Задачи: Образовательные: Вспомнить историю открытия Лицея и жизнь первых лицеистов. Рассказать о связи лицеистов пушкинского выпуска с Томском. Развивающие




Скачать 107.84 Kb.
Название Задачи: Образовательные: Вспомнить историю открытия Лицея и жизнь первых лицеистов. Рассказать о связи лицеистов пушкинского выпуска с Томском. Развивающие
Дата публикации 09.10.2014
Размер 107.84 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Лекции > Урок
Тема урока: «Лицейские друзья А.С.Пушкина в Томске»

Цель: Представление результатов исследовательской деятельности учащихся по теме «Лицейские друзья А.С.Пушкина в Томске»
Задачи:

Образовательные:

  1. Вспомнить историю открытия Лицея и жизнь первых лицеистов.

  2. Рассказать о связи лицеистов пушкинского выпуска с Томском.

Развивающие:

1. Развивать познавательную самостоятельность

2. Формировать умение работать в коллективе

3. Формировать опыт публичного выступления

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру выступления

2. Формировать нравственное мировоззрение

3. Воспитывать художественный вкус
Ход урока (2 учебных часа)
Слайд №1, 2

1. Определение цели и задач.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы представляем результат нашего исследования по теме «Лицейские друзья Пушкина в Томске». Оно является продолжением работы, связанной с именем великого поэта. Первая работа была посвящена топонимическим исследованиям и называлась «Имя Пушкина на современной карте Томска». И вот сегодня - Пушкин, Лицей и Томск! Что связывает эти понятия?

19 октября 2011 года исполнилось 200 лет со дня основания Пушкинского Лицея. И в России, и в нашей гимназии эта дата торжественно отмечалась.

Вспомним некоторые моменты из истории первого в России лицея.
2. Рассказ о Царскосельском Лицее.

Слайд №3 «Здание лицея»

Первый ученик:

19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие первого в России учебного заведения

Лицей. Пушкин считал эту дату днём своего духовного рождения. (Стихотворение «Друзья мои! Прекрасен наш союз…)

Это был первый лицей в России. Не всем было известно, что в Древней Греции, на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского существовала школа, основанная великим философом Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. Подобно древней школе, пушкинский Лицей разместился в зеленом и нарядном городке Царское Село среди нескольких парков. «Прекрасные дубравы» позднее станут источником поэтического вдохновения Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шестилетней жизни в Лицее.

Слайд № 4 (Малиновский и Энгельгард)

Для Лицея было отведено четырехэтажное здание, построенное по проекту архитектора Ильи Неелова и соединенное аркой с Екатерининским дворцом. Сейчас на фасаде этого здания мраморная доска с надписью: «Здесь воспитывался А.С.Пушкин 1811 – 1817 г. г.»

Первым директором Лицея был назначен В.Ф.Малиновский, а после его смерти Е.А.Энгельгард.

Слайд №5 «Александр1 и М.М.Сперанский»

Лицей в Царском Селе был открыт по Указу императора Александра 1 для «образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной». С тех пор Лицей вошел в историю России как Пушкинский Лицей и как символ передового учебного заведения, основанного на принципах свободомыслия и гуманизма.

Автором проекта создания Лицея был министр М.М.Сперанский. Программа была разработана им и ориентирована, в первую очередь, на подготовку государственных чиновников высших рангов. Лицей приравнивался к университету.

Слайд № 6 Список лицеистов

Набор был невелик – всего 30 человек.

У Пушкина был дядя, известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, лично знакомый со Сперанским. Дядя и привез Сашу в Царское Село для поступления в Лицей. И для тридцати мальчиков началась новая жизнь.

В лицей принимались дети 10 – 14 лет. Принимали не только по предъявлению свидетельства о дворянском происхождении, но и по предварительному испытанию – вступительным экзаменам.

Второй ученик:

Лицеисты считались студентами. Лицей должен был заменить университет для детей привилегированного сословия. Он должен был готовить государственных людей.

Программа Лицея, рассчитанная на 6 лет, охватывала и гимназический и университетский курсы. Воспитанники должны были круглый год жить в Лицее и не отпускались домой даже на каникулы. Все правила поведения и порядки для лицеистов были пропечатаны в Уставе.

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Е.А.Энгельгардта, второго директора лицея, были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Что изображено было на медалях и на гербе лицея?

Слайд № 7 «герб лицея»

Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу,

Сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, бога искусств, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для общей пользы».

Лицеисты имели возможность слушать передовых русских педагогов. В лекциях лицейских профессоров осуждался деспотизм, и пропагандировались идеи политической свободы как необходимого условия расцвета Культуры, Науки, Искусства. В Лицее были запрещены телесные наказания.

Слайд № 8 «Комната Пушкина»

Третий ученик:

Как жили лицеисты? В записях Ивана Пущина, друга Александра Пушкина по лицею, мы знакомимся с описанием этого учебного заведения. На 1 этаже поместили комнаты преподавателей и лазарет (медпункт). На 2-ом – столовую и буфет, Малый конференц-зал. На 3 этаже расположились Большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека. 4 этаж занимали комнаты воспитанников.

У каждого лицеиста была своя комната, «келья», как называл её Пушкин. В комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. Комната Пушкина ничем не отличалась от «келий» других лицеистов. Его комната была под номером 14. Рядом с Пушкиным жил будущий декабрист, друг Александра Сергеевича, Иван Пущин.

Слайд № 9 ( ученик читает стихотворение «В те дни…»)

Позже Пушкин писал: «…Начал я писать с тринадцатилетнего возраста и печатать почти с того же времени». «Лицейское братство на всю жизнь». Дух высокого братства был пронесен лицеистами через всю жизнь.

Слайд № 10 «Друзья души моей…»

На выпускном акте 9 июня 1817 года был исполнен прощальный гимн Дельвига, в котором есть такие слова:

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу, с тою же душой,

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде – да, неправде – нет,

В несчастье – гордое терпенье,

А в счастье – всем равно привет!
Для них началась другая взрослая жизнь.

3. Итог первого урока

Учитель: Первый выпуск лицеистов завершён. Были мальчишки-подростки, теперь юноши, готовые служить Отечеству. Что ждёт их в жизни?

Ответ на этот вопрос впереди.

На дорогах наших дней,

В перепутьях общежитий,

Ты наш друг, ты наш учитель

Славный пушкинский лицей.

Под твоей бессмертной сенью

Научиться бы вполне

Безоглядному веселью,

Бескорыстному доверью,

Вольнодумной глубине.

Юлий Ким

Чему учит пушкинский лицей? Юлий Ким, современный поэт, музыкант, исполнитель своих произведений очень хорошо ответил нам на этот вопрос.

Безоглядному веселью, И дружбе на всю жизнь.

Бескорыстному доверью,

Вольнодумной глубине.

4. «Томск в 19 веке»

Слайд №11

Четвертый ученик «Историческая справка: экономическая и культурная жизнь города в начале 19 века».

В 1804 году Томск стал центром губернии. Это наложило отпечаток на его внешний облик и развитие. Были сделаны попытки заняться благоустройством города. Однако внешний облик Томска всё ещё не соответствовал его новому статусу: в 1806 году в нем насчитывалось около 1000 деревянных домов и лишь 4 каменных. К 1817 году количество каменных домов увеличилось до 12.

Население города тоже стало расти. В начале 19 века - 8 тысяч человек. К 1851 году 13 тысяч.

Географическое положение Томска давало ему перспективы экономического роста. Дальнейший рост и развитие были ускорены начавшейся в 19 веке «золотой лихорадкой». Были известны случаи быстрого обогащения купцов – хозяев приисков: Асташевых, Поповых, Гороховых, Филимоновых, Рязановых и других. Именно в этот период появилась улица Миллионная (часть нынешнего проспекта Ленина).

В первой половине 19 века Томск по-прежнему оставался городом со слабо развитой системой просвещения. В Томске было только духовное училище, мужская гимназия, долгое время единственное среднее учебное заведение губернии. В первые годы число её учеников не превышало 30 человек. Библиотеки и книжные лавки вовсе отсутствовали.

Таков был Томск в начале 19 века.

5 .Лицеисты пушкинского выпуска, побывавшие в Томске в начале 19 века.

Слайд №12 « А.Илличевский»

Исследование показало, что судьба трёх лицеистов пушкинского выпуска в определённый период их жизни была связана с Томском.

И первый среди них – это Алексей Илличевский. Илличевского в Лицее любили, он был хорошим товарищем, первенствовал в играх, а играли лицеисты, как и все мальчишки, чаще всего "в войну", и он обычно бывал командиром, за что его даже называли генералом . Когда лицеистам разрешили сочинять, тотчас же появились рукописные журналы, наполненные наряду с серьезными стихами и прозой сатирами и эпиграммами как на известных поэтов, так и на лицейских стихотворцев. В сочинении эпиграмм Илличевский не знал себе равных. Ко дню

рождения друзья-лицеисты сочинили стихотворное поздравление:

Слава, честь лицейских муз,

О, бессмертный Илличевский!

Меж поэтами ты туз!

Все гласят тебе лицейски

Криком радостным: "Виват!

Ты родился - всякий рад!"

Слайд №13 «Карикатуры Илличевского»

Пятый ученик:

Илличевский был весьма способным рисовальщиком (см. лицейский рисунок А. Илличевского «Схватка казака с французским кирасиром»), ему особенно удавались карикатуры. Илличевский, или «Олесенька», как ласково называли его товарищи, активно участвовал в лицейских журналах: он делал переводы, писал стихи, острые и колючие эпиграммы на товарищей, преподавателей и на события лицейской жизни, снабжая все это едкими карикатурами. Илличевский окончил Лицей с чином коллежского секретаря (этот чин получил также и Пушкин) и поступил на службу в министерство финансов. Илличевский много печатается. Он помещает в «Северном наблюдателе» свои подчас остроумные, подчас плоские эпиграммы и анекдоты, по-видимому, написанные еще в лицейские годы. Вскоре Илличевский уезжает в Сибирь к отцу, томскому губернатору. Там продолжает службу, вначале при отце, затем при сибирском генерал-губернаторе М.М. Сперанском. В 1821 году Илличевский возвратился в Петербург. Вся дальнейшая жизнь Илличевского небогата событиями. Правда, он видится с лицейскими товарищами, бывает на литературных вечерах Дельвига, где знакомится с замечательным польским поэтом Адамом Мицкевичем.. Бывает и в доме А.П. Керн, которой он увлечен, и в доме сестры Пушкина О.С. Павлищевой, где собирались товарищи Н.И. Павлищева по Царскосельскому лицейскому благородному пансиону, друзья и знакомые. Но современники отмечали, что сам Илличевский как-то померк, стал раздражительным, остроумие его потускнело. Пушкин в 1827—1828 годах подарил Илличевскому вторую главу «Евгения Онегина», сделав на обложке ее дарственную надпись: «Другу Олесеньке от Француза». В 1827 году Илличевский издает книгу своих стихотворений «Опыты в антологическом роде...». Вышедшая в свет книга (изящно оформленная, с виньеткой В. Лангера) не осталась не замеченной лицейскими товарищами. Илличевский писал и прозой. В 1829 году вышла его повесть «История булавки». Печатался в различных журналах и альманахах. Но он так и не создал ничего значительного. Илличевский умер в Петербурге восемь месяцев спустя после трагической гибели Пушкина и был похоронен на Георгиевском кладбище (Большая Охта).

Слайд №14 «Ф.Ф.Матюшкин»

Шестой ученик: Интересна сибирская судьба и другого лицеиста – Федора Федоровича Матюшкина. Еще в Лицее Матюшкин решает стать мореплавателем. После окончания Лицея он был определен на военный шлюп «Камчатка» под начало известного мореплавателя В.М.Головина. Вместе с ним Матюшкин совершает свое первое кругосветное путешествие. Весной 1820 года участник кругосветного плавания Ф.П.Врангель предложил Матюшкину отправиться на северо-восток Сибири. Матюшкин ответил согласием.

7 мая он прибывает в Томск. О своих впечатлениях и о встрече с Илличевским Матюшкин сообщил в письме директору Лицея: « …мы приехали в Томск. Я виделся с Илличевским! Мы праздновали с Алёшей Пущина именины».

Матюшкин пробыл в Томске несколько дней, затем отправился дальше и уже 23 мая прибыл в Иркутск.

Экспедиция Врангеля длилась пять лет. После нее был опубликован отчет, куда входили и отчеты мичмана Матюшкина. Впоследствии один из мысов в Восточно – Сибирском море назван мысом Матюшкина.

После окончания сибирской экспедиции Матюшкин служит морским офицером в Петербурге. А в 1825 году отправляется в свое второе кругосветное плаванье.

В этом же году Пушкин создает одно из лучших стихотворений «19 октября», в котором есть строки, обращенные к лицейскому другу Федору Матюшкину:

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,

Чужих небес любовник беспокойный?

Иль снова ты проходишь тропик знойный

И вечный лёд полунощных морей?

Счастливый путь! С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога

О, волн и бурь счастливое дитя!

В конце жизни Матюшкин был произведен в адмиралы. Мореплаватель, ученый и исследователь, историк русского флота– такой энциклопедически образованной и деятельной видится сегодня личность этого человека.

Слайд №15 «И.И.Пущин»

Седьмой ученик: Из всех лицеистов пушкинского выпуска дольше всех оказались связаны с Сибирью Кюхельбекер и Пущин.

Это ему, своему лучшему лицейскому другу, Пушкин посвятил стихи:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

О пребывании Кюхельбекера в Томске ничего не известно. О Пущине, участнике восстания декабристов, с уверенностью можно сказать, что он был в Томске три раза.

Первый раз Иван Иванович Пущин останавливался в Томске осенью 1827 года. Об этом он писал в письме декабристу Якушкину.

В 1839 году, отправляясь на поселение в Тобольскую губернию, Пущин должен был вторично проезжать через Томск.

В середине декабря 1849 года Пущин в последний раз посетил наш город и находившегося в нем декабриста Г.С.Батенькова, с которым состоял в переписке.

Сибирские друзья за необыкновенную сердечность и отзывчивость называли Пущина «Маремьяной – старицей, что обо всех печалится».

Кроме декабристов Пущин переписывался и со своими лицейскими друзьями, с директором Лицея. Эта переписка – живое продолжение традиций пушкинского Лицея, его творческого духа.

Сибирь тоже занимала в переписке Пущина значительное место. В одном из писем Энгельгарду он сообщал: «Я не иначе смотрю на Сибирь, как на Американские Штаты. Она могла бы тотчас отделиться… и ни в чем не нуждалась бы – богата всеми дарами царства природы».

Пущин находился в Сибири до 1856 года.

  1. Итог занятия (рефлексия) – учитель:


Вот и завершён наш рассказ о пушкинском Лицее, о первых лицеистах и о тех из них, кто побывал в нашем родном городе почти 200 лет назад. Мы увидели лица людей такой далёкой эпохи, но благодаря нашим поискам, рассказам о них мы приблизили их к себе.

Кем стали первые лицеисты?

А.Пушкин – солнце русской поэзии, «наше всё», национальная гордость России.

Ф.Матюшкин – мореплаватель, исследователь, открыватель новых земель на севере России.

И. Пущин и В. Кюхельбекер – декабристы, долгое время жившие в Сибири и посвятившие жизнь просвещению и освобождению народа.

Михаил Яковлев, бессменный староста, хранитель лицейского архива, музыкант.

Александр Горчаков – министр иностранных дел, последний лицеист, он был главой комитета по созданию первого в России памятника Пушкину и после смерти Михаила Яковлева хранитель лицейского архива.

Корнилов – вице-адмирал, герой Крымской войны, павший на Малаховом кургане.

Христиан Стивен - учёный-естествоиспытатель, основатель Ботанического сада в Москве (Никитского)

С.Ломоносов – дипломат, посланник в Бразилии.

Это были яркие, самодостаточные люди, оставившие след в истории России. Их готовили к важной службе на благо России. Так и было.

Слайд № 16 «Заключение»

Современный Томск постоянно напоминает о прошедшем, о людях, которые в разное время жили в нашем городе: Пущин, Матюшкин, Илличевский, Батеньков, Сперанский, и, кажется, что все мы продолжаемся друг в друге. Потому что вечны вдохновение, книга и человеческая память.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле Бога самого
Самостоянье человека -
Залог величия его.

А.С.Пушкин

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи: Образовательные: Вспомнить историю открытия Лицея и жизнь первых лицеистов. Рассказать о связи лицеистов пушкинского выпуска с Томском. Развивающие icon Кто из названных лиц не является первым выпускником Лицея?
В 1925 году органами огпу было сфабриковано дело лицеистов. Арестованным по делу были предъявлены «неопровержимые доказательства»....
Задачи: Образовательные: Вспомнить историю открытия Лицея и жизнь первых лицеистов. Рассказать о связи лицеистов пушкинского выпуска с Томском. Развивающие icon Глубокий анализ уровня подготовленности лицеистов к олимпиадам, творческим...
В апреле 2013 года на базе лицея был разработан инновационный проект Развитие исследовательской и проектной деятельности
Задачи: Образовательные: Вспомнить историю открытия Лицея и жизнь первых лицеистов. Рассказать о связи лицеистов пушкинского выпуска с Томском. Развивающие icon Петербург в поэме А. С. Пушкина
Слово учителя: Мы учимся у Пушкина с самого раннего детства. Читаем его сказки, потом стихи, поэмы, узнаем его биографию, знаем по...
Задачи: Образовательные: Вспомнить историю открытия Лицея и жизнь первых лицеистов. Рассказать о связи лицеистов пушкинского выпуска с Томском. Развивающие icon Программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов и рассчитана 5 лет...
Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи...
Задачи: Образовательные: Вспомнить историю открытия Лицея и жизнь первых лицеистов. Рассказать о связи лицеистов пушкинского выпуска с Томском. Развивающие icon 2013-2014 учебный год для лицея знаменательный, потому что он юбилейный....
Ровно 20 лет тому назад был создан Байгильдинский сельский лицей, а в 1994 году состоялся первый выпуск лицеистов
Задачи: Образовательные: Вспомнить историю открытия Лицея и жизнь первых лицеистов. Рассказать о связи лицеистов пушкинского выпуска с Томском. Развивающие icon Образовательная программа муниципального казенного общеобразовательного...
Пояснительная записка программы. Миссия лицея, цели и задачи образовательной программы лицея
Задачи: Образовательные: Вспомнить историю открытия Лицея и жизнь первых лицеистов. Рассказать о связи лицеистов пушкинского выпуска с Томском. Развивающие icon Дополнительное использование умк в обучении лицеистов английскому языку
Учащиеся олимпиадного уровня нуждаются в более глубоких знаниях языка, соответствующих уровням В2 и С1 (выше среднего и продвинутый)....
Задачи: Образовательные: Вспомнить историю открытия Лицея и жизнь первых лицеистов. Рассказать о связи лицеистов пушкинского выпуска с Томском. Развивающие icon Задачи библиотеки: Главные задачи работы библиотеки в 2013/2014 уч...
Поддерживать и обеспечивать образовательные задачи, сформулированные в концепции школы и в школьной программе
Задачи: Образовательные: Вспомнить историю открытия Лицея и жизнь первых лицеистов. Рассказать о связи лицеистов пушкинского выпуска с Томском. Развивающие icon Пояснительная записка
Изучение зарубежной литературы строится по хронологическому принципу, а произведения, предлагаемые учащимся для чтения и изучения,...
Задачи: Образовательные: Вспомнить историю открытия Лицея и жизнь первых лицеистов. Рассказать о связи лицеистов пушкинского выпуска с Томском. Развивающие icon Пояснительная записка
Изучение зарубежной литературы строится по хронологическому принципу, а произведения, предлагаемые учащимся для чтения и изучения,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции