Скачать 96.08 Kb.
|
Карточки к урокам по А.С.Пушкину (материалы к урокам для подготовки учащихся к ГИА по литературе) №1. Запишите в правильной логической последовательности сведения из биографии А.С. Пушкина, приведённые вразбивку. Летом 1881 года двенадцатилетний Пушкин с дядей Василием Львовичем, известным в то время поэтом, приехал в Петербург. Мальчик поступил в Лицей, учебное заведение для детей дворян, которое находилось недалеко от Петербурга, в Царском Селе. Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, “арапа Петра Великого”, ставшего в России генералом. В семье Пушкиных увлекались литературой, в доме часто бывали писатели. Маленький Александр был привязан к бабушке Марии Алексеевне Ганнибал, у неё учился русской грамоте, слушал её рассказы о старине. Слушая няню, Арину Родионовну, постигал красоту русских народных сказок и песен. По окончании Лицея в 1817 году будущий поэт поселился в Петербурге, куда переехали его родители. Поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Однако его увлекала поэзия. В это время Пушкин пишет «Песнь о Вещем Олеге» (1822), а также многие вольнолюбивые стихи, за которые император Александр I в 1824 году отправляет поэта в ссылку на юг, в Кишинёв и Одессу. Потом следует ссылка в Михайловское, родовое имение. Здесь Пушкин написал трагедию «Борис Годунов». Затем ему было разрешено жить в Москве, где на одном из балов он встретил Наталью Николаевну Гончарову и сделал ей предложение. Осенью 1830 года перед женитьбой поехал в Болдино, село, которое выделил ему отец в качестве наследства. Там его задержала эпидемия холеры. Болдинская осень 1830 года была плодотворной. Пушкин написал в это время много стихотворений, «Повести Белкина» и другие произведения. 19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Лицея. Началась интересная лицейская жизнь. №2. «Стихотворение «Смерть поэта» стоит в центре политической, философской и любовной лирики Лермонтова. В нем – узел всех противоречий эпохи, которые проходят через творчество великого поэта, - от первых робких стихов до дивных песен последних дней. В нем чуткое ухо улавливает и стон человека «от рабства и цепей», и властный призыв к борьбе с палачами свободы, гения, славы; в нем слышится пророческое предсказание черных дней для жадной толпы, стоящей у трона, и траурные звуки последней мелодии поэта – «Выхожу один я на дорогу…», этого реквиема по самому себе…» (В.Архипов)
№3. «Пушкин преимущественно изображает природу в её спокойные моменты. Поэзия бури была понятна Пушкину, как и поэзия человеческих страстей, но едва ли не дороже была его душе ясная красота покоя. Неоднократно приходилось указывать на замечательную простоту и безыскусственность изображения, столь характерного для творчества Пушкина вообще. Простота художественных приемов Пушкина сказывается также в самом выборе эпитетов и поэтических метафор, при помощи которых поэт придает картине яркость и выразительность». (В.Ф.Саводник)
№4. «К Чаадаеву». «Одним из наиболее популярных политических стихотворений Пушкина периода 1817 -1820 гг. является послание «К Чаадаеву»… Отсутствие дидактического (наставительного, поучительного) элемента придавало содержанию стихотворения большую емкость.В послании не говорилось ни о конституционной монархии, ни о республике, то есть о тех вопросах, которые могли разъединить людей. Но ярко проявилась ненависть к угнетению, желание видеть Родину свободной и счастливой». (Б.В.Томашевский)
№5. «К морю» «В стихотворении «К морю» Пушкин прежде всего выступает как певец свободы человека… Поэтому и самый образ моря принимает в его представлении в известной мере символический характер, сохраняя при этом всю свою изобразительную конкретность…» (Н.Степанов)
№6. «Пророк» «У Пушкина пророк несет людям мудрость, знание природы и законов, управляющих вселенной и человеческими судьбами. Пушкин выражает не только свое понимание призвания поэта как обличителя пороков общества, как учителя жизни. Он показал в «Пророке» роль вдохновения, определяющего творчество подлинного поэта… и отстаивал общественную роль искусства». (Н.Степанов).
№7. «Анчар»
№8. «Я помню чудное мгновенье» «Пять дважды повторяющихся слов – божество, вдохновенье, слезы, жизнь, любовь – образуют целостный смысловой комплекс, относящийся к области художественного творчества». (А.И.Белецкий).
№8. «Я вас любил…»«В буквально напоенных любовью восьми строчках стихотворения заключена целая история высокого и пламенного, исключительного по своей самоотверженности и благородству любовного чувства». (Д.Д.Благой)
Е. Романичева: А.С. Пушкин. «Сонет»Вам предстоит поработать со стихотворением А.С. Пушкина «Сонет». Внимательно прочитайте текст (для удобства он разбит на строфы) и сопровождающие его комментарии. Последовательно выполняя все задания и отвечая на вопросы, вы сможете сделать его письменный анализ. 1. В сонете названы поэты, творившие в этом жанре. Как связано упоминание имён поэтов с содержанием первой строфы? Какая тема заявлена в ней? Как вы думаете, почему именно в таком порядке они упомянуты? Обратившись к датам, сделайте вывод о том, когда возник сонет как жанровая форма. Подумайте, почему в первой строфе имя Шекспира заменено перифразом — “творец Макбета”? Для справки. Перифраза — вид словесного оборота (тропа) с переносным значением, в котором происходит замена названия на указание его характерных черт или признаков. 2. Прочитайте вторую строфу: что это за “наши дни”, о которых упоминает поэт? Для справки. Стихотворение «Сонет» написано в 1830 году. 3. Почему имя Вордсворта упомянуто в тексте дважды (в тексте и в эпиграфе)? Как эпиграф помогает понять основную мысль и/или тему стихотворения? Для справки. Эпиграф — краткий отрывок из произведений другого автора, фраза, пословица, отрывок из песни, помещенные в начале произведения или главы. В афористически краткой форме эпиграф выражает основную тему, идею или настроение произведения, с его помощью автор выражает своё отношение к изображаемому. 4. Определите стихотворный размер, которым написан сонет, понаблюдайте за рифмовкой каждой строфы, попробуйте дать определение сонета как жанровой формы. Подумайте, к какому роду литературы он относится. 5. Какова лирическая тема сонета? Проследите, как она развивается в каждой из строф. Для справки. “Большую роль играет внутренняя композиция сонета. Каждая строфа сонета — это законченное целое. Первый катрен является экспозицией, в нём утверждается основная тема стихотворения, во втором катрене развиваются положения, высказанные в первом катрене; таким образом, оба катрена ведут линию подъёма. Дальше начинается нисхождение темы: в первом терцете намечается развязка её, во втором терцете происходит быстрое завершение развязки, которая находит наиболее яркое выражение в заключительной строке сонета, самой сильной по мысли и образности” (А.Квятковский. Школьный поэтический словарь). 6. Как вы думаете, о каких “мечтах” идёт речь в третьей строфе? Почему Пушкин вновь употребляет перифраз? Можно ли сказать, что в этой строфе начинается нисхождение темы, заявленной в «Сонете»? 7. Согласно канону сонет должен заключаться “сонетным замком”, то есть фразой, содержащей парадокс, неожиданный вывод. Как вы думаете, следует ли этой традиции Пушкин? М.Богомолова: К уроку в 9-м классе «Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина» в качестве предварительной подготовки было предложено прочитать стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Арион» (1827), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), а также ознакомиться с материалом статьи учебника В.Г. Маранцмана «Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии». Урок начинается с десятиминутной самостоятельной работы по карточкам, в каждой из которых три задания. Прошу отвечать кратко и по существу и предупреждаю, что правильное выполнение всех трёх заданий гарантирует получение “5”, двух — “4”, одного задания — “3”. Вариант I1. В 1824 году А.С. Пушкин написал свой поэтический манифест. Им стало стихотворение, построенное на диалоге. Кто участники этого разговора и какие позиции они отстаивают? 2. В стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» половина строк (пятнадцать) начинается с союза “и”. Как называется такой художественный приём и в чём особенность его использования в этом лирическом произведении? 3. В статье «Прогулки с Пушкиным» Абрам Терц (А.Д. Синявский) писал: “___________ продлевает и восстанавливает промчавшееся. _________ ставит в воздухе памятник летящему звуку”. Слово, пропущенное в этом высказывании, является названием одного из стихотворений А.С. Пушкина, построенного на сопоставлении. Восстановите это слово-название и объясните, в чём художественный смысл сопоставления в этом стихотворении, какие особенности пушкинской лирики эта параллель позволяет лучше понять? Вариант II1. Назовите стихотворение А.С. Пушкина, в основе которого лежит античная легенда. Какие изменения в изложение древнегреческого мифа внёс А.С. Пушкин? Как эти отступления от сюжета меняют смысл произведения? 2. Восстановите эпитеты, пропущенные в финальных строках стихотворения А.С. Пушкина. Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит _____________ головы; Бежит он, ____________ и ____________, И звуков и смятенья полн, На берега _________________ волн, В ________________________ дубровы. Какова роль этих эпитетов в художественной ткани стихотворения, как они проясняют смысл этого лирического произведения? 3. Известны такие высказывания А.С. Пушкина, обращённые к разным адресатам и по разным поводам: “Цель поэзии — поэзия…”; “Поэзия выше нравственности — или по крайней мере совсем иное дело”; “Цель художества есть идеал, а не нравоучение”. Назовите стихотворение, содержание которого созвучно этим высказываниям. В чём суть полемики, отражённой в этом стихотворении, что отстаивает каждая из противоборствующих сторон? Вариант III1. Сонет — это развивающее какой-то мотив стихотворение, состоящее из четырнадцати строк: двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трёхстиший) со строго определённой системой рифмовки. Это интеллектуальный жанр лирики, где каждая строфа — шаг в развитии единой мысли: тезис — развитие темы — антитезис — вывод. Назовите стихотворение А.с. Пушкина, созданное в жанре сонета. Какой ответ на вопрос о смысле творчества дан в этом лирическом произведении? 2. Назовите стихотворение А.С. Пушкина, в котором встречаются такие слова и формы слов: “персты”, “зеницы”, “уста”, “десница”, “глас”, “празднословный”, “влачился”, “отверзлись”, “виждь”. Как называются такие слова и какова их роль в этом лирическом произведении? 3. Вторая часть стихотворения «Поэт» начитается с любимого пушкинского союза “но”. Сопоставьте две части стихотворения. Какой художественный приём положен в основу композиции стихотворения и с какой целью этот приём использует автор? Вариант IV1. Назовите стихотворение А.С. Пушкина, в основу которого положен сюжет из Священного Писания. В чём различие между библейской легендой и пушкинским стихотворением, какие превращения в них происходят? Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения? 2. Сравните два варианта строки из стихотворения А.с. Пушкина «Арион»: “Гимн избавления пою” и “Гимны прежние пою”. Какая из них и почему вошла в канонический (то есть окончательный) текст стихотворения? 3. В стихотворении «Поэту» есть строки: “Ты сам свой высший суд; // Всех строже оценить умеешь ты свой труд. // Ты им доволен ли, ___________________ художник?”
|
Программа факультативного курса по подготовке к гиа Результаты сдачи гиа девятиклассниками* напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки учащихся. Для достижения максимального... |
Лексические явления При создании данного материала использована работа Крюковой Марины Анатольевны, учителя русского языка и литературы моу "сош №99"... |
||
Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. Практическая... Контрольно-измерительные материалы для подготовки к гиа по русскому языку в 9 классе |
Планирование и организация деятельности методического объединения... Цель работы: создание условий для успешного перехода к фгос второго поколения и подготовки учащихся школы к сдаче егэ и гиа |
||
Электронный паспорт кабинета Для самостоятельной индивидуальной подготовки уч-ся к урокам, диктантам, контрольным тестам, проектной деятельности, создания презентаций;... |
Рабочая учебная программа по предмету; материалы к урокам; поурочные планы Учебно-методический комплект составляется по всем курсам, в т ч по курсам дисциплин по выбору обучающихся |
||
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального... Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (критерии оценивания уровня подготовки учащихся) |
Учебное пособие "Древесные материалы" Технология конструкционных материалов", раздел "Неметаллические материалы" для студентов дневного и заочного отделения факультета... |
||
План подготовки к проведению гиа и егэ учащихся мбоу «Зрыхская сош» Егэ в 2014 году в соответствии с требованиями федеральных и региональных нормативных документов, регламентирующих проведение егэ |
Расписание гиа 2014 для девятиклассников С введением нового закона «Об Образовании», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, для всех 9-классников проведение гиа (государственной... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |