Исследование по теме мы начинаем с определения понятий. Благодаря работе М. П. Гурьяновой «Жизнеспособность личности как педагогический феномен» portalus ru›modules




Скачать 304.99 Kb.
НазваниеИсследование по теме мы начинаем с определения понятий. Благодаря работе М. П. Гурьяновой «Жизнеспособность личности как педагогический феномен» portalus ru›modules
Дата публикации14.05.2014
Размер304.99 Kb.
ТипИсследование
literature-edu.ru > Лекции > Исследование


Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………..3

2. Литературный обзор…………………………………………………………...4

3. Методы исследования………………………………………………………….6

4. Краеугольные камни жизнеспособности……………………………………..6

4.1. Ответная любовь к родителям…………...………...………….…………..6

4.2. Труд и бережное отношение к времени…………...………….…………..7

4.3. Образование …………………………...…………...………….…………..8

4.4. Вера……….. …………………………...…………...………….…………..9

4.5. Преодоление трудностей…………………………………………………10

4.6. Отношение к смерти и памяти…………...……………………………..12

5. Две концепции жизнеспособности……………………………………………9

5.1. «Человек среди людей» Федора Углова………………………………..14

5.2. «Магия мозга» Натальи Бехтеревой……………………………………14

6. Проверка полученных данных……………………………………………….21

8. Выводы………………………………………………………………………...25

9. Использованная литература………………………….………………………26

1. Введение.
Каждый из нас мечтает жить долго и счастливо. В развитых странах, в том числе в России, создаются научные концепции здорового долголетия. Как правило, они носят медицинский или экологический характер. На бытовом уровне свои услуги предлагает индустрия омоложения.

С другой стороны среди людей возраста, далекого от старости, по-прежнему популярны различные «увлечения», сокращающие жизнь: курение и алкоголизм, наркомания, компьютерная зависимость, слушание громкой музыки и многое другое. Человек в поисках удовольствий делает все, чтобы потерять интерес к жизни и способность жить.

Политики вводят запретительные меры. Психологи и педагоги разрабатывают профилактические программы. Медики создают новые лекарства. Биологи разгадывают код долголетия. Однако многие понимают, что фундамент долголетия – жизнеспособность, явление комплексного характера, в основе которого духовные процессы.

Гипотеза нашего исследования формулируется так: «Жизнеспособность – главное условие счастливого долголетия – основана не столько на медицинских и экологических, сколько на культурологических факторах».

Цель – доказать, что жизнеспособность человека зависит от его воспитания, системы ценностей, мировоззренческих установок, образа жизни, способности трудиться и приносить плоды.

Для достижения цели мы поставили перед собой задачи:

  • изучить биографии и интервью выдающихся долгожителей, которые до конца жизни были примером жизнеспособности, вывести принципы жизнестойкости каждого из них,

  • рассмотреть технологии долголетия Ф.Углова, Н.Бехтеревой,

  • на основе опроса долгожителей, живущих рядом, вывести факторы, способствующие долголетию, определить долю культурологических факторов.


2. Литературный обзор.
Исследование по теме мы начинаем с определения понятий. Благодаря работе М.П.Гурьяновой «Жизнеспособность личности как педагогический феномен» (portalus.ru›modules/shkola/rus_readme.php) мы выясняем, что «жизнеспособность личности есть способность человека к самоопределению, самостоятельному выбору своего жизненного пути, жизнетворчеству, организации собственной жизнедеятельности. Такой подход требует от человека оптимизма, готовности воспринимать реальность и действовать в ней вполне определенным образом, личностных качеств, знаний, умений, навыков, способностей».

Близкое по смыслу определение находим в статье И.М.Ильинского «Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений» (ilinskiy.rupublications/sod/konts-vosp-5.php): «жизнеспособность - это свойство личности, ориентирующее на деятельное отношение человека к собственному существованию, когда он выступает как субъект деятельности, самоопределения и саморазвития, инициативный носитель и проводник духовно-нравственных ценностей». Данное свойство личности проявляется в созидательной, здоровьесберегающей деятельности, активной работе по преобразованию самого себя и окружающей среды. Оно предполагает поведение, ориентированное на здоровый образ жизни, на обретение духовно-нравственных ценностей как в условиях повседневной реальности, так и в трудных жизненных ситуациях» «Жизнеспособность - это личное качество индивида, характеризующее его стремление достойно себя проявить в различных социально-экономических ситуациях, в том числе и в условиях дисгармоничного социума. Оно предполагает адекватное поведение человека на всех этапах жизненного пути, в любой ситуации. Это способность человека к разумной организации и проектированию собственного предначертания. Оно предусматривает готовность к организации собственной трудовой и профессиональной деятельности, включая определение целей и способов их достижения на каждом этапе становления личности, расширение круга межличностных отношений, закрепление достигнутых результатов. Эти способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам».

«Аспект – точка зрения, рассмотрения» («Толковый словарь иностранных слов»). Выбрав для анализа культурологический аспект, мы предположили, что доля культурологических причин жизнеспособности выше, чем доля биологических и медицинских причин. К культурологическому аспекту такого явления, как жизнеспособность, мы отнесли воспитание, систему взглядов, принципов, ценностей, систему поведения, реагирования на внешние обстоятельства, отношение к вере, образованию, труду, творчеству, традициям.

Для подтверждения мы решили изучить биографии и интервью людей, проявивших высокую жизнеспособность. Нам было важно обратиться к непререкаемым авторитетам. Мы выбрали для изучения судьбы и мнения тех, кого смело можно назвать «Имя России»: писатель, автор «Архипелага Гулага» Александр Солженицын, хореограф, создатель знаменитого ансамбля народного танца Игорь Моисеев, ученый-культуролог, автор «Писем о добром» Дмитрий Лихачев, хирург-просветитель, сделавший свою последнюю операцию в сто лет, Федор Углов, исследователь головного мозга Наталья Бехтерева, архимандрит Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин).

Были прочитаны книги:

  • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «Духовная аптека»,

  • Бехтерева Н.П. «Магия мозга и лабиринты жизни»,

  • Бехтерева Н.П. «Магия творчества и психофизиология»,

  • Лихачев Д.С. «Письма о добром»

  • Лихачев Д.С. «Земля родная»

  • Лихачев Д.С. «Воспоминания»

  • Углов Ф.Г. «Человек среди людей»,

  • Углов Ф.Г. «В плену иллюзий»,

  • Углов Ф.Г. «Человеку мало века».

Мы познакомились с материалами интернета и периодической печати, видеоматериалами:

  • телеинтервью и интервью с Бехтеревой Н.П., Лихачевым Д.С., Моисеевым И.А., Солженицыным А.И., Угловым Ф.Г.,

  • документальный фильм «Псково-Печерский монастырь»,

  • коллекция концертов ансамбля танца Игоря Моисеева.


3. Методы исследования.
Исследование состояло из трех этапов. На первом этапе изучения биографий и мнений о долголетии и жизнеспособности был произведен синтез и анализ информации.

На втором этапемы изучили концепции долголетия, сформулированные учеными Угловым Ф.Г. и Бехтеревой Н.П. и сверили с информацией, полученной при выполнении 1 шага.

На третьем этапе был произведены наблюдения и опрос долгожителей, с которыми нахимовцы встречаются, общаются, о ком заботятся. Респондентами стали ветераны-моряки, ученые, преподаватели, журналисты, служащие храмов, артисты драматических и музыкальных театров (обитатели Всероссийского Дома ветеранов сцены).

По каждому шагу были сделаны выводы.

4. Краеугольные камни жизнеспособности

4.1. Ответная любовь к родителям
Изучив биографии шести выдающихся долгожителей, мы отметили, что каждый из них испытывал глубокую, трепетную любовь к родителям, особо теплые отношения к матери, в высшей степени почитание отца.

Федор Григорьевич Углов принимает любовь к матери за начало жизнеспособности, называя ее самой сильной. Любовью к матери и Родине, по мнению доктора, укрепляется внутренний стержень человека, продлеваются годы жизни. По мнению ученого, любовь требует прежде всего дисциплины — повиновения законам семьи и Отечества.

Взаимная любовь родителей и детей помогает юному поколению правильно определить жизненный путь, даже если с первого взгляда обстоятельства складываются случайно. Отец будущего хореографа Игоря Моисеева боялся дурного влияния улицы на сына и постарался пристроить 14-летнего Игоря к какому-либо делу. Однажды он узнал от кого-то, что недалеко от дома есть балетная студия, куда как раз в это время проводился набор. Он предложил сыну поступить в эту студию, полагая, что, кем бы он ни был в дальнейшем, ему пригодятся осанка, манера держаться, изящество поведения — качества, которые дает танец. Так Игорь Моисеев попал в студию бывшей балерины Большого театра Веры Ильиничны Масоловой (1920). Такие промыслительные случаи из своей жизни называют все долгожители, о которых нам удалось прочитать и узнать из живого общения.
4.2. Труд и бережное отношение к времени
С малых лет они воспитывались в труде: любили учиться, но к тому же с детства «умели жать хлеба, косить сено, молотить, доить корову, знали шитье и столярное дело». (Ф.Г.Углов)

Федор Углов писал: «Самое большое богатство, которое можно получить в наследство, — это трудолюбие. Оно даёт возможность человеку создавать то, что другому, лишенному этого качества, недоступно. Труд — это стимул и источник жизни и прогресса, без которого человек не может идти вперёд… Труд необходим для душевного здоровья человека так же, как чистый воздух для его физического состояния… Трудолюбие легко позволяет переключать все виды энергии на творчество». Труд, по мнению хирурга, - лучшее средство преодоления неудач: «Один из моих друзей рассказывает: если неудача меня постигает, я тотчас же сжимаюсь, силы во мне прибавляются, я начинаю работать с остервенением. В такое время делаю в два-три раза больше, чем в обычное».

Рядом с трудом ученый-врач ставит деловитость: «Надо приучать себя смолоду быть быстрым и прилежным во всех, даже незначительных, делах, не откладывать на завтра, что можно сделать сегодня. Надо преследовать свою цель упорно и неутомимо, и пусть всякая новая трудность или даже неудача не только не лишает мужества, но, напротив, ещё больше воодушевляет.
4.3. Образование
Образование для них было не дверью к карьере, а возможностью открывать неведомое, постигать непознанное, создавать новое. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Образование должно воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность человека и общества. Воспитывают же и укрепляют людей: впрямую религия, а более сложным путем — музыка (особенно, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)».

Игорь Александрович Моисеев – величайший хореограф XX века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры считал, что народная фольклорная хореография несет в себе духовный код народа. На собственном жизненном опыте он убедился, что от занятий и созерцания танцем не только поднимается настроение, но и прекращается болезнь, уходят страхи, неуверенность, восстанавливается интерес к жизни.

Высокие нравственные ценности и жизненные принципы каждого из них базировались на вере. В своей «Духовной аптеке» архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «Любовь - это жизнь, это - радость жизни, это продление жизни… Жизнь - подвиг, жизнь - наука, она воспитывает в нас и терпение, и смирение, и любовь. Твори во имя любви к людям…». Батюшка называл любовь «тем компасом, который в любой ситуации покажет верное направление и любого человека превратит в друга». А в другом месте добавлял: «Доброта вообще - качество хорошее, но и она должна контролироваться светом Божиих повелений».
4.4. Вера
Солженицын говорил: «Для меня вера – это основа и укрепа личной жизни человека».

Дмитрий Сергеевич Лихачев, прошедший ГУЛАГ и переживший блокаду, показывал, что и в чудовищных условиях можно оставаться честным, заниматься настоящей наукой. Размышляя над теми портретами людей Древней Руси, которые выходили их подпера ученого, читатель его книг неминуемо задавался вопросом, а что делало этих людей такими. И получал ответ - вера христианская. Лихачев редко прямо говорит о Боге, но, показывая многогранность и глубину литературы Древней Руси, намечает для своего читателя верную дорогу к Нему.

Особая тема в его творчестве Д.С.Лихачева - неповторимость человеческого "я", чудо личной уникальности каждого, которое он связывает не с гордыней, а с присутствие Образа Божия в каждом человеке. Причем о главном его проявлении он пишет: «Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни».

А в 7-м письме «Что объединяет людей?» Д.С.Лихачев раскрывает содержание нравственности: «Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие страдания требует своего полного возрождения и развития».

Культура у Дмитрия Сергеевича называлась стражем жизни, она сопрягалась со святостью: «Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации».

Желая передать подрастающему поколению основы духовно-нравственно воспитания, он писал и публиковал письма одобром, составил на основе Евангелия Христова 25 нравственных заповедей.

  • Люби людей — и ближних и дальних.

  • Твори добро, не видя в том заслуги.

  • Люби мир в себе, а не себя в мире.

  • Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.

  • Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение — путь к житейской мудрости, не гнушайся им!

  • Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) называл духовную жизнь трудом упорным, нескончаемым на всю жизнь. Он писал: «А если всё наше молодое поколение (наше будущее) воспитается на чужих "хлебах" (и идеях), то Родина для них станет чужая, и они Ей тоже. Дай Бог всем нам понять это сердцем. Только тогда у России будет будущее. Будем молиться, чтобы дети наши обретали стремление учиться ради благородной цели - послужить Родине-России».
4.5. Преодоление трудностей
За плечами шести долгожителей были лишения, потери близких, война, у некоторых – тюрьма, но в них не было ропота. Вместо сетований и обид – творчество, открытия, просветительство. В самые трудные минуты жизни они несли утешение и радость окружающим.

Старец Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин) писал: «А крылышки наши иногда повисают, и нет сил взмыть в небо, это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звёздное - небо Божие, не исчезло. А слёзы, труд, болезнь сердца на нашем пути неизбежны. Они приводят людей к познанию истины. Только претерпевший до конца спасется. Да и терпеть-то есть ведь за что. Дожили мы до таких времен - ум людской - каверзен, сердце стало лукаво. Скорби и болезни еще ходатайствуют о нашем спасении. Так что молитесь, не отчаивайтесь. Полюби свою претрудную жизнь. Живи каждый день с Богом, и Он проведет сквозь бури жизни в покой и со спокойным сердцем».

Особое отношение у батюшки к болезням: «Всякое заболевание есть следствие греха. Это самый ценный и многообещающий труд духовный, ведь ничто так не смиряет человека, как болезни. Все от Бога, а значит - все во спасение».

Отец Иоанн называет скорби и болезни нелицеприятным руководителем, который и лечит, и учит, и вразумляет: «Болезни - это есть крест, который пожигает грехи, которые мы и грехами не осознаем. А потому благодарим милосердие Божие, посланное нам в болезнях. И пройти через горнило их предстоит каждому христианину по той простой причине, ибо несть человека, который жил бы и не согрешил. Молись не о том, чтобы болезни ушли, но чтобы ты их правильно оценил и воспринял.

Они считали, что тренировка физических сил способствует долголетию. Но ещё одной важной необходимостью является тренировка духовных и душевных сил. Д.С.Лихачев основой жизненной выносливости считал интеллигентность: "Интеллигентность - способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям".
Интеллигентность необходимо развивать в себе, тренировать душевные силы, как тренируют физические. Это возможно и необходимо в любых случаях. Социальный долг человека - быть интеллигентным. "Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и "ауры доброжелательности" вокруг него и к нему".

В заметках «О жизни и смерти» Д.С. Лихачев писал: «Жизнь была бы неполна, если бы в ней совсем не было печали и горя. Если человек ни о ком, ни о чем не заботится, его жизнь „бездуховна“. Ему нужно страдать от чего-то, о чем-то думать. Даже в любви должна быть доля неудовлетворенности („не все сделал, что мог“)».
4.6. Отношение к смерти и памяти
Мудрым, духовно осмысленным было отношение к смерти. Вистории русской культуры есть негласный моральный кодекс: жизнь великого человека, неважно, общественного, религиозного или литературного деятеля, в гораздо большей степени проверяется его смертью, чем рождением. Известный пушкинист Валентин Непомнящий считает это "пасхальной" чертой русской культуры.

Отвечая прямо на вопрос о своем долголетии, Игорь Александрович Моисеев говорил: «Не курил, не пил. Долго занимался хореографическим классом». Здоровый образ жизни отличал каждого.

Александр Исаевич Солженицын признавался, что смерти ждет спокойно: «Уже давно не испытываю перед смертью никакого страха. Ощущаю её как естественную, но вовсе не конечную веху существования личности. Считаю, что пока живешь, должна в тебе быть пружина – толчок к действию». Он был студентом, солдатом, боевым офицером, зэком, школьным учителем, борцом с властью, политическим изгнанником, нобелевским лауреатом и, пожалуй, самым знаменитым из живых писателей мира. Он был признан за границей, но основой своего долголетия, которое считал чудом, называл духовную связь с родной культурой: верой, языком, традициями. На протяжении жизни он много раз был на волосок от смерти: на войне, в лагерях, болея смертельной болезнью, от которой в принципе не выживают... Он воспринимал свою жизнь мистически, как бремя долга перед высшей силой, признавался, что секрет его долголетия в каждодневном труде.

У него было какое-то исключительное чувство драгоценности времени, какое обычно бывает как раз у людей, которые понимают, как Чехов, что им отпущен короткий жизненный срок. Он и здесь был исключением из правила: прожил почти 90 лет, дорожа каждой минутой жизни, боясь потратить ее впустую, буквально страдая от вынужденной праздности: «Когда я в лагере был, то я писал даже на каменной кладке. Я на клочке бумажки писал карандашом, потом содержание запомню и уничтожаю бумажку».

Академик Д.С.Лихачев связывает понятие смерти и памяти, причем, призывает помнить не только о прошлом, но и о будущем: «Память- преодоление времени, преодоление смерти. В этом ее величайшее нравственное значение.

Дмитрий Сергеевич не стремится сделать в науке все, наоборот, он сознательно оставляет работу для следующего поколения, зачастую только намечает приблизительный "маршрут" для будущего исследователя.

О времени он мыслил как о способе восприятия мира, как о форме существования и объяснял: «Всё убегающее от нас будущее необходимо для сохранения за нами свободы выбора, свободы воли, существующих одновременно с полной Божьей волей, без которой ни один волос не упадет с головы нашей. Время — одна из форм реальности, позволяющая нам быть в ограниченной форме свободными».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) называет границу человеческой свободы просто – Божий промысел. В его трактовке смерти нет и тени темноты и отчаяния. За несколько месяцев до смерти он пишет: «Так будем продолжать жить, радуясь за прожитое и пережитое; за то, что жизнь еще продолжается; и за то, что Заря Вечности уже стучится в нее».
Выводы по первому шагу:

  1. в основе жизнеспособности выдающихся долгожителей высшие духовные ценности, что определяло спектр их отношений, стиля поведения, трудов и плодов деятельности,

  2. их жизнеспособность формировалась путем духовного, душевного и физического закаливания, к которому относится прежде всего цепь непреодолимых трудностей, к которым они были приготовлены опытом детства и воспитанием,

  3. долгожителями была правильно угадана жизненная стезя, личностный потенциал они реализовали.


5. Две концепции жизнеспособности
Федор Григорьевич Углов и Наталья Петровна Бехтерева создали свои системы продления жизни.
5.1. «Человек среди людей» Федора Углова
Доктор Углов медицинское знание постоянно соединяет с нравственным. «Мы, врачи, - пишет академик Ф.Г.Углов в книге «Человек среди людей», - часто встречаемся с заболеваниями, вызванными грубостью и невниманием других людей. С грубостью надо бороться как с серьёзным и опасным злом. Многочисленные эксперименты показывают, что отрицательный психологический раздражитель оказывает своё вредное влияние даже у животных. В разговорах и поступках очень важно сохранение такта. Если пуля, выпущенная врагом, может повредить часть тела, то грубое слово попадает в сердце и нередко валит человека наповал».

Очень важно, по мнению ученого, отношение человека к раздражителям по отношению к себе, умение относиться даже к очень неприятным явлениям как можно проще, легче, не придавая им особого значения, не отводя им в своём сердце много места. Тут надо подключать интеллект, ум, развивать в себе способность самоанализа, самоконтроля, самонастроя.

Федор Григорьевич с позиции здоровьесбережения дифференцировал чуткость и ранимость. Чуткость – умение видеть беду других и приходить на помощь, ранимость – излишне бережное отношение к себе. Ранимость он относил к области самомнения.

«Некоторые люди любят говорить о себе и своих делах, - писал кардиолог, - Нередко это деятельные, способные люди, которые много делают в своей области. Увлекаясь делом, они с энтузиазмом рассказывают о своей работе, стараясь показать её ценность. Постепенно увлекаются и теряют над собой контроль. Растет самомнение и повышается вероятность глубоких нервных расстройств в случае поражения».

«Хорошее воспитание, - полагал Ф.Углов, — это такое, которое человек получает в здоровой трудовой семье, в школе, где работают умные честные учителя, в вузе при наличии соответствующих воспитателей, в хорошем трудовом коллективе». Однако он отмечал, что при иных условиях человек может добиться высоких целей самовоспитания. Много читая и наблюдая за поведением различных людей в обществе, такой человек сумеет сам взрастить в себе хорошие качества и добьётся того, что другие получают в семье или школе. Было бы желание и настойчивость.

Благородство, жертвенность, трудолюбие, жизнерадостность Федор Григорьевич называл лучшим средством выносливости и жизненной стойкости в стрессовых обстоятельствах: «Во всех делах благородный человек показывает человеческое достоинство, не унижается и тогда, когда его жизни грозит опасность. Большое значение имеет окружающая среда. Вот, например, в наш Военно-Морской Флот разные люди приходят. А наденут форму моряка, и законом жизни для них станут честность, храбрость, патриотизм, благородство». В подтверждение уместно вспомнить великих моряков Ф.Ф.Ушакова, П.С.Нахимова, Д.Н.Сенявина, в основе жизненной стратегии которых верная служба, любовь к Отечеству, абсолютная жертвенность, простота и доброта. Их выносливость и воля к жизни базировалась на стремлении спасти других, а не получить награды. «Человек непременно должен быть добрым. Злые обычно слабые, безвольные. Надо стремиться делать людям добро» - пишет Ф.Г.Углов.

Полагаясь на врачебный опыт, следствием недостатка доброты выдающийся хирург называет болезни сердца. «К нам в клинику нередко привозили больных, у которых предполагалась какая-то катастрофа в брюшной полости, а на самом деле у них оказывалось больное сердце. Если боли появлялись после неприятных разговоров, обид, оскорблений, унижений, страха, клеветы, грубости, несправедливости и других психологических травм, надо обязательно подумать о сердце. Среди болезней сердца, которые чаще всего возникают или усугубляются от неприятностей, надо в первую очередь назвать стенокардию, или коронарную недостаточность, которая может закончиться инфарктом»..

Среди причин, стоящих на пути к долголетию, Федор Григорьевич называет курение и пристрастие к алкогольным напиткам. Бывает, человек попадает в среду людей, которых скрепляет пьянка, бесстыдство, сквернословие. Иные это даже называют дружбой, требуют соблюдения их «законов». Они стараются друг перед другом выставить себя героями, щеголяют непотребными делами, совращают девушек, устраивают дебоши». Вот почему подлинную дружбу Федор Углов считает фактором жизнестойкости.

Долгие годы кардиолог изучал последствия пьянства, сновал и возглавлял Всесоюзное (затем Всероссийское) общество трезвости. Он пишет: «Даже от пятидесяти граммов водки у человека затрудняется восприятие, мышление, понижается внимание, движения становятся менее точными, резко снижается работоспособность, хотя выпившему кажется, наоборот, что сил у него прибавилось. Особенно стойко снижается работоспособность при систематическом употреблении даже небольших доз алкоголя. Доказано, что приём 30—50 граммов водки снижает интеллектуальные способности человека на срок от нескольких часов до одного-двух дней. Даже при выполнении таких простых задач, как счёт устный или письменный, 20—25 граммов алкоголя ведут к снижению темпа работы и увеличению количества ошибок. Вредное действие алкоголя на желудочно-кишечный тракт общеизвестно. У лиц, злоупотребляющих водкой, рак желудка встречается гораздо чаще, чем у трезвенников или пьющих слабые напитки. В настоящее время доказано, что алкоголь способствует гипертонической болезни. Учитывая степень распространения этого заболевания, тяжесть течения и последствия его, алкоголь и в этом случае оказывается очень вредным и опасным агентом.

Мозг и вся нервная система при постоянном употреблении алкоголя резко страдают, а изменения в психической жизни человека возникают рано и прогрессируют быстро. В далеко зашедших случаях меняется характер алкоголика. Он становится легковозбудимым, злобным, упрямым и жестоким, иногда доходит до бешенства. Так деградирует личность. У людей, много пивших и даже уже покончивших с этой привычкой, рано наступает так называемое старческое слабоумие».

Курение стоит в том же ряду факторов, ослабляющих жизнеспособность и возникающих при недостаточном духовном опыте: «Среди некурящих рак лёгкого встречается 12 раз на сто тысяч человек. Курение вызывает преждевременный износ сердца, сосудов, мозга и других жизненно важных органов. Одна выкуренная сигарета увеличивает пульс на двадцать ударов в минуту, поднимает давление на несколько десятков миллиметров, понижает кожную температуру. Эти изменения держатся около тридцати минут. Таким образом, в течение дня сердце постоянно получает дополнительную нагрузку, которая со временем приводит к заболеванию. Курящие умирают от коронарного тромбоза на четыре года раньше, чем некурящие. У людей с болезнью сосудов курение вызывает их резкий спазм, в результате чего любое лечение будет бесполезным, если больной продолжает курить. Табак пагубно влияет и на желудочно-кишечный тракт. Пагубное влияние табака особенно убедительно выявляется на женском организме: на деторождаемости, на детях».

Режим, привычка к которому развивается в процессе воспитания, - еще один краеугольный камень долголетия: «Для бесперебойной и длительной работы важнейших органов человека необходим режим, то есть последовательность труда и отдыха. При отсутствии отдыха происходит переутомление, а затем и болезнь. Болезненные изменения обычно наступают не сразу. Благодаря компенсаторным механизмам организм выправляет все нарушения, но проходят месяцы, иногда и годы, и наступают необратимые изменения. Для активной жизни имеет значение не только продолжительность сна, но и его время. Наиболее полезным является ночной сон». Опасным явлением является бурная развлекательная ночная жизнь. Она не замедляет с губительным результатом, если становится привычкой. Но если в силу профессии человек вынужден работать ночью, достаточный дневной сон также полностью освежает человека. Федор Углов пишет: «Режим в жизни человека не есть что-то такое, что лежит бременем и мешает жить свободно и весело. Режим — это прежде всего разумная смена труда и отдыха, сохраняющая бодрость, силу и здоровье и делающая жизнь интересной и приятной».

Приобщение к традициям здорового питания, которыми богата культура всех народов Федор Углов считает средством установления режима питания. Он настаивает на разумном сочетании расхода энергии и уменьшения потребления.

Еще один краеугольный камень, по мнению хирурга – сохранение семейных традиций, в условиях которых человек развивается гармонично. «В период созревания организма юноша и девушка инстинктивно стремятся найти себе пару, найти объект для своего чувства. При этом нередко физическое влечение превалирует над психологическим, и молодой человек или девушка не задумываются над тем, насколько избранник достоин их чувства. Этот период чреват многими ошибками, если у того или другого не хватит ума, чтобы не поддаться чисто физическому влечению.

Чем ниже интеллект, тем слабее контролируется чисто физическое влечение, тем менее устойчив молодой человек в моральном отношении. Если же у юноши недостаточно развито чувство человеческого достоинства, внутренней совестливости, он будет стремиться к отношениям, которые не связывали бы его, не были бы для него обременительными. Чем ниже моральные устои, тем с большей силой он будет склонять свою партнершу, нередко прибегая к обману и ложному заверению в любви и преданности. Сила психологического компонента влечения зависит от степени развития самой психики. Чем она более развита, тем сильнее эмоциональная сторона влечения. И у людей с хорошо развитой психикой эмоциональный компонент превалирует над всем остальным».

Панацеей от неразумного отношения к отношениям доктор Углов называет воспитание в традициях, на духовных жизненных принципах: «Молодежь должна сознавать, что, помимо подрыва моральных устоев, безответственное отношение к вопросам брака и семьи станет источником целого ряда личных трагедий, причём не только юноши и девушки, но и ребёнка, который может родиться от подобной связи».

Основой любви, в том числе к человеку противоположного пола, Федор Углов считает альтруизм, называя его главным двигателем жизни. «Чем развитее интеллект человека, - пишет врач, - тем крепче его внутренние тормоза. Почти каждое более или менее серьёзное достижение в любой области человеческой деятельности связано с необходимостью ограничения потребностей в сфере влечений и страстей в пользу развития духовных ценностей или ради достижения поставленной цели».

К любви, по мнению ученого, нельзя относиться легкомысленно. В этом чувстве разумно сливаются влечение и дружба. При этом любовь тем сильнее и крепче и даёт больше радости, чем разумнее сочетаются эти два чувства, как в воздухе в разумной пропорции сочетаются кислород и азот. И если те же составные части будут соединены неправильно, какая бы составная часть ни превалировала, воздуха, настоящего, которым можно дышать и быть здоровым, не получится. Так и в любви. Если здесь будет превалировать физическое влечение, такое чувство будет приближаться к животному. Любовь должна быть основным фактором, объединяющим в браке двух людей».

Особое здоровьесберегающее средство, по мнению Федора Углова, воспитание ребенка в амосфере любви, согласия, труда, объединяющего всех членов семьи. «Родители являются для детей тем миром, из которого они черпают примеры для своих поступков, и тем эталоном, по которому строятся затем взаимоотношения мужчин и женщин. Невротическое состояние, развившееся в ранней стадии из-за неурядиц в семье, часто затем продолжается и в зрелом возрасте».

Таким образом, в программу личного оздоровления Федор Григорьевич включает систему нравственных ограничителей:

  • любовь к матери, семье и Родине, к своему народу,

  • трудолюбие, деловитость и творчество,

  • сдержанность в суждениях и поступках, склонность к самоанализу, тактичность,

  • свободолюбие, неприятие угодничества и криводушия,

  • правдивость и верность слову,

  • храбрость, честность и благородство,

  • уважение к труду других людей, отсутствие стремления придать значение своим собственным достижениям,

  • скромность и простоту,

  • храбрость, честность и благородство,

  • умение дружить,

  • организацию семьи на основе духовных отношений – любви, жертвенности, верности,

  • установление и соблюдение режима труда, отдыха и питания,

  • полный отказ от вредных привычек,

  • оптимизм.

Книга была написана в конце 70-х годов 20 века, но восхождение к заповедям Ветхого и Нового завета очевидно.
5.2. «Магия мозга» Натальи Бехтеревой
Наталья Петровна Бехтерева — нейрофизиолог, академик, научный руководитель Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург), исследовала принципы деятельности головного мозга человека в норме и патологии, особенно физиологические основ психической деятельности.

В последние годы жизни академик Наталья Бехтерева пыталась найти механизм влияния интеллектуальной нагрузки, работы мозга на физиологическое состояние организма.

В образе долголетия образа жизни никогда не отводилось место умственной деятельности, нагрузке на мозг. Многим пожилым людям, больным, перенесшим инсульт врачи часто советуют эту нагрузку уменьшить. Академик Наталья Бехтерева была уверена в обратном – интеллектуальные сверхзадачи могут не только помочь преодолеть физические недуги, но и значительно продлить жизнь. Она много лет занималась темой продления жизни и поиском объяснения механизмов того, как мозг может управлять организмом, телом человека.

В книге «Мания мозга» Наталья Бехтерева писала: «Известный ученый-физиолог Евгений Николаевич Соколов когда-то доказывал, что мозг живых существ функционирует по «меченым линиям». Он исследовал низших животных и обнаружил, что работа их мозга запрограммирована. Нейронная сеть у них формируется таким образом, что нервные импульсы распространяются, как поезда по рельсам, с остановками в нужных местах. У человека мозг устроен гораздо сложнее, но и у нас есть такие меченые линии». Именно по ним «проходят» привычные действия, доведенные до автоматизма: когда вы, входя в комнату, протягиваете руку к выключателю, садитесь за стол, берете привычные предметы.

Когда человек начинает делать что-то новое, то сначала включается весь мозг, но постепенно различные его области отключаются и в рабочем состоянии остаются только те из них, которые необходимы для данной деятельности. Чем она проще, тем меньше областей остаются «включенными». Экономный режим освобождает мозг для чего-то большего. Но далеко не все люди пользуются этой возможностью в полной мере.

В Институте мозга человека РАН изучается мозговая организация творчества. Испытуемым-добровольцам задаются специальные тесты разной сложности (например, составить рассказ из связанных и из не связанных по смыслу слов), и с помощью ЭЭГ и ПЭТ наблюдают, что происходит в этот момент в мозге. Оказалось, что творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношение к самым разным процессам, – здесь и память, и эмоции, и собственно креативность, и многое другое. Когда происходит «нестереотипная деятельность», мозг работает в полную силу и живет полноценной жизнью.

Если же человек провел свою жизнь в «стереотипной ситуации» – подметал улицы, стоял за конвейером, – словом, «ходил» по «меченым линям» и никак не компенсировал эту недогрузку мозга, то в старости он уже не сможет легко выучить иностранный язык, будет испытывать серьезные затруднения с памятью и многое другое. А тот, кто всю жизнь занимался умственной работой, сохраняет мозг в рабочем состоянии до глубокой старости, хотя память может и не быть такой острой, как в 20–30 лет.

Но и умственная нагрузка бывает разной силы, и у каждого человека есть свой кажущийся предел возможностей. А за этим пределом стоят сверхзадачи, выполнение которых и является решающим моментом, который может продлить жизнь.

Это задача, выполнение которой (постепенно или вдруг) стало необходимым; либо это то, чего безумно хочется, либо – чего не избежать. При этом результат нельзя купить, нельзя украсть, нельзя даже взять напрокат – сверхзадачу можно выполнить, только задействовав весь свой творческий потенциал. А дальше происходит следующее: сверхзадача будит мысль, мысль развивается, обрастает деталями – мозговой творческий потенциал активируется, и вот – уже не сразу, но довольно скоро, – думать становится легко и приятно, и мысль обрастает не только деталями, но и творческой радостью, эмоцией. Задача, которая еще вчера казалась невыполнимой, становится решаемой, такой или почти такой, какими были прежние задачи, тогда, когда проблемы «могу или не могу» не существовало. Человек открыл, казалось бы, не просто закрытую, а «забитую» дверь – в свое возрождение.

Сверхзадачи иногда ставит сама жизнь, они возникают перед нами, вызывая дилемму: «принять или не принять». Сверхзадачу нельзя решить по стереотипу, «матрицы решения» нет, ее надо решать каждый раз заново, и успех становится победой над устоявшимися за жизнь стереотипами. Мозг при этом активируется и обеспечивает необходимыми условиями себя и весь организм.

«Думанье» приводит к улучшению жизни. При решении сверхзадач в мозгу даже немолодого человека могут формироваться новые связи, и образуются (это уже теперь экспериментально доказано) новые нейроны – нервные клетки! Формирующиеся нейронные сети начинают работать и поддерживают не только хорошую интеллектуальную форму, но и влияют на многие процессы в организме. Работающий мозг лучше справится даже с последствиями инсульта.

Структуры мозга, которые дополнительно активируются при решении творческой задачи, имеют прямое отношение к различным аспектам памяти поведения и речи, ориентации во времени и пространстве, проявлениям личности. В то же время они влияют и на физиологические процессы, обеспечивающие важные функции. В возможности ряда из этих структур входит обеспечение эмоций, регуляция автономной нервной системы, дыхания, ритма сердца и т.д.

При решении сверхзадач в мозгу даже немолодого человека могут формироваться новые связи, и образуются (это уже теперь экспериментально доказано) новые нейроны – нервные клетки! Формирующиеся нейронные сети начинают работать и поддерживают не только хорошую интеллектуальную форму, но и влияют на многие процессы в организме. Работающий мозг лучше справится даже с последствиями инсульта.

Именно вовлечение человека в творческий процесс со всеми сопровождающими его перестройками в мозге и организме и приводит к статистически оправданной, пожалуй, удивительной ситуации, когда «умные живут дольше». Оживает мозг, оживает организм. Активный мозг и в пожилом возрасте продолжает регулировать почти все происходящее в организме.

К высшим формам творческих концентрации усилий головного мозга академик Н.П.Бехтерева относит молитву.
Выводы по второму шагу:

  1. в основе обеих концепций – синтез духовных, душевных и физических процессов в человеке,

  2. духовный опыт и воспитание – лучшее средство профилактики раннего старения,

  3. оба автора собственной жизнью доказали состоятельность своих концепций.


6. Проверка полученных данных
Третьим этапом работы стало наблюдение за пожилыми людьми, окружающими своим вниманием нахимовцев в училище, поездках, творческих делах и опрос их.

Мы заранее не составляли списка для опроса. Нашими респондентами становились те, кто встречался в поездках, приходил в гости в НВМУ. И только один адрес был выбран специально – Дом ветеранов сцены, с которым нахимовцы поддерживают дружеские отношения. В устной форме было опрошено 32 ветерана. Самому старшему респонденту – 95 лет, младшему – 72. Респондентами стали ветераны-моряки, ученые, преподаватели, журналисты, служащие храмов, артисты драматических и музыкальных театров (обитатели Всероссийского Дома ветеранов сцены).

Профессиональный спектр разнообразный: ветераны-моряки, ученые, преподаватели, журналисты, служащие храмов, артисты драматических и музыкальных театров (обитатели Всероссийского Дома ветеранов сцены). 16 из 32 в середине жизни меняли сферу деятельности.

Мыобратили внимание на то, что люди старше 72 лет производят впечатление юных. Живая речь, открытая эмоция, оптимизм, желание общаться. Причем, из 32 человек никто не отказался общаться с нами.

Из опрошенных тридцати двух ветеранов продолжают работать на различном поприще 18, занимаются несколькими видами деятельности – 10, знают и рассказывают интересные истории, поют, читают стихи – 32.

Четверо из 32 выросли в детском доме, но трепетно хранят память о родителях. Имеют высшее образование – 16. Помнят имена своих учителей – 32. Считают себя верующими – 30, православными – 29, ходят в храм – 11. Самые страшные впечатления жизни – потеря родителей, война. Наиболее часто повторяемые опрошенными ценности жизни: доброта, вера, честность.

Интересно, что среди респондентов не нашлось ни одного, кто курит. Три человека в середине жизни победили недуг пьянства. Среди любимых занятий: прогулки, чтение, молитва, занятия физкультурой, физический труд. 27 респондентов ухаживают за собой сами.

Константин Павлович Державин (82 г.) учит нахимовцев ходить под парусом. Игорь Петрович Богаченко (82 г.) продолжает читать лекции. Андрей Аркадьевич Бобыльков (85 г.) пишет проблемные статьи, отстаивая интересы и традиции Российской Армии и Флота. Михаил Иванович Смирнов (95 г.) встречается со школьниками с рассказами о войне. Галина Георгиевна Боровецкая (91 г.) ежедневно занимается вокальными упражнениями, сохраняя голос. Доброслава Анатольевна Донская (93 г.) читает лекции по истории русской литературы. Нелли Михайловна Тройницкая (73 г.) преподает в НВМУ. Самая юная из опрошенных Надежда Дмитриевна Патина (72 г.) девять лет живет без желудка – последствие раковой опухоли. Ее неделя расписана по часам: работа в храме, по дому, в огороде, уход за больными людьми.
Выводы по третьему шагу:

  1. в основе жизнеспособности опрошенных долгожителей высокие духовные ценности, жизненная активность,

  2. долголетие, по мнению ветеранов, – не просто дар, а великий труд,

  3. общий результат проверки-опроса подтвердил состоятельность концепций жизнеспособности Н.Бехтеревой и Ф.Углова.


8. Выводы
Благодаря данному исследованию удалось доказать, что жизнеспособность человека зависит от его воспитания, системы ценностей, мировоззренческих установок, образа жизни, способности трудиться и приносить плоды.

В процессе исследования мы пришли к выводу, что долголетие – результат способности человека выстаивать в любых ситуациях, не терять естественной потребности помогать, заботиться, приносить пользу во дни бед, делиться со всеми радостью в добрые моменты. Жизнеспособность – результат воспитания и самовоспитания, сопряженный с высокими жизненными принципами, активной деятельностью, отвращением от всего злого и «пожизненной нацеленностью на добро».

Данное исследование показывает, что долголетие закладывается в детстве и юности. Каждый человек может выстроить собственную стратегию долголетия на основе высших ценностей и созидательных способов поведения, реакций на окружающий мир, ответов на трудности, труда и творчества.
8. Литература и интернет-ресурсы


  1. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Духовная аптека, М., 2011

  2. Бехтерева Н.П.Магия мозга и лабиринты жизни, СПб, 2007

  3. Бехтерева Н.П. Магия творчества и психофизиология, СПб, 2006,

  4. Гурьянова М.П. «Жизнеспособность личности как педагогический феномен» (portalus.rumodules/shkola/rus_readme.php)

  5. Ильинский И.М. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений (ilinskiy.rupublications/sod/konts-vosp-5.php)

  6. Лихачев Д.С. Письма о добром, М., 2005

  7. Лихачев Д.С. Земля родная, М., 1983

  8. Лихачев Д.С. Воспоминания, Спб, 2005

  9. Мешков Ю.А. Александр Солженицын: Личность. Творчество. М., 1993

  10. ЧалмаевВ.Александр Солженицын: Жизнь и творчество. М., 1994
  11. Шамина Л. А., Моисеева О. И. «Театр ИгоряМоисеева». М., 2010



portalus.ru›modules/shkola/rus_readme.php

ilinskiy.rupublications/sod/konts-vosp-5.php

tolkslovar.ru.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование по теме мы начинаем с определения понятий. Благодаря работе М. П. Гурьяновой «Жизнеспособность личности как педагогический феномен» portalus ru›modules iconТрубы стальные термины и определения гост 28548-90 (ст сэв 6584-89)
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий основных видов стальных труб

Исследование по теме мы начинаем с определения понятий. Благодаря работе М. П. Гурьяновой «Жизнеспособность личности как педагогический феномен» portalus ru›modules iconЗащита древесины термины и определения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий, относящихся к защите древесины

Исследование по теме мы начинаем с определения понятий. Благодаря работе М. П. Гурьяновой «Жизнеспособность личности как педагогический феномен» portalus ru›modules iconСекция русской литературы
Данная работа представляет собой литературоведческое исследование творчества Иосифа Бродского с позиции определения лирического героя...

Исследование по теме мы начинаем с определения понятий. Благодаря работе М. П. Гурьяновой «Жизнеспособность личности как педагогический феномен» portalus ru›modules iconИсследование творчества Иосифа Бродского с позиции определения лирического...
Актуальность исследования обусловлена тем, что неразработанность данной проблематики не позволяет более глубоко и объективно осмыслить...

Исследование по теме мы начинаем с определения понятий. Благодаря работе М. П. Гурьяновой «Жизнеспособность личности как педагогический феномен» portalus ru›modules iconНазвание анг
Описание документа: Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области железнодорожной автоматики...

Исследование по теме мы начинаем с определения понятий. Благодаря работе М. П. Гурьяновой «Жизнеспособность личности как педагогический феномен» portalus ru›modules iconПсихологические условия формирования эмоционального интеллекта личности...
...

Исследование по теме мы начинаем с определения понятий. Благодаря работе М. П. Гурьяновой «Жизнеспособность личности как педагогический феномен» portalus ru›modules iconПлан работы заместителя директора по воспитательной работе Алиевой И. М
«Развитие детско-взрослой общности как условия для успешной социализации и гражданского становления личности»

Исследование по теме мы начинаем с определения понятий. Благодаря работе М. П. Гурьяновой «Жизнеспособность личности как педагогический феномен» portalus ru›modules iconА. Л. Бредихин аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин...
Особое внимание уделено характеристике политического и юридического суверенитета и их взаимосвязи. Автор формулирует определения...

Исследование по теме мы начинаем с определения понятий. Благодаря работе М. П. Гурьяновой «Жизнеспособность личности как педагогический феномен» portalus ru›modules iconИсследование источников и литературы по конкретной теме
Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

Исследование по теме мы начинаем с определения понятий. Благодаря работе М. П. Гурьяновой «Жизнеспособность личности как педагогический феномен» portalus ru›modules iconКурсовая должна быть написана на достаточно высоком теоретическом...
К курсовой работе как к самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции