Скачать 56.72 Kb.
|
Тема урока: А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». (2 ч.) Цели: 1.Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести. 2.Формировать умение анализа художественного текста. 3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека. Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага. Методические приемы: сообщение учащегося; рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей. Ход урока
Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение учащегося о роли Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина.) На сегодняшнем уроке мы с вами работаем над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».
«Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. (Словарная работа – что такое пародия?) Значит, мы будем читать не совсем серьезное произведение Пушкина. Тем не менее в нем Пушкин рассуждает об очень серьезных проблемах, но с юмором. Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.) - Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.) - Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.) ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.
Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):
Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы. Однако, несмотря на отличия, у них много общего:
Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться. Младшее поколение
Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе. - Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?
Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают. Берестов - старший – медведь (Муромский называл его «… медведем и провинциалом»). Муромский – франт – англичанин (английская манера речи, монокль на глазу). Алексей – маска страдающего влюбленного (напоминает маску Пьеро) и «доброго барина». Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины. Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.
- Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы? (Случайно, Алексей хотел объясниться с Лизой, рассказать о своей любви к Акулине и застал Лизу в своем истинном обличии.) - А какова вообще роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повесть. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция: На доске: Экспозиция – завязка – кульминация – развязка – и - эпилог (не обязателен). Э.: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения. З.: Настя, служанка Лизы знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем. К.: Случайная встреча с Лизой – Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым – старшим. Р.: Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…» Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома.
|
Урок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» Цели: познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина»; показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина»;... |
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Дубровский» |
||
Список литературы на лето для 7 класса А пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель». «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка») |
Список литературы на лето. 4 класс А. С. Пушкин. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. (Барышня-крестьянка. Станционный смотритель. Метель.) |
||
Литература для летнего чтения Пушкин А. С. Стихотворения: «И. И. Пущину», «Узник», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; роман «Дубровский», «Повести покойного Ивана... |
Список литературы для летнего чтения (будущие 6-классники) ... |
||
Список летнего чтения для А. С. Пушкин. Стихи: «Узник», «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Зимняя дорога». Повести: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»,... |
Урока Тема урока Опорные понятия А. С. Пушкин(5ч.+2ч р р.). Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики |
||
Конспект урока. Тема. А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»: история создания; пролог Программа литературного образования под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1) |
Сценарий урока английского языка Тема урока: «Д. Байрон и А. С. Пушкин два гения» А. С. Пушкина показать, как важно знание иностранного языка в понимании шедевров мировой литературы |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |