Материалы к урокам для подготовки учащихся к гиа по литературе




Скачать 96.08 Kb.
Название Материалы к урокам для подготовки учащихся к гиа по литературе
Дата публикации 13.10.2014
Размер 96.08 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Лекции > Урок
Карточки к урокам по А.С.Пушкину

(материалы к урокам для подготовки учащихся к ГИА по литературе)

1. Запишите в правильной логической последовательности сведения из биографии А.С. Пушкина, приведённые вразбивку.

Летом 1881 года двенадцатилетний Пушкин с дядей Василием Львовичем, известным в то время поэтом, приехал в Петербург. Мальчик поступил в Лицей, учебное заведение для детей дворян, которое находилось недалеко от Петербурга, в Царском Селе.

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, “арапа Петра Великого”, ставшего в России генералом. В семье Пушкиных увлекались литературой, в доме часто бывали писатели. Маленький Александр был привязан к бабушке Марии Алексеевне Ганнибал, у неё учился русской грамоте, слушал её рассказы о старине. Слушая няню, Арину Родионовну, постигал красоту русских народных сказок и песен.

По окончании Лицея в 1817 году будущий поэт поселился в Петербурге, куда переехали его родители. Поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Однако его увлекала поэзия. В это время Пушкин пишет «Песнь о Вещем Олеге» (1822), а также многие вольнолюбивые стихи, за которые император Александр I в 1824 году отправляет поэта в ссылку на юг, в Кишинёв и Одессу. Потом следует ссылка в Михайловское, родовое имение. Здесь Пушкин написал трагедию «Борис Годунов». Затем ему было разрешено жить в Москве, где на одном из балов он встретил Наталью Николаевну Гончарову и сделал ей предложение.

Осенью 1830 года перед женитьбой поехал в Болдино, село, которое выделил ему отец в качестве наследства. Там его задержала эпидемия холеры. Болдинская осень 1830 года была плодотворной. Пушкин написал в это время много стихотворений, «Повести Белкина» и другие произведения.

19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Лицея. Началась интересная лицейская жизнь.

2. «Стихотворение «Смерть поэта» стоит в центре политической, философской и любовной лирики Лермонтова. В нем – узел всех противоречий эпохи, которые проходят через творчество великого поэта, - от первых робких стихов до дивных песен последних дней. В нем чуткое ухо улавливает и стон человека «от рабства и цепей», и властный призыв к борьбе с палачами свободы, гения, славы; в нем слышится пророческое предсказание черных дней для жадной толпы, стоящей у трона, и траурные звуки последней мелодии поэта – «Выхожу один я на дорогу…», этого реквиема по самому себе…» (В.Архипов)

  1. Почему В.Архипов считает, что стихотворение «Смерть поэта» стоит в центре лирики Лермонтова?

  2. В чем в стихотворении выражается поэтика битвы? С кем и с чем, на ваш взгляд, сражаются поэты?

  3. Найдите средства художественной выразительности, с помощью которых поэт выразил идею стихотворения?

3. «Пушкин преимущественно изображает природу в её спокойные моменты. Поэзия бури была понятна Пушкину, как и поэзия человеческих страстей, но едва ли не дороже была его душе ясная красота покоя.

Неоднократно приходилось указывать на замечательную простоту и безыскусственность изображения, столь характерного для творчества Пушкина вообще.

Простота художественных приемов Пушкина сказывается также в самом выборе эпитетов и поэтических метафор, при помощи которых поэт придает картине яркость и выразительность». (В.Ф.Саводник)


  1. В чем особенность пейзажной лирики А.С.Пушкина?

  2. Проиллюстрируйте «замечательную простоту и безыскусственность изображения» природы у Пушкина известными вам стихотворениями поэта.

  3. С помощью каких художественных приемов поэт придает картинам природы яркость и изобразительность? Приведите примеры.



4. «К Чаадаеву».

«Одним из наиболее популярных политических стихотворений Пушкина периода 1817 -1820 гг. является послание «К Чаадаеву»… Отсутствие дидактического (наставительного, поучительного) элемента придавало содержанию стихотворения большую емкость.В послании не говорилось ни о конституционной монархии, ни о республике, то есть о тех вопросах, которые могли разъединить людей. Но ярко проявилась ненависть к угнетению, желание видеть Родину свободной и счастливой». (Б.В.Томашевский)

  1. Почему в стихотворении «К Чаадаеву» употребляется только местоимение Мы? О чем это говорит?

  2. Вспомните стихотворения Пушкина «19 октября», «Пущину», «Во глубине сибирских руд…». Какое лирическое чувство объединяет их со стихотворением «К Чаадаеву»?

  3. Томашевский говорит о большой емкости стихотворения. Как вы понимаете это выражение? Почему послание актуально и сегодня?


5. «К морю»

«В стихотворении «К морю» Пушкин прежде всего выступает как певец свободы человека… Поэтому и самый образ моря принимает в его представлении в известной мере символический характер, сохраняя при этом всю свою изобразительную конкретность…» (Н.Степанов)

  1. Докажите примерами из текста, что образ моря сохраняет «свою изобразительную конкретность».

  2. Какие эпитеты и сравнения говорят о том, что море – это поэтический образ, в котором для Пушкина заключен ряд ассоциаций со свободой, независимостью, неукротимостью, величием?

  3. Учитывая внутренний смысловой параллелизм образа моря, объясните, почему после лирического описания моря следует размышление о судьбе Наполеона, Байрона и самого поэта?


6. «Пророк»

«У Пушкина пророк несет людям мудрость, знание природы и законов, управляющих вселенной и человеческими судьбами. Пушкин выражает не только свое понимание призвания поэта как обличителя пороков общества, как учителя жизни. Он показал в «Пророке» роль вдохновения, определяющего творчество подлинного поэта… и отстаивал общественную роль искусства». (Н.Степанов).

  1. Какова, по мнению Пушкина, общественная роль искусства? Как он понимает призвание поэта?

  2. Чем отличается пушкинский поэт-пророк от библейского?

  3. Как вы думаете, почему Пушкин использует библейские мотивы, чтобы показать роль поэта в жизни и обществе?


7. «Анчар»

  1. Эстетическую задачу, которую А.С.Пушкин неизменно ставил перед собой, создавая величайшие образцы поэзии, сам он определил так: «Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум». Как вы думаете, удалось поэту в стихотворении «Анчар» найти такой союз? Аргументируйте свой ответ, вспомнив понятие «звукопись» (аллитерация, ассонанс).

  2. Почему, по-вашему, описательную и повествовательную части стихотворения поэт соединяет противительным союзом но?



8. «Я помню чудное мгновенье»

«Пять дважды повторяющихся слов – божество, вдохновенье, слезы, жизнь, любовь образуют целостный смысловой комплекс, относящийся к области художественного творчества». (А.И.Белецкий).

  1. Какие слагаемые художественного творчества неразделимы для А.С.Пушкина?

  2. Какова, на ваш взгляд, главная тема стихотворения – любовь или творчество?

№8. «Я вас любил…»

«В буквально напоенных любовью восьми строчках стихотворения заключена целая история высокого и пламенного, исключительного по своей самоотверженности и благородству любовного чувства». (Д.Д.Благой)

  1. Докажите, что любовное чувство в стихотворении «Я вас любил…» можно назвать высоким, самоотверженным, благородным.

  2. Какие нравственные уроки получаем мы, читая это стихотворение?

Е. Романичева: А.С. Пушкин. «Сонет»


Вам предстоит поработать со стихотворением А.С. Пушкина «Сонет». Внимательно прочитайте текст (для удобства он разбит на строфы) и сопровождающие его комментарии. Последовательно выполняя все задания и отвечая на вопросы, вы сможете сделать его письменный анализ.



1. В сонете названы поэты, творившие в этом жанре. Как связано упоминание имён поэтов с содержанием первой строфы? Какая тема заявлена в ней? Как вы думаете, почему именно в таком порядке они упомянуты? Обратившись к датам, сделайте вывод о том, когда возник сонет как жанровая форма. Подумайте, почему в первой строфе имя Шекспира заменено перифразом — “творец Макбета”?

Для справки. Перифраза — вид словесного оборота (тропа) с переносным значением, в котором происходит замена названия на указание его характерных черт или признаков.

2. Прочитайте вторую строфу: что это за “наши дни”, о которых упоминает поэт?

Для справки. Стихотворение «Сонет» написано в 1830 году.

3. Почему имя Вордсворта упомянуто в тексте дважды (в тексте и в эпиграфе)? Как эпиграф помогает понять основную мысль и/или тему стихотворения?

Для справки. Эпиграф — краткий отрывок из произведений другого автора, фраза, пословица, отрывок из песни, помещенные в начале произведения или главы. В афористически краткой форме эпиграф выражает основную тему, идею или настроение произведения, с его помощью автор выражает своё отношение к изображаемому.

4. Определите стихотворный размер, которым написан сонет, понаблюдайте за рифмовкой каждой строфы, попробуйте дать определение сонета как жанровой формы. Подумайте, к какому роду литературы он относится.

5. Какова лирическая тема сонета? Проследите, как она развивается в каждой из строф.

Для справки. “Большую роль играет внутренняя композиция сонета. Каждая строфа сонета — это законченное целое. Первый катрен является экспозицией, в нём утверждается основная тема стихотворения, во втором катрене развиваются положения, высказанные в первом катрене; таким образом, оба катрена ведут линию подъёма. Дальше начинается нисхождение темы: в первом терцете намечается развязка её, во втором терцете происходит быстрое завершение развязки, которая находит наиболее яркое выражение в заключительной строке сонета, самой сильной по мысли и образности” (А.Квятковский. Школьный поэтический словарь).

6. Как вы думаете, о каких “мечтах” идёт речь в третьей строфе? Почему Пушкин вновь употребляет перифраз? Можно ли сказать, что в этой строфе начинается нисхождение темы, заявленной в «Сонете»?

7. Согласно канону сонет должен заключаться “сонетным замком”, то есть фразой, содержащей парадокс, неожиданный вывод. Как вы думаете, следует ли этой традиции Пушкин?

М.Богомолова:

К уроку в 9-м классе «Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина» в качестве предварительной подготовки было предложено прочитать стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Арион» (1827), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), а также ознакомиться с материалом статьи учебника В.Г. Маранцмана «Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии».

Урок начинается с десятиминутной самостоятельной работы по карточкам, в каждой из которых три задания. Прошу отвечать кратко и по существу и предупреждаю, что правильное выполнение всех трёх заданий гарантирует получение “5”, двух — “4”, одного задания — “3”.

Вариант I


1. В 1824 году А.С. Пушкин написал свой поэтический манифест. Им стало стихотворение, построенное на диалоге. Кто участники этого разговора и какие позиции они отстаивают?

2. В стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» половина строк (пятнадцать) начинается с союза “и”. Как называется такой художественный приём и в чём особенность его использования в этом лирическом произведении?

3. В статье «Прогулки с Пушкиным» Абрам Терц (А.Д. Синявский) писал: “___________ продлевает и восстанавливает промчавшееся. _________ ставит в воздухе памятник летящему звуку”. Слово, пропущенное в этом высказывании, является названием одного из стихотворений А.С. Пушкина, построенного на сопоставлении. Восстановите это слово-название и объясните, в чём художественный смысл сопоставления в этом стихотворении, какие особенности пушкинской лирики эта параллель позволяет лучше понять?

Вариант II


1. Назовите стихотворение А.С. Пушкина, в основе которого лежит античная легенда. Какие изменения в изложение древнегреческого мифа внёс А.С. Пушкин? Как эти отступления от сюжета меняют смысл произведения?

2. Восстановите эпитеты, пропущенные в финальных строках стихотворения А.С. Пушкина.

Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит _____________ головы;
Бежит он, ____________ и ____________,
И звуков и смятенья полн,
На берега _________________ волн,
В ________________________ дубровы.

Какова роль этих эпитетов в художественной ткани стихотворения, как они проясняют смысл этого лирического произведения?

3. Известны такие высказывания А.С. Пушкина, обращённые к разным адресатам и по разным поводам: “Цель поэзии — поэзия…”; “Поэзия выше нравственности — или по крайней мере совсем иное дело”; “Цель художества есть идеал, а не нравоучение”. Назовите стихотворение, содержание которого созвучно этим высказываниям. В чём суть полемики, отражённой в этом стихотворении, что отстаивает каждая из противоборствующих сторон?

Вариант III


1. Сонет — это развивающее какой-то мотив стихотворение, состоящее из четырнадцати строк: двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трёхстиший) со строго определённой системой рифмовки. Это интеллектуальный жанр лирики, где каждая строфа — шаг в развитии единой мысли: тезис — развитие темы — антитезис — вывод. Назовите стихотворение А.с. Пушкина, созданное в жанре сонета. Какой ответ на вопрос о смысле творчества дан в этом лирическом произведении?

2. Назовите стихотворение А.С. Пушкина, в котором встречаются такие слова и формы слов: “персты”, “зеницы”, “уста”, “десница”, “глас”, “празднословный”, “влачился”, “отверзлись”, “виждь”. Как называются такие слова и какова их роль в этом лирическом произведении?

3. Вторая часть стихотворения «Поэт» начитается с любимого пушкинского союза “но”. Сопоставьте две части стихотворения. Какой художественный приём положен в основу композиции стихотворения и с какой целью этот приём использует автор?

Вариант IV


1. Назовите стихотворение А.С. Пушкина, в основу которого положен сюжет из Священного Писания. В чём различие между библейской легендой и пушкинским стихотворением, какие превращения в них происходят? Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?

2. Сравните два варианта строки из стихотворения А.с. Пушкина «Арион»: “Гимн избавления пою” и “Гимны прежние пою”. Какая из них и почему вошла в канонический (то есть окончательный) текст стихотворения?

3. В стихотворении «Поэту» есть строки: “Ты сам свой высший суд; // Всех строже оценить умеешь ты свой труд. // Ты им доволен ли, ___________________ художник?”

  • Какова роль этих строк в композиции стихотворения? Это а) зачин; б) развитие темы; в) кульминация; г) вывод? Выберите нужное и аргументируйте свой выбор.

  • К слову художник возможен целый ряд определений: а) увенчанный, б) разборчивый, в) взыскательный, г) божественный. Какое из них и почему выбрал А.С. Пушкин?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы к урокам для подготовки учащихся к гиа по литературе icon Программа факультативного курса по подготовке к гиа
Результаты сдачи гиа девятиклассниками* напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки учащихся. Для достижения максимального...
Материалы к урокам для подготовки учащихся к гиа по литературе icon Лексические явления
При создании данного материала использована работа Крюковой Марины Анатольевны, учителя русского языка и литературы моу "сош №99"...
Материалы к урокам для подготовки учащихся к гиа по литературе icon Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. Практическая...
Контрольно-измерительные материалы для подготовки к гиа по русскому языку в 9 классе
Материалы к урокам для подготовки учащихся к гиа по литературе icon Планирование и организация деятельности методического объединения...
Цель работы: создание условий для успешного перехода к фгос второго поколения и подготовки учащихся школы к сдаче егэ и гиа
Материалы к урокам для подготовки учащихся к гиа по литературе icon Электронный паспорт кабинета
Для самостоятельной индивидуальной подготовки уч-ся к урокам, диктантам, контрольным тестам, проектной деятельности, создания презентаций;...
Материалы к урокам для подготовки учащихся к гиа по литературе icon Рабочая учебная программа по предмету; материалы к урокам; поурочные планы
Учебно-методический комплект составляется по всем курсам, в т ч по курсам дисциплин по выбору обучающихся
Материалы к урокам для подготовки учащихся к гиа по литературе icon Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального...
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (критерии оценивания уровня подготовки учащихся)
Материалы к урокам для подготовки учащихся к гиа по литературе icon Учебное пособие "Древесные материалы"
Технология конструкционных материалов", раздел "Неметаллические материалы" для студентов дневного и заочного отделения факультета...
Материалы к урокам для подготовки учащихся к гиа по литературе icon План подготовки к проведению гиа и егэ учащихся мбоу «Зрыхская сош»
Егэ в 2014 году в соответствии с требованиями федеральных и региональных нормативных документов, регламентирующих проведение егэ
Материалы к урокам для подготовки учащихся к гиа по литературе icon Расписание гиа 2014 для девятиклассников
С введением нового закона «Об Образовании», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, для всех 9-классников проведение гиа (государственной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции