Конспект урока по литературе в 9 классе история одной любви




Скачать 113.94 Kb.
НазваниеКонспект урока по литературе в 9 классе история одной любви
Дата публикации08.10.2014
Размер113.94 Kb.
ТипКонспект
literature-edu.ru > Лекции > Конспект

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛЮБВИ

Анализ стихотворений А.С.Пушкина, посвящённых Е.К.Воронцовой: «Ненастный день потух…», «Сожжённое письмо», «Желание славы», «Храни меня, мой талисман…», «Всё в жертву памяти твоей…», «Прощание».

ЦЕЛИ УРОКА:

1)учимся постигать глубину и красоту человеческих чувств;

2)размышлять и писать о сложных переживаниях человека;

3)анализировать лирическое стихотворение в контексте цикла;

4)дать понятие «цикла», показать единство стихотворений цикла и своеобразие каждого стихотворения;

5)теоретические понятия: элегия, лирический цикл, образ адресата, образ лирического героя.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1)эпиграф;

2)портреты А.С.Пушкина и А.К.Воронцовой;

3)декорации к монтажу: рисунки ( «скалистый берег моря в солнечный день»), «вечерний день, видимая из окна луна», свеча, чернильница, гусиное перо, шкатулка, перстень, кулон;

4)цикл стихотворений у каждого ученика.

ХОД УРОКА:

Мне дорого любви моей мученье –

Пускай умру, но пусть умру любя!

А.С.Пушкин.

1.Запись темы и эпиграфа в тетрадь.

Слово учителя.

- Любовное чувство знает и тяжесть утрат, и горечь поражений. И всё-таки «любовь – волшебная страна: ведь только в ней бывает счастье». Недаром эпиграфом нашего урока будут строки А.С.Пушкина.

Какие ассоциации возникают у вас при имени Пушкина? (Повторение биографии Пушкина)

Напишите на листе (1 – 2мин.). Ответы не должны повторяться.

(Примерные ответы: поэт, лицей, сказки, арап Петра Великого, няня, Наталья Гончарова, Дантес, дуэль, «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…» и др.)

- Хорошо, что вы вспомнили стихи, посвящённые А.Керн. Тема любви в поэзии Пушкина богата и разнообразна. Сам поэт писал:

Замечу кстати: все поэты –

Любви мечтательной друзья…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Блажен, кто с нею сочетал

Горячку рифм: он тем удвоил

Поэзии священный бред…

Пушкин же не мог, по его словам, любить и писать: «Но я, любя, был глуп и нем…».

Для воплощения своих переживаний Пушкину почти всегда нужна была некоторая временная дистанция, дающая возможность их осмыслить: «для вдохновения нужно сердечное спокойствие».

О таком моменте в жизни Пушкина мы поговорим.

К вашим ассоциациям я добавлю два географических места, связанных с именем поэта. Это Одесса и Михайловское, родовое поместье Пушкиных.

Одесситы считают свой город самым пушкинским. На одном из самых красивых мест Одессы, Приморском бульваре, поставлен памятник Пушкину на средства, собранные жителями Одессы. На нём так и написано: «А.С.Пушкину – граждане Одессы» (показать фотографии ).

В 1820 году А.С. Пушкин был выслан из Петербурга. Это была его первая ссылка, «южная ссылка».

«Пушкина надобно сослать в Сибирь, - говорил царь Александр I. – Он наводнил Россию возмутительными стихами. Вся молодёжь их наизусть читает».

Друзья Пушкина, Жуковский и Карамзин, позаботились о поэте. Он был выслан в Молдавию. Она продолжалась без малого 4 года. В мае 1823 года Пушкин из Кишинёва был переведён в Одессу под начальство генерал-губернатора графа Воронцова. Отношения между ними не сложились. Они усугубились ещё и тем, что Пушкин влюбился в его жену, Екатерину Ксаверьевну Воронцову. Это было сильное и глубокое увлеченье. Пушкин влюбился страстно, отчаянно, но любовь его была обречена. Граф Воронцов ненавидел Пушкина (прочитать эпиграмму «Полумилорд…») и добился разрешения царя отправить поэта в «северную ссылку», в имение родителей под их надзор, в село Михайловское, куда Пушкин и прибыл в июле 1824 года.

Особенно трагически пережил Пушкин расставанье с Е.К.Воронцовой : воспоминания, стремления, сожаления, связанные с этой любовью, отзываются в лирике долго (1824 -1830гг.)

2.

- Послушайте эти стихи (монтаж, приготовленный учениками, см.Приложение 1).

3.

- Скажите о ваших впечатлениях. А смогли бы вы передать то, что увидели и услышали?

Выступления учеников. Примерный рассказ:

- Лирический герой очень тоскует о любимой, он надеется, что и Она печалится о нём. Но Она присылает письмо, в котором, наверное, сообщает о том, что всё кончено, просит сжечь это письмо. Герой в отчаянии. Сжигая письмо, он не может погасить пожар любви в своей душе. Его мучают воспоминания о счастливых днях, в памяти и последний день, день расставания, когда Она на память подарила ему кольцо или кулон. Этот подарок стал для него талисманом. Лирический герой понимает, что ничего вернуть невозможно. Тогда Он решает прославиться, чтобы Она всегда слышала о Нём. Возможно, работа да и время успокаивают героя. Уже без прежнего отчаяния, без прежней муки, но ещё с большим сожалением об ушедшей любви Он смотрит на памятные подарки от Неё. И в конце концов сердце лирического героя успокаивается и готово к новой жизни. Перед этой новой жизнью Он опять вспоминает ту, которую любил. Наверное, чувствуя, что больше память к Её образу не вернётся никогда.

4.

- Почему мы смогли показать маленький спектакль и составить связный текст?

- Стихи объединены общей темой, действующими лицами.

- Правильно. Запишем в тетрадь.

Цикл – это ряд художественных произведений одного жанра, объединённых общей темой, действующими лицами, то есть связанных композиционно.

Композиция – строение художественного произведения. Важнейшим элементом композиции является сюжет. Сюжет строится по следующим элементам: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

5.

– Каждый текст имеет ключевые слова, которые определяются на основе высокой частотности. А.А.Блок писал: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды…»

Попробуем найти эти слова-звёзды в нашем цикле. (Работа по рядам)

1 ряд – «Ненастный день потух…», «Сожжённое письмо»

душа, сердце, моленье, грудь

2ряд – «Желанье славы», «Храни меня, мой талисман…»

память, мечта, страданье, душа

3ряд - «Всё в жертву памяти твоей», «Прощанье»

сердце, память, мечта, чувство, душа

- Почему чаще всего повторяется слово «душа»?

- Так как предметом лирического произведения является состояние души лирического героя.

- Попробуйте назвать цикл так, чтобы в названии заключалась тема.

Примерные ответы: История одной любви. Моя душа полна тобой. Лирический дневник.

6.

- Дома вы попробовали выразить настроение каждого стихотворения с помощью цвета. Что у вас получилось? (Приложение2 Цветовая методика психолога Лешера).

Объясните выбор цвета.

1.«Ненастный день потух…» - серый: грусть, неудовлетворённость, печаль, одиночество;

2. «Сожжённое письмо» - чёрный : уныние, отчаяние, трагедия, смерть;

3. «Желание славы» - красный: потребность действия, желание победы;

4. «Храни меня, мой талисман» - коричневый: сильная потребность в физическом покое;

5. «Всё в жертву памяти твоей» - фиолетовый: стремление к взаимопониманию,уход в грёзы;

6. «Прощание» - зелёный: стремление к постоянству, самоутверждение.

- Цветовой ковёр даёт возможность увидеть изменение переживания лирического героя. Чувство героя в развитии. С этим и связана композиция всего цикла.

7.

- Давайте определим с помощью каких выразительных средств языка ( эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений и др. тропов и стилистических фигур) создаётся состояние души лирического героя в каждом стихотворении.

Эпитеты: мрачная тоска(1), бедная отрада, горестная грудь, унылая судьба(2), сладостный обман(4), ожесточённое страданье(5), милый образ, сердечная сила, нега робкая, дальняя подруга(6);

метафоры: свинцовая одежда, небесная любовь (1), жужжанье упрёков и похвал(3), сердечные раны(4), блеск славы, мрак изгнанья, красота мыслей(5);

сравнения: как путник, молнией постигнутый в пустыне(3);

поэтическая лексика: небесная любовь, письмо любви, моленье, о провиденье, нега, томительные взоры, муки, минута разлученья – эти слова характерны для элегии.

Элегия – лирический жанр ; стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, грусти, скорби (записать в тетрадь)

Итак, мы видим душевное движение лирического героя: от печали к успокоению, к тёплому чувству признательности пережитому.

8.

- В каком стихотворении настроение лирического героя достигает наибольшего драматизма, кульминации?

- «Сожжённое письмо». Анализируем это стихотворение по предложенному плану (Приложение3)

Самое трагическое стихотворение .Это создаётся мрачными эпитетами: «ненастный день», «мрачная тоска», «унылая судьба», «горестная грудь»; образом огня, пожирающего не только письмо, но и любовь, а также употреблением глаголов, обозначающих утрату: прощай, гори, теряется, утратя.

Синтаксис стихотворения : простые предложения, часто незаконченные, с переносом строки – создаёт отрывистость интонации, передающей нервность, отчаяние.

Сгорание письма сопровождается рыданием лирического героя, которое создаётся аллитерацией, повтором звука «р».

Последние три строки совсем другой интонации. Эпитеты «милый пепел», «унылый», «бедная» передают неутешность, наверное, горе ещё не осознано до конца, поэтому последнее предложение заканчивается многоточием.

9.

Дома сделать анализ других стихотворений цикла. Цель анализа – попытка увидеть нечто большее, углубить понимание содержания текста, увидеть, что каждое стихотворение своеобразно.

10.

- Почему, анализируя стихи, мы ни разу не сказали, что герой Пушкин?

- Лирический герой – это обобщённый образ влюбленного, страдающего… (записать в тетрадь).

- Конечно, цикл имеет биографический фон. В стихотворениях раскрылась личность Пушкина, его понимание любви, его идеал духовной близости двух любящих людей, но раскрылась в осложнённом и обобщённом образе Поэта.

- А как вы представляете образ адресата, ключевой образ?

- Это женщина, возлюбленная, это память, воспоминание, это духовная связь…

От любви к женщине, говорят, родилось всё самое прекрасное на земле. И в этом убеждаешься ещё и ещё раз, когда читаешь стихи о любви.

Так пусть же будут благословенны женщины, благодаря которым мы узнаём удивительные творения поэтов.

Итог цикла – благодарная память.

11.

Домашнее задание:

1)наизусть одно из стихотворений цикла;

2)письменный анализ любого стихотворения цикла или этюд «Любовь – огромная страна».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛЮБВИ. Стихи, посвящённые Е.К.Воронцовой.

* * *

Ненастный день потух; ненастной ночи мгла

По небу стелется одеждою свинцовой;

Как привидение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла…

Всё мрачную тоску на душу мне наводит.

Далеко, там, луна в сиянии восходит;

Там воздух напоен вечерней теплотой;

Там море движется роскошной пеленой

Под голубыми небесами…

Вот время: по горе теперь идёт она

К брегам, потопленным шумящими волнами;

Там, под заветными скалами,

Теперь она сидит печальна и одна…

Одна… никто пред ней не плачет, не тоскует;

Никто её колен в забвенье не целует;

Одна… ничьим устам она не предаёт

Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Никто её любви небесной не достоин.

Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен;

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но если . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

СОЖЖЁННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…

Как долго медлил я , как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои..!

Но полно, час настал: гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет…

Минуту..! вспыхнули… пылают… лёгкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит… О провиденье!

Свершилось! Тёмные свернулися листы;

На лёгком пепле их заветные черты

Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди.

ЖЕЛАНИЕ СЛАВЫ

Когда, любовию и негой упоенный,

Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,

Я на тебя глядел и думал: ты моя, -

Ты знаешь, милая, желал ли славы я;

Ты знаешь: удалён от ветреного света,

Скучая суетным прозванием поэта,

Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал

Жужжанью дальному упрёков и похвал.

Могли ль меня молвы тревожить приговоры,

Когда, склонив ко мне томительные взоры

И руку на главу мне тихо наложив,

Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?

Другую, как меня, скажи, любить не будешь?

Ты никогда меня, мой друг, не позабудешь?

А я стеснённое молчание хранил,

Я наслаждением весь полон был, я мнил,

Что нет грядущего, что грозный день разлуки

Не придет никогда… И что же? Слёзы, муки,

Измены, клевета, всё на главу мою

Обрушилося вдруг… Что я? Где я ? Стою

Как путник, молнией постигнутый в пустыне,

И всё передо мной затмилося! И ныне

Я новым для меня желанием томим:

Желаю славы я, чтоб именем моим

Твой слух был поражён всечасно, чтоб ты мною

Окружена была, чтоб громкою молвою

Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне,

Чтоб, гласу верному внимая в тишине,

Ты помнила мои последние моленья

В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.

* * *

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Во круг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи –

Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,

Души волшебное светило…

Оно сокрылось, изменило…

Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран

Не растворит воспоминанье.

Прощай, надежда; спи, желанье;

Храни меня, мой талисман.

* * *

Всё в жертву памяти твоей:

И голос лиры вдохновенной,

И слёзы девы воспалённой,

И трепет ревности моей,

И славы блеск, и мрак изгнанья,

И светлых мыслей красота,

И мщенье, бурная мечта

Ожесточённого страданья.

ПРОЩАНЬЕ

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Бегут меняясь наши лета,

Меняя всё, меняя нас,

Уж ты для своего поэта

Могильным сумраком одета,

И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальняя подруга,

Прощанье сердца моего,

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его.

П Р И Л О Ж Е Н И Е № 2

Цветовая методика психолога Лешера:

ЦВЕТ

ХАРАКТЕРИСТИКА


серый

Желание быть никем и ничем не связанным, отгородиться от внешних влияний, неудовлетворённость


чёрный

Критический взгляд на окружающее, отрицание всяких компромиссов

красный

Активность в интенсивном познании жизни, потребность в полнокровной деятельности, стремление к победе,

жёлтый

Экспансивность, расслабление, отсутствие целенаправленности

фиолетовый

Стремление к взаимопониманию, уход в грёзы, тревога, сентиментальность

коричневый

Сильная потребность в физическом покое

зелёный

Сила воли стойкость, стремление к постоянству, самоутверждение



П Р И Л О Ж Е Н И Е № 3

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1.Общее впечатление: настроение стихотворения, интонация ?

2.Приблизительная оценка содержания: о чём этот текст?

3.Отдельные элементы текста:

фонетические – аллитерация, ассонанс;

лексические – семантика слов; стилистически окрашенная лексика;

морфологические – какие части речи преобладают;

синтаксические – какие предложения преобладают;

4.Поэтика: тропы, стилистические фигуры.

5.Что нового дал анализ?

6.Учитывать взаимосвязанность частей (изоморфизм)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по литературе в 9 классе история одной любви iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Конспект урока по литературе в 9 классе история одной любви iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Конспект урока по литературе в 9 классе история одной любви iconКонспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии»...
Цель урока: Подвести учащихся к формулировке основной идеи трагедии – истории души, поражённой гордыней

Конспект урока по литературе в 9 классе история одной любви iconУрока по литературе в 10-м классе на тему "Есть женщин® в русских селеньях"
Конспект открытого урока по литературе в 10-м классе на тему "Есть женщин® в русских селеньях"

Конспект урока по литературе в 9 классе история одной любви iconУрока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района

Конспект урока по литературе в 9 классе история одной любви iconКонспект урока по литературе в 9 классе «Мы пришли к поэту в гости»
Цель: обобщить и углубить знания обучающихся о личности А. С. Пушкина, его жизни и творчестве

Конспект урока по литературе в 9 классе история одной любви iconКонспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского

Конспект урока по литературе в 9 классе история одной любви iconПлан-конспект урока по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси»
Базовый учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. С древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса

Конспект урока по литературе в 9 классе история одной любви iconКонспект урока. Тема. А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»: история создания; пролог
Программа литературного образования под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1)

Конспект урока по литературе в 9 классе история одной любви iconПлан конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции