка”

Н. Римский-Корсаков “Снегурочка”, “Садко”, “Сказка о царе Салтане”

В. Моцарт “Волшебная флейта”

Б. Рубин “Три толстяка”

А. Александров “Левша”

Б. Терентьев “Максимка”

Т. Хренников “Мальчик-великан”

Я. Солодухо “Город мастеров”

С. Прокофьев “Любовь к трем апельсинам”

К. Орф “Умница”

Б. Барток “Замок герцога Синяя борода”
Оперетта:

Б. Тищенко “Тараканище”

А. Заславский “Не бей девчонок”

С. Баневич “Безумное воскресенье”
Мюзикл:

М. Болотин “Принц и нищий”

В. Дашкевич “Пеппи – длинный чулок”

Музыка к спектаклям кукольного театра:

Н. Александрова “Кошкин дом”
Творческие задания для самостоятельной работы

по теме: “Музыкально-сценические жанры”.

  1. Угадать тембр голоса (инструмента), тип ансамбля (вокальный, инструментальный), оркестра (народный, эстрадный, камерный) в произведениях, предложенных учителем.

  2. Составить и заполнить таблицу голосов (инструментов, входящих в один из оркестров – симфонический, народный, эстрадный), принимающих участие в опере (симфонии, балете, оперетте, мюзикле), предложенной учителем.

  3. Устно (или письменно) объяснить тембровую вокальную (инструментальную) драматургию в произведении.

  4. Самостоятельно устно наметить оркестровку отрывка, если не согласен с композитором.

  5. Нарисовать портрет героя произведения или тот момент спектакля, который более всего запомнился. При этом постараться в красках передать замысел композитора.

  6. Спеть мелодию или песенку из прослушанной оперы (симфонии, оперетты). Объяснить, почему она запомнилась.

  7. Записать дома мелодическим диктантом запомнившуюся тему (для подвинутых учащихся).

  8. Проанализировать один из номеров в опере (увертюру, арию, дуэт, ансамбль), указав на выразительную роль в нем голосов инструментов, сравнить их.

  9. Подготовить краткое сообщение о композиторе, написавшем понравившееся произведение.

  10. Дать устное или письменное объяснение понятий – увертюра, ария, антракт, дуэт, ансамбль и другое.

  11. Рассказать подробно содержание оперы по действиям.

  12. Пересказать подробно содержание одного номера.

  13. Составить характеристику понравившегося героя по плану:

А) Портрет

Б) Главные черты характера

В) В каких сценах и как они раскрываются

Г) Соответствует ли тембр голоса характеру героя

Д) Роль музыкальных инструментов. Как они помогают узнать героя

Е) Что подчеркивает в герое мелодия

Ж) Мое отношение к герою и “его” музыке

14) Составить две музыкальные характеристики героев – положительного и отрицательного. Разобрать в обоих случаях круг средств музыкальной выразительности.

15) Составить сравнительные характеристики двух героев. Выделить общие черты и различия.

16) Ответить на вопросы, в какой цветовой гамме представляется герой. Или выполнить рисунок, объяснить, почему выбраны такие цвета.

17) Назвать веселые, грустные, злые цвета; при длительном прослушивании (целых сцен, действий) проследить, какие герои и в каком порядке появляются на сцене. Записать имена главных героев одним цветом, второстепенные – другим.

18) Записать имена героев, тембры их голосов, характер мелодии каждого (при длительном прослушивании).

19) Различными цветами записать характер мелодии героя, учитывая настроение мелодии. Например, “Песня Крокодила – мелодия грозная”.

20) Сравнить краски в показанном диафильме по теме (сказка “Мойдодыр”) со своими – на рисунке.

21) Сравнить содержание диафильма – сказки, музыкальной сказки и сказки в книге. Разобрать отличия средств выразительности в каждом жанре. Отметить, что может показать и показывает каждый из них в отличие от другого.

22) Начать работу с музыкальной сказкой с показа диафильма по ней, ответить на вопросы, обсудить, предположить, какие тембры голосов (инструментов) будут использованы в спектакле, почему.

23) Провести жанровый анализ музыки. Рассказать, в какой сцене были использованы: песня, танец, марш (песенность, танцевальность, маршевость). Почему нужными оказались именно эти жанры?

24) Разобрать использование формы (трехчастной, куплетной, вариационной, рондо и т.д.) в сценах спектакля. Почему использована именно эта форма?

25) Разобрать особенности ритма, динамики, темпа и других средств выразительности в отдельных номерах спектакля.

26) Показать характер героя с помощью самостоятельной пантомимы или танца.

27) Сочинить музыкальную пьеску, изображающую отношения двух героев спектакля, при этом темы героев взять из спектакля.
Творческие задание к теме “Музыка в кукольном театре” (см.: Диск № 2, тема 6)

Предлагается рассмотреть роль музыки в театре на примере кукольного спектакля. Это ближе детям по возрасту и понятнее, чем музыка в театре драмы, или даже в ТЮЗе.

  1. Записать последовательно названия всех звучащих номеров спектакля.

  2. Затем проследить, как развивается веселая и грустная музыка с помощью динамических стрелок.

  3. Обсудить музыкальную драматургию спектакля.

  4. Обсудить жанровую и тембровую драматургии спектакля.


Уроки 17-25. Балет (Тема 4). Понятие жанра. Балет – один из основных музыкально-сценических жанров, объединяющих музыку, танец, пантомиму, сценическое действие и художественное оформление. Типы балетов – одно- и многоактовые, балет-пьеса, балет-симфония.

Классический и характерный танцы в балете. Танцы ритмопластические и современные. Новые понятия: вариация, адажио, па-де-де. Сравнить их с оперными номерами – дуэтом, терцетом, с инструментальными трио, квартетом.

Из истории балетного искусства. Современный балет. Чайковский и балетная музыка. Балеты композиторов прошлых веков. Танцевальные сцены в операх. Танцевальные части в симфонической музыке.

Музыкальный материал (по выбору):

А. Морозов “Доктор Айболит”

К. Хачатурян “Чипполино”

Р. Щедрин “Конек-Горбунок”

А. Хачатурян “Спартак”

С. Слонимский “Икар”

И. Стравинский “Петрушка”

С. Прокофьев “Золушка”, “Ромео и Джульетта”, “Сказ о каменном цветке”

П. Чайковский “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица”

К. Дебюсси “Ящик с игрушками”

В. Моцарт. Музыка к “Маленьким безделушкам”.
Комплекс самостоятельных заданий для развития творческих способностей

  1. Прослушать, запомнить и пересказать подробно содержание (дети приучаются к длительному прослушиванию музыкального произведения – вырабатывают внимание и терпение). Проводить такое прослушивание можно и без предварительной подготовки.

  2. Просмотр диафильма (здесь можно с подготовкой, вступительным словом). Задание – сравнить два содержания. Анализ причин этой разницы.

  3. Под музыку пантомимически разыграть одну из сцен, представив себя героем. Показать действие, диктуемое музыкой (при этом обнаруживается умение понимать и слышать музыку, кроме этого ученик раскрепощается – в движении, игре, становится актером. Так свободнее полнее воспринимается материал).

  4. Домашнее задание – один фрагмент спектакля отрепетировать перед зеркалом.

  5. Можно одновременно показать кадр из диафильма и включить музыку балета (в диафильме показаны отдельные фрагменты действия, в музыке же они раскрываются процессуально).

Выявить, какое мгновение запечатлено, как оно отражено в музыке.

Такие задания приучают детей быть внимательными, не упускать в музыке детали. Кроме того, комплексное восприятие способствует более глубокому вживанию в музыкальный процесс, более полному его восприятию, приучают к длительному вниманию на протяжении всего прослушивания.

  1. Зарисовать одну из сцен на выбор. Задача – показать настроение и характер музыки линией и цветом. Линия – должна жить, цвет – соответствовать характеру музыки (по личному представлению и восприятию).

  2. Нарисовать эскиз (без раскраски), в котором нужно линией передать настроение музыки.

  3. Сочинить рассказ по одной из балетных сцен. Берется один музыкальный фрагмент.

Весь комплекс заданий направлен на выработку самостоятельного активного восприятия музыки и самостоятельного мышления о ней.

  1. Устные или письменные ответы на вопросы, что “рисует” музыка – портреты, характеры, события, или взаимоотношения героев?

  2. Сочинить стихотворение (по музыкальному фрагменту).

Эти работы способствуют выявлению у учащихся творческих способностей в различных жанрах и направлены на профориентацию каждого.

  1. Протанцевать под музыку балета (танец Тыквы и т.д.).

  2. Нарисовать танец (по выбору) из прослушанного балета.

  3. Сравнить музыкальные портреты нескольких персонажей (выход фей: Сирени, Канарейки, Золота, Серебра, Искренности и т.д.).

  4. По фотооткрыткам балетных спектаклей описать, какое мгновение в музыке соответствует изображению. Доказать свою позицию.

  5. Сравнить две фотографии (Одетта – Одиллия) после прослушивания музыки балета.

  6. Угадать, какой музыкальный момент соответствует фотоизображению, напеть эту музыку.

  7. Сочинить песенку балетного героя (Чипполино, Вишенки и т.д.) после прослушивания музыки балета.

  8. Ответить на вопросы, чем отличаются друг от друга музыкально-сценические жанры, что в них общего, и в чем разница?

  9. Самостоятельная письменная работа по фотографии сцены из балета.

Примерный план:

А) Какой момент изображен?

Б) Каковы чувства героев?

В) Доказать свое мнение, проанализировав запечатленные на снимке жесты, мимику.

Г) Повторить движение, изображенное на фотографии, прочувствовать его.
Уроки 26-32. Симфония (Тема 5) - знакомство. Понятие жанра. История. Значение слова (созвучие). Строение симфонии. Части 1-4. Сонатная форма. 1 часть – Сонатное аллегро. Жанры симфонической музыки – увертюра, поэма, фантазия.

Музыкальный материал:

А. Ларионова “Муха-Цокотуха”

С. Прокофьев “Петя и волк”

Н. Римский-Корсаков “Шехерезада”

С. Прокофьев. Симфония № 1. “Классическая”.

В. Моцарт. Симфония № 40.

И. Гайдн “Детская симфония”

Л. Бетховен. Симфония № 3.
Творческие задания по теме “Симфония”:

  1. Прослушать голоса птиц (в грамзаписи) в разные моменты жизни (полет, у гнезда, встреча с человеком). Записать нотами их мелодии.

  2. Самостоятельно объяснить (пересказать) содержание 1 части (2, 3, 4) “Детской симфонии” И. Гайдна.

  3. Проследить тембровую инструментальную драматургию каждой части.

  4. Нарисовать картинку на тему, что я увидел в музыке? Запечатлеть главный (по мнению ученика) момент.

  5. Написать сочинение на тему “Как меняется мелодия в части?”

  6. Кроме вышеназванных могут быть использованы задания по темам “Опера”, “Балет”.


Третий класс ДШИ
Уроки 1-2. Средства музыкальной выразительности: лад, темп, тембр, тональность, ритм, метр, регистр, штрихи, приемы исполнения.

Уроки 3-16. Инструментальные пьесы-танцы (Диск № 3, тема 1): вальс, гавот, менуэт, полька, бурре, мазурка, сарабанда, сицилиана, куранта, алеманда, полонез, экосез, паспье. История, особенности мелодии. Инструментальные пьесы-песни (тема 2): романс, вокализ, серенада, песня, ария. Знакомство с простейшими формами: период. 2-х частная, 3-х частная. Инструментальные пьесы-марши (тема 3). Песенность, танцевальность, маршевость в инструментальных пьесах (тема 4).

Музыкальный материал

Ф. Шопен. Прелюдии, вальсы, мазурки, этюды.

В. Шенберг. Серенада 3 2 (менуэт)

К. Чюрленис. Квартет до минор ч. 3.

С. Прокофьев. 4 пьесы для фортепиано, 10 пьес для фортепиано.

П. Чайковский. Сюита № 4, ч. 2.

Ф. Шуберт. 3 менуэта.

Л. Бетховен. Симфония. № 3, ч. 3.

В. Моцарт. Менуэт из оперы «Дон Жуан».

И. Гайдн. Симфония № 104, ч. 3.

И. Гайдн. «Детская симфония», ч. 2.

Л. Боккерини. Менуэт

В. Моцарт. Музыка к «Маленьким безделушкам» № 2, 6, 9, 12.

С. Прокофьев. Симфония № 1, ч. 3 (гавот).

Д. Шостакович. Балетная сюита № 3, ч. 2.

И. Бах. Сарабанда с вариациями.

Я. Сибелиус. «Грустный вальс»

Э. Григ. Вальс.

С. Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир».

П. Чайковский. Симфония № 5 – вальс; Вальсы из балетов: «Лебединое озеро», «Спящая красавица».

М. Глинка. Мазурка из оперы «Иван Сусанин».

Дм. Шостакович. Полька.

С. Слонимский. Полька.

П. Чайковский. Пьесы из «Датского альбома».

И. Штраус. Полька-галоп, «Трик-трак».

М. Огиньский. Полонез.
Уроки 17-21. Вариации (тема 5). Темы заимствованные и оригинальные. Форма. Типы вариаций. Вариации basso ostinato, классические, свободные, полифонические.

Музыкальный материал

М. Глинка. Вариации «Среди долины ровныя».

В. Моцарт. Соната для скрипки и фортепиано, ч. 3.

Л. Бетховен. 32 вариации.

Р. Шуман. «Симфонические этюды».

Ф. Шуберт. Соната ля минор, 2-я часть.

В. Моцарт. Вариации.
Уроки 22-23. Сонатина, соната, концерт. Значение слов, история жанров. Сонаты и концерты классические, романтические, современные.

Музыкальный материал

В. Моцарт. Сонаты (по выбору).

Л. Бетховен. Сонаты (по выбору).

С. Прокофьев. Сонаты (по выбору).

Дм. Шостакович. Сонаты (по выбору).

Э. Григ. Соната для скрипки и фортепиано.

С. Франк. Соната для скрипки и фортепиано.

Ф. Лист. Соната си минор.

И. Бах. Соната для скрипки соло (на выбор).

Г. Гендель. Соната для скрипки и клавира.

А. Вивальди. Концерт для скрипки ля минор.

С. Рахманинов. Концерт для фортепиано (№ 1, 2, 3).

П. Чайковский. Концерты (на выбор).
Творческие задания к урокам 22-23


  1. Побывать на концерте профессионального исполнителя (пианиста, органиста, скрипача, виолончелиста, флейтиста, баяниста, домриста и т. д.), прослушать сонаты (или концерты) современных авторов или композиторов прошедших веков. На уроке поделиться впечатлениями.

  2. Сравнить интерпретации одной сонаты (концерта) разными исполнителями.

  3. Приобрести аудиозапись сонаты (концерта) в личную фонотеку. Рассказать подробно, интересно об этом произведении.

  4. Сравнить особенности классического, романтического, современного концертов.

  5. Ответить на вопрос, как бы ты сам исполнил бы этот концерт? Согласен ли с интерпретацией исполнителя?


Уроки 24-30. Программная музыка (тема 6). Знакомство с понятием. Различные виды программ. Анализ программных пьес, исполняемых в классе по специальности. Разбор содержания, формы, средства музыкальной выразительности.

Музыкальный материал

П. Чайковский. «Детский альбом».

П. Чайковский. «Времена года».

С. Прокофьев. Пьесы для фортепиано.

Дм. Шостакович. Пьесы для фортепиано.

Пьесы из класса по специальности.

Творческие задания к разделу «Программная музыка»


  1. Устный анализ предложенной на уроке пьесы – тема, содержание, средства музыкальной выразительности.

  2. Письменный анализ пьесы.

  3. Рассказ о заранее выбранной пьесе, авторе, истории создания.

  4. Исполнение на уроке любимой пьесы.

  5. Конкурс на самое выразительное исполнение программной пьесы.

  6. «Нарисовать» пьесу, подчеркнув главное в ней.

  7. Провести сравнительный письменный анализ двух пьес (приложенных учителем или выбранных самостоятельно), различных по характеру или созданных в разные эпохи.

  8. Рассказать о жанровых признаках пьесы.

  9. Сочинить мелодию или пьесу на заданную тему.

  10. Показать в движении разные пьесы, танцы.


Уроки 31-35. Знакомство с жанрами вокально-хоровой музыки (Диск № 4, темы 1-5):

  1. Мотет, мадригал, магнификат, молитва, псалмы.

  2. Кант, партесный концерт.

  3. Кантата, оратория.

  4. Месса, реквием.

  5. Литургическая драма, литургия.

Значение понятий, история, содержание, формы. Особенности мелодики и ритма, особенности формы.
Музыкальный материал
И. С. Бах. Мотеты.

Клаудио Монтеверди. Мадригалы.

Палестрина, Лассо. Мадригалы.

Клаудио Монтеверди. Магнификаты.

П. Чесноков. «Отче наш». Греческий распев «Богородице Дево радуйся».

Петровские торжественные песнопения: Канты, концерт.

М. Березовский. Концерт для хора.

Д. Бортнянский. Концерт для хора.

И. С. Бах. Кантата № 47.

А. Скарлатти. Кантата для сопрано и баса.

А. Вивальди. Кантата «Gloria».

Г. Ф. Гендель. Оратория «Иуда Макковей».

В. Моцарт. Короткая месса.

В. Моцарт. Реквием.

Неизвестный автор XII века. «Действо о Данииле» - музыкальная драма.

С. Рахманинов. Литургия Иоанна Златоуста.

С. Рахманинов. Колокола.
Творческие задания


  1. Угадать тембры солистов в ансамбле.

  2. Рассказать об авторе – композиторе.

  3. Дать объяснение понятий: мотет, мадригал, магнификат, кант, молитва.

  4. Указать общее и различное в: кантате, оратории, мессе, реквиеме, концерте, литургии.

  5. Рассказать содержание вокально-хорового произведения.

  6. Разобрать особенности формы вокально-хорового произведения.

  7. Объяснить роль инструментальной музыки в вокально-хоровом произведении, что рисует музыка: портреты, характеры, события или взаимоотношения героев?

  8. Проследить тембровую вокальную драматургию каждой части и всего произведения.

  9. Посетить концерт вокально-хоровой музыки, поделится впечатлениями на уроке.

  10. Приобрести аудиозаписи в личную фонотеку, рассказать подробно о любимом произведении.


Заключение.
В результате экспериментального введения в курс обучения детей предмета «Слушание музыки» по данной программе удалось добиться следующих результатов:

  1. Чрезвычайной заинтересованности детей в дальнейшем музыкальном развитии, комфортности на уроке, где каждый ребенок имеет возможность «раскрыть себя самого».

  2. Развития музыкальной эрудиции за счет знакомства с первого года обучения с именами выдающихся композиторов, жанрами музыкальных произведений, названиями самых известных из них, с «вечными темами» в искусстве, спектаклями, живописными полотнами, связанными с музыкой.

  3. Воспитания тонкого музыкального вкуса, чему способствовало прослушивание выдающихся мастеров-музыкантов и лучших музыкальных произведений. А это, в свою очередь – прямой путь к самостоятельной исполнительской творческой интерпретации различных пьес в старших классах.

  4. Увеличения «слухового багажа» детей на детском музыкальном материале, что становится подспорьем в классе по специальности и способствует не натаскиванию, а самостоятельной работе ученика над пьесой.

  5. Серьезной подготовки детей к детальному изучению музыки: жанров, форм, стилей на уроках музыкальной литературы.

  6. Формирования «в массе» пропагандистов – любителей музыки в своем кругу, что относится к большему числу выпускников ДМШ и ДШИ.

  7. Интереса к развитию у наиболее одаренных детей до профессиональной ориентации высокого уровня и становлению личности музыканта – профессионала.



Приложение

(Расшифровка фонохрестоматии по слушанию

музыки – 1-3 классы ДШИ:

диск № 1 «Музыкальные инструменты»,

диск № 2 «Музыкально-сценические жанры»,

диск № 3 «Инструментальные жанры»,

диск № 4 «Вокально-хоровые жанры»)

ДИСК № 1 «Музыкальные инструменты»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки» iconРабочая программа Слушание музыки 5 (7) класс Составитель: преподаватель...
Шостаковича способен устоять и перед физическим уничтожением, и перед духовным порабощением, оставаясь личностью. Симфония встречена...

Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки» iconРабочая программа Слушание музыки
Именно в этом возрасте необходимо пробудить в ребёнке интерес к музыке, научить детей понимать и сопереживать её содержание, что...

Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки» iconПрограмма по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых классов. Рабочая программа разработана...

Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки» iconПрограмма по музыке для 4-7 классов Д. Б
Программа музыкальных занятий в четвертом классе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным...

Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...

Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки» iconОбразовательная программа и поурочные планы по предмету «Музыкальная литература» 4-7 классы дши
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №3» г. Омска

Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки» iconРабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа...

Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки» iconРабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 9 класса. Рабочая программа разработана на основе...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции