Пушкин стихотворения




НазваниеПушкин стихотворения
страница1/4
Дата публикации10.10.2014
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
  1   2   3   4
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
СТИХОТВОРЕНИЯ


СТИХОТВОРЕНИЯ В ИСПОЛНЕНИИ ОЛЕГА ДАЛЯ.

1. ВСТУПЛЕНИЕ.

2. ГОНИМЫЙ ВЕШНИМИ ЛУЧАМИ...

3. АЛИНЕ.

4. ЗДРАВСТВУЙ ВУЛЬФ...

5. Я ВАС ЛЮБИЛ...

6. КАКОЙ Я ПРЕЖДЕ БЫЛ...

7. БЫТЬ МОЖЕТ УЖ НЕДОЛГО МНЕ...

8. МНЕ НЕ СПИТСЯ...

9. БЕЗУМНЫХ ЛЕТ...

10. БУРЯ МГЛОЮ...

11. ВАКХИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ.

12. НА СМЕРТЬ ПОЭТА.

 

СТИХОТВОРЕНИЯ В ИСПОЛНЕНИИ МИХАИЛА КАЗАКОВА.

13. ПЕВЕЦ.

14. МЕЧТАТЕЛЮ.

15. ПРОСТИШЬ ЛИ МНЕ...

16. ЖЕЛАНИЕ СЛАВЫ.

17. НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...

18. НЕТ, НЕТ, НЕ ДОЛЖЕН Я, НЕ СМЕЮ...

19. ПОРА, МОЙ ДРУГ, ПОРА...

20. МНЕ ВАС НЕ ЖАЛЬ...

21. ДАР НАПРАСНЫЙ...

22. ПРОРОК.

23. ВЕСНА, ВЕСНА...

24. ЕЩЕ ДУЮТ ХОЛОДНЫЕ ВЕТРЫ...

25. ЗЕМЛЯ И МОРЕ.

26. ОСЕННЕЕ УТРО.

27. ЗИМА.

28. ЗИМНЕЕ УТРО.

29. АНЧАР.

30. КАВКАЗ.

31. ТУЧА.

32. КОГДА ПОРОЙ ВОСПОМИНАНЬЕ...

 

СТИХОТВОРЕНИЯ В ИСПОЛНЕНИИ СЕРГЕЯ ЮРСКОГО.

33. РОЗА.

34. ПРОБУЖДЕНИЕ.

35. О, ВЫ, КОТОРЫЕ ЛЮБИЛИ...

36. ПОРТРЕТ.

37. СОЛОВЕЙ И РОЗА.

38. РАССУДОК И ЛЮБОВЬ.

39. ПУСКАЙ УВЕНЧАННЫЙ ЛЮБОВЬЮ КРАСОТЫ...

40. НЕ ПОЙ, КРАСАВИЦА, ПРИ МНЕ...

41. ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ...

 

Время звучания: 1 час. 2 мин.

 

 

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

БИОГРАФИЯ

Величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, родился 26 мая 1799 г., в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой улице. О своих предках по отцу он пишет в 1830 — 31 гг.: “Мы ведем свой род от прусского выходца Радши или Рачи (мужа честна, говорит летописец, т. е. знатного, благородного), въехавшего в Россию во время княжения св. Александра Ярославича Невского... Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории. В малом числе знатных родов, уцелевших от кровавых опал царя Иоанна Васильевича Грозного, историограф именует и Пушкиных. Григорий Гаврилович (вернее Гаврило Григорьевич) Пушкин принадлежал к числу самых замечательных лиц в эпоху самозванцев. Другой Пушкин, во время междуцарствия, начальствуя отдельным войском, один с Измайловым, по словам Карамзина, сделал честно свое дело. Четверо Пушкиных подписались под грамотою о избрании на царство Романовых, а один из них, окольничий Матвей Степанович — под соборным деянием об уничтожении местничества (что мало делает чести его характеру). При Петре Первом сын его, стольник Федор Матвеевич, уличен был в заговоре против государя и казнен вместе с Цыклером и Соковниным. Прадед мой Александр Петрович был женат на меньшой дочери графа Головина, первого андреевского кавалера. Он умер весьма молод, в припадке сумасшествия зарезав свою жену, находившуюся в родах. Единственный сын его, Лев Александрович, служил в артиллерии и в 1762 г., во время возмущения, остался верен Петру III. Он был посажен в крепость, где содержался два года. С тех пор он уже в службу не вступал, а жил в Москве и в своих деревнях. Дед мой был человек пылкий и жестокий. Первая жена его, урожденная Воейкова, умерла на соломе, заключенная им в домашнюю тюрьму за мнимую или настоящую ее связь с французом, бывшим учителем его сыновей, и которого он весьма феодально повесил на черном дворе. Вторая жена его, урожденная Чичерина, довольно от него натерпелась. Однажды он велел ей одеться и ехать с ним куда-то в гости. Бабушка была на сносях и чувствовала себя нездоровой, но не смела отказаться. Дорогой она почувствовала муки. Дед мой велел кучеру остановиться, и она в карете разрешилась чуть ли не моим отцом. Родильницу привезли домой полумертвую, и положили на постель всю разряженную и в бриллиантах. Все это знаю я довольно темно. Отец мой никогда не говорил о странностях деда, а старые слуги давно перемерли” (изд. литер. фонда V, 148 — 9).

Отец поэта, Сергей Львович (1771 — 1848), как и старший брат его, поэт Василий Львович (1770 — 1830), не имел по характеру ничего общего с дедом. Получив блестящее по тому времени образование, т. е. овладев не только французской прозаической речью, но и стихом, и поглотив все выдающееся во французской литературе XVII и XVIII веков, он на всю жизнь сохранил страсть к легким умственным занятиям и к проявлению остроумия и находчивости; за то также всю жизнь он оказывался неспособным к практическому делу. Он был в малолетстве записан в измайловский полк, потом при Павле переведен в гвардейский егерский, и очень тяготился несложными обязанностями гвардейского поручика. Женившись в ноябре 1796 г., он подал в отставку и стал пользоваться совершенной свободой, сперва в Петербурге, где 20 декабря 1797 г. родился у него первый ребенок — дочь Ольга (впоследствии Павлищева), а потом (с 1799 г.) в Москве и в подмосковном имении своей тещи, сельце Захаровке. Управление домом он всецело предоставил жене, а заведование имениями — управляющим и приказчикам, которые обкрадывали его и разоряли мужиков. Сергей Львович терпеть не мог деревни, если она не походила на подгородную дачу; проживая в собственных имениях, он проводил все время у себя в кабинете за чтением. Дома вспыльчивый и раздражительный, он при гостях делался оживленным, веселым и внимательным. По выражению Анненкова, у него не было времени для собственных дел, так как он слишком усердно занимался чужими. Он до старости отличался пылким воображением и впечатлительностью, доходившей до смешного. Обыкновенно расточительный и небрежный в денежных делах, он временами становился мелочно расчетливым и даже жадным. Он был способен острить у смертного одра жены — за то иногда от пустяков разливался в слезах. Никому не мог он внушить страха, но за то никому не внушал и уважения; приятели любили его, а собственным детям, когда они подросли, он часто казался жалким и сам настойчиво требовал от них, чтобы они опекали его, как маленького ребенка. Его любимая поговорка: que la volontй du ciel soit faite вовсе не была выражением искренней веры и готовности подчиниться воле Провидения, а только фразой, которою он прикрывал свой эгоистический индиферентизм ко всему на свете.

Мать Пушкина, Надежда Осиповна Ганнибал (1775 — 1836), была на 4 года моложе мужа. Основателем ее фамилии был “арап Петра Великого”, абиссинский князь, Абрам Петрович Ганнибал. Он умер в 1781 г. генерал-аншефом и александровским кавалером, оставив 7 человек детей и более 1400 душ. Это была по словам Анненкова, “мягкая, трусливая, но вспыльчивая абиссинская натура”, наклонная “к невообразимой, необдуманной решимости”. Сыновья его унаследовали его вспыльчивость; крепостных людей, возбудивших их гнев и ими наказанных, “выносили на простынях”. Двое из них, Иван и Петр, достигли высоких чинов, но при этом Петр писал совсем безграмотно. Третий брат, родной дед поэта, Осип (он же и Януарий), женатый на дочери тамбовского воеводы Пушкина, Марье Алексеевне, женился, говорят, вторично, подделав свидетельство о смерти жены. Марья Алексеевна жаловалась государыне, и права ее были восстановлены. Она жила в с. Захарове, с своей дочерью Надеждой, под покровительством своего шурина и крестного отца дочери — Ивана Абрамовича Ганнибала, строителя Херсона и наваринского героя. Марья Алексеевна была добрая женщина и прекрасная хозяйка деревенского старорусского склада, но дочь свою она избаловала порядком, “что сообщило нраву молодой красивой креолки, как ее потом называли в свете, тот оттенок вспыльчивости, упорства и капризного властолюбия, который замечали в ней позднее и принимали за твердость характера”. Мужа своего Надежда Осиповна настолько забрала в руки, что он до старости курил секретно от нее; к детям и прислуге бывала непомерно сурова и обладала способностью “дуться” на тех, кто возбудил ее неудовольствие, целыми месяцами и более. Хозяйством она занималась почти так же мало, как и муж, и подобно ему страстно любила свет и развлечения. Когда Пушкины переехали в Петербург, дом их “всегда был наизнанку: в одной комнате богатая старинная мебель, в другой пустые стены или соломенный стул; многочисленная, но оборванная и пьяная дворня с баснословной неопрятностью; ветхие рыдваны с тощими клячами и вечный недостаток во всем, начиная от денег до последнего стакана”. Приблизительно такова же была их жизнь и в Москве, но там это не в такой степени бросалось в глаза: многие состоятельные дворянские семьи жили подобным образом. Пушкины отличались от других только большею, так сказать, литературностью; в этом отношении тон давал Сергей Львович, который и по собственной инициативе, и через брата Василия был в дружбе со многими литераторами и тогдашними умниками; в его доме даже камердинер сочинял стихи.

В раннем детстве Александр Пушкин не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата, Льва (1806 — 1852). Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к бабушке Марье Алексеевне Ганнибал, которая после замужества дочери поселилась с Пушкиными, и прятался в ее рабочую корзинку, где его уже не смели тревожить. Бабушка была первой наставницей Пушкина в русском языке; от нее же, вероятно, наслушался он рассказов о семейной старине. В ее сельце Захарове, о котором Пушкин долго сохранял приятные воспоминания, он слышал песни и видел хороводы и другие народные увеселения (Захарово принадлежало к приходу богатого села Вязёма, которое было когда-то собственностью Бориса Годунова и помнило о своем царственном владельце). Другой связью будущего поэта с народностью служила известная Арина Родионовна, когда то вынянчившая мать Пушкина, а теперь нянчившая всех ее детей — женщина честная, преданная и очень умная; она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их своему питомцу. Только с нею да с бабушкой и еще с законоучителем своим Беликовым, очень образованным человеком, Пушкин имел случай говорить по-русски: отец, мать, тетки (Анна Львовна Пушкина и Елизавета Львовна, по мужу Солнцева, гувернеры и гувернантки объяснялись с детьми исключительно по-французски, так что и между собою дети приучились говорить на том же языке. Пушкин в начале учился плохо, особенно трудно давалась ему арифметика, и от гувернанток испытывал крупные неприятности, отравившие ему воспоминания о детских годах. Около 9 лет от роду Пушкин пристрастился к чтению, разумеется, французскому и, начав с Плутарха и Гомера в переводе Битобе, перечитал чуть ли не всю довольно богатую библиотеку своего отца, состоявшую из классиков XVII века и из поэтов и мыслителей эпохи просвещения. Преждевременная начитанность в произведениях эротических и сатирических, которыми была так богата французская литература XVII и XVIII вв., способствовала преждевременному развитию чувства и ума Пушкина, а литературные нравы дома и особая любовь, которую Сергей Львович питал к Мольеру — он читал его вслух для поучения детям — возбудили в мальчике охоту пытать свои силы в творчестве, опять таки главным образом на французском языке. Между наиболее ранними его произведениями предание называет комедию “L'Escamoteur” — рабское подражание Мольеру — и шуточную поэму о войне между карликами и карлицами во времена Догоберта “La Tolyade”, начатую по образцу многочисленных французских пародий XVIII в. на высокий “штиль” героических поэм. Есть еще не совсем достоверное указание на целую тетрадку стихотворений, между которыми были и русские. Раннее развитие, по-видимому, не сблизило Пушкина с родителями; его характер продолжали исправлять, ломая его волю, а он оказывал энергическое сопротивление. В результате отношения обострились настолько, что 12-летний мальчик изо всех домашних чувствовал привязанность только к сестре и с удовольствием покинул родительский дом. Пушкина думали отдать в иезуитскую коллегию в Петербурге, где тогда воспитывались дети лучших фамилий, но 11 января 1811 г. было обнародовано о предстоящем открытии царскосельского лицея и, благодаря настояниям и хлопотам А. И. Тургенева, а также дружеским связям Сергея Львовича с директором нового учебного заведения, Малиновским, решено было отправить туда Пушкина. Готовясь к поступлению, Пушкин жил у дяди Василия Львовича и у него впервые встретился с представителями петербургского света и литературы. 12 августа Пушкин вместе с Дельвигом выдержал вступительный экзамен и 19 октября присутствовал на торжестве открытия лицея. Преподавателями лицея были люди прекрасно подготовленные и большею частью способные. Программа была строго обдуманная и широкая; кроме общеобразовательных предметов, в нее входили и философские и общественно-юридические науки. Число воспитанников было ограничено, и они были обставлены наилучшим образом: никаких унизительных наказаний не было; каждый имел свою особую комнатку, где он пользовался полной свободой. В отчете о первом годе конференция лицея говорит, что ученикам “каждая истина предлагалась так, чтобы возбудить самодеятельность ума и жажду познания... а все пышное, высокопарное, школьное совершенно удаляемо было от их понятия и слуха”; но отчет, как говорит Анненков, больше выражает идеал, нежели действительность. Прекрасные преподаватели, отчасти вследствие плохой подготовки слушателей, отчасти по другим общественным и личным причинам, оказались ниже своей задачи — давали зубрить свои тетрадки (не исключая и Куницына); иные, как например любимец лицеистов А. И. Галич, участвовали в пирушках своих аристократических учеников и мирволили им в классах и на экзаменах. Свобода или, точнее, безнадзорность приносила некоторый вред слишком юным “студентам”. К тому же, на третий год существования лицея скончался его первый директор, и почти два года, до назначения Е. А. Энгельгарта, в 1816 г., настоящего главы в заведении не было, отчего преподавание и особенно воспитательная часть пострадали от того весьма существенно. Но с другой стороны, та же свобода, в связи с хорошей педагогической обстановкой, развивала в лицеистах чувство человеческого достоинства и стремление к самообразованию. Если солидные знания и приходилось окончившим курс приобретать своим трудом впоследствии, то лицею они были обязаны охотой к этому труду, общим развитием и многими гуманными, светлыми идеями. Вот почему они и относились с таким теплым чувством к своему учебному заведению и так долго и единодушно поминали 19-е октября. Чтение римских прозаиков и поэтов было поставлено в лицее довольно серьезно: классическую мифологию, древности и литературу лицеисты, в том числе Пушкин, знали не хуже нынешних студентов. Способности Пушкина быстро развернулись в лицее: он читал чрезвычайно много и все прочитанное прекрасно помнил; больше всего интересовался он французской и русской словесностью и историей; он был одним из самых усердных сотрудников в рукописных лицейских журналах и одним из деятельных членов кружка лицейских новеллистов и поэтов: Илличевского, Дельвига, Кюхельбекера и др. Они собираясь по вечерам, экспромтом сочиняли повести и стихи.

Учился Пушкин далеко не усердно. Кайданов, преподававший географию и историю, аттестует его так: “при малом прилежании, оказывает очень хорошие успехи, и сие должно приписать одним только прекрасным его дарованиям. В поведении резв, но менее противу прежнего”. Куницын, профессор логики и нравственных наук, пишет о нем: “весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен. Он способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень не велики, особенно по части логики”. Из товарищей знавшие его впечатлительную натуру и отзывчивое, мягкое сердце, искренно любили его; большинство, замечавшее только его неумеренную живость, самолюбие, вспыльчивость и наклонность к злой насмешке, считало его себялюбивым и тщеславным; его прозвали французом, преимущественно за прекрасное знание французского языка — но в 1811 и следующих годах это был во всяком случае эпитет не похвальный. Раздражительность, принесенная Пушкиным еще из дому, получила здесь новую пищу вследствие такого отношения большинства товарищей; будущий поэт сам наталкивался на ссоры, а так как он, не смотря на огромные способности и остроумие, не отличался быстрой находчивостью, то далеко не всегда мог оставаться победителем, вследствие чего раздражался еще более. Предаваясь неумеренной веселости днем, Пушкин часто проводил бессонные ночи в своем № 14 (здесь прожил он целые 6 лет), то обливаясь слезами и обвиняя себя и других, то обдумывая способы, как бы изменить к лучшему свое положение среди товарищей. В 1814 г. Сергей Львович Пушкин вновь поступил на службу в Варшаве по комиссариату, а его 15-летний сын впервые выступил в печати с стихотворением: “Другу-стихотворцу” (4 июля, в № 3 “Вестника Европы”), за подписью: Александр Н. К. ш. п.

Не смотря на подъем патриотического чувства, которое было естественным следствием событий 1812 — 1814 гг., первые поэтические опыты Пушкина направлялись не в эту сторону, а являлись подражанием любовной и вакхической лирике и отчасти сатире французских и русских учеников и продолжателей Горация. Из французских поэтов Пушкин больше всего подражал Парни, из русских — Батюшкову, Жуковскому, Василию Пушкину. Но и в этих “полудетских песнях на чужой голос” местами слышится будущий Пушкин, то в искренности чувства, то в оригинальности мыслей и ощущений, то в силе и смелости отдельных картин и стихов. В этих пробах пера нельзя не заметить и уменья усваивать от каждого образца лучшее и быстро отделываться от его недостатков: так, псевдоклассический арсенал собственных имен, очень богатый в наиболее ранних стихотворениях Пушкина, скоро уступает место умеренному употреблению утвердившихся формул; славянские выражения, в роде: пренесенный, взмущенны волны, расточил врагов, черный вран стрежет, быстро редеют и употребляются только в наименее задушевных его пьесах. В высшей степени поразителен факт, что одно из произведений 15-летнего лицеиста, который три года назад думал по-французски, сделалось почти народною песнью и начиная с 20-х годов перепечатывалось на лубочных листах; это так называемый “Романс” (“Под вечер осенью ненастной”), от которого потом, по забывчивости, отказывался сам автор. В первых (1814 г.) стихотворениях поражает также раннее развитие чувственности (“К Наталье”, “К молодой актрисе”, “Красавице, которая нюхала табак”). То обстоятельство, что стихи 15-летнего Пушкина попали в печать, не могло очень сильно выдвинуть его между товарищами: редакторы того времени очень любили поощрять юные таланты, особенно из хороших фамилий, и первое стихотворение Дельвига напечатано было еще раньше. Но вот наступил день публичного экзамена 8 января 1815 года (переходного в старший класс), на который приехал Державин. Пушкину велели прочесть собственное стихотворение: “Воспоминания в Царском Селе”, написанное, по совету Галича, в державинском и даже отчасти ломоносовском стиле во славу Екатерины, ее певца и ее победоносного внука. Державин был растроган, он признал в Пушкине достойного себя наследника и хотел обнять поэта, но тот сконфузившись, убежал. Это стихотворение, за полной подписью автора, было напечатано в “Российском Музеуме”, который в том же году поместил и еще несколько произведений Пушкина. C этого времени поэт приобретает известность и за стенами лицея, чту заставило смотреть на него иными глазами и его самолюбивых родителей, только что переселившихся в Петербург на постоянное жительство. 16-ти летний лицеист отдался поэзии, как призванию, тем более, что через отца и дядю он имел возможность познакомиться лично с ее наиболее уважаемыми им представителями: к нему в лицей заезжали Жуковский и Батюшков, ободряли его и давали ему советы (особенно сильно и благотворно было влияние Жуковского, с которым он быстро и близко сошелся летом 1815 г. Профессора начинают смотреть на него как на будущую известность; товарищи распевают хором некоторые его пьесы, в лицее же положенные на музыку. В своих довольно многочисленных стихотворениях 1815 г. Пушкин уже сознает силу своего таланта, высказывает глубокую благодарность музе, которая скрасила ему жизнь божественным даром, мечтает о тихой жизни в деревне, при условии наслаждения творчеством, но чаще представляет себя эпикурейцем, учеником Анакреона, питомцем нег и лени, поэтом сладострастия, и воспевает пирушки, которые, по-видимому, были гораздо роскошнее и многочисленнее в его воображении, чем в действительности. В это время в Пушкине начинает вырабатываться способность истинного художника переселяться всецело в чуждое ему миросозерцание, и он переходить от субъективной лирики к объективной (стихотворение “Лицинию”) и даже к эпосу (“Бова”, “Казак”). Судя по отрывку его лицейских записок, написанное им в этом году представляет собою только малую часть задуманного или начатого: он обдумывает героическую поэму (“Игорь и Ольга”), начинает комедию и пишет повесть в роде фантастико-тенденциозных повестей Вольтера, которого изучает весьма серьезно. Стих Пушкина становится еще более изящным и легким; местами образность выражений доходит до небывалой, для того времени, степени (“Мечтатель. “На возвращение государя из Парижа”) даже свежая, оригинальная мысль поэта еще не умеет найти себе ясного выражения. В 1816 г. известность Пушкина уже на столько велика, что стареющийся лирик Нелединский-Мелецкий, которому императрица Марья Федоровна поручила написать стихи на обручение великой княжны Анны Павловны с принцем Оранским, прямо отправляется в лицей и заказывает пьесу Пушкину, который в час или два исполняет заказ. Известные светские поэты кн. П. А. Вяземский, А. А. Шишков шлют ему свои стихи и комплименты, и он отвечает им, как равный. Дмитриев и Карамзин выражают очень высокое мнение об его даровании; с Жуковским, которого после смерти Державина считали первым поэтом, Пушкин уже сотрудничает (“Боже царя храни!”).

Круг литературного образования Пушкина значительно расширяется: он перечитывает старых поэтов, начиная с Тредьяковского, и составляет о них самостоятельное суждение; он знакомится с немецкой литературой (хотя и во французских переводах). Анакреонтические мотивы Батюшкова начинают, в произведениях Пушкина, уступать место романтизму Жуковского. В наиболее задушевных стихотворениях Пушкина, господствует элегическое настроение, которое в самом конце пьесы своеобразно заканчивается примиряющим аккордом (например “Послание к Горчакову”). Вообще последние строчки стихотворений Пушкина уже теперь приобретают особую полноту мысли, рельефность и звучность. Крупный факт внутренней жизни поэта за это время — юношеская, поэтическая любовь к сестре товарища, К. П. Бакуниной, которая жила в Царском Селе летом и иногда посещала лицей зимою; самые тонкие оттенки этого идеального чувства, то пережитые, то вычитанные у других лириков (Парни и Вольтер по прежнему остаются его любимцами), Пушкин в состоянии выразить своим мягким и нежным стихом, которым он иногда позволяет себе играть, подобно трубадурам или мейстерзингерам (стихотворение “Певец”). Идеальная любовь Пушкина, по-видимому, не мешала увлечениям иного рода; но и для них он умел находить изящное выражение, то в полународной форме романса — песенки в тоне Дмитриева и Нелединского (“К Наташе”, горничной княжны Волконской), то с привнесением оригинальной идеи (“К молодой вдове”). Умные мысли, искреннее чувство и изящные пластичные образы находим мы у Пушкина даже в именинных поздравлениях товарищам и в альбомных стихотворениях, которые он писал им перед выпуском и копии с которых сохранял: видно, что и тогда уже он дорожил каждым стихотворным словом своим и никогда не брался за перо только для того, чтобы наполнить пустую страницу. В языке его теперь чаще прежнего встречаются смелые для того времени, чисто народные выражения — частехонько, не взвидел, — присущие творчеству Крылова, которого Пушкин изучал уже с 15-летнего возраста. Благодаря лицейской свободе, Пушкин и его товарищи близко сошлись с офицерами лейб-гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Это было не совсем подходящее общество для 17-ти летних “студентов”, и вакхическая поэзия Пушкина именно здесь могла перейти из области мечтаний в действительность; но не следует забывать, что среди лейб-гусар Пушкин встретил одного из самых просвещенных людей эпохи, убежденного врага всяких излишеств, П. Я. Чаадаева, который имел сильное благотворное влияние на выработку его характера и убеждений. П. П. Каверин, прославившийся своими проказами и “скифской жаждой” учился в геттингенском университете, и не даром же Пушкин видел в нем живое доказательство того,

 

Что резвых шалостей под легким покрывалом

И ум возвышенный и сердце можно скрыть
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пушкин стихотворения iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания по литературе (русской литературе)
С. Пушкин. Стихотворения: "Погасло дневное светило ", "Свободы сеятель пустынный ", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на...

Пушкин стихотворения iconИгорь Ирлин Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Элегия» Безумных...
А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой...

Пушкин стихотворения iconУрок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6...
А. С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы...

Пушкин стихотворения iconСписок литературы для чтения
А. С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд», «Поэт», «к чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге»

Пушкин стихотворения iconАлександр Сергеевич Пушкин Стихотворения 1823-1836
«Собрание сочинений в десяти томах. Том второй»: Государственное издательство Художественной Литературы.; Москва; 1959

Пушкин стихотворения iconАлександр Сергеевич Пушкин Стихотворения 18231836
«Собрание сочинений в десяти томах. Том второй»: Государственное издательство Художественной Литературы.; Москва; 1959

Пушкин стихотворения iconУрок чтения и развития речи 6 класс Тема: «А. С. Пушкин «…Вот север, тучи нагоняя…»
Цель: заинтересовать учащихся творчеством русского поэта А. С. Пушкина, путем анализа стихотворения

Пушкин стихотворения iconЛитература для летнего чтения
Пушкин А. С. Стихотворения: «И. И. Пущину», «Узник», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; роман «Дубровский», «Повести покойного Ивана...

Пушкин стихотворения iconАлександр Сергеевич Пушкин Задание на дом
Задание на дом. Прочитать краткую биографию и стихотворения Пушкина в учебнике. Выполнить в тетради №1 задания 9 13

Пушкин стихотворения iconБлагой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах
Александр Сергеевич Пушкин — один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции