А. Г. Балакай стихотворение а. С. Пушкина «ты и вы»




Скачать 66.66 Kb.
НазваниеА. Г. Балакай стихотворение а. С. Пушкина «ты и вы»
Дата публикации13.10.2014
Размер66.66 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
А. Г. Балакай
СТИХОТВОРЕНИЕ А. С. ПУШКИНА «ТЫ И ВЫ»

(Опыт комментария)1
Из истории создания стихотворения.

Стихотворение А. С. Пушкина «Ты и Вы» написано 23 мая 1828 г. и посвящено Анне Алексеевне Олениной, дочери директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина, салон которого был одним из самых притягательных для Пушкина после выпуска из лицея. В семье Олениных Пушкина принимали радушно, во всяком случае, до ссылки. Алексей Николаевич, желая на деле показать свою любовь к его таланту, сам сочинял рисунки при подготовке к изданию «Руслана и Людмилы».

«Аннета знала его, когда ещё была ребёнком. С тех пор она с восторгом восхищалась его увлекательной поэзией», – так писала о себе в третьем лице в воспоминаниях сама Анна Алексеевна (здесь и далее цитируем по кн.: Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники. В 2-х т. – М., 1994. – Т. II, с. 391 – 409). Писать о себе в третьем лице было её излюбленной манерой. Трудно судить, чего в этом было больше: подражания модным романам, поиска литературного почерка или самолюбования, желания посмотреть на себя со стороны исключительно из женского интереса: «отойду да погляжу, хорошо ли я сижу». Вероятно, то и другое.

Современники отмечали, что она, действительно, была и красавица, и умница, очень музыкальна, прекрасно пела и даже пыталась сочинять музыку. Одновременно отмечалась её склонность к самолюбованию, самоуверенность и избалованность. Оставим эти характеристики на совести современников. Нас больше интересует отношение к ней самого А. С. Пушкина.

По возвращении из ссылки Пушкин вновь начал посещать дом Олениных в Приютино и страстно влюбился в Аннету. Ему всё нравилось в ней. И хотя друг поэта Павел Александрович Вяземский считал, что Пушкин больше притворялся влюблённым, чем был влюблён на самом деле, стихи Пушкина, посвящённые Анне Алексеевне Олениной, говорят о большой глубине чувства. Кроме «Ты и Вы» ей были посвящены стихи «Её глаза (Она мила – скажу меж нами…)», «Зачем твой дивный карандаш Рисует мой арапский профиль…», «Не пой, красавица при мне…», «Предчувствие (Снова тучи надо мною…)», «Город пышный, город бедный…» и др.

Чувство Пушкина к Олениной не было мимолётным увлечением. Он всерьёз думал о женитьбе, просил у родителей Олениной руки их дочери, но получил решительный отказ. Пушкину не благоволил император. Началось следствие о «Гавриилиаде», и Алексей Николаевич был в числе разбирающих это дело; Пушкин опять оказался поднадзорным. Много лет спустя на вопрос племянника, почему она отвергла предложение Пушкина, древняя, но бойкая старушка ответила: «Он был вертопрах, не имел никакого положения в обществе и, наконец, не был богат». Эти слова, конечно, многое проясняют, но считать их всей правдой, по-видимому, нельзя.

Не будем забывать, что в дни молодости Оленина после встречи с Пушкиным на балу 21 сентября 1828 г. записала в дневнике: «она подошла и выбрала его на один из танцев; боязнь, что она будет осмеяна им, заставила её опустить глаза и покраснеть, подходя к нему… Но когда он, в свою очередь, подошёл выбрать её исполнить фигуру… Она подала ему руку, отвернув голову и улыбаясь, потому что это была честь, которой все завидовали…»

Не будем забывать и о том, что альбом со стихами Пушкина Анна Алексеевна хранила до конца своих дней и перед смертью передала своей любимой внучке. В этом альбоме рядом с другими стихами было записано рукою Пушкина и стихотворенье «Я Вас любил, любовь ещё, быть может…» с горькой припиской, сделанной им в 1833 г.: Plusqueparfait [«давно прошедшее»]. Печальные и светлые отголоски этой неразделённой любви литературоведы находят в поэме «Полтава», в других стихотворениях Пушкина.

Однако вернёмся к тому дню, когда Пушкин в мае 1828 г. в очередной раз пришёл в дом Олениных и подал Аннете листок со стихотворением. Стихотворение называлось «Ты и вы».

Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила

И все счастливые мечты

В душе влюблённой возбудила.

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с неё нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!

Аннета после ухода Пушкина в свойственной ей манере сделала на листке приписку-пояснение: «А. А. ошиблась, говоря Пушкину “ты”, и на следующее воскресенье он привёз эти стихи».

Композиция, строфика и язык стихотворения.

Стихотворение построено по принципу антиномии, то есть противопоставления внешнего и внутреннего диалога.

Антонимично название стихотворения. Ты и Вы противопоставленные формы обращения.

Обращение на «Вы» между юношей и девушкой, мужчиной и женщиной – обычная, обязательная форма светской вежливости, не дающая никаких оснований судить о близости их отношений. Мы просмотрели письма Пушкина к женщинам и, за вполне понятным исключением его писем к жене, не нашли ни одного письма, в котором он обращался бы к женщине на «ты». В светском обществе по тем временам это было недопустимо. Обращение на «ты» к равной или равному по положению расценивалось как знак близких, интимных отношений, которые, если они и были, не афишировались до брака ни в устном общении, ни в частных письмах. Так, в письме к Анне Петровне Керн Пушкин шутливо, хотя и не без ревности, пишет: «Кстати, Вы клянётесь мне всеми святыми, что ни с кем не кокетничаете, а между тем вы на “ты” со своим кузеном, вы говорите ему: я презираю твою мать. Это ужасно; следовало сказать: вашу мать, а ещё лучше – ничего не говорить, потому что фраза эта приобрела дьявольский эффект».

Обращение на «вы» прививалось в дворянских семьях детям с раннего возраста. От молодых людей требовалось обращаться на «вы» не только к старшим, но и к равным. Обращение юношей к девушкам и девушек к юношам на «вы» диктовалось строгими нормами светского приличия. Достаточно вспомнить примеры из произведений Л. Н. Толстого: «Встретившись в гостиной с Соней, Ростов покраснел, он не знал, как обойтись с ней. <…> Он поцеловал её руку и назвал её вы – Соня. Но глаза их, встретившись, сказали друг другу “ты” и нежно поцеловались. <…> – Как, однако, странно, – сказала Вера, выбрав общую минуту молчания, – что Соня с Николенькой теперь встретились на “вы” и как чужие». Л. Толстой. Война и мир.

Переход с «вы» на «ты» между мужчиной и женщиной мог быть инициирован только женщиной. «“Знаете что? – сказала вдруг Сонечка, – я с одними мальчиками, которые к нам ездят, всегда говорю ты; давайте и с вами говорить ты. Хочешь?” – прибавила она, встряхнув головкой и взглянув мне прямо в глаза <…>. “Давай…те, – сказал я в то время, когда музыка и шум могли заглушать мои слова. “Давай ты, а не давайте”, – поправила Сонечка и засмеялась. Гросфатер кончился, а я не успел сказать ни одной фразы с ты, хотя не переставал придумывать такие, в которых местоимение это повторялось бы несколько раз. У меня не доставало на это смелости. “Хочешь?”, “давай ты” звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение: я ничего и никого не видал, кроме Сонечки». Л. Толстой. Детство.

С друзьями и близкими знакомыми Пушкин всегда с охотой и быстро переходил на «ты», считая такое обращение в мужском кругу более искренним и душевным. «Милый Бестужев, / Позволь мне первому перешагнуть через приличия и сердечно поблагодарить тебя за “Полярную звезду”, за твои письма, за статьи о литературе, за Ольгу и особенно за “Вечер на биваке”». А. Пушкин. Письмо А. А. Бестужеву, 13 июня 1923. «Благодарю тебя за ты и за письмо». А. Пушкин. Письмо К. Ф. Рылееву, 25 янв. 1825. «С ума ты сошёл, милый Шишков; ты мне писал несколько месяцев тому назад: Милостивый государь, лестное ваше знакомство, честь имею, покорнейший слуга… так что я и не сразу узнал моего царскосельского товарища. Если заблагорассудишь писать ко мне, вперёд прошу тебя быть со мною на старой ноге. Не то мне будет грустно». А. Пушкин. Письмо А. А. Шишкову, авг.-нояб. 1823.

Композиция стихотворения двучастна. Оно состоит из двух строф, написанных четырёхстопным ямбом.

«Ямб во всех его видах, – отмечает Всеволод Рождественский, – самый любимый, предпочтительный размер у нашего великого поэта. Им написано чуть ли не две трети всех пушкинских стихов, включая поэмы и драматические произведения. Оно и понятно. Ямб лучше, чем какой-либо другой размер, передаёт поступательное движение, им очень удобно вести рассказ, он энергичен, упруг, вмещает в себя оттенки различных чувств». Заметим, что таким же размером написано и другое стихотворение, посвящённое Олениной: «Не пой, красавица при мне…».

Рифма тоже двутипна: мужская и женская. В первой строфе рифма перекрёстная: м // ж // м // ж. Во второй – опоясывающая, словно обнимающая; строфа начинается и завершается мужской рифмой: м // ж // ж // м.

Строфы противопоставлены по предмету описания.

Предмет первой строфы – «она»:
Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила

И все счастливые мечты

В душе влюблённой возбудила.
Предмет второй строфы – «я» (то есть «он»):
Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с неё нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!
В стихотворении переплетаются две формы диалога: внешняя и внутренняя речь, содержание внутренней речи противопоставлено внешней.

Она вместо обыденно-вежливого вы, обмолвясь, обратилась к нему с сердечным ты, значит, возможно, так думает о нём, так относится к нему: «И все счастливые мечты В душе влюблённой возбудила».

Он внешне принимает эту (вполне возможно, не случайную) обмолвку благодарным, хотя и вполне обычным комплиментом: «как вы милы!» А душа не в силах сдержать восторга: «как тебя люблю!»

Антитеза «внешняя речь – внутренняя речь» выражена контекстуальными антонимами, то есть словами и выражениями, которые в данном тексте, в данной речевой ситуации противопоставляются друг другу по значению говорю – мыслю.

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!

Антитеза «светский этикет – истинные чувства» выражена контекстуальными антонимами: пустое вы – сердечное ты (субстантивированные местоимения, выражающие противоположные отношения к одному лицу: «чужой, безразличный» – «свой, близкий»); как вы милы! (дежурно-игривый комплимент) – как тебя люблю! (страстное, едва сдерживаемое признание в любви).

Так с помощью лексико-фразеологических, грамматических, композиционных и ритмико-метрических средств Пушкин передаёт сложное состояние влюбленной души.

Выразительный пример единства художественной формы и содержания.



1 Статья под названием «Пустое вы и сердечное ты» опубликована в журнале Русская речь. – 2004. – № 3.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Г. Балакай стихотворение а. С. Пушкина «ты и вы» iconКонспект урока для 6 класса по теме: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

А. Г. Балакай стихотворение а. С. Пушкина «ты и вы» iconТема: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Подготовка учащихся в восприятию лирического стихотворения с опорой на наблюдения и опыт детей

А. Г. Балакай стихотворение а. С. Пушкина «ты и вы» icon«Молитва Господня и стихотворение А. С. Пушкина «Отец людей, Отец Небесный!»
А. С. Пушкина «Отец людей, Отец Небесный!»; развивать умения анализировать произведения в единстве формы и содержания; учиться формировать...

А. Г. Балакай стихотворение а. С. Пушкина «ты и вы» iconВопрос, которого касается
Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение)...

А. Г. Балакай стихотворение а. С. Пушкина «ты и вы» iconУрок №15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне»
А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века

А. Г. Балакай стихотворение а. С. Пушкина «ты и вы» iconАнализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю»
Своего рода итогом пушкинского романтизма – наиболее полным, ярким его выражением и одновременно воплощением его кризиса – стало...

А. Г. Балакай стихотворение а. С. Пушкина «ты и вы» iconВходная контрольная работа по литературе в 10 классе. Вариант 1 Задание...
О каком герое комедии А. Грибоедова сказано: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

А. Г. Балакай стихотворение а. С. Пушкина «ты и вы» iconА. С. Пушкин «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения Цель урока:...
«Узник»; развивать самостоятельность в решении учебных проблем, умение добывать необходимую информацию, перерабатывать ее; формировать...

А. Г. Балакай стихотворение а. С. Пушкина «ты и вы» iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011

А. Г. Балакай стихотворение а. С. Пушкина «ты и вы» iconКонспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» как интерпретация реальных событий»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции