И. Г. Шароев основные принципы воспитании режиссера эстрады и масш1шх представлений




Скачать 269.16 Kb.
Название И. Г. Шароев основные принципы воспитании режиссера эстрады и масш1шх представлений
страница 1/3
Дата публикации 18.10.2014
Размер 269.16 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
  1   2   3
И. Г. Шароев

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИИ РЕЖИССЕРА ЭСТРАДЫ И МАСШ1ШХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Шоу-программы
Шоу-программа - это один из главных элементов любой организации праздников, подчеркивающий торжественность и великолепие праздника. Вы можете подарить себе, детям, друзьям или коллегам незабываемые впечатления с помощью наших артистов.
Шоу-программы должны быть согласованы со сценарием, в котором официальная часть плавно переходит в легкое веселье развлекательной программы, а официально-солидный тон - в непринужденную дружескую атмосферу. На всем протяжении праздника вы услышите поздравления от любимых артистов, талантливых музыкантов, конферансье с чувством юмора и такта.
Шоу-программа может быть наполнена выступлениями танцевальных коллективов, артистов оригинального жанра, цирковыми номерами, выступлениями фокусников, магов и дрессированных животных. Для создания атмосферы стильного праздника мы применяем только современную аппаратуру и передовые технологии свето- и звуко- режиссуры. Лучи лазера покажут мультисюжеты истории Вашей компании, а партитура света создаст неповторимую романтическую атмосферу на Вашей дискотеке.
По Вашему желанию на развлекательной шоу-программе выступят звезды российской и зарубежной эстрады, а финальные аккорды завершатся пиротехническим шоу! Профессиональный подход специалистов нашей компании и высокий художественный уровень артистов сделает Ваше мероприятие - грандиозной развлекательной шоу-программой! Такой праздник и шоу-программа надолго запомнится гостям, своей насыщенностью, яркими красками и весельем!
Глава I. ВВЕДЕНИЕ В РЕЖИССУРУ ЭСТРАДЫ

Эстрада и современность — понятия нерасторжимые. Эстрадное искусство оправдывает свое назначение только в том случае, если является отражением жизни парода, если пульс эстрады бьется в унисон с пульсом времени. Именно в связи с этим и следует рассматривать воспитательное; назначение эстрады.

Основной задачей учебного процесса на факультете эстрадного искусства является воспитание мировоззрения студентов через предметы, через специальность. Это — главная цель воспитания и обучения будущих режиссеров эстрады и массовых представлений.

Главным проводником идейных и художественных принципов эстрады является режиссер.

А. Д. Попов говорил, что от художника требуется «не догматическое и схоластическое вооружение революционной теорией, а практическое овладение ею», поясняя, что «идеология и этика человеческого поведения нерасторжимы от технологии нашего мастерства».

Возникновение режиссуры, определяющей духовную сущность искусства театра, предопределило качественно новую ступень взаимоотношений между литературой и театром. Режиссер, ставший как бы посредником между двумя искусствами, принял на себя всю ответственность за перевод словесно-образных отношений, заложенных в литературном произведении, в систему зрелищной образности, каковой является произведение сценического искусства.

Эстрада всегда питалась живительными соками театрального искусства. Изучение творческого наследия выдающихся деятелей театра является важным звеном в воспитании будущих режиссеров эстрады. Поэтому преподавание академического курса режиссуры, основанного на творческом развитии системы К. С. Станиславского, в сочетании с глубокими знаниями различных жанров эстрады является главным принципом воспитания эстрадных режиссеров в театральном вузе.

Станиславский, определяя сущностную природу творчества, писал: «Художественная жизнь человеческого духа, очищенная поэзией, глубоко прочувствованная, густо насыщенная типичной правдой, говорит уже не о личности, а о целом явлении, приоб­ретает значение не частное, а общественное».

Как прийти к этому высокому искусству, очищенному поэзией, поднятому до масштабов большого обобщения?

Эстрадное представление и массовое действо являются актом общественного значения. А весь многообразный арсенал выразительных средств, все конструктивные факторы различных видов искусств, сплавленных единой драматической диалектикой действия, — все эти компоненты режиссер должен целе­направленно организовать на достижение цели.

Мы живем в сложном, постоянно меняющемся мире. Мы участвуем в процессе его изменения, мы (меняемся сами — ежедневно, ежечасно, так же как и мир, окружающий нас. Необходимое условие нашей профессии — быть остро восприимчивыми к веле­нию времени, к тому, что произошло и происходит сегодня на нашей планете.

Напомню мысль Вл. И. Немировича-Данченко о социальной основе деятельности режиссера: «Создатель спектакля должен быть сам по себе, если можно так выразиться, социально воспитанным человеком, независимо от того материала, с которым .ему приходится иметь дело. Когда он начинает работу, он и как художник, и как гражданин, и просто как член человеческого семейства должен обладать чуткостью в вопросах этики, идейности, политической устремленности, гражданственности, что и составляет сущность социальности».

Художник отражает в своем искусстве время — динамичное, противоречивое, тревожное.

Мало быть грамотным в своей профессии. Мало быть просто профессионалом. Режиссер должен ощущать себя общественным деятелем, находящимся в самой сердцевине событий века.

О значимости идейной направленности искусства театра говорил Станиславский, утверждая идейную борьбу как начало в театральном искусстве.

Довженко обращался к молодым, стремящимся в режиссуру: «Что вы хотите сказать людям?» Прекрасный вопрос! Требовательный, точный, корневой.

На то, что в искусстве непременным условием создания талантливого произведения является ясная, принципиально отстаиваемая позиция художника-гражданина, неоднократно указывали еще русские революционеры-демократы. Вспомним В. Г. Белинского, утверждавшего, что у человека «лежат на сердце судьбы родины; всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством»

Режиссер эстрады и массового действа в основном работает над современной темой. В этом заключается не только большая творческая радость, но и главная трудность, потому что режиссер каждый раз соприкасается с совершенно новым материалом, который выдвигает жизнь, и этот материал должен быть по-но­вому осмыслен и решен. Здесь режиссер выступает в роли первооткрывателя. Ему предстоит исследовать еще не апробированный сценой жизненный материал, выявить его действенность, политическую, социальную и эстетическую сущность, ^его нравственное начало, отыскать новые черты человеческой личности, формирующейся сегодня.

Что мы хотим сказать людям новым сценарием или постановкой? Для чего мы взяли эту тему? Что за ней скрывается для нас, как художников, граждан? Взволнует ли людей то, что сегодня потрясло нас? Будут ли это «мысли, нужные современности» (К. С. Станиславский)?

Таланту научить нельзя. И нельзя научиться. С этим рождаются. Речь в данном случае идет о другом. Что заставляет талантливых людей всю жизнь быть, как говорится, в «боевой форме», что движет ими, является причиной того непрекращающегося долгие годы творческого горения, которое мы зовем талантливостью?

Как выдающиеся мастера сами объясняют главное в своем творчестве, основу его, его «стартовую площадку»?

Первое слово Константину Сергеевичу Станиславскому: «Вы не будете поняты народом, если не сможете отразить духовных потребностей своей современности, того «сейчас», в каком вы живете».

С. Эйзенштейн утверждал: «Искусство подлинно, когда народ говорит устами художника».

Выдающиеся мастера в своем высоком творчестве приходили к выводу, что художественное мастерство самым непосредственным образом связано с гражданской позицией. «Нет большого искусства без убежденности художника», — утверждал В. Пудовкин. А Довженко требовал: «Никогда не надо терять горизонта. Надо высоко мыслить, нести как можно выше свое художественное знамя. Надо при создании произведения нести в себе гражданскую ответственность, свою личную ответственность за картину, за идею, которую вы хотите предложить обществу». - Режиссер-гражданин, режиссер-художник, режиссер-трибун — вот какой представляется нам сущность творчества совре­менного режиссера. Мы говорим о личностном ощущении темы режиссером, о его мировоззренческом фундаменте. Во всем должна ощущаться личность художника, должно быть личност­ное отношение к тем или иным событиям и проблемам.

В области художественного творчества, будь то искусство театра, литература или музыка, на классиков равняться трудно слишком высок их полет. И все-таки давайте если не равняться, то брать с них пример. Рамен Роллан проникновенно заметил, говоря о финале IX симфонии Бетховена, что в кульминации всего произведения слышится голос и дыхание самого Бетховена. «Мало-помалу радость овладевает жизнью. Это борьба, это — война против горя. И вот оживают ритмы марша, звуча­щее оружие, "пылкие возгласы певца,— как будто слышится голос самого Бетховена, ритм его дыхания, его вдохновенные клики, когда он бродит по полям, создавая свое творение, движимый демоническим экстазом...»

Здесь Р. Ролланом очень точно уловлено как бы личностное присутствие великого композитора в «Оде к радости» — величавом гимне борьбе и человеческой общности.

В высоких взлетах искусства всегда ощущается неповторимое «я» автора. Если мы обратимся к поэзии Маяковского, то ясно увидим ее лирического героя, идущего через все творчество поэта, его могучее открытое людям сердце. И без этой глубо­ко личностной интонации, о чем бы он ни говорил, о любви или о великих деяниях народа,— без этой личностной интонации, ок­рашивающей все творчество Маяковского неповторимой лирич­ностью, не было бы уникального мира поэта.

Сердце художника, ощущение им гражданского долга будут всегда присутствовать в его творчестве, определяя в нем все: и выбор темы, и решение ее, и те выразительные средства, которые он отберет для проведения в жизнь своих идей. Это в равной мере относится как к эстрадному представлению, так и к массовому действу.

В творениях режиссера, обращающегося к публицистике, всегда должно присутствовать качество, которое А. Довженко определил как «художественный призыв». Этим даром с особой рельефностью, силой отмечены: в поэзии — Маяковский, в драматургии — Брехт, Вишневский, в художественном кинематографе — Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, в документальном Вертов, в театре — Мейерхольд, Пискатор, Охлопков, в эстраде — Яхонтов, Смирнов-Сокольский, Утесав и другие.

В этом ряду находится и А. Райкин, пришедший в своем творчестве к тому высокому результату, который мы определяем как патетическую сатиру, т. е. сатиру, доминантой которой является гражданская общественная позиция; сатиру, в конечном итоге утверждающую высокий гуманистический идеал.

Выдающиеся мастера публицистического искусства обладали способностью проникать в души миллионов, умели потрясать сердца людей.

Собственно, в этом и заключается конечная цель режиссера — пробиться в сердца людей.

Для более глубокого понимания роли эстрадного искусства необходимо знание историй возникновения эстрадных жанров, процесса становления этого искусства.

Истоками эстрадных жанров является народное творчество — национальный фольклорный пласт, давший жизнь многим видам искусства. Мы можем утверждать, что эстрада — древнейшее из искусств — возникла .тогда же, когда родились поэзия, музыка и появились песни и танцы.

Эстрада вечно была в обновлении, в быстром движении в завтрашний день. И может быть, поэтому так сложно проследить путь становления и развития этого вида искусства. Но если внимательно присмотреться к истории, то можно найти истоки, ведущие, очевидно, к первым эстрадным опытам.

Так, история сохранила до наших дней имена Софрона и сына его Ксенарха, живших в V веке до нашей эры. Их поминал еще Аристотель в своей «Поэтике». Софрон и Ксенарх были авторами мимов — сатирических сценок-миниатюр на бытовые те­мы, которые в одних случаях просто читались вслух, в других — разыгрывались, как уверяют историки, без всякой сценической обстановки.

Так что же в жанрово-видовом отношении представляли со­бой эти сценки? Ведь не относили же их к развитому в ту эпоху искусству театра! Чтение вслух миниатюр на бытовые темы? Или интермедия? Реприза? А сценки, разыгрываемые без всякой сценической обстановки? Может, это скетч? Или парный .конферанс? Или же самый древний на земле театр миниатюр?

Одно из традиционных выразительных средств эстрадного искусства — пародийный прием. И в той же «Поэтике» находим МЫ имя Гегемона Фасосец, «первого творца пародии», как называет его Аристотель.

И Платон в «Республике» отдал дань одному из жанров эстрады — иллюзионному. Историки уверяют, что в Древней Греции иллюзионисты («псефопаиктес») пользовались большой любовью, в их честь в Афинах даже воздвигались статуи. Иллю­зионисты же были и своеобразными конферансье: их выступления оснащались веселым текстом, наполненным злободневными политическими остротами, своего рода политсатирой.

А если мы обратимся дальше, в глубь веков, то найдем в древнеегипетском папирусе Весткар предание, гласящее о там, что уже в 2900 году до нашей эры (!) по Древнему Египту бродили профессионалы-иллюзионисты.

Определение «эстрадное искусство» появилось сравнительно недавно. Но само искусство эстрады существовало с древнейших времен. Аристотель и Платон, равно как и древнеегипетские рукописи Весткар, подтвердили это.

В Европе, начиная с XI века, с возникновением городов по­явились гистрионы, или жонглеры (от латинского слова, joculator, т. е. забавник),—бродячие актеры средневековья. На городских рыночных площадях, на веселых шумных ярмарках выступали эти профессиональные «народные забавники». Гистрионы были певцами, танцорами, мимами, фокусниками, акробатами, жонглерами, клоунами, музыкантами.

Судя по многочисленным свидетельствам, дошедшим до нас из глубины веков, гистрионы были великими мастерами своего дела, владели разнородными жанрами. Интересно отметить одну особенность: искусство гистрионов было ближе к эстраде, нежели к театру, ибо действовали они всегда «от себя», от собственного лица, что в дальнейшем, с рождением эстрадного искусства, станет одной из характерных его черт.

Не менее интересно и то, что традиционной формой выступления «народных забавников» были не театральные спектакли, л миниатюры, т. е. номер — основная ячейка будущего эстрадного искусства.

Много хлопот церкви и официальным властям доставляло веселое, остроумное и стихийно-бунтарское искусство гистрио-поц, равно как и деятельность вагантов («бродячих клириков»), избравших своей целью прославление мирских радостей и выступавших с дерзкими пародиями на церковные обряды и гимны. Достаточно обратиться к дошедшему до нас сборнику песен и стихов безымянных поэтов-вагантов «Саrmina burana» или же сатирическим произведениям Архипиита Кельнского, Вальтера Шатильонского и Примаса Гуго Орлеанского, чтобы составить представление о характере и направленности творчества вагантов.

В своих вольнодумных песнях и пародиях ваганты, средневековые сатирики-куплетисты, высмеивали не только лицемерное и нечестивое духовенство, но осмеливались поднимать руку на самого папу римского (не забудьте: это в средневековье). Именно поэтому они представляли большую опасность для церкви, являлись сильнейшим средством антиклерикальной пропаганду. Церковь постоянно подвергала гистрионов и вагантов жестоким гонениям.

Ростки средневековых комедийных жанров, возникшие на фольклорной почве в творчестве гистрионов и вагантов, нашли свое дальнейшее развитие как в театральном, так и в эстрадном искусстве.

На Руси с давних времен развивался устный фольклорный эпос, нашедший наиболее полное и убедительное воплощение в творчестве сказителей, гусляров и лирников. В своих сказах и былинах они прославляли великие подвиги народа, его славу и мужество. Не следует забывать также, что в народе издавна развивалась и своеобразнейшая «смеховая культура», построенная на сатирических темах и образах.

«Где и когда, в каких обстоятельствах русской исторической действительности и на какой почве впервые определились зачатки эстрадных жанров? — спрашивает Е. Кузнецов.— Их корни лежат в народном творчестве, их зачатки выросли на почве фольклора, на почве скоморошьих игр и глумов.

Искусство скоморохов, как известно, не чуждалось эпических жанров, но преимущественно сказалось в области музыки, пения и пляски, а также малых форм народной драмы и комедии. Это обстоятельство следует подчеркнуть, так как оно предрешило взаимосвязь некоторых разновидностей скоморошьего творчества с рядом жанров, в последующее время развивавшихся на эстраде.

Наиболее раннее литературное свидетельство о скоморошестве относится к XI веку...»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. Г. Шароев основные принципы воспитании режиссера эстрады и масш1шх представлений icon Контрольная работа по предмету Формирование элементарных математических представлений
Тема: Основные принципы обучения детей дошкольного возраста элементам математики
И. Г. Шароев основные принципы воспитании режиссера эстрады и масш1шх представлений icon Основные принципы естественного ухода за новорожденными

И. Г. Шароев основные принципы воспитании режиссера эстрады и масш1шх представлений icon Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз:...
Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: Основные принципы, протоколы и процедуры/Пер с англ. А. С. Ригина....
И. Г. Шароев основные принципы воспитании режиссера эстрады и масш1шх представлений icon Учебное пособие для вузов
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике. В...
И. Г. Шароев основные принципы воспитании режиссера эстрады и масш1шх представлений icon KazEnergy
Основные направления, принципы и ценности деятельности Казахстанской Ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса...
И. Г. Шароев основные принципы воспитании режиссера эстрады и масш1шх представлений icon Сказка о царе Салтане
В редакции режиссёра Павлодарского русского театра драмы им. А. П. Чехова А. А. Репина
И. Г. Шароев основные принципы воспитании режиссера эстрады и масш1шх представлений icon Методическая разработка «Голос и выразительные средства в джазе»...

И. Г. Шароев основные принципы воспитании режиссера эстрады и масш1шх представлений icon 1. Основные принципы организации экономического анализа
Осуществить комплексную оценку хозяйственной деятельности предприятия с помощью метода расстояний от эталона. Сделать выводы по результатам...
И. Г. Шароев основные принципы воспитании режиссера эстрады и масш1шх представлений icon Издания 2010-2011 учебного года
...
И. Г. Шароев основные принципы воспитании режиссера эстрады и масш1шх представлений icon Рецепция римского права: вопросы теории и истории
Его влияние прослеживается в различных отраслях права от уголовного до гражданского. Терминология, основные принципы римского права...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции