Незабываемые встречи




Скачать 135.16 Kb.
Название Незабываемые встречи
Дата публикации 13.10.2014
Размер 135.16 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы

Татьяна Свиридова


Виктор Лысенко

НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВСТРЕЧИ

Историка - Драматическая новела в одном действии.

По книге В. Порудоминского «Даль»

и книгам «Пушкин в воспоминаниях современников.

Луганск 2008г.

Действующие лица:
В. И. ДАЛЬ, етнограф, лексикограф
ЮЛИЯ АНДРЕ – ДАЛЬ, Жена В.И. Даля
А. С. ПУШКИН, поет
Н. Н. ПУШКИНА, жена А.С. Пушкина
СЛУГА В. И. Даля .
СЛУГА А.С.Пушкина.

СЦЕНА ПЕРВАЯ.
Перед закрытым занавесом в луче прожектора В.И. Даль. В руках у него словарь.
ДАЛЬ. Размышляя о своём прошлом перечитывая страницы своих

воспоминаний о жизни я несомненно, отмечаю одну из

важных вех моей жизни – это встреча знакомство, перешедшее в

братство с великим русским поэтом. Александром Сергеевичем

Пушкиным.
Даль уходит. Открывается занавес. 1832 год 1декабря съемная квартира в доме Жадимирского. Мебель в комнате где жил Пушкин была расставлена так что чувствовалось что-то непостоянное, временное: чувствовалось, что её часто двигали и опять будут передвигать. Комоды, столики и ширмы ещё не вросли в свои места, не вписались в них; казалось если переставит, будет лучше. Вечерело. Входит слуга. Пушкин сидит на диване. Он что-то читает, слегка опершись на спинку.
СЛУГА. Барин! К Вам гость пожаловал.

ПУШКИН. Кто же это?

СЛУГА. Господин – Владимир Иванович Даль.

ПУШКИН. Я, право не знаю, кто сей господин. Но все же проси.
Входит Даль, Пушкин, слегка прихрамывая, идет на встречу гостю протягивает энергично руку
ПУШКИН. Александр Сергеевич Пушкин.

ДАЛЬ. (Протягивает руку Пушкину). Даль! Простите великодушно

Владимир Иванович Даль.
Пожав друг другу руки они молчат, рассматривая друг друга. Пушкин усадил Даля в кресло, а сам, жалуясь на « проклятый рюматизм», устроился на диване: сунул подушку под бок, левую ногу поджал, правую ,больную ,вытянул бережно.
ПУШКИН. Извините! Не могу стоять, проклятый рюматизм замучил, никак

не пускает, нога, словно чужая. На охоту было собрался. Да вот

околел. А Вы не охотник?

ДАЛЬ. Охотник. Охочусь за всякими словами да за мудрыми пословицами.

ПУШКИН. Вот как. Не знал, что нынче и такие охотники есть. Удачна ли

такая охота?

ДАЛЬ. Удачна Александр Сергеевич, удачна. В моей охоте не только слова

да пословицы попадаются, иной раз и песня ловится.

ПУШКИН. Владимир Иванович, а с чем ко мне пожаловали

ДАЛЬ (с некоторым пафосом и волнением). Какая удача, что мы не

познакомились раньше, какая удача, что наш общий знакомый

уважаемый Василий Андреевич Жуковский укатил

за границу, и что лето мне пришлось провести в Кронштате, а осенью

Вы уезжали в Москву, какая удача!

ПУШКИН. Да в чем же дело? Почему удача?

ДАЛЬ. Ах! Дорогой Александр Сергеевич! Да если бы не эти

обстоятельства, моя книга «Сказок» не успела бы выйти и наше

знакомство обернулось бы мимолетным светским «Здравствуйте» и

«До свидания». Мне не с чем было бы подойти к Вам. А так я принес

Вам посмотреть и оценить дело моей жизни.
Даль протягивает Пушкину книгу Сказок.
ПУШКИН. (Читает название книги). Сказки казака Луганского.

ДАЛЬ. Вот здесь на двухстах страницах живут сказки Казака Луганского. Я

их собирал всюду, и пришел услышать мнение старшего собрата.
Пушкин берет из рук Даля книгу.
ПУШКИН (читает вслух). «Сказка об Иване молодом сержанте, удалой

голове без роду, без племени». В некотором самодержавном царстве,

что за тридевять земель, За тридесятым государством жил-был царь

Дадон Золотой Кошель. (Глубокая пауза) Забавная видимо сказка?

ДАЛЬ. Да нет, больше поучительная. Ведь этот царь Дадон правил

народом, как в русской поговорке – дуги гнет не парит, переломит,

не тужит.

ПУШКИН. Погодите, Владимир Иванович, а что за поговорка такая

мудрёная – дуги гнёт не парит, переломит, не тужит.

ДАЛЬ. А я, видите ли, всегда говорил и утверждаю, что народ у нас

мудрый, он про все случаи жизни пословицы да поговорки сочиняет.

И здесь, в этой сказке, все к месту складывается. Что бы согнуть

дугу, дерево надо сначала распарить, а затем гнуть, иначе оно

переломиться. А этот сказочный Дадон, народ гнул, как не пареное

дерево, ломал, одним словом. Так то.
Пушкин вдруг замолчал; захлопнул книгу, положил её на подлокотник; откинулся на диване, разбросав руки,- одна на подлокотнике, другая вдоль спинки.
ПУШКИН. Очень хорошо! Что за роскошь! Что за смысл. Какой толк

в каждой поговорке Вашей! Что за золото! Именно в сказках

отражены образцы народных сокровищ, и молвятся они чистым

словом. Не правда ли Владимир Иванович?

ДАЛЬ. Все, правда, все в толк.

ПУШКИН. Я, знаете ли? Сам сочиняю сказки, еще больше люблю их

слушать и читать. И ваши, Владимир Иванович, прочитаю с

удовольствием.

ДАЛЬ. А еще, Александр Сергеевич я пришел к вам за советом.

ПУШКИН. В чем же совет-то? Будьте добры, Владимир Иванович, я

внимательно слушаю.

ДАЛЬ. Собрал я около двадцати тысяч слов, а что делать не знаю.

ПУШКИН. Двадцать тысяч! Позвольте! Когда!? Да ведь это невероятно, не

возможно!

ДАЛЬ. Да вот сумел собрать, думаю и дальше продолжить эту затею.

ПУШКИН. Ваше собрание не простая затея, не увлечение. Это

совсем новое у нас дело. Вам можно позавидовать. У Вас есть

цель. Создайте словарь живого разговорного языка. Как это

здорово и благородно годами копить сокровища и вдруг открыть

сундуки перед современниками и потомками.

ДАЛЬ. Спасибо на добром слове и дельном совете. Я, право, не думал о

словаре, но после Вашего напутствия примусь за это дело серьезно.

ПУШКИН. Постарайтесь, Владимир Иванович. Не простое это дело но

Очень нужное нам и потомкам нашим. Как много

Нам ещё предстоит сделать

ДАЛЬ. Что же это я все о себе да, о своих сказках, а что в ваших сундуках

нового появилось?

ПУШКИН. Сундуки то не пусты. Много уже написано, да неприятности

Из- за этого следуют одна за другой. Год начался с выговора

за напечатание без высочайшего дозволения стихотворения

«Анчар, древо яда», а после этого Бенкендорф передал

многозначительный царский подарок. Полное собрание законов

росийсской империи. Каков намек. А?!

ДАЛЬ. А вы разве не знаете как в народе говорят? «Кто законы пишет тот их

и ломает».

ПУШКИН. И то верно. Я ведь недавно прибыл из Москвы и до сих пор

нахожусь под секретным надзором полиции. Московский

полицмейстер пристально следил за моим вояжем. Потому

путешествие было недолгим, да и дел невпроворот. Вот жду

разрешения на издание нового журнала, образцы уже представлены

Бенкендорфу. Давно пора закончить первую часть нового романа.

Никак не могу приняться за него.

ДАЛЬ. А что за роман, позвольте, спросить?

ПУШКИН. О людях, любви, несправедливости, жестокости, о многом Да

Я еще не решил, как он будет называться, толи «Островский»

толи «Дубровский»... Как много предстоит ещё сделать, а времен

никак нет. То болезнь тормозит дело, то жандармские борзописцы.

ДАЛЬ. Все нынче куда-то торопятся. Вот и у меня после военных походов

дел накопилось непочатый край.
Даль встает и подаёт руку Пушкину для прощанья.

Пойду, пожалуй. Рад был знакомству. Надеюсь увидеть вас в полном

Здравии.

ПУШКИН. Как говорит народная мудрость. «Дал бы бог здоровья, а дней

впереди много. Буду рад снова видеть вас и непременно

с хорошими вестями о словаре. До свидания.

Даль покидает сцену, утомленный Пушкин полулежит на диване.

За кулисами зазвучала песня. Сцена погружается в темноту.

АВТОР. (В микрофон за кулисами). Так закончилось знакомство двух

замечательных людей. Вскоре они вновь встретятся, и чтобы это

увидеть, придется из осени 1832 года перешагнуть сразу в осень 1833-го,

со столичных проспектов - в далёкую Оренбургскую губернию

Владимир Даль чиновник особых поручений при

Оренбургском военном губернаторе Василии Андреевиче

Перовском.


СЦЕНА ВТОРАЯ

Свет загорается. Комната В.И. Даля. На сцене жена Даля Юлия, что- то

музицирует, Даль стоит у стола и слушает игру жены. Входит слуга в руках у него записка .
СЛУГА (Протягивает записку Далю). От господина Перовского, велели

срочно передать.

Даль внимательно читает записку.
ДАЛЬ (С восторгом к жене). Нечаянный! Нежданный! В Оренбург прибыл

Пушкин! Юленька! Пригласим его к себе.

ЮЛИЯ. А возможно ли это?

ДАЛЬ. Конечно! Ведь мы знакомы с ним ещё по Петербургу. Помнишь,

Я тебе рассказывал?

ЮЛИЯ. Да, всё помню, тогда поезжай скорее и привези его к нам.
Даль уходит, а Юлия продолжает играть на пианино. Входят Даль, Пушкин и его слуга. Слуга держит саквояж, через руку переброшено пальто.
ДАЛЬ. Наконец-то прибыли в мои пенаты гость Вы наш дорогой.

Там на верху приготовлена комната для гостя. (Слуге). Отнеси вещи

господина Пушкина наверх, в гостевую комнату, распакуй чемоданы

и разложи одежду.

СЛУГА. Слушаюсь.
Слуга удаляется.
ДАЛЬ Александр Сергеевич! Как я рад этой встречи. Не чаял, что так скоро

увидимся.
Даль берет под руку Пушкина и подводит к своей жене.
Знакомься, Юленька, поэт А. Пушкин.
Прервав игру на пианино, Юлия протягивает Пушкину руку для поцелуя.
ЮЛИЯ. Юлия Даль.

ПУШКИН. Александр Сергеевич Пушкин, очень рад знакомству,

продолжайте играть Юлия, я с удовольствием послушаю.
Чуть отойдя от Юлии Пушкин! с Далем усаживается на деван.
ПУШКИН. Я восхищен вашей женой, какая красавица!

ДАЛЬ. Спасибо, Александр Сергеевич! Она не только красива, но и умна,

добра и необыкновенно талантлива в музыке.

ПУШКИН. Должно быть, вы счастливы с такой женой, Владимир Иванович?

Даль взглянул в сторону жены. Юлия продолжает музицировать.
ДАЛЬ. Конечно! Она у меня чудо! Как хороша. Надолго ли в наши края

И по какому делу? Да, в прочем, что же это я, совсем запамятовал.

Ведь слыхал же, что большой исторический роман времен Пугачева

решили сочинить. Не так ли?

ПУШКИН. Так, истинно так. Пугачев манил меня еще в Петербурге. Да с

выездом было мешкотно и хлопотно. Сам Мордвинов

спрашивал у его величества позволения на мою поездку.И

император также пожелал знать, что побуждает господина поэта

ехать в Оренбург и Казань.

ДАЛЬ. И как же все это разрешилось?

ПУШКИН: Я объяснил Мордвинову, что в моем будущем романе большая

часть действия происходит в Оренбурге и Казани. И государь

отпустил меня на четыре месяца. И вот я здесь на земле

Пугачева. Владимир Иванович! Буду просить у Вас помощи и

содействия в этой поездке.

ДАЛЬ. В чем же Ваша просьба, дорогой Александр Сергеевич?!

ПУШКИН: Вы ведь изрядно знаете эти места, истории тех людей, которые

видели Пугачева и служили ему. Я, наверняка, знаю, что у Вас

найдется немало интересных и правдивых историй о тех

событиях.

ДАЛЬ. Да, уж, извольте. Сообщу с удовольствием. Вот хоть сейчас

Осада Оренбурга! Очень любопытный факт. Очевидцы рассказывали,

что Пугач во время осады Оренбурга, выкатил пушку на

Георгиевскую колокольню и оттуда обстреливал город вместо картечи

пятаками, а еще сказывали, что он обычную избу, обитую медной

латунью, выдавал за царские палаты.

А хотите, Александр Сергеевич, мы с вами отправимся в Бердскую

слободу. Там живет старуха Бунтова, которая видела Пугачева.

ПУШКИН. Вот так сразу и поедим?

ДАЛЬ. Зачем же так сразу? С дороги, поди, устали? Да и голодны, наверное.

Сначала я Вас, чем- либо попотчую, отдохнете, а там и в путь.

Дорога ведь не близкая. Времени у Вас и так мало, надо поторопиться.

ЮЛИЯ. Позвольте, я вас провожу.

Пушкин и Даль покидают сцену. На сцене темно.
АВТОР. (В микрофон за кулисами). 19 сентября 1833года Даль и Пушкин

отправились из Оренбурга в Бердскую слободу. Меньше суток Пушкин

и Даль провели в Бердской слободе. Рассказы казаков и старожилов

станицы, настолько вдохновили Пушкина что он, сидя в карете начал

сочинять свой будущий роман


СЦЕНА ТРЕТЬЯ.

Даль и Пушкин возвращаются из Бердской слободы Входят

из зала на сцену.
ДАЛЬ. Ну что, Александр Сергеевич. Не зря съездили!

ПУШКИН. Конечно не зря! Вы посмотрите, как много мне поведала старуха

Бунтова. Считай век прожила, а память, словно у молодой. Все

помнит до мелочей – и как крепость брали, и как Пугач.

расправлялся с непокорными, и как мимо родных станиц по реке

Яик проплывали тела восставших. Говорила так живо и образно,

как будто вчера все это видела. Какое богатство теперь лежит в

моем саквояже. Этого мне на два романа хватит.

ДАЛЬ. Да зачем же Вам два романа писать?

Сочините повесть об этих событиях.

ПУШКИН. А и в правду. Напишу-ка я повесть и назову её

«Капитанская дочка» - это будет история о любви.

ДАЛЬ. Да, из такого материала можно все что угодно сочинить: и

сказки, и баллады, и стихи, и песни.

ПУШКИН. Устал, было, я с дороги, а после такой песни готов продолжать

еще одно путешествие.

ДАЛЬ. Ну, уж нет. Теперь пора отдыхать. Извольте пройти в гостиную. У

меня еще есть кое-что вам рассказать.

ПУШКИН. Спасибо, но в начале, Владимир Иванович, напомните мне

только ту сказку, что Вы рассказывали мне по пути в Бердскую

слободу. Немного запамятовал, что там дальше было-то с этой

вздорной старухой? Расскажите.

ДАЛЬ. А что? Понравилась?

ПУШКИН. Понравилась!

ДАЛЬ. Я вас провожу до Уральска, и в дороге дораскажу эту сказку.

ПУШКИН. Удивили вы меня и порадовали этой сказкой. Я покидаю

Оренбург и увожу с собой кипы рукописей для будущего романа

и повести.
Пушкин и Даль покидают сцену на сцене темно.

СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ.

Входит слуга со свечой, зажигает свечу на столе и уходит. Входит Даль садится за стол и что-то записывает. Входит слуга с пакетом.
СЛУГА (протягивая пакет Далю). Владимир Иванович! С сегодняшней

почтой Вам пришел пакет из Петербурга.

ДАЛЬ. Давай скорей сюда. Что ж, ты, так долго нес его. Почта давно была,

еще в двенадцать по полудни, сейчас уже четверть второго, а ты все

пакет несешь.

СЛУГА. Да нет! Барин! Почты в двенадцать не было. Вот только сейчас

принесли. И я сразу к вам. Вот, извольте.
Слуга протягивает пакет Далю и уходит. Даль распечатывает пакет,

достает книгу, а из него записку.
ДАЛЬ (Даль читает). Милостивый государь, Владимир Иванович! Помню и

всегда буду помнить нашу встречу в Оренбурге, а особенно поездку в

Бердскую слободу. Не забыл я и ту сказку, что Вы мне рассказывали

по пути в Берды. Помните? Это сказка о бедном старике и вздорной

старухе. С благодарностью возвращаю Вам эту сказку.

С большим почтением. Пушкин.

ДАЛЬ (читает). Сказка о рыбаке и рыбке.

Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому, сказочник Александр

Пушкин. И все же не забыл, и все же помнит меня и мои сказки

Пушкин. Скорей бы заканчивался срок мой службы в Оренбурге.

И тогда вновь Петербург, и новые встречи с поэтом. Теперь уж скоро

через месяц буду в столице.

Даль уходит со сцены, затемнение.
СЦЕНА ПЯТАЯ.

Свет загорается. Петербургская квартира В.И.Даля.

Входит В. И.Даль.
ДАЛЬ (У стола). День только начался, а уж ко мне с визитами жалуют. Совсем нет времени словарём заняться.

Входит слуга.
СЛУГА. Владимир Иванович к вам Александр Сергеевич Пушкин.

ПУШКИН (Пушкин подходит к столу беря один листок). Доброе утро

Владимир Иванович! Вы все в трудах праведных.

Небось, уже все русские слова переписали, да растолковали!

ДАЛЬ. Да, где уже все! Чтобы все слова записать и века не хватит

А вы откуда, Александр Сергеевич? И что интересного в свете? Я

нынче мало выхожу. Некогда.

ПУШКИН. Был у Плетнева, много новых стихов услышал, на днях

с Жуковским посетили Брюллова.

Две акварели пришлись мне по душе. Выпрашивал, чуть - ли не

на коленях – не дал.

ДАЛЬ. Что ж? Пожалел?

ПУШКИН. Да нет. Карл Иванович неоконченные работы не дарит. За день

или два посетил Крылова, весело было, говорил его крестниц

любезности. Послушайте новую басню только

Из под пера Крылова.

ПУШКИН (Пушкин читает). Любопытный

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?»-

«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;

Всё видел, высмотрел; от удивления,

Поверишь ли, не станет ни уменья

Пересказать тебе, ни сил.

Уж подлинно, что там чудес палата!

Куда на выдумки природа торовата!

Каких зверей, каких там птиц я не видал!

Какие бабочки, букашки,

Козявки, мушки, таракашки!

Одни, как изумруд, другие, как коралл!

Какие крохотны коровки!

Есть, право, менее булавочной головки!»-

«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!»-

Я чай, подумал ты, что гору встретил?»!-

«Да разве там он?»- «Там».- «Ну, братец, виноват:

Слона-то я и не примети».

ДАЛЬ. Да, умеет Василий Андреевич подметить то чего простой глаз не

видит.

Пушкин направляется к зеркалу.
ПУШКИН. (Любуясь новым сюртуком). Какова выползина?

ДАЛЬ. Экий Вы, Александр Сергеевич памятливый. Все ж запомнили это

мудреное слово «выползина».

ПУШКИН. Запомнил! Конечно, запомнил, но хотел бы еще раз услышать

толкование сего слова.

ДАЛЬ. Извольте. Слово «выползина» это шкурка змеи, которую она

по весне сбрасывает с себя.
Пушкин продолжает стоять у зеркала, затем поворачивается к Далю, и указывая на свой сюртук.
ПУШКИН. Какова выползина? Эту выползина я не скоро сброшу! О! Вы

увидите, я еще такое в ней напишу. Я ещё многое сделаю.

ДАЛЬ. Уже сделали и немало ещё совершите, вашей славы и гениального

таланта надолго хватит. Как в народе говорят «каково поживёшь, таково

и прослывёшь»

ПУШКИН. А ещё говорят «добрая слава до порога, а худая за порог.

Так то Владимир Иванович. Прощайте.
Пушкин покидает сцену. Даль в центре сцены. Слуга зажигает свечу на столе.
ДАЛЬ. …Какой сильный ветер хлыстал землю в этот проклятый день.

Именно в этот день на душе у меня было не спокойно и тягостно. А

через несколько дней я надумал заглянуть к писателю Башуцкому, и

едва переступив порог, услышал – «Пушкин смертельно ранен на

дуэли». Я тут же отправился к умирающему поэту.
Даль уходит за сцену. На сцене темно.
АВТОР (в микрофон за сценой).28 января 1837года. Пушкина после дуэли

уже привезли домой, положили на диван в кабинете.

На сцене гаснет свет. В руке Даля загорается свеча
ДАЛЬ. Солнце русской поэзии закатилось. Пушкин скончался так тихо, что

стоящие рядом не заметили смерти его. На память о Пушкине мне

достался его перстень-талисман с изумрудом, а также простреленный на

дуэли сюртук с маленькой дырочкой у правого паха, тот сам

«выползина». И как духовное завещание, как свой сердечный долг перед

памятью друга я выполню пожелание поэта. Создам словарь разговорного

языка
Даль уходит в глубину сцены. Звучит хорал.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Незабываемые встречи icon Встречи в библиотеке//Летняя столица. Украина. 2013. 11 июля (№26). С
Кравцова Г. Встречи в библиотеке//Летняя столица. Украина. – 2013. – 11 июля (№26). С
Незабываемые встречи icon Сценарий вечера встречи «Дороги юности»
Маркарова А. Н. – учитель музыки, хореограф и вокально-хореографическая группа «Домисольки»
Незабываемые встречи icon И. Г. Шароев основные принципы воспитании режиссера эстрады и масш1шх представлений
Шоу-программа это один из главных элементов любой организации праздников, подчеркивающий торжественность и великолепие праздника....
Незабываемые встречи icon Встречи 8
Типографское издание книги и перевод на иностранный язык возможны только при согласии автора и заключении с ним договора. Любое изменение...
Незабываемые встречи icon Встречи 10
Типографское издание книги и перевод на иностранный язык возможны только при согласии автора и заключении с ним договора. Любое изменение...
Незабываемые встречи icon Конкурс работников образования «всероссийский интернет-конкурс педагогического...
Не правда ли есть что-то волшебное в этом слове? О нем написаны горы книг, его изучает особая наука – театроведение. Ему театру посвящены...
Незабываемые встречи icon Тема: Сказки А. С. Пушкина
Ведущий: Тема нашей встречи – сказки А. С. Пушкина. Спешим поделиться не только всем, что знаем о сказках А. С. Пушкина, но и своим...
Незабываемые встречи icon В тисках мирового заговора
Наверное, у каждого из нас хоть раз в жизни была встреча с чем-то неизвестным; чем-то таким, что способно перевернуть все устоявшиеся...
Незабываемые встречи icon Встречи с замечательными людьми введение
Если я и обращался к литературному творчеству, то только для того, чтобы произнести тост, восхваляющий отменные качества старого...
Незабываемые встречи icon Нпк «Творчество юных», медалистка. Абаева Зульфия победитель городских и республиканских
Дагестана, нпк «Творчество юных», «Шаг в будущее», конкурса на грант Президента рд в области образования, Международного конкурса...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции