Тезисы проекта «Лицейское братство»




Скачать 112.84 Kb.
Название Тезисы проекта «Лицейское братство»
Дата публикации 09.10.2014
Размер 112.84 Kb.
Тип Тезисы
literature-edu.ru > Лекции > Тезисы
Тезисы проекта «Лицейское братство», представленного в номинации «Лучший образовательный проект».

Работу выполнила Громыко Анастасия, ученица 9«А» класса МОУ «СОШ №8».

В девятом классе наиболее интересными для меня стали уроки, посвященные жизни и творчеству А.С. Пушкина. Поэтому, когда нам предложили сделать проекты об этом поэте, я решила выбрать тему «Пушкин в Царскосельском Лицее». Свой проект я назвала «Лицейское братство». Именно в Лицее Пушкин нашел друзей, с которыми он был связан всю свою жизнь. Мне кажется, тема моего проекта достаточно актуальна, так как каждый человек мечтает найти себе друга на всю жизнь. Ведь с другом всегда можно поделиться какими-то проблемами или радостями, попросить о помощи.

Проблемный вопрос моей работы подсказал мне сам Пушкин. В стихотворении «19 октября» поэт восклицал: «Друзья мои! Прекрасен наш союз!..» Я попыталась выяснить, почему для Пушкина лицейский период его жизни стал самым светлым, самым запоминающимся. Исследуя литературу о Пушкине, знакомясь с его творчеством, я старалась понять, как менялось отношение Пушкина к дружбе, почему он так дорожил своими товарищами, называя круг лицейских друзей «лицейским братством».

Сначала я нашла информацию о Царскосельском Лицее, который открылся 19 октября 1811 года. 30 мальчиков стали лицеистами, и среди них двенадцатилетний Пушкин. В Лицее Александр стал поэтом. Свои первые стихи он читал лицеистам. Товарищ, друг, дружба, друзья – эти слова святы для Пушкина. Лицей стал для Александра и его товарищей школой гражданственности, потому что именно здесь впервые подростки, а затем юноши говорили о будущем России, о вольности, о свободе.

После этого я нашла информацию о лицейских друзьях А.С. Пушкина: Дельвиге, Кюхельбекере, Пущине. Антона Дельвига с Пушкиным всегда связывала нежнейшая дружба. Дельвиг навещал Александра Сергеевича в Михайловском. Пушкин писал после смерти товарища: «Никто не был мне ближе Дельвига. Из всех друзей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели». Пушкин и Пущин, два мальчика с похожими фамилиями. Иван и Александр подружились сразу. Свою дружбу они пронесли через всю жизнь. За участие в восстании декабристов Пущин был сослан в Сибирь. Именно ему посвящено самое знаменитое пушкинское послание. Вильгельм Кюхельбекер – восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный «Кюхля». Вместе с Пушкиным часто дольше других задерживался в библиотеке. Как и Пущин, он тоже стал декабристом. Драматичной была встреча Пушкина с закованным в кандалы Кюхельбекером, когда того везли в Сибирь. Пушкин не отрекся от друзей- декабристов, он пытался воодушевить их своими стихами, которые с риском для жизни передавал в Сибирь.

19 октября - святая дата для каждого лицеиста. И каждый год они собирались 19 октября, чтобы отметить день Лицея, но круг друзей становился все меньше. Каждая смерть воспринималась как личная утрата. В Михайловской ссылке Пушкин отмечал день Лицея в одиночестве. А последний лицеист ушел из жизни в 1883 году. Это был князь Горчаков.

Я нашла произведения А.С. Пушкина, которые посвящены дружбе: «Пирующие студенты», «19 октября 1825 года», «Мой первый друг, мой друг бесценный», «Товарищам», «Послание Дельвигу», «В альбом Пущину». Это именно те стихотворения, в которых Пушкин говорит о дружбе, выдержавшей проверку временем.

В своем проекте я использовала разные методы исследований: подбор и анализ стихотворений, поиск необходимого иллюстративного материала, исследование биографической литературы. Основной вид моей исследовательской деятельности можно назвать проблемно-реферативным.

В конце своего проекта я делаю вывод о том, что всей жизнью и творчеством Пушкин утверждал такое благородное чувство, как дружба. Это чувство неотделимо для Александра Сергеевича от любви к Отечеству. Его Отечеством стало Царское Село. От упоения дружбой поэт пришел к пониманию единства поколения перед лицом истории. Умирая, Пушкин вспоминал лицейских друзей…

Сделав этот проект, я поняла, что дружба – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Друзей, я думаю, не может быть много, а настоящие друзья - это те, кто готов помочь в трудную минуту и не отвернуться от тебя, когда тебе плохо. Но друг должен быть с тобой не только в трудную минуту, но и в счастливую тоже. Человек, у которого есть настоящий друг, – счастливый человек.

«Лицейское братство» - это эталон дружбы. И современные школьники, гимназисты, лицеисты должны стремиться к такой же искренней, жертвенной и долгой дружбе.

Работая над проектом, я узнала много нового о жизни Пушкина. Я мечтаю прочитать книги о творчестве Кюхельбекера, Пущина, Дельвига. Я уверена, что знания, полученные мною в процессе работы над проектом, пригодятся мне в будущем.

Тезисы проекта «Дуэль Пушкина», представленного в номинации «Лучший образовательный проект».

Работа выполнена ученицей 9 «А» класса МОУ «СОШ№8» Савченко Евгенией.

8 февраля 2007 года исполнилось 170 лет со дня роковой дуэли Пушкина в перелеске на Черной речке, под Санкт-Петербургом. Это одна из самых трагичных дат в русской истории. Трагичных дат, связанных с именами русских поэтов, будет еще немало. Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский, Гумилев, Рубцов…Все они погибли в расцвете своего таланта.

Поэтому в биографии Пушкина меня более всего интересовали причины трагической дуэли. Основополагающим вопросом в моей работе является следующий: « Погиб поэт! - невольник чести – пал, оклеветанный молвой?..»

Основной вид моей исследовательской деятельности – проблемно-реферативный. Я определила приемы, какими пользовалась на протяжении работы: 1) анализ документов; 2) сравнение и сопоставление фактов; 3) систематизация данных; 4) подборка музыкальных и художественных произведений, соответствующих теме проекта.

Передо мной стояли такие задачи: 1) исследовать литературу, посвященную последним дням Пушкина; 2) определить главные причины дуэли; 3) восстановить основные события последних дней поэта; 4) выяснить, как повлияла смерть Пушкина на русское общество.

«Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет» - эти слова стали поэтическим завещанием Пушкина. Действительно, «нерукотворным памятником» поэту стала его поэзия. Но как рано погиб Пушкин!

Смерть Пушкина нашла отражение в разных видах искусства: живописи, музыке, киноискусстве.

Что же послужило причиною гибели Пушкина? Для ответа на этот вопрос я обратилась к исследовательской литературе и пришла к выводу, что причинами гибели поэта стали: 1) чувство ревности по отношению к жене; 2) сплетни вокруг ухаживаний за женой поэта; 3) интриги со стороны светского общества.

Далее я восстанавливаю в хронологической последовательности события трех последних дней поэта: 27 января 1837 года, 28 января 1837 года, 29 января 1837 года.

Для того чтобы узнать, как повлияла смерть Пушкина на русское общество, я обратилась к воспоминаниям современников – Е Мещерской, дочери Н.М. Карамзина, и В. Жуковского, знаменитого поэта той эпохи.

Трагическая смерть Пушкина пробудила весь Петербург от апатии. Это событие вызвало возмущение, вылившееся во вспышку политического недовольства. Эти общественные настроения выразил Лермонтов в стихотворении « Смерть поэта».

Пушкин был похоронен в Святогорском монастыре 5 февраля 1837 года. И до сих пор в честь великого поэта дважды в год - в день его рождения и гибели - звонят колокола этого монастыря.

Исследуя газетный материал того времени, я поразилась тому, что лишь одна газета (« Литературные прибавления к «Русскому инвалиду») осмелилась поместить некролог в черной рамке: « Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!..»

Изучая биографию Пушкина, выясняя причины роковой дуэли, я поняла, насколько хрупок и раним духовный мир поэта.

Работая над проектом, я узнала много нового. Я предполагаю, что в выпускном классе темы, связанные с биографией и творчеством Пушкина, могут стать темами моих рефератов или даже темой экзаменационного сочинения.

Тезисы проекта «Наш Пушкин», представленного в номинации «Лучший образовательный проект».

Работу выполнили учащиеся 9-го «А» класса МОУ «СОШ №8» под руководством учителя русского языка и литературы Высотиной Екатерины Автономовны.
В курсе литературы 9-го класса Пушкинская тема является центральной, потому что в творчестве поэта сошлись все предшествующие эпохи литературы и определились дальнейшие дороги искусства. Судьба А.С.Пушкина волнует и сегодняшних старшеклассников, поэтому появляется большое количество вопросов, когда ученики знакомятся с его произведениями, с мыслями современников и потомков о судьбе поэта, но в учебном процессе возникает острая нехватка времени на углублённое изучение отдельных тем.

В данной работе я преследовала цель более глубокого личностного освоения материала девятиклассниками, творческого отношения к литературным произведениям, формирования исследовательских навыков.

Наш проект включает четыре исследовательские работы, представленные в виде слайдовых презентаций. Основополагающий вопрос всего проекта: «Есть в мире сердце, где живу я? (А.С.Пушкин)». В каждой работе свой проблемный вопрос: «Друзья мои! Прекрасен наш союз…»? «Какой перед нами предстаёт «даль свободного романа»? «Погиб поэт, невольник чести! Пал, оклеветанный молвой…»? «Кто даёт вам право спрашивать – нужен Пушкин или нет?..»

В соответствии с проблемными вопросами были поставлены следующие задачи: выяснить, почему для Пушкина дружба – это единство поколения перед лицом истории; определить главные особенности романа «Евгений Онегин»; выяснить, в чём причины трагической дуэли Пушкина; определить, в чём особенности светлого дара поэта на основе Пушкинианы XIX – XXI веков.

Основным видом учебно-исследовательской деятельности стал проблемно-реферативный вид, а основными методами исследований в наших работах были такие, как анализ произведений, сбор информации, сравнение и сопоставление, систематизация сведений из литературоведческих источников, подбор необходимых произведений изобразительного искусства, музыкальных фрагментов, художественного чтения стихотворений Пушкина и о Пушкине.

Создавая проект «Венок Пушкину», я и мои ученики выясняли, что же сделало Пушкина национальным поэтом России. В его произведениях получил завершение процесс создания русского литературного языка. Пушкин наметил в своём творчестве ходы, приёмы, стили, буквально вобравшие в себя будущие направления русской литературы. Победительная сила всего, созданного Пушкиным, в необычайной гармонии, соразмерности. Когда в новой русской поэзии всходит звезда первой величины, появляется подлинный поэт, оказывается, что Пушкин для него – высочайший авторитет, мэтр, эталон, кумир. Для каждого человека Пушкин – живой собеседник, потому что, по словам литературоведа В. Непомнящего, «Пушкин – это Россия, выраженная в слове».

Диалог с Пушкиным вели писатели и поэты XIX – XX веков. В проекте мы приводим высказывания Н Гоголя и Ф.Достоевского, И.Ильина и А.Мицкевича, цитируем Ф.Тютчева и В. Жуковского, А.Ахматову и Б.Слуцкого…

Но главное в том, что в венок Пушкину мы вплетаем свои сочинения, стихотворения.

В слайдовой презентации вы прочитаете отрывки из эссе «Что в имени тебе моём?», в которых нынешние девятиклассники признаются в любви к поэту, говорят о своих чувствах, делятся своими мыслями о произведениях Пушкина и о его значении для современного читателя.

Острый интерес к Пушкину в настоящее время – это не дань юбилейным датам, 200-летию со дня рождения и 170-летию со дня смерти. Интерес к жизни и творчеству поэта гораздо глубже и значимее. Поэзия Пушкина – это «глоток чистого воздуха в эпоху экологического кризиса не только природы, но и души. Пушкин притягивает светлой способностью к преодолению трагедии, надеждой на гармонию человека и мира, которая почти разрушена веком XX» (В.Маранцман).

Пушкин…Пушкинская поэзия…Пушкинское время…Неисчерпаемые темы. Россия уже 170 лет, по словам литературоведа С.Л.Абрамович, «оглядывается на Пушкина, ибо он дал ей тот эталон художественности и нравственности, с которым соизмеряются все достижения русской культуры».

Пушкинская тема проецируется на все последующие темы, связанные с изучением литературы второй половины XIX века и всего XX века. А.Фет и Пушкин, Ф.Достоевский и Пушкин, А.Блок и Пушкин, А.Ахматова и Пушкин, Н.Рубцов и Пушкин…Самостоятельные исследования учащихся в 10-11 классах могут быть интересными, актуальными, значимыми и для выпускников. Например, одиннадцатиклассникам могут быть предложены такие темы: «Верно ли, что «гений и злодейство две вещи несовместные?», «Царскосельская статуя» А.Пушкина и «Царскосельская статуя» А.Ахматовой», «Ей рано нравились романы…»(Круг чтения пушкинских героев и современных старшеклассников)» и др.

Я надеюсь, что работа над проектами способствовала интеллектуальному и нравственному развитию учащихся, стимулировала познавательный интерес и активность учебного процесса.

Я назвала свой проект «Я к вам пишу…». Так начинается письмо Татьяны из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Проблемный вопрос проекта: какова же она, «даль свободного романа»? «Свободным романом» назвал свое творение сам поэт.

Моя цель - исследовать текст произведения и выяснить его художественные особенности.

Основным видом учебно-исследовательской деятельности стал проблемно- реферативный.

Методы исследования, которые я применяла в своей проектной деятельности: сравнение и сопоставление, подбор произведений изобразительного искусства в соответствии с темой, анализ текста произведения, изучение литературоведческих статей, систематизация отобранного материала.

В начале проекта я говорю о творческой истории романа. Пушкин писал свое произведение 7 лет. Начал он его в период Южной ссылки, 9 мая 1823 года, и закончил его Болдинской осенью, 25 сентября 1830 года. План романа менялся. В 1831 году поэт переделал последнюю восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне. Таким образом, «Евгений Онегин», состоящий из восьми глав, представляет собой законченное произведение.

Исследуя литературоведческие статьи, я пришла к выводу, что художественными особенностями произведения являются реализм, «онегинская строфа», разные стилистические средства языка, лирические отступления, необычный жанр произведения. Пушкин писал Вяземскому: «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». В проекте я говорю об особенностях «онегинской строфы», о языке произведения, который отличается живостью, простотой, выразительностью.

Метод реализма предполагает отсутствие четкого плана развития действия: развитие образов героев обусловлено психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. В романе две сюжетные линии: а) Онегин-Татьяна; б) Онегин - Ленский. Основной кульминационный момент всего романа - дуэль Онегина и Ленского.

Особое внимание в проекте я уделяю структуре «Евгения Онегина». Познакомившись с работами литературоведов, я пришла к выводу, что в основе романа лежит принцип повествовательной симметрии. Сюжет 1-7 глав и сюжет 8 главы симметрично отражены.

Исследуя текст произведения, я поняла, что некоторые эпизоды романа параллельны. Например: написание письма - ожидание ответа - объяснение.

С. Бонди писал: «Письмо Татьяны к Онегину – одно из самых тонких, нежных, трогательно-поэтических лирических стихотворений Пушкина». Почему?

Татьяна понимает и «стыд», и «презренье». Ведь в XIX веке это позор - писать незнакомому молодому человеку, признаваясь в любви. Но она уверена, что после прочтения письма Евгений не отвергнет её. Пушкин придаёт своей "молодой героине" черты романтического образа. В процессе работы я неоднократно обращалась к статьям критика В.Г.Белинского, посвященным роману «Евгений Онегин». Вот что он писал: «В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом, - все: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота, и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которую замаскирована рабская боязнь общественного мнения…»

Письмо Онегина кипит страстью, оно свежо и импульсивно. Онегин духовно истратил себя. Мятежный ум пресытился свободой, перегорел, переиграл. Этот гордый человек, благодаря второй встрече с Татьяной, кается во всём. Татьяна действительно не объект очередной любовной интрижки Онегина.

Проанализировав письма героев, я сделала следующие выводы: 1) Их пишут влюблённые люди. 2) Судьба двигает навстречу рождённых друг для друга и разобщённых той же судьбою людей. 3) Оба принимают в расчёт возможный исход - презрение. 4) На зеркальность писем переносится зеркальность чувств. 5) Оба послания одинаково пылки, о чём свидетельствует обилие соответствующих  знаков препинания.

В проекте я схематически показываю, как менялась интонация в письмах Онегина и Татьяны, которые оказались духовно близкими людьми. Между письмом Татьяны и письмом Онегина прошло 6 лет. Письма - стержень фабулы романа. Существование писем вне романа возможно, романа без писем - никогда. Они написаны не «онегинской строфой», что подчеркивает их самостоятельную роль и соотносимость друг с другом.

Для меня весь процесс работы над проектом был очень интересен. А чтение и изучение романа, по моему мнению, дает неоценимые знания о пушкинской эпохе. Я согласна с Белинским, который считал, что «Онегин» есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху.…В своей поэме он [Пушкин] умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Я думаю, что проектная, исследовательская деятельность необходима старшеклассникам. И в 10- 11 классах я сделаю еще не один проект.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тезисы проекта «Лицейское братство» icon Сценарий проекта Полное название проекта «Солнце Русской поэзии»
Участники проекта – воспитанники, воспитатель, музыкальный родители
Тезисы проекта «Лицейское братство» icon Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского
Тезисы проекта «Лицейское братство» icon Темы вашего учебного проекта
Краткий обзор вашего учебного проекта включает тему проекта в рамках вашего предмета, описание основных учебных практик и краткое...
Тезисы проекта «Лицейское братство» icon Проекта
Название проекта должно отражать суть нир, которую заявители считают необходимым выполнить и обозначать действие (разработка, исследование,...
Тезисы проекта «Лицейское братство» icon План мероприятий в рамках проекта «Этот загадочный Шерлок Холмс»
Составление учителями визитки проекта, методических и дидактических материалов к проекту и размещение их на школьном сайте
Тезисы проекта «Лицейское братство» icon Отдела образования Администрации Макушинского района о реализации...
Од, о реализации проекта «Интеллектуал Зауралья» в образовательных учреждениях района. Был заслушан отчёт директора Макушинской сош...
Тезисы проекта «Лицейское братство» icon 1. Цель курсового проекта
Целью курсового проекта является разработка программного обеспечения для тестирования статистических свойств последовательностей...
Тезисы проекта «Лицейское братство» icon Методическое пособие «Школьный урок»
Автор проекта: Васильев Ю. А. – директор сш №2, международный тренер проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо»,...
Тезисы проекта «Лицейское братство» icon Хирургическая тактика при переломах верхней челюсти. Институт хирургии...
Хирургическая тактика при переломах верхней челюсти. ( Институт хирургии им. А. Л. Микаеляна. Тезисы докладов совместной научно-практической...
Тезисы проекта «Лицейское братство» icon Общие рекомендации по выполнению курсового проекта Порядок выполнения курсового проекта
Студенты выполняют курсовой проект по утвержденной теме в соответствии с заданием и планом-графиком. Образец плана-графика приведен...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции