Лексика нравственной тематики на занятиях «Основы религиозных культур и светской этики»




Скачать 183.45 Kb.
НазваниеЛексика нравственной тематики на занятиях «Основы религиозных культур и светской этики»
Дата публикации10.10.2014
Размер183.45 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Лексика нравственной тематики на занятиях «Основы религиозных культур и светской этики»

Уроки светской этики - это уроки воспитания, осознания своего поведения, своей жизненной позиции. Как известно, в детском возрасте формируется нравственный стержень человека, его способность чувствовать доброту, красоту, видеть прекрасное в мире и жить по – совести. Вооружение нравственными знаниями важно потому, что знания не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Упражнения в совершении нравственных поступков жизненно необходимы нашим ученикам, а у учителя есть возможность организовать эти упражнения на материале литературных произведений, произведений искусства. На уроках светской этики я работаю не только с текстом, а ещё учу рассуждать, оценивать поступки литературных героев с нравственной позиции. Часто для создания проблемной ситуации использую произведения А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсена, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А. Линдгрен и др. Мы обсуждаем с детьми, как поступить в той или иной ситуации, при этом иногда даже чувствуется нехватка времени, а у детей есть потребность высказать своё мнение.

Влияние лексики родного языка и всего языка на развитие ребенка известно давно. Слова нравственной тематики являются отличным языковым учебно-воспитательным материалом. Что значит «достоинство, благородство, верность, милосердие, совесть»? Обучение нравственным понятиям – задача, актуальная в любое время. Оно формирует этику поведения растущего человека. Наиболее активное формирование психики ребенка происходит, по данным психологов, в подростковом возрасте. Поэтому весьма важно не упустить благоприятную возможность, заключающуюся в своевременном использовании природных особенностей этого возраста для воздействия на становление личности. В педагогике считается полезным при воспитании подрастающих поколений помочь детям усвоить не только слова, обозначающие морально - этические понятия (скромность, воспитанность, щедрость, нежность и т.д.), их семантику, но и поступки, соответствующие значениям этих слов. Изучение лексики нравственно – тематической группы – это начало достижения нравственных человеческих взаимоотношений.

Слова нравственной тематики – это слова с отвлеченной семантикой, вследствие чего они трудны для постижения учащихся, особенно младшего подросткового возраста, поскольку у них конкретно – образное мышление преобладает над абстрактным. Эффективным приемом может быть здесь такой, когда ученику необходимо раскрыть ситуацию, содержащуюся в тексте, и назвать ее соответствующим словом. Такая работа целесообразна не только в воспитательном плане, но и в плане обогащения словарного запаса учащихся. Использование такого приема учит внимательному отношению к содержанию художественных произведений, к смыслу ситуаций, описанных в них.

Работать над лексикой нравственного содержания можно так.

Сначала читается текст произведения с описанием ситуации, в которой литературный герой проявляет какое – либо нравственное качество.
Учащийся должен понять и осмыслить поступок, поведение героя и назвать его соответствующим словом.

Затем значение слова объясняется с помощью толкового словаря.

Милосердие - готовность помочь кому-либо из чувства сострадания, чувства жалости, вызванного чьим-либо несчастьем.
После чего можно привести примеры употребления слова и в других предложениях.

Пример. Кость, брошенная собаке, не есть милосердие; милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее. (Афоризм)
Текст 1. На краю глухой маленькой деревеньки Выгорь (это название деревеньки и теперь осталось в моей памяти) отец останавливает лошадь. Из узкого окошка амбарушки, у самой дороги, высовывается обнаженная, высохшая, как черная кость, рука. Здесь, в пустой амбарушке, живет разбитый параличом мужик (калеки, нищие, слепые поражали тогда мое воображение). Он мычит что-то непонятное, кивает заросшей густым волосьем головой. Отец слезает с дрожек и, передав мне вожжи, достав из кармана старый, потертый кошелек, кладет в руку калеки милостыню. На всю жизнь памятна мне глухая деревенька, несчастный калека, отец, подающий милостыню!

(И.С.Соколов-Микитов. «Детство»)
Текст 2. Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока…Всю ночь он возился с ней, укладывая ее, обтирал ее и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.

(И.С.Тургенев. «Муму»)

Возможен и другой вариант. Сначала значение слова объясняется с помощью толкового словаря. (Урок 9)

Моральный выбор – это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремится. («Основы светской этики» стр. 22)
Потом приводятся примеры употребления в предложении.

Пример: Моральный выбор – это выбор между нравственным и безнравственным поведением.
Затем читается отрывок произведения с описанием ситуации, а учащийся должен ответить на вопрос.
Вопрос: В какой ситуации морального выбора оказалась Чернавка? Как она поступила?

Текст:

Черт ли сладит с бабой гневной?

Спорить нечего. С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела

Что царевна догадалась,

И до смерти испугалась,

И взмолилась: «Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя»,

Та, в душе ее любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, Бог с тобой».

А сама пришла домой. (А.С.Пушкин)


В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Уроки по курсу светской этики помогают ребёнку выстроить свою нравственную позицию, выбрать правильную модель поведения в обществе.
К уроку №2

« Культура и этика»

Доброта – это отзывчивость, сочувствие; дружеское, душевное отношение к людям, стремление делать добро другим.

Пример: Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех.

Какое качество проявила девушка, и чем в будущем отплатил юноша?

КРУЖКА ГОРЯЧЕГО МОЛОКА

Один молодой человек, работая разносчиком товаров, за день очень устал и захотел пить. Постучался в один дом, и ему открыла девушка. Он попросил стакан воды. Увидев, что он сильно замёрз, она вынесла и подала ему кружку горячего молока. Поблагодарив её, он спросил: «Сколько я вам должен?» Она ответила: «Ничего…мама меня учила всем делать добро». Он вышел на улицу и задумался. Поступок девушки его очень тронул и побудил переосмыслить свою жизнь. И, после некоторых раздумий, он принял решение делать людям добро – стать врачом. Прошло много лет, юноша стал профессором медицины. Однажды его пригласили на консилиум к безнадёжно больному в больницу того городка, где он жил раньше.

Посмотрев историю болезни, он, войдя в палату и увидев

больную, узнал в ней ту девушку, которая однажды напоила его горячим молоком. И он захотел во что бы то ни стало спасти её… Постепенно она пошла на поправку. …Выписывалась она с диагнозом «совершенно здорова». Перед отъездом доктор попросил счёт за её лечение и сделал приписку в конце листа. Когда ей принесли этот счёт, на глаза навернулись слёзы. Она увидела астрономическую цифру и сильно расстроилась. Вдруг взгляд её упал на приписку в конце листа. Там было:

«Всё оплачено КРУЖКОЙ ГОРЯЧЕГО МОЛОКА».



  1. Любовь - …

Продолжите притчу и ответьте на вопрос:

Почему отец так поступил?

У отца было два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии многих лет прожил он все наследство, настал великий голод в той стране. Умирая от голода, решил он вернуться к отцу. Встал и пошел он к отцу и сказал «Отче! Согрешил против неба и тебя и недостоин называться сыном твоим» ……………

Продолжите притчу: как вы думаете, почему отец так поступил?

(отец велел заколоть теленка и устроил пир, встречая сына. А когда старший сын, обидевшись, сказал, что ему-то никогда отец и ягненочка не заколет, отец ответил: «Ты рядом со мной, а его не было, и я беспокоился»).

Почему отец так поступил? (Он очень любил сыновей)


К уроку № 3

Доброта – это дружеское, душевное отношение к людям, стремление делать добро другим.
Довольно долго стоял он у курятника, и сердце в нем сильно билось, между тем как кухарка бегала по двору – то манила курочек: «Цып, цып!..», то бранила их…

Вдруг сердце у Алеши еще сильнее забилось: ему послышался голос любимой его Чернушки! Она кудахтала самым отчаянным образом… Алеша никак не мог долее оставаться на своем месте. Он, громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло.

-Любезная, милая Тринушка! – вскричал он, обливаясь слезами, - пожалуйста, не тронь мою Чернуху!

Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку…

- Душенька, Тринушка!, - говорил он, - ты такая хорошенькая, чистенькая, добренькая…Пожалуйста, оставь мою Чернушку! Вот посмотри, что я тебе подарю…

Алеша вынул из кармана империал (монету), составлявший все его имение (богатство, состояние), который берег он пуще глаза своего, потому что это был подарок доброй его бабушки… Алеше очень, очень жаль было империала, но он вспомнил о Чернушке – и с твердостью отдал драгоценный подарок.

К уроку № 4 «Особенности морали»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина)
1.Воспитанность- умение хорошо вести себя в обществе; хорошее воспитание, хорошие манеры.

Вежливость

( Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб – соль помнит)
Почему братья вмиг поняли, что царевну принимали?

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…

(Пословицы: Спеси боятся, а вежливость чтут. Не будь в людях приметлив, а будь дома приветлив. Спасибо не спесиво: куда и к кому хошь побежит)
2.Скромность- отсутствие высокомерия, тщеславия.

«Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, в лесу.

Нет лучшей музыки в человеке, чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место (Д.С.Лихачев)
Какое качество проявила царевна?

Усадили в уголок, подносили пирожок.

Рюмку полну наливали, на подносе подавали.

От зеленого вина отрекалася она,

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила.

И с дороги отдыхать

Отпросилась на кровать.

А как приняли гостью богатыри?

Гостеприимство – готовность, желание принять гостя,

угостить с радушием, с радостью
3. Верность – преданность, постоянство в убеждениях, взглядах, отношениях

Какое качество проявляет царевна, давая отказ братьям?

Братья милую девицу полюбили.

К ней в светлицу раз, лишь только рассвело,

Всех их семеро вошло. Старший молвил ей:

«Девица, знаешь: всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро, тебя все мы любим.

За себя взять тебя мы все бы рады,

Да нельзя, так, Бога ради, помири нас как- нибудь:

одному женою будь. Прочим ласковой сестрою.

Что ж качаешь головою?

Аль отказываешь нам? Аль товар не по купцам?»

«Ой вы, молодцы честные,

Братья вы мои родные, -

Им царевна говорит, -

Коли лгу. Пусть Бог велит

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? Ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей королевич Елисей».
4. Благородство – высокое нравственное качество; величие, возвышенность, самоотверженность…

(Пословицы: Добрые слова дороже богатства. Добро не умрет, а зло пропадет.

Жизнь дана на добрые дела)
Какое качество делает поведение братьев, получивших отказ царевны, очень привлекательным?

Братья молча постояли

Да в затылке почесали.

«Спрос не грех. Прости ты нас,-

Старший молвил поклоняясь.-

Коли так, не заикнуся

Уж о том». – «Я не сержуся,-

Тихо молвила она,-

И отказ мой не вина».

Женихи ей поклонились,

Потихоньку удалились,

И согласно все опять

Стали жить да поживать.

Подберите еще слова-синонимы, характеризующие отношение братьев к девице. Как относятся богатыри к царевне?

Достоинство – самоуважение, такое поведение, которое вызывает уважение у всех окружающих.

Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское, душевное отношение к людям, стремление делать добро другим людям.
5. Заботливость – внимательное отношение к нуждам кого –либо, беспокойство о ком-либо, желание сделать приятное близким.

Нежность – ласковость, мягкость.
Какое качество проявляет царевна, живя в доме богатырей?

День за днем идет, мелькая,

А царевна молодая все в лесу,

Не скучно ей у семи богатырей.

Перед утренней зарею

Братью дружною толпою

Выезжают погулять, серых уток пострелять…

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберет и приготовит.

Им она не прекословит,

Не перечут ей они.

Так бегут за днями дни.
6. Как называется нравственное качество, благодаря которому королевич Елисей отправляется на поиски царевны? Верность

Преданность. Любовь

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Королевич Елисей, Помолясь усердно Богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей-душой, за невестой молодой.

…К красну солнцу наконец обратился молодец.

«Свет наш, солнышко! Ты ходишь круглый год по небу,

Сводишь зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете ты царевны молодой?

Я жених ей?. – «Свет ты мой,-

Красно солнце отвечало,-

Я царевны не видало,

Знать ее в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед, Где-нибудь ее да встретил или след ее заметил»…

К уроку № 7 «Добродетель и порок»


  1. Щедрость – свойство охотно и широко помогать, делиться своими средствами, имуществом…

Пример: Угостить, чем богат – щедрость. (Чечено-ингушская пословица)
Вопрос: Назовите качество, которым обладает Герда? Какое качество проявила Герда, отдавая свои башмачки реке?

Текст: - Надену – ка я свои новые красные башмачки. Кай их еще ни разу не видел, - сказала она однажды утром,- да пойду, спрошу реку про него.

Было еще очень рано. Герда поцеловала спящую бабушку, надела красные башмачки и побежала одна – одинешенька за город; прямо к реке:

- Правда, что ты взяла моего названого брата? Я подарю тебе свои

Красные башмачки, если ты вернешь его мне.

И девочке почудилось, будто волны, набегая, кивают ей. Тогда она сняла свои красные башмачки – самое драгоценное, что у нее было, - и бросила их в реку. Но они упали у самого берега, и волны сейчас же вынесли их на сушу, - река, должно быть, не захотела взять у девочки ее сокровище, так как не могла вернуть ей Кая. (Г.Х.Андерсен. «Снежная королева»)

2.Одно из значений слова «верность» - постоянство в убеждениях, взгляд; преданность.
Пример: Выносливость осла познается на неровной дороге, верность друга – в жизненных невзгодах. (Афоризм)
Вопрос: Благодаря какому качеству Герда не смогла остаться у старушки среди роз?

Текст: -Как! Тут нет роз?- сказала Герда и сейчас же побежала искать их на грядках. Искала, искала, да так и не нашла. Тогда девочка опустилась на землю и заплакала. Теплые слезы упали как раз на то место, где стоял прежде один из розовых кустов. И как только они смочили землю, куст мгновенно вырос из нее, такой же цветущий, как прежде.

Герда обвила его ручонками, принялась целовать цветы и вспомнила о тех чудных розах, что цвели у нее дома, а вместе с тем и о Кае.

- Как же я замешкалась!- сказала девочка, - мне ведь надо искать Кая!.. Не знаете ли вы, где он?- спросила она у роз.- Верите ли вы тому, что он умер и не вернется больше?

- Он не умер! – сказали розы. – Мы ведь были под землею, где все умершие, но Кая меж ними не было!

- Спасибо вам! – сказала Герда и пошла к другим цветам, заглядывала в их чашечки и спрашивала: - Не знаете ли вы, где Кай?

(Г.Х.Андерсен. «Снежная королева»)

3.Доброта – это отзывчивость, сочувствие; дружеское, душевное отношение к людям, стремление делать добро другим.

Пример: Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех.
Вопрос: Какое качество проявилось у маленькой разбойницы и в чем оно выразилось?

Текст: После того, как старуха захрапела, маленькая разбойница подошла к северному оленю и сказала:

- Долго еще я могла бы над тобой потешаться! Очень уж ты смешной…Ну да ладно Я тебя отвяжу и выпущу на волю, можешь убираться в свою Лапландию. Но за это ты отнесешь вот эту девочку во дворец Снежной королевы, - там ее названный брат. Ты, конечно, слышал, про что она рассказывала? Она говорила довольно громко, а ты всегда подслушиваешь.

Северный олень подпрыгнул от радости. Маленькая разбойница посадила на него Герду, крепко привязала ее и даже подсунула под нее мягкую подушечку, чтобы ей удобнее было сидеть.- Так и быть- возьми назад свои меховые сапожки, а не то ноги замерзнут!.. Вот тебе еще 2 каравая и окорок, чтобы голодать не пришлось…

(Г.Х.Андерсен. «Снежная королева»)
4.Самоотверженность – жертвование своими личными интересами в пользу других.

Пример: Самоотверженность свойственна тем, кто по-настоящему добр, великодушен и бескорыстен.
Вопрос: Каким качеством восхищает нас Герда?

Текст: Тут олень рассказал сначала свою историю, а потом историю Герды. Финка мигала своими умными глазками (и слушала)

-В двух милях отсюда начинается сад Снежной королевы. Отнеси туда девочку, спусти у большого куста, покрытого красными ягодами, и, не мешкая, возвращайся обратно.

С этими словами финка посадила Герду на спину оленя, и тот бросился бежать со всех ног.

- Ай, я без теплых сапог! Ай, я без рукавиц! – закричала Герда, очутившись на морозе. Но олень не смел остановиться, пока не добежал до куста с красными ягодами.

Тут он спустил девочку, поцеловал ее в самые губы, и по щекам его покатились крупные блестящие слезы. Затем он стрелой пустился назад. Бедная девочка осталась одна, на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц. Она побежала вперед, что было мочи. (Г.Х.Андерсен. «Снежная королева»)

К уроку №9 «Свобода и моральный выбор человека»

Моральный выбор – это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремится. («Основы светской этики» стр. 22)

Пример: Моральный выбор – это выбор между нравственным и безнравственным поведением.

Вопрос: В какой ситуации морального выбора оказалась Чернавка? Как она поступила?

Текст: Делать нечего. Она

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть церевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

Черт ли сладит с бабой гневной?

Спорить нечего. С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела

Что царевна догадалась,

И до смерти испугалась,

И взмолилась: «Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя»,

Та, в душе ее любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, Бог с тобой».

А сама пришла домой.
К уроку № 15

«Что значит быть моральным»

  1. Заботливость – внимательное отношение к нуждам кого-либо…

Пример: Благодаря ее заботливости шитье и галуны на мундире были совершенно свежи (Л.Н.Толстой «Детство»)
Вопрос: Какое качество Малыш проявил по отношению к Карлсону?

Текст: - Неужели ты не мерзнешь, на тебе же сухого места нет? – спросил Малыш. Карлсон, видимо, до сих пор не обращал на это внимание, но он тут же спохватился.

- Конечно, мерзну, - сказал он.- Но разве это кого – нибудь беспокоит?

…И Малыш со всех ног кинулся делать все то, что, по мнению Карлсона, надо было сделать в этом случае для своего лучшего друга. Труднее всего было получить у фрекен Бок теплый шоколад и плюшки для Карлсона, но у нее не было уже ни сил, ни времени оказывать дальнейшее сопротивление, потому что она жарила цыпленка по случаю приезда дяди Юлиуса, который мог появиться в любую минуту.

…Несколько минут спустя Карлсон уже сидел в белом купальном халате в постели Малыша, пил обжигающий шоколад и с аппетитом ел плюшки, а в ванной комнате были развешаны для просушки его рубашки, штаны, белье, носки и даже башмаки. (Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон»)


  1. Милосердие- -готовность помочь кому-либо из чувства сострадания, чувства жалости, вызванного чьим-либо несчастьем; сочувствие.

Пример: Кость, брошенная собаке, не есть милосердие; милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее. (Афоризм)
Вопрос: Благодаря какому нравственному качеству Герасима не погиб щенок?

Текст: Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока…Всю ночь он возился с ней, укладывая ее, обтирал ее и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.

(И.С.Тургенев. «Муму»)


К уроку №
3. Совесть – чувство и сознание моральной (нравственной) ответственности за свое поведение и поступки перед собой, перед окружающими людьми, обществом.

Пример: У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей. (А.И.Солженицын)
Вопрос: В чем и почему Вольке необходимо было признаться бабушке?

…Тоска, тоска его (Вольку Костылькова) снедает. В груди дыхание стеснено. ..Нет, он так больше не может!

- Бабушка! – крикнул он, отвернувшись от книги.- Закрой дверь и сядь ко мне на кровать. Мне тебе нужно сообщить одну страшно важную вещь.

- А может быть, лучше на утречко отложить такой важный разговор? – отвечает бабушка, сгорая от любопытства.

- Нет, сейчас, обязательно сию минуту. Я…Бабушка, я не перешел в 7 класс… То есть я пока еще не перешел: я не выдержал экзамена…

-Провалился?- тихо спросила бабушка.

- Нет, не провалился…Я не выдержал, но и не провалился…Я стал излагать точку зрения древних про Индию, и про горизонт, и про все такое…Я это все правильно рассказал… А научную точку зрения мне как-то не удалось ответить…Я себя очень неважно почувствовал, и Варвара Степановна мне сказала, чтобы я пришел, когда хорошенько отдохну…

Даже сейчас, даже бабушке, он не мог решиться сказать про Хоттабыча. Да она бы и не поверила и подумала бы, чего доброго, что он и в самом деле заболел.

- Я раньше хотел скрыть это, а сказать, когда уже сдам, но мне стало совестно…Ты понимаешь?

- А что ж тут, Воленька, не понимать! – сказала бабушка,- Совесть – великая вещь. Хуже нет, как против совести своей идти…

У Вольки с признанием точно гора с плеч свалилась.

(Л.И.Лагин. «Старик Хоттабыч»)

К уроку №5

«Добро и зло»

  1. Заботливость – внимательное, доброе, нежное отношение к другому человеку.

Вопрос: Какое качество проявил папа Карло?

- Папа Карло, - сказал Буратино,- а как же я пойду в школу без азбуки?

- Эге, ты прав, малыш…

Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную куртку и пошел на улицу. Он скоро вернулся, но без куртки. В руках он держал книжку с большими буквами и с занимательными картинками.

- Вот тебе азбука. Учись на здоровье.

-Папа Карло, а где твоя куртка?

-Куртку – то я продал… Ничего, обойдусь и так. Только ты живи на здоровье.

Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.

- Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток…

(А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)



  1. Милосердие – готовность помочь кому-либо из чувства сострадания, чувства жалости, вызванного чьим-либо несчастьем.

Вопрос: Какое качество отца запомнил на всю жизнь писатель?

Текст: На краю глухой маленькой деревеньки Выгорь (это название деревеньки и теперь осталось в моей памяти) отец останавливает лошадь. Из узкого окошка амбарушки, у самой дороги, высовывается обнаженная, высохшая, как черная кость, рука. Здесь, в пустой амбарушке, живет разбитый параличом мужик (калеки, нищие, слепые поражали тогда мое воображение). Он мычит что-то непонятное, кивает заросшей густым волосьем головой. Отец слезает с дрожек и, передав мне вожжи, достав из кармана старый, потертый кошелек, кладет в руку калеки милостыню. На всю жизнь памятна мне глухая деревенька, несчастный калека, отец, подающий милостыню!

(И.С.Соколов-Микитов. «Детство»)
Вопрос: Какое качество проявил старичок по отношению к Серой Шейке? В каких действиях старичка проявилось это качество?(милосердие)

Текст 2: - …А ты, глупая, зачем тут плаваешь?

- А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено.

- Ах, глупая, глупая!.. Да ведь ты замерзнешь тут или лиса тебя съест…

Старичок подумал, подумал и, покачав головой, сказал:

- А мы вот что с тобой сделаем: я тебя внучке унесу. Вот то-то обрадуется…А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь. Так я говорю? Вот то-то, глупая.

Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху.

(Д.Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка»)
К уроку № 6

«Добро и зло»

  1. Мудрость – глубокий ум, большие знания, жизненный опыт.

Пример: Мудрость в голове, а не в бороде.

Вопрос: Какое нравственное качество садовника помогло стать богатыми и трудолюбивыми его сыновьям?
Текст: Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал их и сказал: «Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду поищите, что там спрятано». Дети подумали, что там клад, и когда отец умер. Стали рыть и всю землю перекопали. Клада не нашли, а землю в винограднике так хорошо перекопали, что плода родиться много больше. И они стали богатыми.

(Л.Н.Толстой. «Садовник и сыновья»)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лексика нравственной тематики на занятиях «Основы религиозных культур и светской этики» iconНазвание программы: Основы религиозных культур и светской этики
Апк иппро в рамках проекта фцро «Основы религиозной культуры светской этики, и авторскими программами по курсу «Основы религиозных...

Лексика нравственной тематики на занятиях «Основы религиозных культур и светской этики» icon«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: Основы православной культуры
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса

Лексика нравственной тематики на занятиях «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа по орксэ модуль «Основы православной культуры»
Фгос ноо на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных...

Лексика нравственной тематики на занятиях «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая учебная программа основы мировых религиозных культур и светской...
Успешное освоение программы должно позволить слушателям эффективно решать следующие задачи

Лексика нравственной тематики на занятиях «Основы религиозных культур и светской этики» iconИнформация о планируемой численности педагогических работников, направляемых...
Учителя, преподающие комплексный учебный курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Лексика нравственной тематики на занятиях «Основы религиозных культур и светской этики» iconИтоги введения курса
Пр-2009, в моау «Средняя общеобразовательная школа №13 г. Орска» был введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур...

Лексика нравственной тематики на занятиях «Основы религиозных культур и светской этики» iconМуниципаль бюджет
В связи с введением в 2012-2013 учебном году в учебный план мбоу сош №71 комплексного учебного курса «Основы религиозных культур...

Лексика нравственной тематики на занятиях «Основы религиозных культур и светской этики» iconОсновы религиозных культур и светской этики
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –...

Лексика нравственной тематики на занятиях «Основы религиозных культур и светской этики» iconПриказ от«22» марта 2012 г. №302 о введении в общеобразовательных...
Р/с 40204810600000000029 гркц нб респ. Бурятия г. Улан-Удэ бик 048142001, инн 0309005815

Лексика нравственной тематики на занятиях «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая учебная программа 4-5 класс Пояснительная записка
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции