Текст к урокам




Скачать 0.54 Mb.
Название Текст к урокам
страница 1/3
Дата публикации 08.10.2014
Размер 0.54 Mb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Лекции > Урок
  1   2   3
Уроки 83 - 96
Уроки 83-86. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане...»
Акцентное вычитывание авторской стихотворной сказки


ТЕКСТ К УРОКАМ

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»



Урок начинается с рассматривания книг со сказкой А.С.Пушкина. Цель рассматривания - сравнение иллюстраций, сделанных разными художниками. Акцент следует сделать на различии иллюстраций. В итоге дети должны понять, что каждый художник по-своему представляет героев сказки. То же происходит и с каждым читателем. Ведь художник – тот же читатель. Но читатель, воплотивший в иллюстрацию созданную в воображении сказочную картину.

У. На ближайших уроках вы будете готовиться к выразительному чтению «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Александра Сергеевича Пушкина. Эта сказка - переработка народной сказки, которую Пушкин слышал от своей няни Арины Родионовны. Конечно, это не единственная сказка Пушкина, которую вы знаете?

Д. Мы еще знаем «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о золотом петушке», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и о работнике его Балде».

У. Вот сколько интересных сказок сочинил Александр Сергеевич! И вы уже знаете, что выразительное чтение - дело трудное, требует большой подготовки. Что же надо понять, вычитать в произведении для этого?

Д. Картину жизни, отношение рассказчика. Если это стихи, то еще нужно помнить, что в них есть ритм, рифмы.

У. Чтобы знать, где делать паузы в конце стихотворных строк, немножко выделять рифмы (если стихи не белые, а рифмованные). Многое еще нужно понять чтецу: не только картину жизни, ее построение и задачу жанра, но и все другие уровни: предложение, слово, звук, ритм, рифму. Кое в чем, надеюсь, вы уже сами сумеете разобраться. Да и сказка большая - все равно вам всё-всё-всё вычитать не удастся - никакого времени не хватит. Поэтому выделим самое главное, основное, что поможет вам выразительно читать (и по тексту, и наизусть). С чего же начнем?

Д. С жанра, задачи жанра.

У. Жанр определил сам Пушкин в названии, которое и начинается словом «сказка». Вы знаете, что «сказки» бывают разные. И о животных, и об обычной жизни - как сказка «Каша из топора». Бывают и волшебные сказки, в которых всякие чудеса-волшебства случаются. И хотя все это называется словом «сказка», в каждой ли из них нас ждут чудеса и волшебство?

Д. Не обязательно. В сказке «Каша из топора» чудес нет. И в сказках о животных нет волшебства, хотя так в жизни не бывает.

У. Произведения, называемые «сказками», во многом отличаются друг от друга. А «Сказка о царе Салтане» - какая? В ней есть чудеса?

Д. Очень много: и царевна Лебедь, и богатыри, и белочка...

У. И о том, какая именно сказка, что она имеет дело с волшебством, мы узнаем уже из ее названия. Прочитайте полное название.

Д.(читают). «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

У. Можно ли на основании названия сказать, что сказка волшебная?

Д. Конечно. Князь Гвидон - богатырь, это только в сказках и в былинах бывает, а царевна Лебедь - сказочная царевна.

У. Итак, из названия уже ясно, что перед нами волшебная сказка, в которой действуют сказочные герои. Название сказки только указывает на героев? Или автор еще что-то о них нам сообщает?

Д. Князь Гвидон - славный и могучий, а царевна Лебедь - прекрасная.

У. То есть в названии уже есть и оценки рассказчика. Оба героя - царевна и Гвидон - ему нравятся, он дает им прямые оценки. Значит, в названии есть намек на задачу жанра этой волшебной сказки. Какая же она?

Д. Раскрыть характеры героев, оценить их.

У. Мало этого. Благодаря тому, что название такое длинное, его, наверное, надо и читать как-то по-особому - так, чтобы оно звучало волшебно-сказочно, ведь герои там необыкновенные. Попробуйте прочитать название сказки таким образом.

Дети выразительно читают название сказки. Корректируя их чтение, учитель обращает внимание на то, что манера исполнения должна быть похожа на манеру сказителей народной волшебной сказки. Волшебные сказки сказители читали распевно, а былину-то вообще пели под аккомпанемент гуслей! Ритм названия особый - не стихотворный, прозаический.

У. Видите, как много можно узнать из одного названия! А теперь начнем читать саму сказку. Ее надо читать в том же ритме, что и название? Или как-то по-другому?

Д. Это стихи, значит, по-другому. Надо стихотворный ритм выяснить. И рифмы тут есть. Надо выяснить, как строки рифмуются.

У. Выясним все это на первых 14 строках.
Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».


/




/










/

а

а

/




/










/







/




/




/




б

б







/




/




/










/




/




/

в

в







/







/

/







/




/




/




б

б







/




/




/










/




/




/

г

г







/

/







/







/




/




/




б

б

/




/










/




/




/










/

д

д







/










/


В этих строках четкий стихотворный ритм - по три ударных слога в строке, соблюден закон «конца строки». Можно даже выделить дополнительную ритмическую единицу – повторяющуюся группу из двух слогов. Если скандировать, то эта единица проявится везде отчетливо.

Ритм меняется в словах третьей сестрицы. Это помогает подчеркнуть важность, отличие мыслей третьей сестрицы – она бы «родила богатыря». Рифмы везде парные.

Все это следует учесть при чтении - делать паузы в конце строк, немного выделять голосом рифмующиеся слова.

Можно «проверить» стихотворную форму в нескольких следующих отрывках (уже без схемы, просто «прохлопать» ударные слоги, устно выделить рифмы). Вывод - общий ритм сохраняется, способ рифмовки – тот же.

У. Но в тексте Пушкина есть еще какие-то знаки для читателя - большие «пробелы» между отдельными частями текста. Встречались ли вы с подобной записью стихотворных текстов?

Д. Да. И «Зимний вечер», и «Зимнее утро» разделены на части.

У. Там эти части мы называли строфами - в каждой из них было одинаковое количество стихотворных строк. А здесь?

Д. Здесь все части неравные: то много строк, то мало.

У. Но Пушкин их все-таки выделил, и не только пробелом, но и, как в прозе, каждая часть начинается с красной строки. Когда стихи написаны строфами, тогда красной строки обычно не бывает. То есть Пушкин нам, читателям, целых два указателя поставил. Зачем? Посмотрите внимательно на первые три части. Почему они отделены автором друг от друга?

Д. Здесь отделены три картины: одна - разговор сестриц; другая - появляется царь и предлагает третьей сестрице стать его женой; третья - "все пустились во дворец" и что там произошло.

У. Видите, как заботится Пушкин о своих читателях! Он отделяет картины, чтобы читатель знал - там, где пробел, надо дух перевести, паузу большую сделать, потому что одна картина закончилась, начинается другая.
Примечание. Приводимая ниже работа со «сценарием» может служить примером того, как составлять план пересказа, не теряя художественных задач.
У. Если бы вы собрались снимать по этой сказке кино или мультфильм (а вы, наверное, такой мультфильм видели), то вам было бы легко, так как сам автор «разбил» большую картину на маленькие. Картина первая - в светлице сидят три сестры и разговаривают. Правда, придется еще кое-что в эту картину добавить из следующей. Что именно, кто догадается?

Д. ...

У. А как вы в кино покажете: «Во все время разговора / Он стоял позадь забора»? Там же не будет РП, никто этого не скажет, это надо увидеть.

Д. Надо в первой картине сделать так, чтобы в окно был виден царь, который подслушивает.

У. Молодцы. Теперь вторая картина - входит царь и обращается к сестрицам. А вот как расписать в сценарии третью картину?

Д. Внутри нее много маленьких картинок: 1) «Все пустились во дворец»; 2) «В тот же вечер обвенчался»; 3) «А потом честные гости / На кровать слоновой кости / Положили молодых / И оставили одних»; 4) «В кухне злится повариха»; 5) «Плачет у станка ткачиха»; 6) становится известно, что у царицы будет ребенок.

У. Целых шесть картин из одной! Как видите, перевод сказки, написанной для чтения, в сценарий для кино (или в пьесу, как, например, «Двенадцать месяцев» Маршака) требует совсем другой работы. Но и при чтении надо все эти картинки хорошо себе представить, потому что уже тут «завязываются» будущие события: сестры «завидуют... государевой жене». А из зависти ничего хорошего получиться не может. И мы это уже знаем: злые сестры обманут царя и отправят царицу с сыном на верную гибель. И все это актеру-чтецу надо постараться выразить.

А теперь разберем картину, которая начинается со слов: «В синем небе звезды блещут, / В синем море волны хлещут». О чем нам сообщает эта картина? (Читает.)

Д. Как мать с младенцем спаслись из бочки.

У. Красивая это картина?

Д. Да.

У. А в чем ее красота?

Д. «Звезды блещут», «волны плещут». Красиво.

У. Как же так? Происходят страшные события: мать с ребенком в бочке плывут по морю, вот-вот погибнут, а мы говорим - красиво. Если б в жизни такое случилось, могли бы мы сказать, что это красиво?

Д. Нет, конечно.

У. Тогда в чем же красота?

Д. Природа красивая, стихи красивые.

У. А что же делает стихи красивыми?

Д. Ритм.

У. Конечно, и ритмический рисунок стиха, и рифмы «работают» на красоту текста. Но разве только эти уровни создают красоту? Вот, например, начало картины:
В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.
Д. Предложения построены одинаково, повтор слов «в синем небе», «в синем море».

У. Вокруг красивый мир, и это подчеркивает рассказчик. Но «Туча по небу идет», и одинокая бочка плывет в море. Закройте глазки и представьте себе эту картину. Она красивая, но и мрачная одновременно. РП и любуется картиной природы, и сочувствует своим героям. Красота природы помогает ему подчеркнуть ужас положения царицы с сыном. Поэт явно рассчитывал на то, что и у читателей эта картина вызовет те же чувства.

Помните, в прошлом году вы обсуждали вопрос: «Может ли нравиться печальное?» И выяснили, что в жизни, конечно же, человек не будет любоваться горем, печалью другого. А в искусстве немножко иначе. Автор заставляет читателя переживать вместе с героем, печалиться вместе с ним, чтобы мы, читатели, учились ненавидеть зло и любить добро. Но при этом писатель это делает так, что вместе с печалью мы еще ощущаем и красоту жизни, красоту природы, красоту стиха, и эта красота "лечит" нашу печаль, зовет от зла к добру, от тьмы к свету.

А что еще «работает» на красоту в словах царевича? (читает, слегка акцентируя звуковой рисунок):
«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли -

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»
Итог обсуждения. Выразительность картины жизни помогает передать звуковой рисунок. Повтор шипящих звуков как бы подражает шуму волн. А повтор согласных звуков [ Л ] и [ Л' ] в сочетании с протяженностью гласных звуков помогает читателям лучше представить всю картину (разные ассоциации: для кого «вольность» волн, для кого – «мягкость» и пр.). Царевич как бы разговаривает с волной на ее языке. Он ее просит, заклинает, верит в силу слова. И волна послушалась. Так состоялся разговор героя со стихией - первый волшебный эпизод.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Текст к урокам icon Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года): текст Сова
Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца
Текст к урокам icon Название статьи Первый автор1, Второй
Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи.
Текст к урокам icon Будагов Р. А. Введение в науку о языке [Текст] / Р. А.
Алексеев П. М. Частотные словари [Текст] / П. М. Алексеев. Спб, Издательство С. Петербургского ун-та, 2001. 156 с
Текст к урокам icon Книга называлась «Рекламодателю о рекламе»
...
Текст к урокам icon Симатова Лаззат Куанышовна
Задача: Расширение кругозора знаний у детей. Привит интерес к урокам русского языка и литературы
Текст к урокам icon Материалы к урокам для подготовки учащихся к гиа по литературе
Запишите в правильной логической последовательности сведения из биографии А. С. Пушкина, приведённые вразбивку
Текст к урокам icon Текст 2 Прочитай текст. Картофель
Многие видели, как растёт картофель, какие у него стебли, цветки и клубни. Кто-то из вас помогал ухаживать за растением, осенью собирал...
Текст к урокам icon Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном...
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом
Текст к урокам icon Рабочая учебная программа по предмету; материалы к урокам; поурочные планы
Учебно-методический комплект составляется по всем курсам, в т ч по курсам дисциплин по выбору обучающихся
Текст к урокам icon Тематическое планирование по русскому языку 3 класс
Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции